Произведения М. Пришвина на уроках чтения в начальной школ. курсовая. Курсовая работа Произведения М. Пришвина на уроках чтения в начальной школе студентки iii курса группы 3 Н
Скачать 70.72 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки Калужской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Кировский индустриально - педагогический колледж» им. А.П. Чурилина Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Курсовая работа Произведения М. Пришвина на уроках чтения в начальной школе _ студентки III курса группы 3 «Н» Научный руководитель: Иванова А.В. Киров, 2021 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Природа – могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть. Природа всегда вызывает интерес – здесь сосредоточена истина. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». [1, с. 52] Эти замечательные слова о Михаиле Михайловиче Пришвине сказал Константин Паустовский, в некоторых чертах его литературный сосед. Природу в целом и каждое её явление в отдельности он воспринимал и как поэт, и как учёный. По мнению разных исследователей его творчества, он ещё и великолепный художник слова. Наше молодое поколение в настоящее время неохотно читает. Учащиеся школ и других учебных заведений не читают дополнительную литературу. Отсюда и низкая грамотность современного общества. Но если вчитаться в рассказы и стихи наших замечательных писателей и поэтов, можно очень много увидеть нового, необычного, интересного, сделать для себя полезные открытия. Мы предлагаем начать это с произведений М. М. Пришвина. Михайлович Пришвин - удивительный писатель, который называл сам себя художником. «Моё настоящее искусство – живопись, - утверждал Пришвин, - но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами. Теперь я понял себя, что по природе я не литератор, а живописец. Я вижу всё живописно и, не приученный к рисованию, пользуюсь словами и фразами, как красками и линиями. Так, будучи по природе живописцем, а ещё вернее музыкантом, я стал пользоваться для выражения себя силой другого искусства». [2, с. 11] Данное утверждение Пришвина послужило тому, что мы решили рассмотреть несколько произведений Михаила Михайловича «в цвете». Михаил Пришвин – один из своеобразных писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, «географических очерков» о природе и людях. В них все объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, являлся натуралистом, наблюдателем жизни природы, великолепным знатоком леса. Рассказы и повести писателя, включая самые маленькие, очень понятны и просты. Способность автора передать все великолепие окружающей природы, ее необъятность и, конечно же, само мастерство автора заслуживают истинного восхищения. Актуальность данной темы нам видится в том, что на уроках чтения должна осуществляться планомерная работа по формированию познавательных интересов у учащихся начальных классов. И этому могут способствовать уроки знакомства, чтения и анализа произведений М. Пришвина. Произведения М. Пришвина способствуют развитию определённых качеств личности ребёнка, но для этого необходимо создавать условия. Объект исследования: уроки литературного чтения в начальных классах. Предмет исследования: уроки по изучению произведений М. Пришвина в начальных классах. Цель работы: выявить особенности изучения произведений М. Пришвина на уроках литературного чтения в начальной школе. Исходя из цели работы, нами были выдвинуты следующие задачи: Выполнить анализ литературоведческих источников; Изучить УМК и школьные учебники по литературному чтению; Выполнить анализ методических разработок, конспектов и технологических карт уроков по творчеству М.Пришвина; Сделать выводы об особенностях работы над произведениями поэта в начальной школе. Методы исследования: Анализ источников; Синтез и обобщение полученной информации. Жизненный и творческий путь М. М. Пришвина Биография М. М. Пришвина Михаил Пришвин появился на свет 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении Хрущево-Левшино, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу. Его мать, Мария Ивановна, была приверженцей старообрядческой веры, отличалась тихим, спокойным нравом и занималась домом и воспитанием пятерых детей. Отца, Михаила Дмитриевича, все знали, как Непреодолимая привычка главы семейства делать ставки привела в итоге к полному банкротству семьи – был проигран конный завод, все состояние и родовое имение деда. Осознав все происшедшее, отец слег, настигнутый параличом. Вскоре он умер, оставив на жену пятерых детей и проблемы, связанные с полным отсутствием средств. Сложно представить, как справлялась с ситуацией разорившаяся вдова, но она смогла не только преодолеть ее, но и дать своим детям хорошее образование. Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. В отличие от своих преуспевающих братьев, учился он слабо и несколько раз оставался на второй год. Кроме того, у него был конфликтный характер, что приводило к ссорам с учителями. В результате в 1889 году, по прошествии шести лет, Михаил все еще оставался четвероклассником. Было принято решение об исключении его из школы. После этого Михаила отправили в Тюмень, к бездетному дяде со стороны матери. Дядюшка Миши был купцом, человеком слова и дела, поэтому он решительно взялся за перевоспитание племянника. Под его контролем Пришвин окончил Тюменское Александровское реальное училище. По совету того же дяди, решившего приобщить Михаила к коммерции, юноша поступил в Рижский политехникум. Во время учёбы он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки. После всех злоключений Михаилу, в 1902 году, наконец, удалось получить профессию инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете. По мнению Пришвина, личная жизнь должна сложиться у каждого человека. Женился на обычной крестьянке из-под Смоленска, когда ему было 25 лет. От брака у писателя было трое детей: все трое — сыновья, двое из них потом имели отношение к художественной литературе. Его жена никогда не мешала делам мужа и добровольно посвятила 30 лет своей жизни писателю. Были другие моменты личной жизни. Еще на обучении за границей его возлюбленной стала молодая англичанка. Это была всего лишь студенческая любовь, необходимая для полета, а не для семейных отношений. Девушка была очень строгих манер и сразу отказала еще не очень известному писателю. От перенесенного отказа Пришвин занялся поэзией, потом вернулся на Родину. Михаил, страдая от неразделенной любви, соглашается на брак с полуграмотной крестьянкой Ефросиньей Павловной, которая всегда напоминала ему англичанку из прошлого. После кончины первой жены Пришвин вдруг женился вновь. В 1950 году он искал секретаря. К нему на работу устроилась некая Валерия Лиорко (Лебедева), давшая обещание, что ни одна страница его творений не пропадет. Он предложил женщине свою руку и сердце. Эта женщина действительно не подвела писателя: даже после его смерти она работала с архивами, писала книги о выдающемся человеке и много лет руководила музеем писателя. Первый небольшой рассказ “Сашок” Пришвин напечатал в периодическом издании “Родник” (1906 год). Рассказ имел много положительных отзывов. После него Михаил немного забыл свою полученную профессию агронома, начал увлекаться фольклором и изучением этнографии. Стал много путешествовать по северным регионам. Посетил Карелию, Норвегию. Именно в этих поездках он наблюдал за дикой природой, бытом, речью коренных народов, записывал сказки, другие формы фольклора как путевые очерки. Выходят труды: “В краю непуганых птиц”, “За волшебным колобком”. Путешествуя по просторам Крыма и Казахстана, писатель пишет небольшие рассказы “Адам и Ева”, “Черный араб”. Он начинает ведение своих известных заметок, которое не прерывал всю свою жизнь, и общий объем их составил 25 томов. [3, с. 99] Под впечатлением от первого успеха Пришвин принимает решение все свое время посвящать творчеству. Он прекращает агрономическую деятельность и становится корреспондентом газеты. Но любовь к природе не дает начинающему писателю покоя, и он отправляется в путешествие на Север. В результате этой поездки, на берегах Северного Ледовитого океана и Белого моря появились его «Рассказы и сказки о природе». Вскоре имя Пришвина становится известным литературному сообществу. Он знакомится с Мережковским и Горьким. Отношения с Блоком не сложились в результате несовпадающих взглядов на политику. Основная особенность рассказов М. Пришвина состоит в том, что он умеет в обыденном показать нечто удивительное и необычное. Рассказы писателя могут быть совсем небольшими по объему, но в то же время в себе они несут колоссальную смысловую и философскую нагрузку, например, рассказ «Быстрик», о ручейке, который продолжает биться, сопротивляясь сильным морозам. Рассказ наполнен удивительным поэтическим описанием окружающей природы. М. Пришвин заставляет читателя обратить внимание, казалось бы, на неприметные с одной стороны, но необычайно удивительные, с другой стороны, вещи. Наиболее известное произведение писателя - сказка-быль «Кладовая солнца», написанная в 1945 г. Писатель уверен, что силы природы способны исцелить и обогатить духовно любого человека. Это он и хочет донести до своих юных читателей. Он часто затрагивает в своих произведениях тему поведения детей в природе, например, в рассказе «Лисичкин хлеб». Многие произведения М. Пришвина наполнены подлинной человечностью: «Журка», «Лягушонок», «Хромка» «Ёж», «Терентий». [4, с. 102] У писателя было много творческих планов, но тяжелая болезнь помешала их осуществить. 16-го января 1954 года Пришвин скончался. На момент смерти выдающемуся писателю был 81 год. Похоронен известный писатель на Введенском кладбище Москвы. Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался, прежде всего, к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. 1.2. Творческая деятельность для детей Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое. [5, с. 68] Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность. Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни. В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться. К числу таких писателей можно смело отнести М.М.Пришвина. Главная тема его творчества – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Пришвин описывает в своих рассказах отношение людей к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы. Пришвин никогда не делил своё творчество на “взрослое” и “детское”. “Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое”, – утверждал писатель. – [7, с. 71] Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал её двойным зрением: как писатель и как учёный. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства “через посредство охоты” … Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям. В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина “шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат”; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми. Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях (“Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки”). В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – всё это воспринимается нами как прекрасное начало. У детей формируется понятие о добре и зле, совести и чести. [8, с. 241] Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми. Детям органически присуща любовь ко всему живому, но внимание, наблюдательность, интерес их, конечно, нужно у ребёнка развивать и воспитывать – постепенно, последовательно, целенаправленно. Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы умеют разговаривать, есть у них свой язык. Это бывает только в сказках? А вот и нет! "Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не слышим", - так писал писатель, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц - и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы». [9, с. 14] Книги Пришвина "Лисичкин хлеб", "В краю дедушки Мазая", "Золотой луг", - азбука природы. Многому она научит, многое объяснит. Зимний лес. На снегу следы зверей и птиц. Ничего не сможете вы прочесть по этим следам, из рассказов Пришвина дети узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной речке водицы напиться. Есть в лесу и свой доктор - дятел. Дерево выслушал и "приступил к операции извлечения червя". Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру. Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и детей, и взрослых. В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят. Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам. Задача педагога - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них. Главные действующие лицами являются ребята, писатель и мать-уточка. Дети - хорошие, добрые, но легкомысленные. Они жестоко обошлись с утятами. Однако после встречи с писателем осознали свою вину и охотно подчинились его требованию. При воспроизведении образа детей следует обратить внимание не только на их поведение, но и на внутреннее состояние. В начале рассказа ребята не задумываются над своими поступками и их последствиями: увидев идущих к озеру уточек, они закидывают их шапками, пытаясь поймать. Поэтому при чтении описания ловли утят следует осудить поведение ребят, подчеркнуть, что они поступили нехорошо. Фразу «Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками» надо прочитать медленно, после слова ребята» сделать паузу, насторожить слушателей, обратить внимание на то, как поведут себя дети, встретившись с уточками. В словах «и зашвыряли шапками» должно прозвучать неодобрение, чтобы школьники вникли в поступок ребят и осудили их. [10, с. 99] Появление писателя должно вызвать у слушателей веру в то, что он сумеет помочь уточкам. Особенно надо выделить слова «с открытым ртом», «перелетывала в разные стороны, в величайшем волнении», чтобы вызвать у учащихся чувство жалости к птице, тревогу за судьбу ее детей. При чтении абзаца «Они как будто обрадовались моему приказанию», следует обратить внимание слушателей на поведение уточки, которая «бросилась спасать своих сыновей и дочерей», чтобы показать: птицы, как и люди, любят своих детей и тревожатся за них. [20, с. 17] А вот еще один рассказ Пришвина «Моя Родина». Здесь говорится о любви к природе. Главными героями рассказа является человек, любящий природу. Главная мысль рассказа заключается в том, чтобы беречь природу. Рассказ учит любить природу, любить леса, зверей и птиц. Учит бережно к ним относится, ничего в природе не губить напрасно, ради развлечения, говорит о необходимости заботиться, о чистоте природы, беречь природу. Мать героя всегда вставала рано утром. Однажды и сам герой встал так же рано и тогда мать угостила его чаем с необыкновенно вкусным молоком. Этот чай так понравился герою, что он каждое утро стал вставать рано, чтобы попить волшебный напиток. Постепенно он привык и уже не мог проспать восход солнца. Переехав в город, герой так же продолжал вставать вместе с солнцем и считал, что если бы каждый человек вставал рано, то все были бы счастливы. После чая герой отправлялся на охоту. В то время у него не было ружья, да оно и не было нужно. Ведь главное для героя было найти в лесу что-то новое, удивительное, ранее не виданное. [11, с. 25] Лесное хозяйство героя было огромным, а тропы бесчисленными. Герой призывает охранять сокровища кладовой жизни - нашей природы. Ведь раз для рыбы нужна чистая вода - нужно охранять водоемы. Раз для зверья нужны лес, степи и горы - нужно охранять их. Герой делает вывод, что рыбе нужна вода, птицам воздух, а зверям - лес, степь и горы. Но человеку нужна Родина. А охранять природу - значит охранять Родину. [19, с. 168] Следующее произведение М.М. Пришвина - «Выскочка». Главными героями рассказа являются собака-лайка по имени Вьюшка и сорока по имени Выскочка. Главная мысль рассказа заключается в том, что не надо считать себя умнее всех и отделяться от коллектива. Рассказ учит быть осторожным, заботиться о сохранности своего имущества, проявлять хитрость и смекалку. Учит действовать сообща, координировать свои действия, чтобы вместе достичь успеха. Учит не действовать нахрапом, без подготовки. Жила у нас охотничья собака - лайка, которая приехала к нам с берегов Бии, реки в Сибири. И звали мы ее сперва по названию реки - Бия, Бийка. Потом стали ласково называют Биюшкой, ну а затем стала она просто Вьюшкой. На охоту мы Вьюшку брали редко, она все больше в сторожах ходила. И вот однажды, досталось Вьюшке две косточки от обеда. Она сразу свой хвост колечком распрямила и как полено опустило. Это у нее было знаком бдительности, ведь на кости в природе много охотников. Пошла Вьюшка на травку и занялась косточками. И тут, откуда не возьмись сороки. Пока Вьюшка на одну сороку отвлеклась, вторая уже косточку утащила. Унесли сороки кость и быстро ее обклевали. А было их семь штук, совсем взрослые и хитрые. Но и в сорочьей семье оказалось не без урода, и нашлась среди них одна глупая сорока Выскочка. [18, с. 106] Вместо того, чтобы как все товарки, вести правильное наступление, полукругом, эта сорока пошла дуром. Она рассчитывала, что Вьюшка бросится на нее и забудет про кость. Вьюшка сразу поняла, что к чему и выпустила кость, а сама стала коситься на остальных сорок, которые наступали правильным полукругом. Этот момент Выскочка и выбрала для атаки, она бросилась на кость и даже успела ее схватить, но тут челюсти Вьюшки сомкнулись на ее хвосте. Выскочка вырвалась, но ее драгоценный хвост остался в зубах Вьюшки. Бесхвостая Вьюшка села на ближайшее дерево, а другие сороки принялись рядом стрекотать. И видно было, что нет для сороки большего срама, чем без хвоста остаться. Теперь рассмотрим одно из самых известных произведений «Кладовая солнца». В повести "Кладовая солнца", анализ которой мы проводим, рассказывается о приключениях детей, которые остались сиротами. Эти дети попадают в такие непростые жизненные обстоятельства, что и взрослым пришлось бы туго. Детям приходится рано становится взрослыми, решать "взрослые" проблемы. Настя очень хозяйственная, Митраша мастеровит, он даже может из дерева сделать посуду. [12, с. 31] Хорошо видно само отношение автора к своим героям. Он их называет "нашими любимцами". Понятно, что у Митраши и Насти время от времени возникают недопонимания и перепалка, но брат старается показать, что главным в доме теперь является он. Однако все эти ссоры мило выглядят, поскольку брат с сестрой в общем любят друг друга. Образ главных героев хорошо раскрывается в ситуации, когда дети решают пойти набрать клюквы. Этот момент весьма важен при анализе "Кладовой солнца". Как обстоятельно и серьезно они подходят к сборам! Брат рассказывает о "палестинке", помня рассказ своего отца. Он надеется отыскать "палестинку", чтобы побольше набрать сладкой клюквы. В итоге между ребятами разгорается ненужный спор, и каждый идёт в лес сам по себе. [13, с. 68] Природа в сказке Пришвина "Кладовая солнца" играет ключевую роль. Пришвин не только умело описал природу, но и "оживил" ее, представив, как самостоятельное действующее лицо, у которого своя жизнь. Природа даже особым образом выражает свое отношение к происходящему с детьми и влияет на их жизнь. После того, как Митраша поссорился с Настей, и они разделились, начал злобно выть ветер и качать со стонами деревья, а солнце исчезло. Таким образом, стало понятно, что герои должны готовиться к испытаниям. Непременно, делая анализ сказки "Кладовая солнца" Пришвина, надо подметить, что послужило причиной испытаний Митраши и Насти. Митраша понадеялся на себя, забыв народную мудрость. Он направился в самое болото, которое его чуть не погубило. А Настей овладела жадность, которая собирала себе клюкву, уходя все дальше и дальше. Когда девочка поняла, что забралась слишком далеко, она закричала. Но крик ее был вызван страхом за брата, и Митраша уловил её голос. Сама Настя поняла, что была неправа и укоряет себя. |