Главная страница

КУРСЫ ЕДИНЫЙ УРОК ИСТОРИЯ ФГОС. 1 Пояснительная записка


Скачать 469.01 Kb.
Название1 Пояснительная записка
Дата11.09.2022
Размер469.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКУРСЫ ЕДИНЫЙ УРОК ИСТОРИЯ ФГОС.docx
ТипПояснительная записка
#672095
страница12 из 33
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33

 

Древний Иран (Персия):

   Географическое положение, рельеф и климат Иранского нагорья. Важнейшие историко-географические области. Народы и языки.

   Доахеменидский Иран. Вторжение кочевых скотоводческих племен ариев на Иранское нагорье (к. II тыс. до н.э.). Мидийцы и персы. Образование Мидийского царства.

   Ахеменидский Иран. Кир II и создание персидской державы Ахеменидов (553 г. до н.э.). Камбиз и завоевание Египта. Мятеж Гауматы. Внешняя политика Ахеменидов и масштабы их завоеваний. Дарий I и его реформаторская деятельность. Социально- политическая структура ахеменидской державы: центр и сатрапии; государственный аппарат; армия; финансы, налоги; управление завоеванными территориями. Состав общества; этническая, языковая и религиозная пестрота. Волнения и мятежи в покоренных странах. Ахеменидская держава – ведущая политическая сила древнего Ближнего Востока VI– нач. V вв. до н.э.

   Греко-персидские войны (500–449 до н.э.) – первое столкновение древневосточного и европейского миров (см. раздел 4, Древняя Греция).

   «Антиперсидский» Восточный поход греко-македонской армии Александра Великого. Битва при Гавгамелах (331 г до н.э.) и крушение Ахеменидской империи; его причины. Ахеменидский Иран – последняя великая империя древнего Ближнего Востока.

   Религия Древнего Ирана. Зороастризм – официальная религия ахеменидского государства; ее священная книга «Авеста» и ее легендарный создатель Заратуштра (греч. Зороастр). Влияние зороастризма на философские системы античности, христианства, ислама. Жрецы-«маги». Религиозная политика Ахеменидов.

   Искусство Ирана. Монументальные дворцовые комплексы ахеменидских царей в Персеполе, Сузах и др. Гробница Дария I в Накш-и Рустеме. «Фриз лучников» и др. выдающиеся памятники изобразительного искусства.

 

Древняя Индия:

   Географическое положение; особенности климата и рельефа п-ва Индостан. Инд и Ганг; их главные притоки. Полезные ископаемые. Природная среда и ее влияние на характер исторического развития. Основные историко-географические области. Народы и языки.

   Индская (Хараппская) цивилизация – древнейшая цивилизация Южной Азии. Открытие Хараппской цивилизации (1921 г.). Проблема этнической и языковой принадлежности ее создателей. Городские центры в долине Инда (Мохенджо-даро, Хараппа, Лотхал и др.). Их устройство. Внешние связи индской цивилизации. Хараппская письменность: проблемы дешифровки. Верования «хараппцев». Угасание хараппских городов; причины (гипотезы).

   Индоарийская цивилизация. Ведийский период. Вторжение полукочевых скотоводческих племен (индо)ариев; их расселение в Северной Индии. Ассимиляция местного населения. «Веды» – источник для реконструкции социального устройства индоарийского (ведийского) общества. Ведийский пантеон.

   Буддийский период (VIII–III до н.э.). Перемещение центра развития в долину Ганга. Ранние индоарийские государства (джанапады) (Магадха, Кошала и др.) и их политическое соперничество. Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Варновая система общества, ее значение.

   Буддизм и его распространение. Традиция об его основателе Сиддхартхе Гаутаме. Греко-македонская армия Александра Македонского в Индии. Возвышение Магадхи и создание первой общеиндийской державы. Правление династии Маурья: ее выдающийся царь Ашока. Государство Ашоки – одно из крупнейших на Древнем Востоке. Греческий посол Мегасфен о столице Паталипутре. Царские эдикты Ашоки. Распад державы при его наследниках (II в. до н.э.). Историческая память об Ашоке.

   Классический период (II в. до н.э.– Vв.). Греко-бактрийцы в Индии и создание греко-индийских царств (II-I вв.). Северная Индия в составе Кушанской империи. Новое возвышение Магадхи: правление династия Гуптов (IV–V вв.). Расцвет при Чандрагупте II. Нашествие кочевников (гуннов-эфталитов). Распад империи Гуптов.

   Религии и религиозно-философские течения Индии. Ведическая религия. Брахманизм – «народная» религия Индии. Индуизм. Буддизм – древнейшая мировая религия. Джайнизм и его основоположник Вардхамана Махавара.

   Эпос и литература. Архитектура и изобразительное искусство. Вклад Индии в мировую культуру

 

Древний Китай:

   Географическое положение, особенности климата и рельефа. Реки Хуанхэ и Янцзы, их главные притоки, особенности водного режима. Полезные ископаемые. Природная среда и ее влияние на характер исторического развития. Основные историко- географические области. Народы и языки древнего Китая. Древнейшие неолитические культуры в бассейне р. Хуанхэ (яншао, луньшань) и Янцзы (новые археологические открытия).

   Раннее предгосударство Шан (XVII–XI вв. до н.э.). Культовый город-центр «Великий город Шан» (Инь) (XIII в. до н.э.). Расцвет Шан при У Дине. Социальная структура общества по данным гадательных текстов и аньянских погребений знати. Рабство. Религия шанцев. Достижения шанцев (письменность, бронзовое литье). Гадательные надписи: праобраз китайской иероглифики. Падение государства Шан под ударами союза племен чжоу.

   Эпоха Западная Чжоу. Возникновение государства Чжоу. Культурные заимствования. Обожествление власти (культ Неба и его сына). Система наследственных социальных рангов и уделов (чжухоу), их последствия. Перенесение столицы на восток (р- н Лояна).

   Эпоха Восточная Чжоу. Период Чуньцю: сепаратизм и междуусобицы князей. 300 царств. Понятия «Срединное» государство. Формирование языковой и культурной общности «хуася». Период Чжаньго («Воюющие царства»). Борьба семи сильнейших царств (Цинь, Чу, Янь, Вэй, Чжао, Хань, Ци).

   Экономическое развитие Китая. «Золотой век» китайской философии, юридической мысли, социально-этических учений. Конфуций (551–479 гг. до н.э.), его учение и место в политической, культурной и духовной жизнь Китая. Мэн-цзы. Мо-ди. Даосизм. Шан Ян (IV в. до н.э.) и легисты. Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их последствия.

   Империя Цинь – древнейшая централизованная держава на территории Китая. Первый император Цинь Ши-хуан: завоевания, реформы, характер правления. Возведение Великой Китайской стены и ее роль. Гробница императора (находка 1974 г.). Современники об императоре. Антициньские восстания.

   Эпоха Хань Старшая (Западная). Основание империи Хань. Лю Бан – император Гао Цзу. «Золотой век» империи: правление У-ди; его реформы и их последствия. Конфуцианство – государственная идеологическая доктрина империи. Империя и кочевники: расширение западных пределов империи, их последствия. Великий Шелковый путь – от Чанъаня до Средиземного моря: торговые, дипломатические и политические связи.

   Начало кризиса империи Западная Хань. Династическая борьба. Свержение династии Западная Хань. Ван Ман – основатель и единственный император династии Синь (букв. «Новой», (9–23 гг.). Реформы Ван Мана. Крушение его империи. Движение «краснобровых».

   Эпоха Хань Восточная (Младшая) и ее особенности. «Сильные дома». Восстание «желтых повязок». Крушение империи Восточная Хань. Империя Хань – вершина политического и культурного развития Древнего Китая. Эпоха Троецарствия – начало средневековья в Китае.

   Вклад древнего Китая в мировую культуру. Китай – одна из самых сильных и самобытных цивилизаций Древнего Востока. Родина выдающихся изобретений, которые человечество продолжает использовать (бумага, компас, чай, шелк), и философско- этических учений, на тысячелетие определивших дальнейшее идейное развитие всего региона (конфуцианство, даосизм и др.).

Термины и понятия: цивилизация, государство, ном\номовое государство, деспотия; ирригация; фараон, картуш, вельможи, чиновники; (писаные) законы; политеизм, монотеизм, жрец, храм, пирамида, некрополь, саркофаг; письменность, иероглифы, папирус, клинопись; зиккурат, Вавилонская башня, Вавилонский плен; зависимое население, рабы.

Персоналии:

   Государственные деятели: (Египет) Нармер, Джосер, Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен), Менкаура (Микерин), Пепи II, Ментухотеп II, Сенусерт III, Яхмос I, Хатшепсут, Тутмос III, Эхнатон, Тутанхамон, Рамсес II, Рамсес III, Мернептах; Месопотамия: Гильгамеш, Лугальанда, Уруниимгина, Лугальзагесси, Саргон I Древний (аккадский), Хаммурапи, Нарам-Суэн; (Ассирия) Шамшиадад I, АшшурнацирпалII, Тиглатпаласар III, Саргон II (ассирийский), Ашшурбанапал, Навуходоносор II; (Израильское царство): Давид, Соломон; (Персия) Кир, Гаумата, Дарий I; (Индия) Ашока Маурья, Чандрагупта II; (Китай) Цинь Шихуан-ди, Ван Ман, Лю Бан (имп. Гао Цзу)

   Религиозные деятели: (Индия): Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни, Будда); (Китай) Конфуций, Лао-цзы; (Персия) Заратуштра.

Источники:

   (Египет): «Автобиография вельможи Уни»; «Пророчество Неферти»; «История Синухета»; «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»; «Путешествие УнуАмона в Библ»; «Поучение Дуауфа…», школьные поучения. Текст мирного договора между Рамсесом II и Хаттусилисом III. Античные авторы: Геродот (История, Книга II), Страбон («География», кн. XVII), Плутарх, «Миф об Исиде и Осирисе».

   (Месопотамия): Эпос о Гильгамеше; Сказание о Саргоне; Законы Хаммурапи, Аннала Синнахериба и Ашшупбанапала, «Невинный страдалец».

   (Палестина): Ветхий Завет (Бытие, Исход, Книга пророка Исайи)

   (Иран): Авеста, Бехистунская надпись, надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах, Геродот (История).

   (Индия): гимны «Ригведы», Артхашастра Каутильи, декреты Ашоки, Квинт Курций Руф (История Александра Македонского), Страбон (География, 17 кн), Плутарх (Александр),

   (Китай): надписи на бронзовых сосудах, из книги «Лунь Юй», из кн. Мен-цзы, Сыма Тянь (Исторические записки.

События\даты:

   Рубеж IV\III тыс. до н.э. – возникновение цивилизаций в Шумере и Египте. Изобретение письменности

   Ок. 3000 г. до н.э. – образование централизованное гос-во в Египте XXVI – великие пирамиды

   Сер. III–сер. II тыс. – хараппская цивилизация в Индии II тыс. до н.э. – начало расселения ариев в Индии

   XVI до н.э. – законы Хаммурапи XIV – реформы Эхнатона в Египте

   Ок.XIV-XII тыс. до н.э. – переселение из Месопотамии в Палестину племен ибри, предков современных евреев.

   X в. до н.э. – образование древнееврейское государство Давида и Соломона IX в. до н.э. – основание Карфагена финикийцами. Финикийский алфавит X–VII в. до н.э. – Новоассирийская держава

   756 г. до н.э. – разгром Саргоном I (аккадским) 612 г. до .э. – Падение Ниневии

   605– 539 гг до .э. – Нововавилонское царство

   587 г. до н.э. – Завоевание царства Иудея Навуходоносором II. «Вавилонский плен» 539 г. до .э. – Завоевание Нововавилонского царства Киром II. Падение Вавилона.

   VI–IVвв. до н.э. – Персидская держава Ахеменидов VI–V в. до н.э. – Будда. Буддизм в Индии.

   IV –II вв. до н.э. – Династия Маурья в Индии. Ашока 334–323 – поход Александра Македонского на Восток. 334–30 гг. до н.э. – эпоха эллинизма.

   221–207 гг. до .э. – Империя Цинь в Китае. Первый император Цинь Шихуан-ди

   202 до н.э. – 220 н.э. Империя Хань в Китае Ван Ман и его реформы.

   I в. н.э. – возникновение христианства IV–VI вв. н.э. – империя Гуптов в Индии.

2.2.2 История Античности: Древняя Греция и Древний Рим

 

Термином античность (от лат. antiquitas –древность) обозначаются все проявлениягреческой и римской древности (истории, культуры, религии).

Античная Греция (жители которой называли ее Элладой, а себя – эллинами) в древности включала часть Балканского п-ва, ок. 600 о-вов Ионического и Эгейского морей, а также (позднее) зап. побережье М. Азии. Изначально все эти территории заселяли негреческие племена (о которых известно мало); в конце III тыс. до н.э. на Балканы с севера вторглись первые волны носителей индоевропейского (греческого) языка – племена греков-ахейцев.

Древнейшим очагом развития региона была, однако, не материковая Греция, но не затронутый ахейским завоеванием о. Крит – перекрестье торговых путей, соединявших Азию, Сев. Африку и Европу. На рубеже III\II тыс. до н.э. его догреческое население создало блестящую местную цивилизацию, которую ее открыватель (1900г.) А. Эванс назвал Минойской (по имени полулегендарного критского царя Миноса).

Расцвета цивилизация достигла в XVII–XVI вв. до н. э. с образованием мощной общекритской морской державы, включавшей несколько дворцовых центров с Кносским во главе. Крите сложилась особая форма монархии – теократия, с царем, обладавшим высшей светской и религиозной властью. Минойцы установили обширные контакты (торговые, культурные, дипломатические) с древневосточными государствами, вели активную колонизационную политику в бассейне Эгейского моря. Они создали поразительное «дворцовое» искусство, а также оригинальное письмо («линейное А», не дешифровано). Ок. 1600 г. до н.э. Минойская цивилизация была уничтожена последствиями природной катастрофы – извержением вулкана на о. Фера, : сопровождаемого землетрясением, цунами и выпадением пепла (гипотеза греч. археолога С. Маринатоса). Дворцы (кроме Кносса), селения и критский флот были уничтожены, остров захватили материковые греки-ахейцы, навсегда став окраиной греческого мира. Минойская цивилизация, типологически сходная с древневосточными, – древнейшая цивилизация на территории Европы, оказала большое влияние на последующую культуру и религию Греции.

С гибелью критской цивилизации лидерство в Эгейском регионе перешло к материковой Греции, где сложилась Ахейская (Микенская) цивилизация (XX–XII вв. До н.э.). Она достигла расцвета в XV—XII вв. до н. э. как совокупность раннегосударственных образований: Тиринфа, Пилоса, Фив, богатейших Микен (по имени которых она именуется также Микенской) и др. Враждующие между собой микенские цари объединялись для общих набегов, один из последних

Ахейцы использовали достижения минойцев, в том числе их письменность, приспособив ее для передачи греческого языка («линейное письмо Б»; расшифровано М.Вентрисом и Дж. Чедвигом). В XII в. до н. э. Ахейская (Микенская) цивилизация погибла под натиском новой волны завоевателей – дорийцев (родственных ахейцам племен), находившихся на стадии разложения первобытнообщинного строя. Прежнее население было частью истреблено, сведено до положении неполноправного или мигрировало (в том числе на Зап. побережье М. Азии, основав там греческие города).

Дорийское завоевание отбросило Грецию в первобытность: была уничтожена государственность, забыта письменность, ремесла, возродились родоплеменные отношения. Именно этот период (темные века, XI–IX вв. до н.э.) бесписьменной истории описывал Гомер (живший позднее, в VIII в. до н.э.). Однако вместе с регрессом шло вызревание уникальных прогрессивных полисных структур: государство зарождалось в Греции вновь, но иным – полисным путем.

Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н.э.) – три века наиболее интенсивного ее развития. Определяющие процессы периода – внедрение железа во все сферы труда; формирование полисов (уникальной античной формы хозяйственной и социально- политической организации общества), а также «Великая греческая колонизация» (целенаправленное и организованное основание колоний на чужих (варварских) территориях). Главные результаты – этническая консолидация общества, экономический подъём, создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности, развитие товарно-денежных отношений и рабовладения как базы производства.

Классический период (V–IV вв. до н. э.) – наивысший расцвет полисного устройства. На период приходится расцвет экономики и культуры греческих полисов, высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации. Период наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации его политической жизни и расцвета культуры.

Одно из центральных событий периода – отражение агрессии Персидской мировой державы, консолидировавшей греческого общества и подъём национального самосознания. Причина поражения персов, располагавших неограниченным экономическим и человеческим потенциалом, оказались большая жизнеспособность полисного общественно-политического строя греков и достигнутое ими единство.

Однако нарастал конфликта между динамичными полисами торгово-ремесленного типа, ориентированными на демократические формы государственного устройства, и аграрными полисами с аристократическим устройством, их борьба за гегемонию в Греции вылилось в тяжелейшую общегреческую Пелопонесскую войну (431—404 до н. э.), подорвавшую экономический и политический потенциал Эллады и завершившейся поражением демократических Афин. Она обозначила начало кризиса самой полисной системы устройства и, в конечном счете, привела к потере независимости Греции в результате македонской агрессии.

Эллинизм (IV–I вв. до н.э.) – главный феномен последующей финальной эпохи древнегреческой истории. Он представлял собой первая масштабная попытка культурной и политической интеграции двух разных миров – греческого (европейского) и полиэтнического древневосточного, ранее развивавшихся отдельно. Эллинистические государства, просуществовав почти три века, были поэтапно завоеваны Древним Римом.

История Древней Греции, впитала в себя блестящее критское и ахейское наследие, создала полисную цивилизацию, основанную на классических формах рабства и давшую образцы наиболее прогрессивной формы политического устройства – демократии. В период эллинизма произошло взаимное обогащение Запада и Востока: эллинистичекая культура, вобрав их лучшие достижения, оказала большое влияние на европейскую культуру и ближневосточные арабские культуры.

Понятие, хронологические рамки. Виды источников.  Карта античного мира.  Основные историко-географические области. Особенности климата и рельефа; полезные ископаемые. Природная среда и ее влияние на характер развития областей. Основные занятия населения («средиземноморская триада»). Миграция на Балканы индоевропейских племен: греков-ахейцев (кон. III тыс. до н.э.) и греков-дорийцев (XIII\XII в. до н.э.).

Эгейский период:

   Критская (Минойская) цивилизация (конец III– сер. II до н.э.) – древнейший в Европе очаг цивилизации. О-в Крит и преимущества его расположения. Создатели цивилизации: проблема этнической и языковой принадлежности. Открытие Критской (Минойской) цивилизации (А. Эванс, 1900 г).
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33


написать администратору сайта