фвыфыв. НОВИКОВ АБОБА. 1. Предемет и функуии философии Предмет философии
Скачать 0.77 Mb.
|
1. Предемет и функуии философии Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроиз- ведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. 1) общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем.) 2) методологическая функция (философия является всеобщим теоретиче- ским базисом для всех остальных наук). 3) социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие зако- номерности развития общества как целостной системы) 4) нормативная функция (в рамках философии создаются этические тео- рии, т.е. философия является и этикой). 5) мировоззренческая функция (философия является теоретическим миро- воззрением в отличие от других типов мировоззрения) 2. Философия и мировоззрение , безусловно, имеют общность. В чем она заключает- ся? Их общность состоит в том, что они: 1) являются своеобразными формами обще- ственного сознания, способами духовно-практического освоения мира, 2) имеют оди- наковый предмет осмысления - отношение "человек - мир", 3) дают целостное пред- ставление о мире, человеке, ее происхождение и т.п., 4) имеют общность по некото- рым своим функциям (например, воспитательной). 3. Типы мировоззрения Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философ- ское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ве- дущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и фило- софское. 4. Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия опирается на рационально-теоретическое знание. ... Рели- гия опирается прежде всего на веру. Вера в сверхъестественное - основа религиозно- го мировоззрения. Политическая философия является областью знаний, которая изучает политику как целое, её природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывает идеалы, а также общие критерии оценки политики. 5. Инди́йская филосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслите- лей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов ндийская философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Один из крупнейших немецких философов XIX века Артур Шопенгауэр под влиянием Упанишад первым среди известных европейских мыслителей осуществил синтез западноевропейской и индийской философии. 6. Основные отрасли философкого знания: онтология, гносеология, философия природы, этика, эстетика, логика, аксиология, философская антропология, филосо- фия науки и техники, социальная философия. 7. Главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм, то есть тип исследовательской мысли, ставящий Бога не только в центр своей проблематики, но и отталкивающийся от Бога в системе своих доказа- тельств. 8. Античная философия развивалась неизолированно – она черпала мудрость Древ- него Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия. Античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем. Античная филосо- фия космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека. 9. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным : не объеди- нённые едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими ос- новами, софисты часто противоречили друг другу. Софисты не стремились к дости- жению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). 10. Русская философия Характеристика целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной пробле- матикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность про- стому народу. 11.Значение философии для современного человека Роль философии в жизни общества, определяется, прежде всего, тем, что она вы- ступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она ре- шает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. 12.Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874—1948), наиболее яркого представи- теля русского экзистенциализма . В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя пе- реписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским . Одна- ко вскоре молодой философ и мыслитель отошёл от марксизма, став одним из на- иболее обстоятельных критиков этого учения. Еврази́йство — философско-политиче- ское движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интегра- ции с центральноазиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века. 13. Бердяев пытается сформулировать так называемую «русскую идею», в которой выражает- ся характер и призвание русского народа. "Русский народ есть в высшей степени поляризо- ванный народ, он есть совмещение противоположностей, " — считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человечность, индивидуализм и безликий коллективизм, ис- кание Бога и воинственное безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. В истории прояви- лись такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвен- ность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчёркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее брат- ства людей и народов, ибо русский народ по своей душевной структуре религиозен, открыт и коммунитарен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не стоит забывать о поляризованности природы русского человека, способного к состраданию и возможности к ожесточению, стре- мящего к свободе, но порой склонному к рабству. 14. Филосо́фия Но́вого вре́мени — период развития философии в западной Евро- пе в XVII — XVIII веках , характеризующийся становлением капитализма , бурным разви- тием науки и техники , формированием экспериментально- математического мировоззрения Этот период также называют эпохо́й нау́чной револю́ции. Иногда в философию Нового вре- мени, полностью или частично, включают философию XIX века 15. Аналити́ческая филосо́фия (англосаксонская философия, англо-американская филосо- фия) — направление в философской мысли XX века , развивающееся преимущественно в ан- глоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ. Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в обла- сти языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимания на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской ре- флексии Основателями аналитической философии являются Готлоб Фреге , Джордж Мур , Бертран Рас- сел и Людвиг Витгенштейн . Кроме того, сходная проблематика разрабатывалась в неопозити- визме Венского кружка и в немецкой критике языка. Идеи. Есть некоторое число суждений, истинность которых известна каждому. Например: «Существует много людей», «Существует много материальных предметов». По мнению Д. Э. Мура, задача философа состоит не в том, чтобы пытаться доказать эти суждения, и не в том, чтобы ставить под вопрос их истинность, а в том, чтобы анализировать их значение на- столько ясно и точно, насколько это возможно. От Мура аналитическое движение в британ- ской философии получило значительный импульс. [1] Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии . Такое название было использовано, чтобы отличить эту традицию от англо-американской или аналитической философии, потому что, в то время, когда различие было впервые отмечено (в середине двадцатого столетия), континентальная философия была доминирующим стилем философии в континентальной Европе , в то время как аналитическая философия была преобладающим стилем в англогово- рящем мире. Общепринято, что континентальная философия включает феноменологию , экзистенциа- лизм , герменевтику , структурализм , постструктурализм и постмодернизм , деконструк- цию , критическую теорию в смысле Франкфуртской школы , психоанализ , работы Фридриха Ницше и Сёрена Кьеркегора , большинство ветвей марксизма и марксистской философии 16. Все главные вопросы философии И. Кант по их сути подводит к вопросу о человеке. Что есть человек и к чему он предназначен — таков проблемный стержень его философии. Он стоит в ряду тех мыслителей, кто воспринял идею человеческого достоинства, защитил ее и развил, воплотил в развернутую философскую концепцию. 17. Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия чело- ве́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Диль- тея, феноменологии 18. экзистенциализм — не просто философское направление, а, скорее, культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение совре- менного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находит- ся, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. 19. Основная черта русского космизма - идея активной эволюции, то есть необходи- мости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. 20. Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь, — это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть и др. 21. Философия сознания имеет не только теоретическое значение. Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она. Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки. Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта 22. Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на во- прос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. 23. Онтоло́гия — учение о сущем [1] ; учение о бытии как таковом; раздел философии , изу- чающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и катего- рии [2] , структуру и закономерности [3] . Философское учение об общих категориях и законо- мерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой [4] . Иногда тер- мин «онтология» (метафизика бытия) употребляется в противоположность термину « гено- логия » (метафизика единого) [5] 24. В чем заключается смысл жизни философия? Смысл жизни человека — это философские размышления о цели и предназна- ченности такого дара человека, как жизнь. Вместе с тем это регулятивное поня- тие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. 25.Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный отве- тить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смыс- ле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. 26. Огромное влияние на развитие немецкой мысли (в том числе и на взгляды его против- ников) оказало учение Мартина Лютера . Его ключевой философской работой является трактат «О рабстве воли». Будучи теологическим по форме, трактат, однако, пытается дать ответы о роли и месте человека в современном ему обществе, что было разрывом с пре- жней чисто теологической традицией. Основанием немецкого идеализма (немецкой клас- сической философии) послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Его философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроен- ными политиками эпохи Просвещения 27. Гносеология , или учение о познании — это раздел философии, изучающий воз- можности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы зна- ния в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы. 28. Особенности глобальных проблем: носят планетарный характер, требуют обязательного решения, угрожают гибелью всему человечеству, требуют коллек- тивных усилий мирового сообщества для их решения. Решение данных про- блем невозможно без международного сотрудничества и усилий всех стран. ... про- блема освоения Мирового океана. |