Философия. Немецкая классическая философия
Скачать 16.23 Kb.
|
Немецкая классическая философия Немецкая философия 19 века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность заключается в том, что ей удалось глубоко изучить проблемы, определившие дальнейшее развитие философии, объединить почти все известные в то время философские течения, открыть имена выдающихся философов, вошедших в "золотой фонд" мировой философии. В его основу легли произведения пяти крупнейших немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха. Все произведения Канта можно разделить на два основных периода: "предкритический" и "критический". В "докритический" период Кант поддерживал естественный научный материализм. Его интерес сосредоточился на проблемах космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона Дж. Кант сформировал свои взгляды на космос и мир в целом. В "критический" период Кант занимался проблемами познания, этики, эстетики, логики и социальной философии. Теория эволюции Канта основана на космологической гипотезе о том, что Земля и другие планеты возникли естественным образом из первобытной туманности. Все живые существа на Земле, включая человека, являются результатом естественной биологической эволюции. В то же время Кант признал Бога инициатором сил природы. Центральным пунктом философии И. Фихте было дальнейшее развитие так называемой "I-концепции", согласно которой "Я" имеет сложные взаимосвязи с окружающим миром, которые, по мнению И. Фихте, представлены схемой "Я" сначала думает о себе, создает себя, "Я" считает (формирует) "не-Я", т.е. его противоположность - внешнюю реальность (антитезу), "Я" верит "я" и "не-я". Взаимодействие "Я - человек" и "не-я" - окружающая среда происходит в рамках "Абсолютного Я" (способность, высшая субстанция) с двух сторон: с одной стороны, "Я" создает "не-его", а с другой стороны, "не-его" передает "Я" переживания, информацию. Фридрих Шеллинг в философии природы объяснял природу, согласно которой природа является "абсолютной" изначальной причиной и происхождением всего сущего. Это также единство субъективного и объективного, вечного духа. Материя и дух - это одно и то же, это свойства природы. Вся природа пронизана одним принципом - "снизу вверх". Движущей силой природы является ее полярность. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, так как он вышел далеко за пределы своих знаменитых предшественников. В доктрине бытия Г. Гегеля идентифицирует бытие и мышление. Разум, сознание, идея есть существо и существо имеет сознание: все разумное реально и все реальное разумно. Гегель вывел особую философскую концепцию - "абсолютную идею" (велгейст). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его объектов и явлений; она обладает самосознанием и способностью к творчеству. Людвиг Фейербах развил материалистическую традицию в немецкой классической философии. В своей теории антропологического материализма Л.Фейербах обосновывает следующие выводы: Природа и человек - единственные существующие реалии; Человек - часть природы; Человек - это единство материи и духа; Человек - это единство материального и духовного, и человек должен быть в центре философии. Не мысль, не природа, но человек - центр методологии; Идея не существует сама по себе, а является продуктом человеческого сознания; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог является продуктом человеческого воображения; Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не создана и никем не разрушена; Все, что нас окружает (объекты, явления) - разные проявления материи. Это достижение немецких философов, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант пытался установить идеалистическую диалектику в своей доктрине антиномий чистого разума. Фихте поместил в идеалистическую диалектику понимание разума как движение от тезиса к антитезису и синтезу. Наиболее развитая концепция диалектики дана Х. Гегелем в его Методе, который раскрывает диалектику вещей, развития общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли. |