Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Предэтика. ( VIII в до н.э) Гомер.

  • 2. Античная этика.( V в до н.э )

  • Протагор (конец 5-4 вв. до н.э.)

  • Аристотель создает этику добродетельной личности.

  • Ограничение желаний в этике Эпикура - это условие, позволяющее придать жизни нравственный смысл, а именно достичь безмятежного состояния.

  • Этика Нового времени. Т. Гоббс.

  • Задача этики, по мнению Спинозы, состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Спиноза строил свою нравственность на искании человеком счастья.

  • Фридрих Ницше (1844-1900 гг.).

  • Мораль, по мнению Ницше, - изобретение «слабых» людей, наилучшее средство, с помощью которого люди «водятся за нос». Современная этика.

  • Основные этапы становления этики. Основные этапы становления этики как науки. 1. Предэтика. (VIII в до н э) Гомер


    Скачать 27.85 Kb.
    Название1. Предэтика. (VIII в до н э) Гомер
    АнкорОсновные этапы становления этики
    Дата07.11.2019
    Размер27.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновные этапы становления этики как науки.docx
    ТипДокументы
    #93898

    Основные этапы становления этики как науки

    В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали:

    1.Предэтика. (VIII в до н.э)

    Гомер. В его поэмах обнаруживается очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера в высшей степени моральны. Они, принадлежа к своему племени, борются за его благо и это является смыслом их жизнедеятельности. С другой стороны, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет какого-либо четкого, определенного морального кодекса, соблюдение которого считалось бы критерием моральности. Поэмы Гомера лишены назидательного этического начала, а моральная терминология находится в зачаточном состоянии.

    Гесиод. Его поэмы пронизаны моральным смыслом. В качестве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и вообще все, что ведет к укреплению собственности.

    Обособление моральных норм получает дальнейшее развитие в изречении Семи мудрецов: «Чти старших» (Хилон), «Неправды убегай» (Клеобул), «Богам - почет, родителям-честь» (Солон). «Ничего слишком» (Солон), «Соблюдай меру» (Фалес), «Наслаждением властвуй» (Клеобул), «Обуздывай гнев» (Хилон), «Распущенность - это недостаток» (Фалес) - эти изречения требуют самоограничения, сдерживания, подавления страстей.

    2. Античная этика.(V в до н.э )

    В античной этике можно выделить два основных направления:
    1. Софисты и аморалисты, отрицавшие обязательность нравственных требований;
    Протагор (конец 5-4 вв. до н.э.). Нравственность является конкретной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а добро и зло понятия относительные.

    2. Учения крупнейших мыслителей Древней Греции - Сократа, Платона (5в. до н.э.), Аристотеля (4в. до н.э.), Эпикура ,заложивших основы этики как науки о нравственности.

    Сократ (469-399 гг. до н.э.). Не являясь внушением богов, добродетель заключается в обоснованном знании того, что действительно хорошо и что делает человека способным жить, не тесня других, а относясь к ним справедливо: способным служить обществу, а не себе одному. Без этого общество немыслимо.
    Платон (428-348 гг. до н.э.). В природе существуют идеи добра и справедливости наряду с множеством злого и несправедливого. Платон пришел к заключению, что искание человеком чего-то лучшего, чем обыденная жизнь, т.е. искание Добра и Справедливости, имеет свое объяснение в чем-то находящемся за пределами нашего познания, чувств и опыта. Таким образом, Платон внес в этику идеальное понимание нравственного.

    Итогом античных достижений в этой области явилась этика Аристотеля (4 в. до н.э.), который первым систематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях и дал ей имя.

    Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, и дианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдельных добродетелях.
    В учении о добродетелях Аристотель углубил представление о морально совершенной добродетельной личности. Такая личность не является рабом наслаждений, а подчиняет свои страсти голосу разума, придает страстям разумный вид. Аристотель создает этику добродетельной личности.

    Эпикур считал, что для добродетельной и счастливой жизни достаточно естественных и необходимых желаний, т.к. они легко удовлетворяются. Человек, ограничивающий себя ими, получает независимость от обстоятельств и других людей. Если же брать желания в их полном объеме, то их, в принципе, нельзя насытить. Ограничение желаний в этике Эпикура - это условие, позволяющее придать жизни нравственный смысл, а именно достичь безмятежного состояния.

    Средневековая этика.

    Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством.

    Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этики Христа есть заповедь любви к Богу, что требует всего человека целиком, все его мысли и дела.

    Августин Блаженный считал, что бог - это начало, средоточие и цель всего, он - отец блаженства и добра.
    Божественные заповеди нужно принимать не потому, что они истинны и гуманны, а потому, что они божественны. Поскольку все создано богом, то вес есть добро, зла не существует. Зло - это свойство ангелов и людей, которые отказались от Бога и сосредоточились на собственном бытии.
    По утверждению Августина, греховны все люди. Однако некоторых из них Бог отмечает своей милостью.

    Фома Аквински. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопряжена в этом случае со злом. Все это становится препятствием на пути к блаженству. Человеку свойственно лишь частичное несовершенное блаженство, да и оно оказывается неустойчивым, подрывается болезнями и прочими несчастьями.

    Если античная этика исходила из убеждения, что нравственное совершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупность добродетелей человека, то нравственные требования средневековой этики выступают как заповеди бога.

    Этика Нового времени.

    Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки.
    Гоббс прямо ссылается на, так называемое, золотое правило нравственности: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе». Полагая при этом, что только «общественный договор» будет способствовать становлению нравственности и законности в человеческом обществе.

    Отрицая абсолютный характер нравственных требований, Гоббс полагал, что соблюдать их нужно только тогда, когда вам отвечают взаимностью.

    Спиноза. В природе вещей нет ничего случайного, а все заранее определено божественной природой к существованию и к действию известным образом.
    Освободившись от христианской мистики, Спиноза утверждал, что без всякого вмешательства чувства страха перед верховным существом или перед правителями, разум человека неизбежно должен прийти к нравственному отношению к другим людям.
    Абсолютного добра и абсолютного зла не существует, поскольку мы называем добром и злом то, что полезно или вредно для сохранения нашего существования.

    Задача этики, по мнению Спинозы, состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Спиноза строил свою нравственность на искании человеком счастья.

    Иммануил Кант (1724-1804гг.) Первым и единственным основанием добродетели является стремление к самосохранению. Польза, расчет, выгода - это движущая сила человеческих действий. Кант выводит далее первую формулу нравственного поведения: "Действуй таким образом, чтобы всегда признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством».
    Заслуга Канта в этической теории огромна. Он четко отграничил этику как отрасль философии, создав свою теорию этических взглядов, Кант показал, что этика имеет жизненно важное значение и основанием является основанием государства и политики.

    Фридрих Ницше (1844-1900 гг.).

    Основные идеи этики Ницше - оправдание преступления, права сильного, отождествление гения и злодейства, отрицание христианства. В соответствии с его учением, слабые и неудачники должны погибнуть и первое положение нашей любви к человеку - помочь им в этом. В мире должна царствовать мораль господ, т.е. людей сильных, злых, гениально-преступных.
    Мораль, по мнению Ницше, - изобретение «слабых» людей, наилучшее средство, с помощью которого люди «водятся за нос».

    Современная этика.

    Среди теорий морали 20 века следует обратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все большее количество приверженцев во всем мире.

    В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивается как проявление добра

    Л.Н. Толстого (1828-1910), считавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия.

    Одни люди, считающие для себя выгодным существующий государственный порядок, насилием государственной деятельности стараются удержать этот порядок, другие тем же насилием революционной деятельности стараются разрушить существующее устройство и установить на место его другое, лучшее.Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя.

    Альберт Швейцер. «Особенно странным находят в этике благоговения перед жизнью то, что она не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью. У нее есть свои основания поступать таким образом. Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей»,- отмечает он.


    написать администратору сайта