Главная страница

Философия теория. философия. 1. Предмет философии не одна какаянибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла., т е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях,


Скачать 50.95 Kb.
Название1. Предмет философии не одна какаянибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла., т е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях,
АнкорФилософия теория
Дата03.03.2023
Размер50.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипЗакон
#967080
страница3 из 3
1   2   3

По отношению к свободе можно выделить следующие основные позиции:

1. Отрицание наличия свободы, или объявление её видимостью (эпифеноменом).

2. Утверждение полной и абсолютной свободы человека.

3. Понимание свободы как осознанной и преодолённой необходимости.
30. Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Структура сознания:

1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.

5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.

Как возникло сознание? С позиций диалектического материализма сознание – это продукт длительного исторического развития самой материи, которая в ходе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения (сознания) следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение – это всеобщее свойство материи, это способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре. Отражение – это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. Отражение всегда выступает как результат взаимодействия.
31. ознанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания – специальное исследование познания, которое делится:

– на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

– на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.

Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены:

1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»?

Структура познавательного процесса – система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание характеризуется:

- непосредственным отражением (феномены);

- индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью;

- внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы:

- ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;

- восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;

- представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.
32. Истина - соответствие знания своему предмету.

Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина - истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:

во-первых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные средства;

во-вторых, сам мир изменяется и развивается.

Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.

Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.

Критерий истины для философов-рационалистов - разум.
Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.
1   2   3


написать администратору сайта