Главная страница
Навигация по странице:

  • Зрительные ощущения 2.2. Слуховые ощущения 2.3. Кожные ощущения 2.4. Вкусовые ощущения 2.5.

  • 2.8. Органические ощущения (ощущения голода, жажды, половые ощущения, а также ощущения, связанные с процессами дыхания и кровообращения

  • 7. Осмысленность восприятия. Узнавание 8. Избирательность восприятия 1. Общее понятие об ощущении и анализаторах Ощущение

  • Классификация ощущений

  • Классификация ощущений 2.1. Зрительные ощущения

  • Тема 10


    Скачать 1.84 Mb.
    НазваниеТема 10
    Дата08.01.2021
    Размер1.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlekcija. tema 10.pdf
    ТипДокументы
    #166467
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1
    Тема № 10. Общее представление об ощущении и восприятии
    1. Общее понятие об ощущении и анализаторах
    2. Классификация ощущений:
    2.1.
    Зрительные ощущения
    2.2.
    Слуховые ощущения
    2.3.
    Кожные ощущения
    2.4.
    Вкусовые ощущения
    2.5.
    Обонятельные ощущения
    2.6.
    Кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов тела)
    2.7.
    Статические ощущения (ощущения равновесия)
    2.8.
    Органические ощущения (ощущения голода, жажды, половые ощущения, а
    также ощущения, связанные с процессами дыхания и кровообращения)
    3. Возникновение ощущений и свойства ощущений
    4. Общая характеристика восприятия и свойства восприятия
    5. Классификация восприятия
    6. Целостность восприятия
    7. Осмысленность восприятия. Узнавание
    8. Избирательность восприятия
    1. Общее понятие об ощущении и анализаторах
    Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом процесса ощущений является «парциальный образ мира», так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов
    (Л. М. Веккер).
    Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является "парциальный образ мира", так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
    Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
    Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
    Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т. д. Ощущения позволяют судить об изменениях, происходящих и в нашем

    /
    2 собственном теле, о движении и положении тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов.
    Диалектико-материалистическое учение об ощущении исходит из того, что посредством органов чувств человек познает независимо от него существующий материальный мир. Ощущение есть результат воздействия материи на органы чувств. «Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение».
    Возникая в результате воздействия предметов и явлений действительности на органы чувств, на мозг, ощущения являются отражением объективных свойств предметов и явлений реального мира.
    Ощущение есть субъективный образ объективного мира. Принадлежа субъекту, возникая у субъекта, оно есть отражение того, что существует объективно.
    Ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем».
    Предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств, как известно, называются раздражителями. Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение вызывает в нервной ткани процесс возбуждения. Ощущение есть результат возбуждения наиболее сложно организованных систем нервных клеток, в том числе— что совершенно необходимо для возникновения ощущений -клеток коры головного мозга.
    Возникновение ощущения есть превращение энергии раздражителей в энергию нервных процессов, происходящее в анализаторах.
    Анализатор состоит из: 1) периферического отдела (рецептора), воспринимающего действующий на него раздражитель; 2) афферентных (центростремительных) нервов, проводящих проводящих возбуждение в нервные центры, 3) соответствующих отделов подкорковых и корковых систем мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
    Анализатор — не пассивный приемник энергии. Он — орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей. Человек и животное поворачивают, например, голову и глаза в направлении появившегося предмета. При действии яркого света происходит сужение зрачка и зажмуривание век. Внешнее воздействие вызывает, следовательно, рефлекторные акты, настраивающие анализатор, помогающие восприятию раздражителя. В составе зрительных, слуховых, обонятельных и других центростремительных нервов имеются и эфферентные (центробежные) волокна, через которые кора регулирует работу нижележащих отделов анализатора — периферических воспринимающих аппаратов. В самой же коре имеются, как было сказано, верхние слои, клетки которых воспринимают возбуждение и вступают друг с другом в многообразные связи, и нижние слои, в основном связанные с регуляцией нижележащих отделов анализатора.
    Таким образом, анализатор работает рефлекторно, как единое целое, в котором состояние рецепторов направляется работой корковых клеток, а их работа в свою очередь зависит от состояния рецепторов.
    Само название анализатора указывает на расчленение им воздействий, в огромном количестве падающих на организм. При этом анализатор выделяет не только элементарные, но и сложные раздражители, состоящие из нескольких компонентов
    ( к о м п л е к с н ы е р а з д р а ж и т е л и ) . Выделение комплексных раздражителей требует объединения компонентов каждого из них в одно целое.
    В анализаторах, следовательно, имеет место и синтез (объединение) отдельных раздражений в более или менее сложные системы.

    /
    3
    Материалистическое учение об ощущении как отражении свойств предметов реального мира прямо противоположно ненаучным, идеалистическим учениям об ощущении, утверждающим, что реально существуют будто бы только ощущения и весь мир якобы есть лишь совокупность ощущений (Беркли, Юм, Мах и другие).
    Попыткой идеалистического толкования ощущений является также отрицание познавательной роли ощущений. Неправильно объясняя некоторые научные факты, физиологи И. Мюллер и
    Гельмгольц считали ощущения только условными знаками, символами внешних воздействий.
    Выдвигая эту теорию, Мюллер исходил из того факта, что каждый орган чувств отвечает на действие разных раздражителей строго определенными ощущениями. Глаз, например, отвечает и на свет, и на электрический ток, и на механическое раздражение при ударе только световым ощущением. То же относится и к другим органам чувств. В соответствии с этим один и тот же раздражитель (например, электрический ток), действуя на разные органы чувств, вызывает разные ощущения (при действии на глаз — ощущение света, при действии на орган слуха — ощущение звука и т. д.). Мюллер полагал, что основой этих фактов является высвобождение каждым органом чувств при действии на него любого раздражителя специфической для данного органа чувств энергии (закон специфической энергии органов чувств). Исходя из этого, он утверждал, что ощущения не дают верного отражения подлинных свойств предметов реального мира, а характеризуют собой лишь состояние органа чувств.
    В действительности же специфический ответ каждого органа чувств на действующие на него раздражители есть продукт приспособления данного органа чувств к определенному виду раздражителей, результат большей чувствительности его к этим раздражителям, выработавшейся в процессе эволюции под воздействием этих раздражителей. Ощущения являются правильным отражением соответствующих данному органу чувств (адекватных ему) раздражителей, по отношению к которым чувствительность вырабатывалась в процессе эволюции. Чувствительность есть продукт длительного развития и приспособления животных к окружающей среде. У человека же тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием челове- ческого общества, а вместе с тем и с трудовой деятельностью людей в обществе.
    Развитие ощущений есть результат совершенствования анализаторов, определяющегося влиянием внешней среды. Так, реагирование глаза только на определенный участок электромагнитных колебаний, явилось, как показал С. И. Вавилов, результатом приспособления глаза к рассеянному на земной поверхности свету солнца. Глаз не видит ультрафиолетовых лучей (с длиной волны меньше 400 миллимикронов). Это биологически целесообразно, так как ультрафиолетовые лучи задерживаются атмосферой и не играют решающей роли в ориентировке организма во внешней среде. Глаз не видит также инфракрасных лучей (с длиной волны более 800 миллимикронов). Эти лучи являются тепловыми и излучаются всеми тканями тела, в том числе и внутренними стенками глаза. Если бы глаз был одинаково чувствителен к световым и инфракрасным лучам, то это препятствовало бы ему видеть окружающие предметы. «Человек видел бы только внутренность своего глаза и ничего больше, а это равносильно слепоте» (Вавилов).
    Формирование органов чувств прямо связано с окружающей средой, в которой протекает жизнь животного. Интересным примером служит в этом отношении четырехглазая рыба, живущая в
    Южной Америке. Обычно она живет в мелкой воде и высматривает добычу поверх воды. Глаза ее разделены горизонтальной перегородкой на два отдела: нижний служит для зрения в воде, верхний — для зрения в воздухе. Каждая из половинок глаза устроена по-разному: верхняя имеет линзообразный, нижняя — шарикообразный хрусталик, что связано с разными преломляющими свойствами воздушной и водной среды.

    /
    4
    Историческое развитие человека привело к возникновению сложных форм различения звуковых раздражителей, служащих звуками речи. Необычайно высокой степени достигли также дви- гательные и кожные ощущения, связанные с работой руки как органа труда.
    Процесс развития ощущений происходит в связи с практической, прежде всего, трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, сыра, табака. Живопись, связанная с передачей формы, пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов, предъявляет особые требования к восприятию пропорций и цветовых соотношений, которое у художников развито выше, чем у лиц, не занимающихся живописью. Аналогичное можно сказать о музыкантах. На точность определения звуков по высоте влияет, например, то, на каком инструменте человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке, предъявляя, по сравнению с роялем особые требования к звуковысотному слуху скрипачей, приводит к тому, что различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем у пианистов (данные
    Кауфмана).
    2. Классификация ощущений
    Ощущения различаются в зависимости от того, механизмом какого анализатора они осуществляются, а так как каждый анализатор в ходе эволюции наилучшим образом приспособлен к выделению определенного вида энергии, то ощущения можно характеризовать теми раздражителями, отражением которых они являются.
    Все анализаторы можно разбить на две группы — внешние и внутренние. Внешние анализаторы, имея рецепторы, вынесенные на поверхность тела (экстероцепторы), воспринимают внешние раздражители. Внутренние анализаторы, имея в качестве концевых аппаратов рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях (интероцепторы), воспринимают изменения, происходящие внутри организма. Промежуточное положение занимает двигательный анализатор.
    Его периферические окончания, расположенные в мышцах и связках (проприоцепторы), могут служить как для ощущения движения и положения органов тела, так и для определения свойств внешних предметов (например, при осязании предмета рукой).
    К ощущениям, вызываемым работой внешних анализаторов, относятся: зрительные, слуховые, кожные (тактильные ощущения, или ощущения прикосновения и давления, температурные, вибрационные ощущения), вкусовые, обонятельные ощущения. С работой внутренних анализаторов связаны органические ощущения. С работой двигательного анализатора — двигательные ощущения и ощущения перемещения и положения тела и его частей в пространстве.
    Общими для разных анализаторов являются болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

    /
    5
    Классификация ощущений
    2.1.
    Зрительные ощущения
    Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза.
    Рис. 1. Усложнение строения глаза в эволюции.
    А — светочувствительные клетки расположены по всей поверхпости кожи дождевого червя: 1 — эпителий; 2 — нерв. Б — зрительный орган в виде углубления у пиявки: 1 — эпителий; 2— нерв; 3
    — сетчатка. В — глаз в виде камеры-обскуры у моллюсков: l— эпителий; 2— нерв; 3— сетчатка;

    /
    6 4— зрачок. Г — глаз скорпиона с концентрирующей линзой: 1 — эпителий; 2 — нерв; 3 — сетчатка; 4—линза. Д - глаз позвоночного: 1 - эпителий; 2—нерв 3 — сетчатка; 4 липла; 5 - зрачок.
    Орган зрения человека сформировался путем длительной эволюции. Первыми органами световой рецепций были простейшие светочувствительные клетки, которые лишь позднее объединились в группы и образовали зрительные ямки с входным отверстием, что позволило получать еще очень несовершенное изображение предметов. Только в дальнейшем развилось линзовое устройство, усиливающее действие света на светочувствительные клетки, находящиеся в глубине органа зре- ния, и позволяющее строить на светочувствительном слое изображение предмета (рис. 1).
    Глаз человека (рис. 2) отличается высоким развитием нервных элементов, усовершенствованной оптической системой и разнообразными мышечными устройствами, позволяющими производить поворот глаз и настройку их оптического аппарата.
    Наружная (белковая) оболочка глаза — склера — в передней части образует прозрачную роговую оболочку. За ней, следует передняя камера глаза, заднюю стенку которой образует радужная оболочка. В центре радужной оболочки имеется отверстие — зрачок, выполняющий роль диафрагмы. Далее следует хрусталик — прозрачное тело, заключенное в капсулу, которая- позволяет менять его кривизну. Радужная оболочка переходит в сосудистую оболочку, к которой примыкает пигментный слой. За пигментным слоем идет внутренняя сетчатая оболомка глава
    (сетчатка, ретина).
    Рис. 2
    Сетчатка имеет сложное строение: она состоит из нескольких слоев нервных клеток, заканчивающихся концевыми аппаратами: палочками и колбочками, которые и представляют соб- ственно рецептор света (фоторецептор). Внутренняя полость глаза, к которой обращена сетчатка, заполнена студенистой массой — стекловидным телом.
    Глаз человека по своему происхождению в онтогенезе является частью мозговой трубки, выдвинутой на периферию. Центральное происхождение сетчатки наложило отпечаток на все расположение фоторецепторов. Палочки и колбочки направлены от света и упираются носиками в пигментный слой. Свет, прежде чем достичь самих фоторецепторов, должен пройти через прозрачные нервные элементы сетчатой оболочки (рис. 3).
    В сетчатой оболочке имеются два основных вида фоторецепторов: палочки и колбочки. Палочки расположены на периферических участках сетчатки, колбочки — в ее центре. Особенно много колбочек в области центральной ямки желтого пятна, названного так из-за содержащегося в этой части сетчатки пигмента. Один участок вовсе лишен фоторецепторов — это место вхождения зрительного нерва (так называемое слепое пятно, образуемое соском зрительного нерва).

    /
    7
    Рис. 3. Разрез сетчатки глаза человека
    Фоторецепторы (палочки и колбочки) по-разному реагируют на разную интенсивность света, в соответствии с чем Шульцем, а затем Крисом была выдвинута теория двойного зрения: дневного и ночного (сумеречного).
    Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами ночного (сумеречного) зрения. Колбочки обладают более низкой чувствительностью к интенсивности света и представляют собой аппарат дневного зрения. В сетчатке глаза человека насчитывается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек. Важную роль в реакции на свет играет пигмент, который поглощает световую энергию и способствует раздражению палочек и колбочек. В рецепторе света найдено много разных пигментов. Особенно хорошо изучен пигмент, содержащийся в палочках сетчатки, — зрительный пурпур (или родопсин), необходимый для ночного (сумеречного) зрения. В колбочках содержится другой пигмент (иодопсин), связанный с дневным зрением.
    Механизм действия света на палочки и колбочки объясняет теория П. П. Лазарева. Молекула пигмента, поглощая мельчайшие порции света (фотоны), распадается, образуя заряженные ионы.
    Возникающие в результате этой фотохимической реакции вещества кладут начало возбуждению зрительного нерва, которое передается по центростремительным нервам в подкорковые зрительные центры, а оттуда в затылочную область, где, как уже указывалось, расположен корковый конец зрительного анализатора.
    Действие света вызывает сложные реакции во всем зрительном приборе: сужение зрачка, ослабляющего действие сильного света на сетчатку, поворот глаза в направлении источника света, изменение кривизны хрусталика, обеспечивающее четкое изображение удаленного предмета на сетчатке.
    Рис. 4. Электроретинограмма человека.
    При учащении мельканий света (3) наблюдается ритмический ответ сетчатки (1).
    Возникают и биоэлектрические реакции: между роговицей и задней стенкой глаза, возникает разность потенциалов, зависящая от действия света на фоторецептор. Если установить один электрод на роговице, а другой на виске, то, усиливая возникающие потенциалы, удается записать изменения их, возникающие в момент включения и выключения света. Записывая эти изменения
    (колебания) потенциалов при действии на глаз ритмического света, мы получаем, как это видно на рисунке 4, электроретинограмму, отражающую ритм светового раздражителя. Вместе с возникновением колебаний в сетчатке наблюдается усиление электрических колебаний в

    /
    8 зрительном нерве, а по приходе возбуждения в кору изменяется электрическая активность затылочной области: подавляются медленные альфа-колебания и возникают колебания с частотой прерываний света (рис. 5).
    Затылочная область коры характеризуется большой сложностью строения. Одна часть коркового конца зрительного анализатора, как уже говорилось, построена по принципу пространственной проекции разных точек сетчатки в разных точках коры.
    К сетчатке в составе зрительного нерва направляются эфферентные волокна, через которые кора управляет работой сетчатки.
    При поражении отдельных участков этой части зрительного анализатора у человека возникает потеря чувствительности в определенных участках поля зрения. Другие части коркового конца зрительного анализатора выполняют функцию объединения зрительных раздражений в сложные комплексы.
    1 2
    Рис. 5. Ответ коры на ритмический световой раздражитель.
    Применение световых мельканий приводит к появлению в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) человека колебаний, совпадающих с частотой мельканий света: 1 — ЭЭГ правой; 2 — ЭЭГ левой затылочных областей; 3 — отметка времени (в 1 секунду); 4 — отметка светового раздражителя
    (17 колебаний в секунду).
    Кроме адекватного (соответствующего данному органу чувств) светового раздражителя на зрительный прибор, может действовать и неадекватный раздражитель — электрический ток. Если пропускать его через глаз, то под влиянием раздражения зрительного нерва в момент замыкания и размыкания тока возникает своеобразное ощущение вспышки белого цвета (так называемый фосфен). При увеличении напряжения тока, когда раздражаются волокна, идущие от колбочек, удается наблюдать возникновение цветовых ощущений. Ритмический электрический раздражитель вызывает ощущение мелькания света.
    Палочки и колбочки, являясь аппаратами дневного и ночного зрения, связаны между собой взаимообратными отношениями. При переходе на свет в работу включаются колбочки, а аппарат палочек выключается. Наоборот, при слабых интенсивностях света ведущее значение принадлежит палочкам.
    Точное различение пространственных отношений и форм предметов при дневном зрении объясняется устройством колбочек. Колбочки, расположенные в области желтого пятна, соединены с отдельными нервными волокнами, в то время как палочки соединены с нервным волокном группами (иногда до 200 палочек связаны с одним нервным волокном). Это увеличивает чувствительность палочек к слабому свету, но уменьшает возможность пространственного различения.
    В глазах чисто ночных животных отсутствуют колбочки, в гладах только дневных животных нет палочек. У человека иногда нарушается только палочковое зрение. Это заболевание (куриная слепота, гемералопия) связано с недостатком витамина А, необходимого для восстановления зри- тельного пурпура в палочках. При этом заболевании человек не видит в сумерках и ночью, хотя днем его зрение функционирует относительно нормально.
    В обычных условиях глаз реагирует на свет, характеризующийся длиной волны от 390 до 760 миллимикронов (миллионных долей миллиметра). При значительном усилении света в некоторых специальных условиях можно воспринимать лучи до 950 миллимикронов (в инфракрасной области) и до 313 миллимикронов (в ультрафиолетовой части спектра). К разным лучам спектра глаз обладает неодинаковой чувствительностью. Наиболее светлым кажется, желтый цвет,

    /
    9 чувствительность к синим и красным лучам значительно меньше: к синему она в 40 раз меньше, чем к желтому.
    Все ощущения, возникающие при действии света, можно разделить на две группы: ощущения ахроматических цветов (все оттенки серого, а также черный и белый цвета) и ощущения хроматических цветов (все цвета, кроме черного, белого и всех серых). Обычный солнечный свет, который мы воспринимаем белым, состоит из ряда хроматических лучей. Это легко де- монстрируется при пропускании солнечного луча через призму, разлагающую белый свет в спектр. Световые лучи разной длины волны вызывают разные цветовые ощущения: свет с длиной волны около 687 миллимикронов - ощущение красного, 580 миллимикронов — желтого, 527 миллимикронов — зеленого, 430 мил: лимикронов — синего, 396 миллимикронов — фиолетового цвета. Наиболее чувствителен глаз к световым лучам с длиной волны около 565 миллимикронов.
    Соответствующий участок спектра кажется наиболее ярким.
    Цветовое зрение осуществляется слабочувствительными к свету колбочками, поэтому в сумерках мы перестаем различать цвета.
    В сумерках изменяется также чувствительность глаза к лучам разной длины. Максимум чувствительности в этих условиях сдвигается в сторону более коротких волн — 500 миллимикро- нов. Эти лучи кажутся в сумерках наиболее светлыми. Это явление названо по имени открывшего его чешского ученого Пуркинье явлением Пуркинье.
    Если каждой длине волны света соответствует особое цветовое ощущение, то обратного сказать нельзя, так как одинаковые цветовые ощущения могут быть вызваны разными комбинациями излучений. При действии на глаз нескольких излучений, воспринимается только их общий итог, и глазом нельзя установить, какими излучениями вызвано это суммарное воздействие.
    Смешение цветов в один общий цвет удобно наблюдать, смотря на быстро вращающийся круг, составленный из нескольких секторов разного цвета. Явление смешения цветов, которое было ука- зано еще Ньютоном, подчиняется определенным законам. Эти законы следующие:
    1-й закон. Для каждого цвета имеется другой цвет, от смешения с которым получается белый или серый (ахроматический) цвет. Такие цвета, взаимно нейтрализующие друг друга, называются дополнительными (к красному цвету дополнительным является голубовато-зеленый, к желтому — синий и т. д.).
    2-й закон. При смешении двух недополнительных цветов получается новый цвет, промежуточный между ними (смешение синего и красного цветов дает фиолетовый цвет, смешение красного и желтого — оранжевый цвет).
    3-й закон. Цвет смеси не зависит от спектрального состава смешиваемых цветов, т. е. каждый из смешиваемых цветов сам в свою очередь может быть получен в результате смешения других цветов (смешение желтого с синим одинаково дает серый цвет независимо от того, является ли желтый цвет спектрально чистым или результатом смешения других цветов).
    Смешение цветов — центральный, а не периферический процесс. Об этом говорят факты так назы- ваемого бинокулярного смешения цветов. Если в один глаз направлять желтый, а в другой синий цвет, то, как и при обычном смешении цветов, смесь будет иметь серый цвет.
    Важное значение для теории цветового зрения имеют случаи нарушения его (полная и частичная цветовая слепота). При полной цветовой слепоте все цвета кажутся серыми (ахромазия). Наряду с этим видом цветовой слепоты существуют три основных вида частичного нарушения цветоразличения; эти нарушения ощущения цвета связаны со значительным снижением чувствительности к некоторым главным цветовым тонам.
    Наиболее часто встречается слепота на оттенки красных и зеленых цветов. Страдающие ею лица весь спектр воспринимают в двух основных тонах: желтом (таким они видят всю красно- оранжево-желто-зеленую часть спектра) и голубом (таким они видят голубовато-сине-фиолетовую часть спектра). Это нарушение цветового зрения само разделяется на два вида. Первый вид характеризуется укорочением красного конца спектра и снижением чувствительности к красному цвету. Этим недостатком зрения страдал знаменитый химик Дальтон, в связи с чем этот вид цветового нарушения называется дальтонизмом. Второй вид нарушения цветоощущения характе- ризуется снижением чувствительности к зеленым лучам.
    Существует еще третий тип нарушения цветоощущения, при котором весь спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленом тонах. Этот вид частичной цветовой слепоты характеризуется

    /
    10 укорочением спектра в его фиолетовой части и связан с потерей чувствительности к фиолетовой части спектра.
    Наиболее часто из указанных видов частичной цветовой слепоты встречается слепота на красный и зеленый цвета (примерно у 4% мужчин и у ½% женщин).
    Исследование состояния цветового зрения имеет важное практическое значение в тех случаях, когда профессиональная работа требует нормального различения цвета (лица, работающие на транспорте, которые не должны путать зеленые и красные сигналы, рабочие красильных фабрик и другие).
    Обнаружение цветовой слепоты производится при помощи специальных таблиц, состоящих из разных цветовых кружков, которые образуют цифры. При той или иной частичной цветовой слепоте человек видит только определенную цифру.
    Рис. 6. Кривые трех основных цветовых возбуждений (опыты Н. и В. Федоровых).
    Эффективность действия света различных длин волн на красно-, зелено- и синевоспринимающие аппараты глаза.
    Законы смешения цветов, а также случаи нарушения цветового зрения объясняются так называемой трехкомпонентной теорией зрения, высказанной впервые Ломоносовым и развитой далее Юнгом, Гельмгольцем и Лазаревым. Исходным для этой теории был вывод, следующий из законов смешения цветов, а именно: все многообразие цветовых ощущений можно получить путем смешения трех цветов, принятых за основные (красного, зеленого, синего). Согласно трехкомпонентной теории в сетчатке глаза имеются три цветовоспринимающих аппарата.
    Возбуждение первого из них дает ощущение красного цвета, второго — зеленого цвета, третьего
    — синего цвета. Обычно цвет действует сразу на три или на два аппарата одновременно. При этом свет разной длины волны действует на каждый из этих аппаратов с разной эффективностью. В зависимости от соотношения процессов возбуждения, вызываемых в этих аппаратах, возникают ощущения разных цветов. Ощущение белого цвета возникает тогда, когда возбуждение всех аппаратов происходит одинаково сильно.
    Характеризуя цвет, следует различать три его основные свойства: светлоту, цветовой тон и
    насыщенность.
    Светлота цвета определяется яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза; она характеризует эффект действия раздражителя на глаз по интенсивности. В тех случаях, когда речь идет о поверхности, отражающей свет, светлота цвета характеризуется коэффициентом отражения лучей, падающих на эту поверхность. Чем выше коэффициент отражения, т, е. чем большая доля света отражается данной поверхностью, тем значительнее ее светлота. Темные предметы отражают лишь незначительную часть всего падающего на них света. В то время как белая бумага отражает 85% падающего света, черный бархат отражает всего лишь 0,03%.
    Цветовой тон характеризует специфические особенности данного цвета и зависит от состава лучей, действующих на глаз (от того, какова длина волн этих лучей). В тех случаях, когда на глаз действует цвет поверхности, цветовой тон определяется преимущественным отражением лучей определенной длины волны. Ахроматические цвета цветового тона не имеют, так как в этих случаях поверхность одинаково отражает все лучи (всех длин волн).
    Насыщенность цвета есть отличие хроматического цвета от серого цвета равной с ним светлоты.
    Малонасыщенные цвета обычно получаются при значительном добавлении к хроматическому цвету белого или серого цвета.
    Цвет поверхности существенно зависит от окружающих его цветовых раздражителей. Особенно отчетливо обнаруживается это в явлении контраста. Различают ахроматический и хроматический контрасты. Ахроматический контраст — это усиление различия (по светлоте) между двумя

    /
    11 различающимися друг от друга ахроматическими цветами в тех случаях, когда они расположены рядом друг с другом. Серый квадрат на белом фоне выглядит темнее, чем на черном фоне, так как и в том и в другом случае происходит усиление различия между ним и фоном. Особенно сильный контраст возникает на границе перехода от одного цвета к другому.
    Хроматический контраст — это изменение цветового тона (под влиянием окружающего цвета) в сторону цвета, дополнительного к цвету фона. Серые квадраты на красном фоне под влиянием контраста приобретают цветовой тон (зеленеют), на зеленом — краснеют.
    Контраст представляет собой центральное, корковое явление. Это доказывается фактами бинокулярного контраста, возникающего тогда, когда один цветовой раздражитель подается на один, а другой раздражитель — на другой глаз.
    По окончании зрительных ощущений нередко наблюдаются явления, зависящие от инертности возбуждения в нервных центрах, вызывавших то или иное ощущение. К таким явлениям относятся, в частности, последовательные образы. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.
    Положительный последовательный образ состоит в сохранении следа светового раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий след лампы. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между показом следующих друг за другом кадров при просмотре кинокартины: они заполнены следами действовавших до этого кадров. Слияние мельканий можно продемонстрировать на вертушке для смешения цветов.
    Последовательный образ изменяется во времени. Если наблюдать за следом света лампы, то можно заметить, что вместо яркого следа на черном фоне появляется черное пятно на светлом фоне. Это отрицательный последовательный образ. Особенно рельефно его можно наблюдать, применяя цветовые раздражители. Если в продолжение 20—30 секунд фиксировать взором желтый квадрат на белом фоне в условиях яркого освещения, а потом перевести взор на белую бумагу, то можно заметить последовательный образ в виде квадрата синего цвета. Применяя квадраты разных цветов, можно обнаружить, что последовательный отрицательный образ окрашивается в цвет, дополнительный действующему раздражителю.
    Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. При переводе взора на белый лист снижение чувствительности к тем лучам, которые действовали до этого, равносильно вычитанию их из белого цвета, в силу чего, по закону смешения цветов, должно возникнуть ощу- щение дополнительного цвета.
    В обычных условиях мы не замечаем последовательных образов, так как глаз совершает непрерывные движения, и поэтому значительного утомления каких-либо одних участков сетчатки не наблюдается.
    Зрение играет существенную роль в дифференциации пространственных свойств предметов.
    Простейшей формой проявления пространственного зрения является острота зрения, или способность различать мелкие или далекие объекты. Она характеризуется минимальными промежутками между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Эту величину обычно выражают в угловой мере и называют пространственным порогом зрения. Острота зрения обычно определяется при помощи набора букв, каждый ряд которых меньше предыдущего, или набора нарисованных на бумаге колец, имеющих в том или ином месте узкие разрывы разной ширины (кольца Ландольта). При исследовании остроты зрения требуется читать буквы или указывать место разрыва на кольцах разной величины.
    На первый взгляд кажется, что пространственный порог ограничен величиной колбочек. Однако глаз может различать линии, изображение которых на сетчатке составляет всего 1/10 диаметра колбочки. Такая тонкая пространственная чувствительность объясняется, по-видимому, участием в акте зрения микродвижений глаза.
    Пространственное зрение характеризуется, далее, величиной поля зрения, т. е. максимальным расстоянием, в пределах которого можно одновременно воспринять два предмета. Бинокулярное поле зрения человека равно около 120°.

    /
    12
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта