Главная страница
Навигация по странице:

  • Свойства ощущений

  • 4. Общая характеристика восприятия и свойства восприятия Восприятие

  • Свойства восприятия

  • Классификация восприятия Виды восприятия (зрительные, слуховые и др.)

  • Классификация восприятия

  • Виды восприятия

  • 6.Целостность восприятия

  • Тема 10


    Скачать 1.84 Mb.
    НазваниеТема 10
    Дата08.01.2021
    Размер1.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаlekcija. tema 10.pdf
    ТипДокументы
    #166467
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    3. Возникновение ощущений и свойства ощущений
    Возникновение ощущений



    Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных
    (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых
    отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
    Свойства ощущений:

    /
    27
    Адаптация — это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям. Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
    Контраст — изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
    Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.

    Сенсибилизация — повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений.

    Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности.
    4. Общая характеристика восприятия и свойства восприятия
    Восприятие —целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
    Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.
    Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
    Итог восприятия - интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
    Восприятие — это отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии их на органы чувств.
    Как и ощущение, восприятие возникает в результате непосредственного действия предметов на органы чувств. Однако в то время как ощущение есть отражение отдельного свойства предмета
    (например, его цвета, запаха, тепла, холода и т. п.), восприятие есть отражение различных свойств в их совокупности и взаимосвязи друг с другом. Восприятие — это всегда более или менее сложный образ предмета. При восприятии, например, красной розы мы получаем не отдельные, изолированные друг от друга зрительные и обонятельные ощущения, а сложное сочетание их друг с другом в едином образе розы с присущими ей цветом и запахом.
    Восприятие всегда в той или иной степени дополняется и опосредствуется имеющимися знаниями, прошлым опытом. В силу этого человек и воспринимает действующие на него раздражители как определенные предметы действительности: деревья, дома, других людей и т. д. Вне опоры на прошлый опыт восприятие чего бы то ни было как определенного предмета или явления действительности было бы невозможно. То, что никак не связано с прежним опытом, с уже полученными знаниями, воспринимается как нечто неопределенное, как что-то, того нельзя отнести к определенной категории предметов. Ориентироваться в окружающем мире и действовать сознательно и целесообразно, в этих условиях было бы невозможно.
    Так как все люди в зависимости от возраста, образования, профессии и т. д. обладают разным жизненным опытом, то и восприятие одних и тех же предметов и явлений разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время бывает различно: одни и те же предметы и явления могут восприниматься с разных сторон, с разной степенью полноты, точности и т. п. Как и всякий процесс познания, восприятие, будучи отражением реального мира, зависит от особенностей воспринимающего субъекта: его знаний, потребностей, интересов и т. д. Так же, как и ощущение, оно есть субъективный образ объективного мира.
    Правильность восприятий, как и ощущений, их соответствие действительности проверяется практической деятельностью человека. Практика—критерий истинности восприятий, как и всякого процесса познания.
    Практическая деятельность людей есть вместе с тем основа восприятий. Воздействуя на предметы и явления действительности, человек так или иначе воспринимает их. При этом, что и как воспринимается, зависит от того, что и как человек делает, какие задачи ставит, каково содержание и характер его практической деятельности.

    /
    28
    Важной особенностью восприятий человека является их обусловленность общественной практикой. Общаясь посредством языка с другими людьми, человек усваивает общественный опыт, дополняет и проверяет свою личную практику практикой других людей.
    Таким образом, восприятие — это более высокий по сравнению с ощущением уровень чувственного познания, результат сложной аналитико-синтетической деятельности мозга. Физио- логической основой восприятия являются условные рефлексы на сложные (комплексные) раздражители и на отношения раздражителей, образующиеся в момент воздействия различных свойств и частей предметов, вследствие чего у человека возникает сложный образ предмета в многообразии его свойств и частей. Существенную роль при этом играют ранее образованные временные нервные связи, являющиеся физиологической основой влияния прошлого опыта на со- держание и характер восприятий.
    Свойства восприятия:
    * Константность - относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д.). См.: Ананьев Б. Г.,
    Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 1986. С. 9-39.
    * Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С.
    96-113.
    * Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. См.: Найссер У.
    Познание и реальность. - М., 1981. С. 281-295.
    Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М.
    Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).
    * Обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.
    * Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской - М.: МГУ, 1975. С. 300-301.
    * Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру - феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.
    5. Классификация восприятия
    Виды восприятия (зрительные, слуховые и др.)
    Основой классификации восприятий, так же как ощущений, являются различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с этим различаются зрительные, слуховые, ося- зательные и другие восприятия. Однако существенное отличие классификации восприятий как отражения предметов в многообразии их свойств от классификации ощущений заключается в том, что, различая виды восприятий, обычно основываются лишь на преобладающей роли одного из анализаторов, одновременно участвующих в восприятии.
    Это не исключает таких случаев, когда два или несколько анализаторов участвуют в восприятии в одинаковой степени. В этих случаях возникают сложные, комбинированные виды восприятия.
    Таково, например, зрительно-слуховое восприятие звукового кинофильма или театральной пьесы.
    Особенно большое значение в разных видах восприятия имеют двигательные (кинестезические) ощущения.
    Знакомясь с предметом, человек часто не ограничивается рассматриванием его (т. е. зрительными ощущениями), а берет его в руки, ощупывает его, поворачивает в разные стороны, взвешивает

    /
    29 рукой и т. п. Вслушиваясь в доносящиеся до него звуки, он поворачивает голову, чтобы лучше расслышать их. Наиболее отчетливо двигательная деятельность выступает в зрительном восприятии у маленьких детей. В дальнейшем она все чаще начинает тормозиться, и в конце концов остаются лишь движения глаз.
    Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех восприятиях. Выше было сказано, что в органах чувств имеется не только специфический для каждого из них восприни- мающий аппарат (оптический, слуховой, обонятельный и т. д.), но и более или менее сложная мышечная система, управляемая корой головного мозга. Благодаря этому рецепторы приобретают известную подвижность, необходимую для лучшего восприятия раздражителей при разных условиях их действия (при разной удаленности раздражителей от рецепторов, при изменении их интенсивности и т. д.).
    Тесная связь любых восприятий с движениями, вызывающими двигательные ощущения, имеет важнейшее значение для точности и тонкости восприятия, в особенности зрительного. Именно благодаря движениям, и притом не только руки, играющим чрезвычайно важную роль, но и глаз, достигается значительно более полное и более дифференцированное восприятие предметов. При помощи своего двигательного аппарата глаз как бы ощупывает последовательно все части предмета, особенно те, которые требуют тонкого различения. Это и дало основание Сеченову называть глаз «щупалом» и подчеркивать исключительно важное значение ощупывающих движений глаз в чувственном познании предмета.
    Классификация восприятия
    Восприятие пространства.
    Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.
    Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:
    - врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;
    - законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт-психологами;
    - жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
    Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда
    Виды восприятия

    /
    30 других частей тела. (Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия).
    Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.
    Аккомодация - изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей.
    Иллюзии восприятия. Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.
    В основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами. Осмысленность восприятия связана с работой вторичных корковых
    полей анализаторов.
    Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия.
    Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. К сложным формам восприятия относятся восприятие пространства, восприятие
    времени, восприятие движения.
    Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.
    Восприятие движения констатируется нейронами - детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.
    Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.
    Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:
    * активное движение;
    * обратная связь;
    * поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;
    * сохранение привычной структурированности информации.
    6.Целостность восприятия
    Одной из характерных особенностей восприятий является их целостность: объект восприятия, будучи комплексным раздражителем, обладающим разными признаками и состоящим из разных частей, воспринимается все же как единое целое. Компоненты этого целого могут действовать или одновременно, или последовательно (одновременные и последовательные раздражения). Они могут действовать на один и тот же анализатор (например, при зрительном восприятии пространственно раздельных частей предмета) или на разные анализаторы (например, при восприятии звукового кино, когда одновременно действуют и зрительные, и звуковые раздражения). Последовательные компоненты могут действовать непосредственно один за другим или с некоторыми паузами друг за другом. Во всех этих случаях комплексный раздражитель выступает все же как единое целое.
    Его компоненты настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Бархат, например, воспринимается не только как черный, но и как мягкий даже тогда, когда человек только смотрит на него. Мрамор воспринимается даже при взгляде на него как твердый и холодный, хотя никаких тактильных и температурных ощущений от него человек в данный момент не получает. Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными, тактильными и температурными раздражениями, полученными ранее от тех же предметов.
    Особенно легко ассоциируются зрительные, двигательные и осязательные ощущения. При восприятии формы предметов или таких свойств их поверхности, как гладкость, шероховатость, эти ощущения настолько сливаются друг с другом, что нельзя бывает выделить одно из них из общего комплекса ощущений.

    /
    31
    Хотя комплексный раздражитель действует как единый, целостный объект, как «сложная единица», однако отдельные его компоненты играют разную роль в реакции, которая им вызы- вается. Важное значение при этом имеет сила компонентов. Опыты И. П. Павлова и его сотрудников показали, что при образовании условного рефлекса на комплексный раздражитель сильные компоненты (сильные звуки, яркий свет и т. д.), если они применяются в отдельности, вызывают примерно такое же действие, как и весь комплекс в целом. Слабые же компоненты этого действия не обнаруживают. По закону отрицательной индукции, они тормозятся более сильными компонентами. По этой причине детали предметов, отдельные части или отдельные свойства предметов не замечаются, так как являются слабыми компонентами комплексных раздражителей и их действие тормозится более сильными компонентами.
    Это не значит, что слабые компоненты вовсе не влияют на условно рефлекторную реакцию, вызванную комплексным раздражителем, так как при отсутствии этих компонентов постепенно теряют свое действие и сильные раздражители. Значит, слабые компоненты, хотя бы и в скрытом, замаскированном виде, принимают участие в реакции на комплексный раздражитель, представляя как бы фон или задний план восприятия, тогда как сильный компонент составляет основной или передний, ясно воспринимаемый план.
    Маскировка слабых раздражителей сильными хорошо демонстрируется опытами Котляревского и
    Фаддеевой. В одном из них у детей 8—12-летнего возраста вырабатывался условный двигательный рефлекс (сжимание резинового баллона) в ответ на кратковременное освещение зеленого квадрата о одновременным легким усилением освещения экспериментальной комнаты.
    Оказалось, что дети отвечали двигательной реакцией на действие каждого из этих раздражителей.
    Однако замечали они связь своей реакции, как правило, только с одним из них — с сильным раздражителем (освещением зеленого квадрата). При пробе же слабого раздражителя (т. е. только при легком усилении освещения комнаты) они хотя и нажимали на резиновый баллон, по не могли сказать, почему именно так делают. Слабый раздражитель достаточно ясно ими не выделялся, хотя двигательная реакция на него была.
    Указывая на значение сильного компонента комплексного раздражителя, надо отметить, что им не всегда является сильный по своим физическим свойствам раздражитель (яркий свет, громкий звук, резкий запах и т. п.). Сильный раздражитель — это тот, который вызывает доминирующий очаг возбуждения в коре мозга. А таким раздражителем, как показывает учение Ухтомского о доминанте, может быть и слабый по своим физическим свойствам раздражитель, если только он имеет жизненно-важное значение.
    При предъявлении последовательного (во времени) комплексного раздражителя, помимо силы компонентов, большое значение имеет порядок их следования друг за другом. При прочих равных условиях более действенным бывает первый компонент последовательного комплексного раз- дражителя. В силу отрицательной индукции он тормозит действие всех остальных компонентов этого раздражителя.
    Различия в силе компонентов оказывают, таким образом большое влияние на полноту восприятия предмета.
    Важную роль различие между сильными и слабыми компонентами играет при сравнении предметов. Если сходными оказываются слабые компоненты комплексных раздражителей, то можно не заметить сходства предметов. В этих случаях нужны специальные приемы, помогающие выявить сходство между предметами. Наоборот, там, где сходны сильные компоненты, можно не заметить различия между слабыми компонентами, т. е. не выявить различий между сходными предметами. Различение, сходных объектов требует в этих случаях специального противопоставления их друг другу. Исследования И. П. Павлова показали, что если подкрепление одних и тех же раздражителей чередуется с подачей несколько отличных от них и неподкрепляемых раздражителей, то такое перемежающееся противопоставление раздражителей является одним из важных условий их дифференцировки.
    В педагогической практике следует широко использовать сравнение и противопоставление сходных предметов. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова».

    /
    32
    Целостность восприятия заключается не только в том, что предметы воспринимаются в многообразии их свойств и частей, но и в том, что свойства и части предметов воспринимаются в том или ином соотношении друг с другом. Из одних и тех же частей можно образовать разное целое, если они будут находиться в разном отношении друг к другу. Одни и те же звуки, например, могут составить разную мелодию в зависимости от их последовательности, от интервалов между ними, от длительности каждого звука. По соотношению музыкальных звуков человек узнает знакомые мелодии независимо от того, в каких регистрах или в какой тональности они исполняются.
    Одним из проявлений целостности восприятия является зависимость восприятия отдельных частей предмета от восприятия его в целом. Не только восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей, но и восприятие отдельных частей предмета в свою очередь зависит от восприятия целого.
    В качестве иллюстрации можно привести, например, опыты Фукса, в которых для восприятия предъявлялась буква Е, окрашенная в желтый цвет, но нижняя черта ее закрывалась прозрачной средой, окрашенной в синий цвет. Оказалось, что если испытуемый старался воспринять предъяв- ленную ему букву как единое целое, т. е. как букву Е, то указанная разница в цвете сглаживалась, и вся буква казалась окрашенной в желтый цвет; если же предъявленная буква воспринималась как латинское F в силу чего ее нижняя черта уже не включалась в единое целое со всеми другими элементами буквы Е, то разница в цвете выступала весьма ясно: нижняя черта казалась окрашенной в синий цвет. Таким образом, цвет нижней черты буквы воспринимался по-разному в зависимости от того, включалась ли она или не включалась в единое целое с другими частями буквы Е.
    Как и другие психические процессы, восприятия у человека характеризуются постоянным взаимодействием двух сигнальных систем. Слово участвует и в выделении, и в объединении комплексных раздражителей (или их компонентов). Словом обозначаются выделяемые признаки или части предметов, равно как предметы или явления в целом. И это весьма важно, так как позволяет пользоваться уже имеющимися знаниями, связанными с обозначаемым данным, словом предметом, что существенно влияет на восприятие предмета. С раннего детства восприятия формируются под влиянием языка, в котором закрепился общественный опыт прошлых поколений. Словесные указания взрослых помогают ребенку выделить то или иное в предметах, заметить сходное и различное в них. Посредством слова он приобретает новые знания о предметах, существенно влияющие на его восприятие.
    7.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта