Главная страница
Навигация по странице:

  • Н. А. Бердяев

  • Философия теория. философия. 1. Предмет философии не одна какаянибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла., т е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях,


    Скачать 50.95 Kb.
    Название1. Предмет философии не одна какаянибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла., т е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях,
    АнкорФилософия теория
    Дата03.03.2023
    Размер50.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипЗакон
    #967080
    страница2 из 3
    1   2   3
    В. С. Соловьев. Его философская система глубоко религиозна. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души или Софии, т. е. смыслонаполненностью вещей и событий, стержневым же принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала – благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь – силу, подрывающую корни эгоизма.

    Наиболее ярким представителем традиции школы так называемого “киевского гуманизма” является Н. А. Бердяев. Бердяев принадлежал к тому поколению, через биографию которого прошла катастрофичность русской истории: революция, вторая мировая война и горький опыт многолетней эмиграции. Разломы истории, в которые волей судеб Россия в ХХ веке оказалась втянутой глубже, чем многие страны Западной Европы, пробудили в русских мыслителях пристальный интерес к историософской проблематике, заставили острее пережить чувство трагизма мировой истории, оказаться в непосредственной близости к вдруг развернувшейся под ногами бездне апокалиптического опыта и ожиданий. Отсюда страстное желание отыскать смысл в кажущейся бессмыслице исторических событий, отсюда же устремленность за пределы истории, к ее метаисторическим перспективам. Основной пафос философии Бердяева – защита достоинства человеческой личности в мире, где личность оказалась под угрозой.

    Этико-религиозная направленность философии характерна и для П. А. Флоренского, ученого-энциклопдиста, религиозного философа и религиозного деятеля. В основном сочинении “Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в 12 письмах)” Флоренский изложил свои идеи даже не от своего имени, а как выражение незыблемой церковной истины – понимание мира и человека в их причастности к Богу. Особенности мировосприятия Флоренского склоняли движение его мысли в сторону такой философии, которая сроится на символах. Антроподицея – опыт философского символизма; и название “конкретной метафизики”, данное ей автором, по сути, как раз это и выражает. “Метафизика”, как положено по Аристотелю, означает, что учение рассматривает вещи мета-физические, духовные; но духовное в нем предполагается не отвлеченным, а облеченным в явления, в определенный чувственный облик; оно – дано конкретно.
    21. Философское значение художественных творений Ф.М. Достоевского (1821-1881) признавали многие русские мыслители. Уже младший современник и друг писателя философ В.С. Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и пророка, предтечу нового религиозного искусства. В 20 столетии проблема метафизического содержания его сочинений - это особая и очень важная тема русской философской мысли. Подобная традиция прочтения творчества Достоевского отнюдь не превращала его в философа, создателя философских учений, систем и т.п. «В историю русской философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, - писал Г.В.Флоровский, - а потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт... И Достоевский больше показывает, чем доказывает...» Г.В.Флоровский;История русской философии. М., 1991. С. 35 С исключительной силой показана вся глубина религиозной темы и проблематики во всей жизни человека. Метафизические идеи и проблемы наполняют жизнь героев Достоевского, становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани его произведений, сталкиваются в диалоге позиций и мировоззрений. Эта диалектика идей менее всего имела отвлеченный характер. Она, в художественно-символической форме, отразила глубоко личный, духовный, можно сказать, экзистенциальный опыт автора, для которого поиск истинных ответов на последние, метафизические вопросы был смыслом жизни и творчества.

    Религиозно-философские искания другого крупнейшего русского писателя, Льва Николаевича Толстого (1828-1910) отличались последовательным стремлением к определенности и ясности (в существенной мере - на уровне здравого смысла) при объяснении фундаментальных философских и религиозных проблем и, соответственно, своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного «символа веры». Факт огромного влияния литературного творчества Толстого на русскую и мировую культуру бесспорен. Идеи же писателя вызывали и вызывают неоднозначные оценки. Они были восприняты как в России, так и в мире. В то же время достаточно широко в российской интеллектуальной традиции представлено критическое отношение к Толстому. О том, что Толстой был гениальным художником, но «плохим мыслителем», писали в разные годы В.С. Соловьев, Н.К. Михайловский, Г.В. Флоровский, Г.В. Плеханов, И.А.Ильин и др.
    22. Русский космизм — оригинальное направление в философии конца 19 — начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое (Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественно-научное (Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.). Основная идея данного философского направления заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Учение Совьева о всеединстве стало одним из исходных моментов формирования русского космизма. Представителей этого глубоко своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу (расширение сознания, развитие ресурсов мозга, достижение индивидуального бессмертия и т.д.).
    Открыл страницу «русского космизма» Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основной труд «Философия общего дела». Он осуществил синтез двух направлений философского поиска: антропоцентризм и космизм, пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия. Его философию можно считать космически-утопической. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования.

    Тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Она воплотилась в учении Вернадского, Циолковского, Чижевского. Общей идеей для них было то, что необходимо создавать «новую природу» на основе разума, науки. Это новое состояние было охарактеризовано Вернадским как «ноосфера», т.е. сфера разума. В ней природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Циолковский провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции — материи в ее бесконечном разнообразии. Смерть человека есть лишь разрушение тела, сознания и памяти; составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, впоследствии будут входить в состав других жизненных форм.
    23. Судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной, тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, И.И.Лапшин, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, была выслана за границу. Многие философы, подобно отцу Павлу Флоренскому, погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции.

    Философия Николая Александровича Бердяева глубоко экзистенциальна, ярко персоналистична. Центральной темой философии Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного "ничто". Бердяев следует концепции немецкого мистка Майстера Экхарта, который проводил различие между божеством и Богом. Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Этот принцип — "ничто", принцип свободы. Свобода не может корениться в чем-то уже определившемся, в бытийном, она содержится в "ничто".

    Основная философская мысль А. Лосева выражена в его главной работе — "Философия имени". В ней он сделал своеобразный синтез феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского "Парменида", Лосев положил в основание преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив её в универсальную диалектику. "Феноменология имени" генетически была связана со спорами об имеславии начала XX в.; система бытия строилась на основании тщательного анализа природы "имени" или "слова" (67 категорий). Для А. Лосева имя было особым местом встречи "смысла" человеческой мысли и имманентного "смысла" предметного бытия. Он утверждал, что всё в мире, включая и неживую природу, есть смысл и потому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружение смысла. Имя в своём законченном выражении понималось как "идея", улавливающая и очерчивающая "эйдос", существо предмета.
    24. Материя считается основной формой бытия и одной из главных категорий философского освоения мира. Категория «материя» обозначает объективную реальность, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Это так называемое гносеологическое определение материи, поскольку оно подчёркивает, что материя даётся нам в процессе познавательной деятельности. В наиболее чёткой форме это определение содержится в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», хотя очень близко к этому определению материи подходили некоторые французские материалисты 18 в. (Э. Кондильяк, П. Гольбах, Д. Дидро).

    Данное определение материи явилось итогом длительного развития представлений о материи. Поскольку представление о материи тесно связаны с изучением науками окружающего мира, вместе с расширением знания о мироздании изменяется и представление о материи, а также формы философского материализма.

    Основные этапы развития представлений о материи:

    1. Отождествление материи с какой либо стихией, характерное для так наз. стихийного материализма (Фалес, Анаксимен, Гераклит)

    2. Атомистическое представление о материи, состоящей из мельчайших неделимых частиц – атомов (Демокрит, Эпикур, Лукреций)

    3. Вещественно-субстратное представление о материи; материя отождествлялась с веществом, телесностью. Оно было наиболее распространённым в 17 – 19 вв. (Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах и др.)

    4. Диалектический и исторический материализм распространил понятие «материя» на историю и жизнь общества (К. Маркс, Ф. Энгельс)

    5. Философско-гносеологическое, характерное для естествознания и философского материализма 20 в. На современном уровне представлений о материи, во многом обусловленном революцией в естествознании рубежа 19 – 20 вв., сведение материи к телесности было преодолено. Сейчас материей признаётся не только вещество, но также поле и энергия.
    25. ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана английским материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам (сохранять качественную определенность).

    Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различные между собой формы движения.

    Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются:

    Механическая (изменения, обусловленные содержанием механики)

    Физическая (типа расширения металла и др.)

    Химическая (мобильность молекул, движение и изменение химических связей)

    Биологическая (рост растений организмов)

    Социальная (реформы, процессы воспитания, политические передряги)
    26. Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и о времени сложились в виде 2-х противоположных концепций:

    *Концепция Демокрита-Ньютона (субстанционная)

    *Концепция Аристотеля - Лейбница (релятивистская)

    В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научных представлений о пространстве и о времени. ( в том числе и в теории относительности Эйнштейна) Первые утверждали , что существует абсолютное пространство, т.е. пространство как «Чистая» протяженность, так же как существует абсолютное время, типа чистая длительность, протекающая сама по себе. Ньютон: «Пространство - есть вместилище для тел»
    С точки зрения вторых, пространство и время проявляются лишь в отношении к другим телам и их характеристика зависит от состояния материальных тел.

    Пространство –это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.

    Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний(явлений) , их последовательность и длительность.

    Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство и время есть формы существования материи в равной степени, между ними все же существуют различия, а так же есть и общие свойства.
    27. Главной проблемой философской антропологии следует признать проблему определения человека, которая сфокусирована в ответе на вопрос: «Что такое человек?» Чтобы ответить на этот вопрос нужно обнаружить среди всех присущих людям свойств сущность человека. У человека много свойств, отличающих его от животных. Только человек, например, способен читать газеты, следить за курсом доллара, шить одежду и т. д. Проблема заключается в том, что следует найти одно главное свойство, которое и будет являться сущностью человека, определяющей все прочие отличия человека от животных. Поиску сущности человека в философской мысли уделялось значительное внимание. Мыслителями было предложено много вариантов того, что следует считать сущностью человека.

    Главной проблемой философской антропологии следует признать проблему определения человека, которая сфокусирована в ответе на вопрос: «Что такое человек?» Чтобы ответить на этот вопрос нужно обнаружить среди всех присущих людям свойств сущность человека. У человека много свойств, отличающих его от животных. Только человек, например, способен читать газеты, следить за курсом доллара, шить одежду и т. д. Проблема заключается в том, что следует найти одно главное свойство, которое и будет являться сущностью человека, определяющей все прочие отличия человека от животных. Поиску сущности человека в философской мысли уделялось значительное внимание. Мыслителями было предложено много вариантов того, что следует считать сущностью человека.

    Одна из наиболее распространённых точек зрения в Новое время заключалась в признании человека единственным разумным, мыслящим существом. Мышление стало считаться важнейшей чертой человека, отличающей его от всех прочих земных существ. От разума в человеке происходят речь, сознание и д. Считалось, что разум может быть дан Богом или существовать от природы.

    28. Феномен смерти является той «панической» идеей, которая не оставляет человека на протяжении всей его сознательной жизни. С детских лет, как только знание о собственной бытийной конечности завладевает его сознанием, он живет с этой идеей. Но, зная, что его будущность ограничена во времени, тем не менее не стремится как другие животные только к удовлетворению примитивных и сиюминутных физиологических потребностей. Знание о смерти служит для него побудительной причиной для творчества и духовного роста. Осознав неизбежность собственной смерти, человек, наоборот, начинает дорожить каждой минутой своего бытия.

    Основные подходы к этому вопросу вращаются вокруг общей для всех триады: жизнь - смерть - бессмертие.Всякая попытка всесторонне рассмотреть жизнь, или хотя бы взглянуть на нее в каком-то необычном ракурсе, воспроизводит и усиливает интерес к проблеме смерти и бессмертия человека.

    Представления о смысле жизни вскрывают древнейший «пласт» мировоззренческих исканий человека. Стремление осмыслить свое предназначение, осознать, как и зачем жить являются органическим свойством личности. Неслучайно этот вопрос имеет длительную философскую и религиозную традицию и относится к числу коренных проблем культуры.
    29. Существует множество определений свободы. В классической философской традиции часто встречалось следующее определение: «Свобода – это возможность выбора того, что человеку представляется лучшим». Такое определение преобладало в христианской традиции и у некоторых философов 17-18 вв. (например, у Лейбница). Действительно, свобода всегда предполагает наличие выбора между несколькими альтернативами, из которых человек избирает ту, что представляется по каким-либо основаниям наилучшей. В 19-20 вв., начиная с Гегеля, определение свободы диалектически связывается с осознанием необходимости, её преодолением и использованием для осуществления практических задач, встающих перед человеком. В рамках этой парадигмы свободу можно определить как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Однако оба этих типа определений свободы не охватывают всего множества оттенков, связываемых с этим понятием.
    1   2   3


    написать администратору сайта