Главная страница
Навигация по странице:

  • преступления против собственности и

  • видов наказаний

  • 8. Государство и право Древнего Китая

  • целью наказания

  • 9. Особенности развития древневосточного государства и права.

  • 10. Государство и право Древней Спарты.

  • ОТВЕТЫ к зачёту по истории государства и права зарубежных стран.. 1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран


    Скачать 173.04 Kb.
    Название1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран
    Дата13.03.2023
    Размер173.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ к зачёту по истории государства и права зарубежных стран..docx
    ТипИсследование
    #986660
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

    -    формы вины;

    -    рецидив;         

    -    тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития.

    О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

    -    принцип талиона ("мера за меру");

    -    ордалии (суд богов);

    -    принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

    Виды преступлений, называемых Законами Ману:

    -    государственные преступления;

    -    преступления против собственности;

    -    преступления против личности;

    -    преступления, посягающие на семейные отношения.

    На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

    Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

    Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

    К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

    Преступлениями, посягающими на семейные отношения. Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

    Существовало множество видов наказаний, в том числе:

    -    смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

    -    для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

    -    членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

    -    штрафы;

    -    изгнание;

    -    тюремное заключение.

    6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не

    было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

    Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

    При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

    8. Государство и право Древнего Китая

    1. История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период — Шан (Инь) — с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период — Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий — царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.

    2. Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. Особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим.

    3. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.

    Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770–403 гг. до н. э.), период Чжаньго — «воюющих царств» (403–221 гг. до н. э.).

    Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

    4. Экономическая жизнь страны в период Восточного Чжоу отмечается развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества, упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Укрепляется частная собственность на землю.

    С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, государство распалось на множество самостоятельных единиц. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э.

    5. Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (хуанди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

    6. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская. Императорская династия Хань подразделяется на следующие периоды:

    ✓ западная (или ранняя);

    ✓ правление Ван Манна;

    ✓ восточная (или поздняя).

    Период правления Ван Манна характеризуется отменой частной собственности и частного рабовладения, восстановлением общинного землевладения.

    1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земли рабы.

    Земля:

    -    в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

    -    во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;

    -    период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговый

    -    сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

    Рабы:

    -    в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

    -    во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

    -    период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

    2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

    -    договор мены;

    -    договор купли-продажи;              

    -    договор дарения;

    -    договор займа;

    -    договор аренды земли;                                        

    -    договор личного найма.

    Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

    Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

    Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

    В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

    3. В Древнем - Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

    4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

    -    государственные - мятеж, заговор;

    -    религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

    -    против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

    -    против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

    -    воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

    Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000       различных преступлений.

    Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились:

    -    смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

    -    членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

    -    штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

    -    тюремное заключение.

    Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

    5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. 

    Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

    Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

    9. Особенности развития древневосточного государства и права.

    Первым этапом в развития классового общества, начальной фазой в становлении государства и права был Древний Восток. Самыми первыми государствами и системами права в истории человечества были государства и правовые системы Древнего Востока {Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Хеттское государство, Финикия, еврейские (семитские) царства, Персия, Урарту, Египет, Индия и Китай).

    Термин «Древний Восток» ввели еще античные авторы, которые называли так, страны, расположенные к востоку от греко-римского мира. Приблизительность и условность его очевидна, так как Древний Египет, для примера, выходит за географические рамки Востока и расположен в Северо-Восточной Африке. Однако этот несовершенный термин прижился в науке.

    Хронологические рамки Древнего Востока охватывают период от IV тыс. до н.э., когда возникли первые государства, до середины / тыс. н.э. когда последние из них вступили в средневековую фазу своего исторического развития.

    В XVIII-XIX вв. историки считали, что пути исторического развития народов Востока и Запада с самого его начала разошлись, что Азия и Европа - два мира. В настоящее время большинство ученых, также склоны противопоставлять Восток Западу, выдвигая, в частности, такие аргументы: неодинаковые формы собственности на средства производства; неодинаковое отношение населения к природе и человеку; идеологический фактор, который играл в восточных обществах огромную роль, в отличие от западных.

    Может показаться избыточным сегодня внимание современников к «дальним» государствам Древнего мира, но такой интерес оправдан. Народы Древнего Востока не просто первыми построили общества и государства, изобрели древнейшие формы письма, развили словесность, научно-практические знания, искусство, религиознофилософскую мысль, но и передали свои достояния следующим поколениям.

    Итак, постепенное появление частной собственности, имущественного неравенства приводит к распаду в странах Древнего Востока первобытнообщинного строя и появлению государств - первые государства возникают еще в IV тыс. до н.э.; каждое из них имеет собственную историю возникновения, развития, падение, характерные особенности права. Но можно выделить общие черты, присущие всем государствам Древнего Востока, а именно:

    • сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя, в частности, соседской (территориальной) общины;

    • отсутствие на первых этапах развития частной собственности на землю;

    • наличие коллективного рабовладения (храмов, общин);

    • домашний характер рабства, при котором рабы имеют имущество, семью и т.д.;

    • • создание деспотической формы правления, то есть государственного строя, который характеризуется неограниченной властью монарха. Это объясняется необходимостью держать в повиновении рабов, защищать земли от нападений чужаков и самим нападать на них, особым способом производства, необходимостью создания прочных оборонительных сооружений;

    • наличие трех ведомств, которые осуществляли управление государством: ведомства внутренних дел (финансового), публичных работ и военного. Ведомство внутренних дел занималось управлением страной, взысканием налогов, осуществлением правосудия, охраны внутреннего правопорядка. Военное ведомство организовывало оборону страны от нападений агрессоров. Ведомство публичных работ организовывало строительство ирригационных каналов, водохранилищ, вырубка лесов, строительство пирамид и др. Всю систему органов управления возглавлял фараон, царь.

    Древние цивилизации существовали на протяжении большого промежутка времени, с IV-III тысячелетий до н.э. и до середины / тысячелетия н.э. По своей сути это были рабовладельческие общества, основой которых стало разделение на свободных и рабов. И хотя виды рабской зависимости были достаточно разнообразными и встречались в эти времена различные формы собственности на раба (государственная, храмовая, общинная, частная), сущность рабства была единой - экспроприация лица раба, сведение его до уровня средств производства. Рабство, даже в тех странах, где количество рабов было сравнительно небольшим, имело значительное влияние на статус различных групп свободного населения (подвластных членов семьи, разного рода должников, представителей низших каст и т.п.), даже на положение крестьян-общинников, рабочей силой которых могло распоряжаться государство.

    10. Государство и право Древней Спарты.

    1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.

    В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

    2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:

    -    спартиаты;

    -    гипомейены;

    -    периэки;

    -    илоты.

    Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась «общиной равных».

    Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото  и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

    Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейечов.

    Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

    Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

    3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.   

    Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.

    Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта