Главная страница
Навигация по странице:

  • - ислама

  • централизованной теократической монархии.

  • Центральными органами государственного управления

  • Право.

  • обязательственного права

  • 27. Государство и право средневековой Индии.

  • Система источников средневекового права Индии.

  • 28. Государство и право феодального Китая.

  • ОТВЕТЫ к зачёту по истории государства и права зарубежных стран.. 1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран


    Скачать 173.04 Kb.
    Название1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран
    Дата13.03.2023
    Размер173.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ к зачёту по истории государства и права зарубежных стран..docx
    ТипИсследование
    #986660
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.

    В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды:

    - период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

    -    период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.

    Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной' общины, подрывом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

    Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии.

    В первую очередь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.

    Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово «ислам» по-арабски означает «преданность», «покорность») и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм.

    2. Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:

    -    доминирующее положение государственной собственности на землю;

    -    широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

    -    государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;

    -    религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;

    -    отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).

    3. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

    После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

    Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

    Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:

    -    военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;

    -    диван внутренних дел-диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство;

    -    диван почтовой службы-диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

    Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски «повелитель», «князь»), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).

    4. К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.                          

    Право. Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

    Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок. Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.

    Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.

    По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.

    2. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:

    -    хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим, с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

    -    вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;

    -    икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;

    -    мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.

    Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на «нечистые вещи» - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

    3. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.

    Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.

    4. Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.

    При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением,  затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

    -    завещание не могло составляться в пользу законных наследников;

    -    завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

    -    составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

    5. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы:

    -    преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

    -    преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;

    -    правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду. В качестве мер наказания предусматривались:

    -    смертная казнь в различных видах;

    -    членовредительские и телесные наказания;

    -    лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);

    -    имущественные санкции (конфискации, штрафы);

    -    ссылка и т. д.

    6. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.

    Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.

    27. Государство и право средневековой Индии.

    Развитие правовой системы средневековой Индии характеризуется рядом особенностей.

    Во-первых, неразрывной связью права с религией, которая во многом определяла содержание правовых норм, понимание сущности и назначения права. Средневековая Индия, где длительное время развитие правовых норм было основано на постулатах индуизма, в XI в. испытала существенное воздействие ислама. Казалось бы, что с образованием централизованных государств, подобных Делийскому султанату и империи Великих Моголов, в Индии возникнет биюридизм – одновременное существование двух правовых укладов: индусского (традиционного) права, связанного с индуизмом и закрепленного в дхармашастрах, с существованием варновых, кастовых и общинных обычаев, преданий, и мусульманского права. Столетия мусульманского правления в Индии не привели к исламизации традиционного права, поскольку последнее имело глубокие религиозно-философские корни, органично связанные с повседневной жизнью, традициями, обычаями страны.

    Во-вторых, партикулярным характером нрава, обусловленным отсутствием централизованного индийского государства. Лишь с приходом мусульманских завоевателей произошла правовая унификация: сокращается сфера применения индусского права, и используется территориальный принцип реализации права в отношении всех жителей завоеванного султаната.

    Система источников средневекового права Индии. В средневековой Индии сохраняли свое значение традиции и нормы обычного права индусов, закрепленные в дхармашастрах, в частности в Законах Ману, Нараде и т.д. Но "священное право" дхармашастр необходимо было приспособить к новым условиям – условиям феодального общества.

    Адаптация индусского права осуществлялась с помощью комментариев к гем или иным дхармашастрам и высказываний индусских богословов по тем или иным вопросам правового регулирования. Эти тематические сборники цитат, составлявшиеся по поручению махараджей, получили название пибандх. Один из первых комментариев – Нарадабхазиа был сделан Асахайя (VII в.) к дхармашастре Нарада. В Индии сложились две школы комментаторского законоведения – Митакшара, сложившаяся в XI в., и Даябхаги, созданная в XII в. Комментаторы стремились согласовать положения различных дхармашастр и тем самым способствовать с помощью унификации права объединению страны.

    Кроме того, в качестве источника права следует рассматривать указы и распоряжения правителей.

    Мусульманские завоевания приносят с собой новый источник права – Коран. Существовало известное разделение общественных отношений, которые регламентировались нормами индусского права и нормами мусульманского права. Уголовно-правовые отношения, поземельные отношения регулировались нормами шариата, а наследственные и семейно-брачные отношения регламентировались в зависимости от религиозной принадлежности субъекта права.

    28. Государство и право феодального Китая.

    1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.

    Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сяньбийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

    В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время «системой равных полей»; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

    Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта