Главная страница
Навигация по странице:

  • три сословно-классовые группы

  • 29. Государство и право Японии в эпоху федализма.

  • 30. Особенности развития феодального государства и права.

  • ОТВЕТЫ к зачёту по истории государства и права зарубежных стран.. 1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран


    Скачать 173.04 Kb.
    Название1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран
    Дата13.03.2023
    Размер173.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ к зачёту по истории государства и права зарубежных стран..docx
    ТипИсследование
    #986660
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    2. В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы:

    - благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о «Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел» - «Ба и», наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почетных званий и ученых степеней;

    -    добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

    -    дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным" свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами и т. д.

    Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

    3. Главой государства был император – «Сын неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.

    При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

    -    ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

    -    ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

    -    ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении второго канцлера находились:

    -    военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

    -    ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

    -    ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

    Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

    Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

    В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

    -    административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

    -    военная;

    -    надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

    4. В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни. Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.

    1. Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям).

    Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища.

    Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

    -    при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа отоваривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя;

    -    при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Договор купли-продажи занимал особое место в китайском Обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

    2. Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для мужчин и 14 - 15 лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

    Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию.

    Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

    3. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

    Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

    4. В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм.

    Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформулированного в законе этого правового понятия препятствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка.

    Законодательство не знало института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

    Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции «десяти зол»:

    -    первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства против императора - заговор о мятеже против государя, непокорство и измена;

    -    четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

    -    пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

    -    шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

    -    седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

    5. Судебный процесс носил инквизиционный характер.

    Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

    Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

    Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

    29. Государство и право Японии в эпоху федализма.

    Образование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. В это время произошли изменения в отношениях между главами племенного союза - царями Ямато (на острове Хонсю) и вождями других племенных групп, которые стали представителями центральной власти. На стадии оформления государства общество состояло из кровнородственных кланов. С 563 по 645 гг. особо выделился клан Сога. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны и на оформление идеологической основы единовластия. Важную роль в этом сыграли созданные в 604 г. принцем Сетоку-тайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. В 552 г. в Японию пришел буддизм, который повлиял на унификацию религиозных идей.Произошли изменения и в крестьянской общине, которая стала податной: крестьяне были обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесла, они несли трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах.

    Феодальное государство периода развитого феодализма (XII -- XVII вв.). В результате междоусобной борьбы за власть победу одержала группировка, возглавляемая кланом Минамото, который в 1192 г. был провозглашен правителем государства (сегуном). С приходом к власти сегуна ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское. Создается новый правительственный аппарат: бакуфу. Императоры рассматривались лишь как носители верховных жреческих функций. Центральный аппарат сегуна -- бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие -- вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие. Большую часть населения составляли крестьяне.

    Важнейшим источником раннесредневе кового права является кодекс "Тайхо Еро ре" -- основной источник, характеризующий право Японии VIII -- X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный.

    В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закреплялись элементы розыскного процесса. В Японии существовало несколько административно-судебных инстанций. Низшей инстанцией считалось уездное управление; следующая инстанция -- провинциальное управление; далее следовало Министерство юстиции, и, наконец, Высшая инстанция -- Государственный совет, император.

    30. Особенности развития феодального государства и права.

    Эпоха средневековья (феодализма) -- это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права.

    Одной из характерных особенностей феодального государства и права является то, что они возникают на основе либо разложившегося рабовладельческого типа государства, либо постепенного развития, а затем разложения первобытно-общинного строя и зарождения на этой базе феодального строя. По такому пути, в частности, развивалось государство и право у восточных и западных славян. Развитие было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники — в полностью зависимых от нее крестьян.

    Одновременно с процессом разложения первобытного общества происходила трансформация органов родового строя в органы феодального государства: родового военачальника или вождя — в короля, совета старейшин (там, где он сохранился) — в совет приближенных монарха, ополчения — в постоянно действующую дружину или армию.

    В целом процесс возникновения феодального строя заключался, с одной стороны, в образовании крупного землевладения и превращении светской и духовной знати в класс феодалов, с другой — в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян-об- щинников и несвободных земледельцев в феодально зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, хотя и лишались права собственности на землю, однако имели свое небольшое хозяйство — дом, сельскохозяйственные постройки, им принадлежали некоторые сельскохозяйственные орудия труда.

    Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых.

    Для удержания своего господства феодалы должны были иметь свои репрессивные органы, свой аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, заставил бы их повиноваться законам, правилам, которые сводились бы в основном к одному — сохранять власть помещика над крепостным крестьянином.

    Феодальному государству, как и рабовладельческому, присущ ряд внутренних и внешних функций, которые оно выполняло, защищая интересы господствовавшего класса.

    Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри этого класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.

    Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних, менее могущественных феодалов от других, более могущественных, позволяли феодальному государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану экономического и социально-политического строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осуществлявшей на протяжении многих веков управление делами образования и культуры.

    Внешние функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу господствовавшего класса, отражали характер его деятельности на международной арене. Эти функции состояли в захвате чужих территорий, в установлении и поддержании торгово- экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.

    Главная особенность феодального права заключалась прежде всего в том, что оно выражало волю и интересы феодалов, полностью обслуживало власть феодалов. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении, закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства, сохранении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствовавшему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри него, в обеспечении его экономического, политического и духовного господства.

    Опираясь на действующее право, феодалы жестоко подавляли любые попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные или организованные выступления против угнетения и насилия.

    Важной особенностью феодального права было также то, что оно имело ярко выраженный сословный характер, закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как право-привилегия класса феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали.

    Привилегированными сословиями являлись духовенство и дворянство. Значительно ограничивались в правах горожане. Лишены были элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний скот и инвентарь, необходимые для работы на феодалов, крестьяне. Они полностью выпадали из феодальной иерархии и фактически являлись бесправным сословием.

    Феодальное право неизменно выступало как право более сильного над менее сильным, как «кулачное право». Оно оставляло широкий простор для произвола феодалов, практически не предусматривало никаких преград на пути угнетения трудящихся масс, признавало прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного крестьянина.

    Особенностью феодального права был партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов. Феодальное право было раздробленным, оно не знало деления на отрасли и институты. Составными его частями были крепостное право, обеспечивающее полное подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закреплявшее правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения; каноническое право, занимавшее значительное место в системе права и регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и между остальными членами общества.

    Феодальное право отличалось большим разнообразием форм. Вплоть до периода абсолютизма в праве преобладали обычаи (сборники обычаев), а также договоры между феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами и т. п. На более поздних стадиях развития феодального общества, особенно в период абсолютизма, широкое распространение получили писаные законы (царские указы, королевские ордонансы и т. п.), сборники уголовного и уголовнопроцессуального законодательства (например, Соборное уложение 1649 г. в России) и другие виды нормативных правовых актов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта