Главная страница

ІДПЗК - відповіді на екзамен. 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран


Скачать 1.31 Mb.
Название1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран
АнкорІДПЗК - відповіді на екзамен .doc
Дата15.05.2018
Размер1.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаІДПЗК - відповіді на екзамен .doc
ТипДокументы
#19287
страница1 из 21
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

Предметом ИГПЗС является государство и право зарубежных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной последовательности, на основе выявления общеисторических закономерностей этих процессов, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

ИГПЗС-дисциплина историческая, правовая, общественная.

Задачи ИГПЗС:

Изучить основные памятники права, историческую практику, процессы возникновения и развития институтов и правовую систему народов зарубежных стран.

Изучить государственно-правовые явления в их историческом развитии.

Научиться исторически осмысливать государственно-правовые явления, составлять научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях гпя.

Сформировать научно-юридическое мировоззрение, общеправовую культуру, способность принимать правильные решения в ходе профессиональной деятелньости.

Методология:

1. Общенаучные: анализ, синтез, индукция.

2. Специально-научные: исоорический, логический, сравнительный, системно-структурный, прогностический, толкование.

3. Общие: наблюдение. Счет, обобщение, дeскрипция etc

2. Восточная деспотия (основные черты). Три главных ведомства управления.

Признаки восточной деспотии:

1. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (фараон, раджа).

2. Наличие широко разветвлённого, структурированного государственного аппарата, состоящего из писцов, царских людей, рангированного чиновничества.

3. Полная бесправность личности по отношению к государству. Личность практически не защищена от агрессии со стороны правителя.

Также если правитель нарушал религиозные догмы, то ему тут же объявляли импичмент. Если правитель следовал человеческим порокам, то он считался недостойным власти. Восточная деспотия уделяет внимание средствам осуществления власти, жизни, ищет сама себя. Форма правления в странах восточной деспотии является древневосточная теократическая монархия. По способу образования высшего органа были религиозные догматы и ритуалы, отличающиеся степенью обожествления личности правителя. Фараон – сын бога Ра, в Древнем Вавилоне – наместники бога Шараки и Мурдукай. Древний Египет – династический принцип наследования престола. Древний Вавилон – большую роль играли жрецы, которые определяли правителей.

Основные черты стран Древнего Востока:

1. Тесная связь права и религии.

2. Сословный характер, содержащийся в нормах права в памятниках.

3. Формализм

4. Основной источник права обычаи и судебная практика."Послушные призыву" - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь "послушных призыву" и состоять в группе "послушных призыву" своего господина, начальника высшего ранга, которые возглавляли особые ведомства.

Три главных ведомства: военное, налоговое, общественных работ.
3. Общая характеристика законов царя Хаммурапи, структура.

Закони Хаммурапі були укладені близько 1760 р. до Р. X. Причина­ми їх появи були: необхідність встановити єдині закони на території всієї держави;

бажання закріпити в них суспільний лад;

прагнення залагодити гострі соціальні суперечності, що на той час виникли в суспільстві.

Текст Законів Хаммурапі був знайдений французьким ученимЖ.-Ж. де Морганом(1857-1924) у 1901 р. під час розкопок на місці столиці стародавнього Елама—м. Сузи (неподалік від Перської протоки), куди він, очевидно, був вивезений еламитянами як воєнний трофей. Закони були вирізьблені архаїчним клинописом на чорному базальтовому стовпі, заввишки 2,25 м. Сьогодні цей стовп зберігається в Луврі (м. Париж). Текст Законів складається з прологу, 282 статей (нумерацію статей введено дослідниками) і епілогу. У структурі Законів прослідковується певна система. Хоча клинописне право не знало поділу на "цивільне", "кримінальне" тощо, статті згруповані тематично: 1-5 присвячені процесуальним нормам, 6—126 —майно­вим відносинам, 127—195 — шлюбно-сімейному праву, 196-214 — покаранням за тілесні ушкодження, 215-282 - операціям з рухомим майном, пов'язаними з ним порушеннями та таксами оплати праці. У Законах Хаммурапі яскраво відображені основні риси старо­давнього примітивного права:

  • юридичне закріплення станового поділу суспільства, нерівності
    людей і рабовласництва;

  • казуїстичність (кожна норма регулює конкретні правовідносини,
    а загальних норм немає);

  • наявність великої кількості прогалин у праві;

  • порівняно низький рівень розвитку юридичної техніки (багато
    норм сформульовано нечітко чи суперечливо);

  • зв'язок з релігією (релігійні клятви, ордалії впливають на доволі
    багато законів);

  • переважання кримінально-правових норм над цивільно-право­
    вими, жорстокий і примітивний характер покарань.

У юридичній літературі Закони Хаммурапі одні дослідники розглядають як збірник чинного на той час права, інші -як юридичний трактат, який відображає картину ідеальної справедливості, деякі -як звіт царя Хаммурапі перед Богом про свою діяльність та ін. Із них найбільш обгрунтованою, очевидно, є перша зі згаданих думок позиція. Власне закони справили значний уплив на формування пізніших пам'яток права Стародавньої Передньої Азії.

4. Общественный строй Древнего Вавилона во времена Хаммурапи.

5. Правовое положение свободных людей по законам царя Хаммурапи.

6. Правовое положение крестьян по законам царя Хаммурапи.

7. Правовое положение рабов по законам царя Хаммурапи.

Суспільство поділялося на дві групи - вільнихДперебували під охороною закону) та рабів (як і худоба, вважалися майном та ними цілком розпоряджався господар).

Вільні люди, незалежно від свого економічного становища, поділялися на дві групи, що різнилися правами. Одні були повно­правними "синами мужа" (авілум), а другі — "підпорядковані" (мушкену). Останні були власниками та частково навіть рабовласни­ками, але обмежувались у своїх правах. Серед учених поки що немає єдиної думки про те, який критерій було покладено в основу поділу вільних людей. Одні вважають, що мушкену були напіввільними пролетаріями, інші — що вони були етнічною групою (шумерами), ще інші - що це були люди, котрі перебували на царській службі та втратили зв'язок з общиною, деякі - що це були простолюдини, а не привілейовані верстви суспільства.

Нижчий прошарок суспільства утворювали раби. Джерелами рабства були: військовий полон, боргове рабство, продаж батьками в рабство дітей, віддання в рабство злочинців. До рабів ставилися як до худоби: їх таврували, відрубували їм вуха, карали на розсуд господа­ря (аж до смертної кари), приносили в жертву, примушували робити найтяжчу роботу. Раби не мали права виступати свідками в суді, їх могли продати, закласти тощо. Раби поділялися на царських, храмових, приватних. Отже, в Стародавньому Вавилоні існувало рабовласницьке суспільство, хоча рабство й не мало класичного характеру.

За формою правління Стародавній Вавилон був монархією за типом східної теократії, що характеризувалася необмеженою владою божественного правителя. На чолі всього державного механізму був лугаль, або патесі-лугаль. У його руках зосереджувалась уся влада, йому належали всі найвищі державні повноваження

Правитель очолював державний апарат, був верховним воєначальни­ком і найвищим суддею. Особа правителя обожнювалася. Царська влада мала деспотичний характер, і цар міг втручатися в усі відносини між підданими, навіть у їхнє особисте життя.

У розпорядженні правителя перебував розгалужений апарат управління з великою кількістю посадовців. Центром управління був палац правителя. Не існувало розмежування між виконанням державних обов'язків і обслуговуванням особистих потреб правителя. Тож у руках одних і тих же урядовців зосереджувалось управління як країною загалом, так і палацом. Довіреною особою та першим помічником правителя був дворецький, котрого у Вавилоні називали "нубанда". Зазвичай, це був найближчий родич правителя. У його руках зосереджувались усі важелі управління державою. Нубанда керував великим штатом урядовців і слуг, управляв царськими маєтками, іригацій­ними спорудами, фінансами, господарськими роботами. За повноважен­ням після нубанди йшли інші вищі сановники: скарбник, начальник царської гвардії та охорони, радники царя, воєначальники. Всі вони були не тільки царськими придворними урядовцями, але й вищими службовими особами в державі. Містами управляли намісники царя. На місцях управління здійснювали органи общинного самовряду­вання, що наділилися адміністративними, судовими та фінансовими повноваженнями. За здійснення своїх повноважень посадовців наділяли землею, що могла передаватись у спадок.

Збройні сили формували з добірних частин, які охороняли правителя й ополчення. Царська охорона формувалася з професійних воїнів (редум, баїрум), які за свою службу отримували в користування майно "ілку". Таким майном (полем, садом, будинком) воїн володів і користувався, але не мав права його продати чи обміняти. Для управ­ління військами створювався спеціальний апарат, який очолював сам правитель. Були також звичайні воєначальники, начальники коліс­ниць, піших воїнів, кінноти на верблюдах тощо. Серед військових посадовців розрізняли начальників певних загонів, молодших воє­начальників, командирів сотень, десятків, п'ятірок.

Суд не був відокремлений від адміністрації. Верховним суддею був правитель, який сам міг розглядати будь-яку справу, а також скарги на рішення решти суддів. Значні судові повноваження мав нубанд і представники місцевої адміністрації. Дрібні позови розглядали органи общинного самоврядування. Існували жрецькі та храмові суди. В епоху Хаммурапі виникають професійні судді, котрих призначав правитель. Вони здійснювали судочинство колегіально—по три, чотири, вісім суддів. Судді мали помічників, які готували справи до слухання й були по­радниками суддів. Оскарженню підлягали лише рішення місцевих судів.

8. Договор купли-продажи по Законам царя Хаммурапи. Сравнить с законами 12 таблиц Древнего Рима.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.

Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

продавцом мог быть только собственник вещи;

продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое .развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения

(поклажи), товарищества, мены, поручения,

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
9. Основания для развода по Законам царя Хаммурапи.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата. Жену, которая позорит мужа или "расточает его имущество", разрешается "отвергнуть" или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены.

Для жены установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности. В то же время жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.

В Законнике Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Долю умершего получают его дети. Усыновленные дети наследуют на равном основании с "законными" детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими и только движимое имущество. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за "тяжелый грех" и по разрешению судей, которые исследуют дело.
10. Преступление и наказание по Законам Царя Хаммурапи.
Важливе місце в Законах Хаммурапі відведено злочинам і по­каранням. Стосовно загальних понять кримінального права, то вони майже не розкриті. Лише подекуди взято до уваги намір особи, що вчинила злочин, обставини, які виключають, пом'якшують або по­силюють відповідальність. Усі злочини, що згадуються в збірнику, можна поділити на декілька груп:

  1. злочини проти особи (вбивство, заподіяння тілесних ушкоджень,
    образа, наклеп);

  2. злочини проти власності (пошкодження чи знищення майна,
    крадіжка, грабіж, розбій

  1. злочини проти сім'ї (подружня зрада, розпуста, статеві зносини
    з близькими родичами);

  2. посадові злочини (зловживання службовим становищем);

5) злочини проти правосуддя (неправдиві свідчення, підкуп свідків).
Закони Хаммурапі зовсім не згадують про державні та релігійні

злочини. Ідеться лише про приховування осіб, які посягають на держав­ний лад. Законодавець, очевидно, замовчує ці тяжкі злочини тільки тому, що смертна кара за них вважалася справою очевидною.

Мета покарання - це, передусім, залякування, тому покарання були надзвичайно жорстокими. Правопорушника, зазвичай, намагалися не перевиховати, а помститися йому, та, по можливості, відшкодувати збитки потерпілому.

Найвищою мірою покарання була страта, що в Законах царя Хаммурапі згадується понад ЗО разів, її видами було: спалення, втеплення, посадження на палю, повішання, розрізання на частини. Часто згадуються члєноушкоджувальні покарання (відрубування ноги, руки; відрізування носа, вуха, язика тощо). Практикувалося таврування злочинців.

Покаранням також було: обернення в рабство, конфіскація майна, заслання, грошові штрафи, відшкодування збитків.

Багато статей Законів Хаммурапі про покарання базувалися на принципі таліону - "око за око, зуб за зуб". Таліон міг бути звичай­ним (ст. 200), дзеркальним (ст. 230) і символічним (ст. 195). Його застосування відбувалося, коли злочинець і потерпший були рівними. Якщо ж, наприклад, авілум виколов око мушкену, то він сплачував лише грошове відшкодування, а якщо рабу — половину його вартості хазяїну. Загалом покарання (його вид, міра) залежали від кастової належності людини.

11. Идея талиона, как уголовно-правовая, по Законма царя Хаммурапи.

12. Символический талион по законам царя Хаммурапи.

Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи служило правило,

согласно которому всякий ложный обвинитель

\ клеветник \ должен был нести ответственность в той мере, которая

грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен

умереть сам.

Когда по характеру преступления применение принципа "равным за

равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции:

непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык:

врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют

обыкновенно талионом символическим.

Талион также древен, как кровная месть. Но сохраняется он дольше. В

Законнике Хаммурапи кровной мести уже нет.

Безраздельное господство кровной мести - этого поистине

всемирно-исторического института, возникшего вместе с самим человеком,

- продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла

служить жизнь другого человека. Появление избыточного продукта меняло дело.

На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф.
На самой ранней стадии развития классового общества выбор между местью

и выкупом был делом пострадавшего или его семьи или рода.. Об этом можно

судить по хеттскому законнику, разрешавшему "хозяину крови" определить,

должен ли виновный умереть или заплатить. " Царю же до этого дела нет" То

же самое можно сказать и о размере выкупа. О нем договаривались в каждом

отдельном случае, пока обычай или закон не установили общие нормы \ и даже

после этого \.

Законник Хаммурапи знает только денежный штраф в строго определенных

размерах. Величина штрафа может быть большей или меньшей. Она зависит как от

тяжести преступления, так и от социального положения сторон.

Вот соответствующий пример: " Если человек ударит лицо, занимающее

более высокое положение, чем он сам, должно ударить его... 60 раз плетью из

воловьей кожи. Если авилум ударит по щеке равного себе... он должен отвесить

одну мину серебра \500 граммов \: если мушкенум ударит по щеке мушкенума -

он должен отвесить 10 сиклей серебра \ в 6 раз меньше \.

Старый обычай искупительного штрафа вплетается здесь в общую ткань

правовой системы Вавилона \но в каком виде1\. Другой пример дают ст. 23-24

Законника. Первая из них обязывает сельскую общину возместить убыток,

нанесенный человеку грабителем, если преступление совершено на территории

общины, а виновный не найден, вторая устанавливает, что будет дополнительный

штраф, " если при этом загублена жизнь". Обычай этот, напоминающий "

дикую виру" Русской правды, гораздо древнее Законника Хаммурапи, но

сохранен в целях установления круговой ответственности членов общины.

Классовое содержание Законника не вызывает сомнения. Достаточно

ознакомления с теми его статьями, которые угрожают смертной казнью за

оказание помощи бежавшему рабу, за покушение на священный принцип

собственности.

Кража скота или лодки каралась огромным штрафом \ в 10-30 раз больше

стоимости украденного \ "Если же вору нечем отдать - его должно убить".

Если управитель станет расточать имущество хозяина, " должно разорвать его

на этом поле с помощью скота" и т. д.

Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях, но

в одном из вавилонских литературных памятников ( Диалог между господином и

рабом) мы читаем: " Не поднимай восстания. Человека, поднявшего восстание,

или убивают, или ослепляют, или схватывают, кидая в темницу.
13. Причины формализации права по Законам царя Хаммурапи.

За правління Вавилоном Хаммурапі (1792-1750 рр. до Р. X.) від­бувається значне піднесення держави. Швидко розвиваються товарно-грошові відносини, приватні рабовласницькі господарства, централі­зується держава та зміцнюється царська влада, розвивається право. Ці досягнення значною мірою були зумовлені тими реформами, котрі здійснив цей правитель.

Економічна реформа:

  • заборона продавати землі общинників;

  • скасування стягнення податків із селян зерном, маслом, вовною
    та запровадження податку сріблом;

  • обмеження лихварства (до 20 % сріблом);

  • обмеження терміну боргової кабали трьома роками;




  • скасування накопичених у країні боргів (кілька разів).
    Адміністративна реформа:

  • упорядкування й удосконалення центрального апарату;

— створення відомств, серед яких провідне місце посіли військове, фінансове та відомства громадських робіт;

  • поділ усієї країни на області, якими почали керувати царські
    чиновники;

  • на чолі міст поставлено призначених царем керівників, котрі
    забезпечували збір податків, мобілізацію населення на громадські
    роботи, в ополчення та ін.

Судова реформа:

  • обмеження судових функцій храмів і общин;

  • передання основних судових функцій посадовим особам
    на місцях;

  • запровадження у містах, так званих, царських судів, які діяли
    колегіально.

Релігійна реформа:

  • культ єдиного бога - Мардука;

  • царську владу проголошено божественною, тому вона встановлює
    згоду між людьми.

Всеми реформами Хаммурапи стремился централизировать государство, для этих же целей произошла формализация права.

14. Основные источники для изучения права Древней Индии.

В Індії, як і в більшості країн Стародавнього Сходу, спершу джерелом права був звичай. Однак, на відміну від інших країн, де чиичаєве право поступово замінили державні закони, тут виникають рслігійно-правові збірки, укладені різними брахманськими школами як накази порядним людям. Саме тому норми тогочасного індійського І Ірава переплітаються з побутовими, моральними, релігійними й іншими І установами. Серед таких релігійно-правових збірок, які були санкціо-І Іоиаиі державною владою та набули значного поширення, слід згадати: <> \<Ірмашастри Раутами й Апастамби (друга половина І тис. до Р. X.), Ічкони Брихаспаті (НІ—IV століття), Закони Наради (IV—V століття), !< їм >Іїй Ману (II ст. до Р. X. - II ст. Р. X.) та ін. Цікава пам'ятка тогочасного мр;Іна є "Артхашастра" ("Наука політики"), в якій вміщено дані про методи управління державою, систему судочинства, різноманітні (Іракові норми. Вважається, що ця збірка була розроблена для правителя 1 Іаидрагупти його головним радником брахманом Каутильєю.
15. Разделение всех ранее равноправных в Индии на группы (варны) во второй половине 2 тысячеления до н.э. Характеристика дхарм для каждой варны.
Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные

члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.
16. Процесс «превращения» варн в касты в Древней Индии.

Варна (санскр., буквально – качество, цвет, категория), термин для обозначения четырёх основных сословий в Древней Индии (брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшии – рядовые соплеменники, шудры – слуги общины). Первые три Варны появились с возникновением социального неравенства, 4-я Варна – позже, в период становления рабовладельческого общества; она противостояла трём другим Варнам как неполноправная и низшая. Принадлежность к Варне определялась рождением. Члены первых трёх Варн в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались «дважды рожденными». Браки между представителями различных Варн запрещались. В классовом обществе Древней Индии система Варн широко использовалась для идеологического обоснования социальных различий. Примерно с середины 1-го тыс. до н. э. начался процесс превращения системы Варн в систему каст. В средние века главным стало деление на касты.

Касты (португ. casta — род, поколение, происхождение; санскритский эквивалент — джати), эндогамные наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств (привилегированные Касты жрецов в Древнем Египте, Древнем Иране, сословие самураев в Японии и т.д.), но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырёх сословий — варн? — в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры.

Образование новых Каст (главным образом ремесленных и торговых) было связано с дальнейшим общественным разделением труда. Система Каст — важный составной элемент всей религиозной системы индуизма. Индуизм способствовал развитию универсальности кастовой организации: раз возникнув, Каста вбирала в себя любую группу — сословную, профессиональную, этническую или религиозную. Поэтому наряду с основной массой Каст, выражавших сословно-классовое и профессиональное деление индийского феодального общества, возникли Касты, на основе религиозных сект (госаин, йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этническими общностями племён. Индусы рассматривают всех неиндусов как «вне-кастовых», но группы иноверцев, живущие в индусском окружении (христиане, сикхи, мусульмане и др.), обретают фактически статус Касты. Остатки системы Каст сохраняются также внутри христианской, сикхской и особенно мусульманской общины в Индии: в них осталось деление на иерархически расположенные эндогамные группы.

17. Государственный строй Древней Идии и положение индийских царей в империи Маурьев.

Государственный строй. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция "чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов.

Подобную эволюцию претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом - раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивают власть царя.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.

Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
18. Семейное право по законам Ману в Древней Индии.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны

были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.
19. Источники развода по законам Ману.

Артхашастра различает несколько форм брака (почти в точности совпадающих с соответствующими римскими обычаями): правильный или торжественный брак (при этом приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом (покупкой жены): брак, основанный на свободном соглашении супругов, и, наконец, похищение жены - умыкание, возникшее из обычая брать женщин в бою, как берут трофей.

В принципе признавалось, что женщина должна всегда находиться под опекой мужчины: отец охраняет женщину в детстве, муж - в молодости, сыновья - в старости: "женщина никогда не пригодна для самостоятельности".

По Артхашастре, "муж обязан учить жену поведению и может ударить ее 3 раза по спине: расщепленной тростью, веревкой или рукой".

Развод для жены невозможен: "ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа". Муж может оставить жену, "если она его ненавидит"; "жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8-м году, рожающая мертвых - на 10-м, только девочек - на 11-м, но сварливая - немедленно".

Супружеская верность поддерживается суровыми карами. В то же время допускается самая широкая добрачная половая свобода девушек. Сын, которого девушка родит в доме своего отца, будет считаться "сыном замужней девушки". После он станет сыном того, кто на ней женится. Такие дети не были препятствием к браку.
20. « Илиада» и «Одиссея» как источники изучения правового положения социальных слоев греческого общества Гомеровского периода.
Гомерівська Греція описана відомим поетом в “Іліаді” та “Одіссеї”. Населення проживало сільськими общинами, що займали невелику територію і були майже ізольовані від сусідських общин. Політичним та економічним центром общини було поселення, що називалось містом. Основну масу населення міста складали землероби, скотарі, а також не чисельні ремісники і торгівці.

Земля була не племінною власністю і надавалась членам роду в користування за умови періодичного перерозподілу. Але вже в той час наділи багатих відрізнялись розмірами та якістю, а базилевси отримували, крім того, особливий наділ – “теменос”.

У гомерівський період держави ще не було. Це був період військової демократії. Управління суспільством здійснювалось за допомогою наступних органів. Постійно діючим органом влади була рада старійшин (буле). Вона формувалась не стільки за віковими ознаками, скільки за знатністю і багатством. Первісна демократія ще зберігалась, тому народні збори відігравали в суспільній організації значну роль. Очолював усю організацію базилевс, який виконував функції воєначальника, верховного судді і верховного жерця. Він фактично діяв разом з представниками родоплемінної знаті. Посада була виборною, але при її заміщенні стали віддавати перевагу сину померлого базилевса, і, таким чином, посада закріплювалась спадково в одній сім’ї.

Таким чином, гомерівська Греція була країною, роздробленою на багато самостійних округів, з яких пізніше виросли перші міста-держави або поліси.

На рубежі ІX – VІІІ ст. до н.е. в історичному розвитку Стародавньої Греції відбулися законні зміни : родовий лад перетворюється на рабовласницький. Йде процес розвитку приватної власності. Багато простих землеробів позбавляються своїх ділянок, які зосереджуються в руках родової знаті. Формується велике землеволодіння. Розвиток ремісничого виробництва і торгівлі ще більш прискорював процеси соціально-правової нерівності. Стародавні форми об’єднання родів – філи і фратрії – ще деякий час продовжують зберігати своє значення, але скоро поступаються місцем новим формам поділу, що базувались на майнових і територіальних ознаках. Так, на базі родових і сільських общин виникли нові соціально-політичні організації, що одержали назву полісів.
21. Период военной демократии в Афинах.

Верховним органом влади в Стародавній Греції були Народні збори (еклезія), що збиралися чотири рази на місяць. До роботи в них допускалися лише чоловіки (народжені від афінянина й афінянки), що досягли 20 років. Особи, народжені від мішаних шлюбів, іноземці, жінки та раби такого права не мали. Зібрання вважалося легітимним, якщо участь у ньому взяли не менше 6000 осіб. За участь у зборах платили гроші. До компетенції Народних зборів належали: прийняття законів, вибори посадових осіб і контроль за їх діяльністю, вирішення питань війни та миру й інші важливі питання.

Іншим важливим органом Афін була Рада 500 (буле) - уряд, до складу якого входило по 50 громадян від кожної з 10 територіальних філ. Вони обиралися щорічним жеребкуванням з-поміж громадян, яким виповнилося ЗО років. Засідання Ради 500 відбувалися щоденно. Члени Ради (булевти) за свою службу отримували винагороду. До повно­важень цієїРади належали: фінансові питання, дипломатичні відносини, контроль за службовими особами, попередній розгляд справ, які ви­носилися на Народні збори. У складі Ради діяло 10 комісій.

Геліея — вищий судовий орган, який складався з 6000 членів, котрі щорічно обиралися від кожної філи жеребкуванням з повноправних громадян, які досягли 30-літнього віку.

У складі геліеї діяло 10 колегій - дикастерій, - кожна з яких викону­вала свої безпосередні функції протягом одного місяця (місяців у греків було 10).

Важливе місце в управлінні державою посідали певні посадові особи, що обиралися відкритим голосуванням на Народних зборах або жеребкуванням строком на один рік і за свою службу (крім стратегів) отримували винагороду. Такими посадовими особами були: стратеги (десять членів), архонти (перший архонт, архонт-епонім, архонт-базилевс, архонт-полемарх і ще шість архонтів), ареопаг, астиноми, агораноми, метрономи та ін.

Основними принципами діяльності посадових осіб були такі: посади, зазвичай, були платними; посади були колегіальними (крім стародавніх - архонта, базилевса, полімарха); між посадами не існувало ієрархічної градації (окрім військового управління); всі посадові особи 42

(>ули підзвітні; не можна було поєднувати дві посади одній особі; попередньо кандидатів на посаду перевіряли (докімасія).

У Греції сформувалася така форма правління, як рабовласницька Демократична республіка.
22. Реформы царя Тесея в Афинах.

Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связанные с именем легендарного героя Тесея (Тезея), который жил в VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет,

Управляющий делами всех четырех племен. По родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Население было разделено на три группы не по кровнородственному признаку:эвпатриды (родовая знать), геоморы (крестьяне-земледельцы) и демиурги (ремесленники,торговцы).

Эвпатриды постепенно ограничивали власть базилевса. Его функции перешли кновым, выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. Поначалу должностьархонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э.стали избираться девять архонтов сроком на один год.При Тесее перестало созываться народное собрание, которое заменил Ареопаг.

Ареопаг избирал и контролировал архонтов, осуществлял высшую судебную власть. В его состав входили все бывшие действующие архонты.

Реформы Тесея имели огромное значение. Во-первых, было создано центральное управление, которое стало рассматривать дела, ранее бывшие прерогативой племен. Во- вторых, была предпринята первая попытка разорвать кровнородственные узы путем разделения населения на родовитых и знатных (эвпатриды) и непривилегированных (геоморы и демиурги). В-третьих, возникло общее афинское право, возвысившееся над правовыми обычаями и традициями племен.

Одновременно развивается и другой процесс, характерный для возникновения государства – зарождаются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа – навкрарии. Свободные афиняне были разделены «не по родственным группам, а по проживанию на одной территории».
23. Реформы Солона в Афинах. Плутарх про реформы Солона.

Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.

Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе "стряхивание бремени".

Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения.(пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.

Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.

Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Вот что написал о Солоне Плутарх:

Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда,так сказать,до высшей точки,государство находилось в чрезвычайно опасном положении.Весь простой народ был в долгу у богатых:одни обрабатывали землю,платя богатым 6ую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела;их заимодавцы имели право обратить в рабство,при этом одни оставались рабами на родине ,других продавали на чужбину.Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого)и бежать из отечества из-за жестокостти заимодавцев.Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не остваться

равнодушными зрителями,а выбрать себе одного вожака,надежного человека и освободить должников,пропустивших срок уплаты,а землю переделить и

совершенно изменить государственный строй.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта