Главная страница
Навигация по странице:

  • 56. Законотворческая деятельность византийских императоров Македонской династии ( иконопочитателей ) Василия 1 И Льва 4 (Прохорион).

  • 57. Реформы Карла Мартелла в Франкском государстве. Королевская и императорская династия Каролингов

  • 58. Возникновение Салической правды франков и ее общая характеристика.

  • Салическая правда

  • Обязательственные отношения

  • Брачно-семейные отношения

  • 59. Феодальная иерархия по Салической правде.

  • 60. Преступление против личности по Салической праве (кровная месть).

  • 61. Судебный процесс в Франкском государстве. Судоустройство

  • 63. Верденский договор 843 года

  • 64. Образование сословно-представительской монархии.

  • В останній раз

  • 66. Принятие Великой хартии вольностей 1215 г

  • 67. Правовое положение групп населения Англии по Великой хартии вольностей.

  • 68. Вассально-сюзеренные отношения во Франции ( Медиатизация). Общественный строй.

  • ІДПЗК - відповіді на екзамен. 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 1.31 Mb.
    Название1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран
    АнкорІДПЗК - відповіді на екзамен .doc
    Дата15.05.2018
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаІДПЗК - відповіді на екзамен .doc
    ТипДокументы
    #19287
    страница7 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21


    55. Родосский морской закон.

    Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон, который в Западной Европе получил известность как Родосский морской закон. Составление этого сборника относится к VII—VIII вв. В нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море (так называемая авария), дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Отдельные нормы этого сборника применялись в международной торговле вплоть до XV в.

    Морской закон (nomoS nautikoV, leges navales) или, как он иногда называется в рукописях, Родосский Морской закон представляет собой устав торгового мореплавания. Некоторые исследователи предполагают, что этот закон был извлечен из второй главы четырнадцатой книги дигест, которая содержит заимствованный из греческого права так называемый lex Rhodia de jactu (Родосский закон об авариях) - закон, где речь идет о возложении убытков на хозяина корабля и прочих товарохозяев в случае, если для спасения корабля и груза часть последнего будет выброшена за борт (jactus). В настоящее время зависимость Родосского закона от дигест, также как и его связь с Эклогой, на чем настаивал Цахариэ фон Лингенталь, не принимается исследователями.

    Этот закон, в том виде, в каком он до нас дошел, представляет собой компиляцию материалов разных эпох и разного характера. Большая их часть происходит, без сомнения, от местных обычаев. У. Эшбернер говорит, что третья часть Морского закона совершенно очевидно должна была войти в третью книгу Василик. Отсюда он делает вывод, что было осуществлено второе издание Морского закона либо непосредственно теми, кто составлял Василики, либо под их руководством. Существующий ныне текст является, таким образом, его вторым изданием.

    По стилю Морской закон носит официальный характер, а по содержанию он значительно отличается от Юстиниановых дигест, т. е. от использованного Родосского закона об авариях, отражая на себе, очевидно, следы влияний позднейшего времени. В этом законе, например, устанавливается ответственность хозяина корабля, его наемщика и пассажиров за целость судна и груза; в случае бури или морского разбоя все они должны быть привлечены к возмещению убытков. Это было своего рода страхованием. Подобные особенности Морского закона объясняются тем, что со времени Ираклия, т. е. с VII века, морская торговля и вообще морское судоходство были сопряжены с большими опасностями ввиду морских нападений арабов и славян. Морские разбои стали обычным явлением, поэтому хозяева судов и купцы могли продолжать торговлю лишь на условии общности риска.

    Время составления Морского закона может быть определено только приблизительно. Он, вероятнее всего, был составлен частными людьми между 600 и 800 годами. В любом случае, нет никаких оснований полагать, что происхождение Морского закона, Земледельческого закона и Военного было одинаковым.

    Несмотря на возвращение государей Македонской династии к нормам Юстинианова права, Морской закон продолжал действовать на практике и влиял на некоторых византийских юристов Х- XII веков. Сохранившаяся практика Морского закона указывает на то, что византийское торговое мореплавание после VII и VIII веков не могло подняться. Завладевшие позднее торговлей Средиземного моря итальянцы имели свое собственное морское право. С падением же византийской морской торговли вышел из употребления и Морской закон, так что в юридических памятниках XIII-XIV веков о нем уже упоминаний нет.
    56. Законотворческая деятельность византийских императоров Македонской династии ( иконопочитателей ) Василия 1 И Льва 4 (Прохорион).

    Дальнейшее развитие византийского права связано с законо-творческой деятельностью императоров Македонской династии (иконопочитателей) Василия 1 и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками (иконоборцами), Василий 1 предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык. Результатом законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, кото-рый в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств.

    Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике (по четкости расположения правового материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не "избранными", а "извращенными" законами, Василий 1 позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

    Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Ви-зантии, не были существенными, а по некоторым вопросам частного права был сделан крен в сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодательства, как, например, в дарениях между мужем и женой, в режиме приданого, в завещаниях вольно-. отпущенников и т.п. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX века. В нем более подробно излагается договорное право (разрабатывается договор товарищества, устанавливается прямой запрет на проценты по займу и т.д.), вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).

    Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия 1 и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву, которое также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога (т.е. переработанное повторение). По своей структуре она следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. При всей ее компилятивности она более подробно, а

    в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

    Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI (Мудром), правление которого (886—912 гг.) ознаменовалось подъемом юридической науки, были завершены крупные кодификационные работы, начатые еще при Василии 1, по новой переработке законодательства Юстиниана. Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация "Василики" ("Базилики"), т.е. "царские законы", призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.

    Использованный в "Василиках" огромный правовой материал расположен более компактно и последовательно, чем в Своде законов Юстиниана, состоявшем из нескольких самостоятельных частей (книг). "Василики" — единый законодательный памятник, включающий 60 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Каждый титул "Василик" начинался с фрагмента текста одного из римских юристов, цитируемых в Дигестах (остальные мнения, как менее авторитетные, опускались), затем следовали соответствующие дополнения из Кодекса, Институций и Новелл. Юстинианово право в "Василиках" использовалось не непосредственно, а через греческие переводы и комментарии (эпитомы, парафразы) византийских юристов VI в. — Анонима, Феофила, Дорофея и других.

    В "Василики" не вошли те положения из кодификации Юсти-ниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения (большая часть Институций, титулы Дигест (1 и 2) о правосудии и происхождении права и т.д.). Из Кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые были пересмотрены последующим законодательством. Но переработка и сокращение предшествующего права в "Василиках" проведена недостаточно тщательно и поспешно. В них сохранилось значительное число устаревших или вышедших из употребления норм, упоминающих, например, давно исчезнувшие должности (римских консулов, императорских легатов и т.п.) или области, которые не входили в состав Византии (Египет, Скифия и др.).

    "Василики" включают в себя обширный правовой материал, относящийся прежде всего к публичному и церковному праву (кн. 1, 3—5 — о церкви, кн. 6 — о государственных должностях, кн. 7—9 — о судебном процессе, кн. 60—о преступлениях и т.д.). Однако большая часть "Василик" посвящена вопросам частного права, в том числе правовому положению лиц (кн. 46 — о статусе свободных людей, кн. 48—о рабах, кн. 55—о крестьянах и т.д.), хотя в этой сфере, так же как и в наследственном праве (кн. 45), в связи с развитием феодальных отношений многие положения римского права утратили свое былое значение. Чаще всего в судебной практике использовались нормы "Василик", регулирующие обязательственные отношения (кн. 19 о купле-продаже, кн. 23 и 25, посвященные закладным операциям, кн. 26 о поручительстве и уплате долга).

    Составление "Василик" не означало отмены законодательства Юстиниана, которое, однако, все более выходило из употребления. С конца XII в. "Василики" стали единственным действующим сводом византийского права.

    Василики не дошли до нас в полном виде, ряд книг (в том числе кн. 50 о праве собственности и владении) сохранился лишь в отрывках. В большинство рукописей наряду с текстом "Василик" включены пояснения к ним (схолии) византийских юристов VI в., а также XI—XII вв. (так называемые "древние" и "поздние" схолии). Схолии не имели официального значения, но принимались во внимание в византийских судах. Они имеют особую ценность, когда “ отсутствует соответствующий текст самих "Василик".

    После составления "Василик" византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров — новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены Новеллами Льва Мудрого. Он разрешил государственным сановникам безконтрольно приобретать земли в подведомственных им округах, вновь снял запрет с взимания процентов, окончательно отменил конкубинат, запретил браки, не получившие церковного признания и т.п.

    Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось "Руководство к законам, или Шестикнижье" Константина Арменопуло (около 1345 года). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продолжало действовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. "Шестикнижье" Арменопуло признавалось действующим правом Бессарабии в XIX веке после ее присоединения к России.

    Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось в основном из постйновленил вселенских соборов и патриархов. Важное место здесь принадлежит решениям Вселенского Трульского собора в конце VII в., который утвердил официальный корпус канонов и запретил использовать "ложные каноны", или каноны, не санкционированные каким-либо другим Вселенским собором. На основе признанных норм церковного права, а также частичной императорского права составлялись особые сборники — Номоканоны (наибольшую известность имел Номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Так. например, Номоканон в редакции XI века включал важное положение, согласно которому отменялось законодательство Юстиниана, а "Василики" тем самым становились единственным действующим правом Византии. Номоканоны оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в "Кормчие книги".
    57. Реформы Карла Мартелла в Франкском государстве.

    Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровин-

    гов в 751 г., а прекратила свое существование в X в.

    Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла

    Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом

    Франкского государства в 715 - 741 гг. Он восстановил политическое

    единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верхов-

    ную власть.

    Для упрочения государственной централизации и укрепления военного

    могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним поряд-

    ком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, кон-

    фискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с живши-

    ми на них крестьянами передавались в условное пожизненное держа-

    ние - бенефиций. Бенефициарий - держатель бенефиция - был обязан в

    пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно во-

    енную, иногда административную. Отказ от службы или измена королю

    лишали права на пожалование.

    Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленно-

    го этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию си-

    стемы вассалитета - феодальной иерархической лестницы, особой си-

    стемы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом,

    вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отноше-

    ния.

    С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, крупные зе-

    мельные собственники, получали иммунитет - привилегии, заключав-

    шиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти

    над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, полу-

    62

    чившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятель-

    ность государственных должностных лиц, а все государственные право-

    мочия передавались владельцу имения.

    В процессах установления власти крупных землевладельцев над кресть-

    янами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь,

    ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господству-

    ющего положения церкви были монастыри, а светской знати - укреп-

    ленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом

    сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.
    58. Возникновение Салической правды франков и ее общая характеристика.

    1. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фикса-ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле-мен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая,Рипуарская, Бургундская, Аллсманнская и др.Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в после-дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним изсамых древних сборников записей обычного права германцев. Она де-лится на титутлы (главы).Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие об-щих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и актыотличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи-ческой судебной процедуры.Основное содержание Салической правды - перечень правонарушенийи соответствующих им наказаний (главным образом штрафов).Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен-ном строе франков начала VI в

    2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо,что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част-ной собственности.Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем,мена, дарение.Передача права собственности при сделках осуществлялась публичнопутем простой передачи вещи.Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за. собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо- дило в строго установленной форме

    3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общихчертах.Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де-вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом.Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель-ства:• существование законного брака;• объявление лица вне закона;65• наличие близкого кровного родства;サ/ несвободное состояние человека.О расторжении брака Салическая правда не упоминает.Положение женщины в семье определяли пережитки матриархальногостроя.

    4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завеща-нию.Наследование по закону осуществлялось различно применительно к дви-жимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого иму-щества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры,сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на-следников недвижимости женщины исключались, земля передаваласьтолько по мужской линии.Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии),совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен-ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя-зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму-щество указанному лицу.

    5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста-тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю-чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение коро-левского мира.Виды преступления по Салической правде можно разделить на четырегруппы:• преступления против личности - убийство, членовредительство, кле-вета, оскорбление, изнасилование;• преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;• преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд,лжесвидетельство;• нарушение предписаний короля.Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, како-выми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрытьследы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже илиубийству.Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы.Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплаташтрафа королю за нарушение королевского мира.

    6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным харак-тером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ-мом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имелиравные права.Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковыхформах.66В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда при-знает следующие:• соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" об-виняемого являлись его родственники, друзья или соседи;• свидетельства очевидцев;• ордалии
    59. Феодальная иерархия по Салической правде.

    З утвердженням приватної власності на землю (шілод) відбувається прискорене розмежування общини, наслідком якого було зростання кількості безземельних селян і посилення наступу феодалів на їхню особисту свободу. Найпоширенішим способом, за допомогою якого здійснювалося закабалення знеземелених селян, був прекарій (прохання). Його варіанти були різні:

    • прекарій даний—передбачав надання селянинові ділянки панської
      землі в користування (своєрідна оренда) на умовах виконання певних
      повинностей (робота в полі, віддавання частини врожаю тощо);

    • прекарій подарований - збіднілий селянин, який віддавав свою
      земельну ділянку (вважалося, що він її дарував) феодалові, котрий
      повертав йому її назад, але вже як утримання з обов'язком виконувати
      певні повинності й отримував за це від феодала необхідний захист;

    • прекарій відшкодувальний — передавав земельну ділянку
      на погашення боргу, а потім повертав свою ділянку.

    Значного поширення набуває і система патронату (заступництва), котра зводилася до того, що в умовах постійних утисків і зловживань з боку землевласників, селяни змушені були вдаватися до захисту найсильніших і найувшшвовіших із них. Віддання себе під "заступ­ництво" ("комендація") було надзвичайно поширеним явищем. До цього вдавалися не тільки слабкі та безземельні, але іноді — й сильні та багатоземельні, стаючи під захист сильніших за себе.

    Комендація передбачала:

    • передання феодалові права власності на землю, а потім по­
    вернення її як утримання;

    • встановлення особистої залежності "слабкого" від упливового
      патрона;

    • виконання на користь феодала певних повинностей або віддання
      йому частини свого врожаю.

    Цей процес зумовив концентрацію земельних володінь, які отри­мали назву "феоди", в руках деяких осіб. Селяни потрапляють у повну економічну залежність від феодалів.
    60. Преступление против личности по Салической праве (кровная месть).

    Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

    Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

    преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

    преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

    преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

    нарушение предписаний короля.

    Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

    Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
    61. Судебный процесс в Франкском государстве.

    Судоустройство

    В древнейшие времена суд у германцев производился собранием свободных людей округа (сотни) под председательством выборного сотника (тунгина). Уже при Хлодвиге главная роль в судебном разбирательстве переходит от тунгина к графу — королевскому чиновнику, который выносил решения по гражданским делам и приговоры по уголовным делам совместно с рахинбургами. В эпоху Карла Великого рахинбурги, избиравшиеся для каждого случая, были заменены скабинами, назначаемыми графом с согласия населения на пожизненный срок из среды наиболее авторитетных людей округа.

    Решения и приговоры суда графа могли быть обжалованы в суд короля, который обычно возглавлял палатный мэр (майордом). В эпоху Каролингов королевский суд стал возглавляться дворцовым графом, хотя король мог производить суд и единолично. Юрисдикция королевского суда, в состав которого входили высшие дворцовые сановники, а также представители светской и духовной знати, была неограниченной: он мог взять к своему производству любое дело в качестве суда первой инстанции. Некоторые дела (о дворцовых служащих, высших сановниках, о государственных преступлениях) были отнесены исключительно к его ведению.

    Особо следует сказать о юрисдикции церкви, к которой были отнесены дела клириков. Что же касается дел между клириками и светскими лицами, то в эпоху Меровингов они рассматривались смешанными судами, составленными из представителей духовной и светской власти. При Каролингах указанные дела подлежали рассмотрению смешанного суда, если светское лицо откажется подчиниться церковной юрисдикции. Более того, юрисдикция церковного суда была расширена, она распространялась на вдов, сирот, вольноотпущенников, которые находились под покровительством церкви. Здесь ряд наказаний носил чисто церковный характер: отрешение клириков от должности, отлучение от церкви, запрещение священнослужения, которое могло распространяться на целые местности. Церковное отлучение имело очень серьезные последствия. Отлученный не допускался к церковным таинствам и службе, с ним никто не должен был разговаривать, никто с ним не смел пить или есть, даже здороваться, иначе и сам подвергался отлучению. Кто умирал отлученным, считался лишенным загробного спасения. Церковный суд назначал и светские наказания: штраф, заключение в тюрьму; но церковные правила не допускали наказания смертной казнью; поэтому тяжкие преступления подлежали рассмотрению в светском суде.

    Порядок судопроизводства был одинаков как в рассмотрении гражданских, так и уголовных дел. Как правило, уголовное дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, который сам должен был вызвать ответчика (или обвиняемого в совершении преступления) в суд. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд без уважительных причин, то он наказывался штрафом в 15 солидов (титул I, § 1). Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд во второй, а затем и в третий раз, то он вызывался на суд короля, который объявлял его лишенным своего покровительства. Тогда виновный и его имущество переходили в собственность потерпевшего (или истца). И пока он не уплатит всего, что с него причитается, никто (даже его жена) не могут под угрозой наказания оказывать ему помощь.

    Процесс по Салической правде был состязательным. Не только вызов в суд ответчика, но и отыскание украденной вещи, вызов свидетелей, соприсяжников являлось делом самого потерпевшего. Так, например, каждый имел право на преследование по следам (титул XXXII) и на розыск (титул XLVII). Суд даже в уголовных делах не собирал доказательств, а лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор.

    В случае признания ответчика (обвиняемого), состязания сторон не производилось и суд выносил соответствующее решение (приговор). Если обвиняемый не признавал свою вину, то различались две формы процесса в зависимости от того, был ли он пойман с поличным или же нет. Если виновный был захвачен на месте совершения преступления, то суд выносил сразу же приговор после принесения присяги потерпевшим и определенными числом свидетелей, подтверждавших факт поимки обвиняемого с поличным.

    В других случаях обвиняемый был обязан представить доказательства своей невиновности. Прежде всего, суд учитывал выступления соприсяжников, говоривших о репутации обвиняемого. Число соприсяжников зависело от степени тяжести преступления (шесть, двенадцать и более). Но риск для обвиняемого заключался в том, что соприсяжники были обязаны произнести вместе с обвиняемым особую сакральную формулу без малейших ошибок: всякая ошибка влекла за собой проигрыш дела обвиняемым, исходя из того, что при судопроизводстве невидимо присутствует Бог, который не позволит выиграть дело неправой стороне.

    В качестве доказательств учитывались, конечно, и свидетельские показания; в некоторых случаях прибегали к ордалиям — «суду божьему» в виде испытания раскаленным железом или котелком с кипящей водой: обвиняемый должен был взять в руку раскаленное железо или опустить руку в кипящую воду, после чего рука завязывалась. Через несколько дней суд производил осмотр: если обожженная рука заживала, то обвиняемый признавался невиновным; в противном случае он признавался виновным.

    В дальнейшем был введен новый вид ордалий в виде испытания водой, при котором обвиняемый погружался со связанными руками и ногами в чан с холодной водой. Если он не погружался на дно чана, его признавали виновным, так как вода, считавшаяся чистой стихией, его отвергала.

    Наконец, в качестве доказательства выступал и судебный поединок. Сторона, победившая на поединке, выигрывала дело.

    В заключение следует указать, что по отношению к рабам разрешался допрос под пыткой.

    Лжесвидетельство наказывалось штрафом в 15 солидов (титул XLVIII); ложное обвинение каралось штрафом, но если это происходит в отсутствие обвиняемого, то штраф был более высоким (63 солида); а если кто-либо ложно обвиняет в преступлении, за которое следует смертная казнь, виновный наказывается штрафом в 200 солидов (титул XVIII).

    Исполнение судебного решения было делом выигравшей стороны (истца).

    Контроль за исполнением судебных решений возлагался на графа
    62. Ордалия.

    Орда́лии (от англосакс. ordol, латинский ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права.

    При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.

    Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо.

    Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным. На Руси утонувший в реке считался оправданным — Бог его забрал в лучший мир, он раньше попал на небо.

    Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.

    Во время Первого крестового похода после обнаружения Святого копья на ордалию пошёл и погиб от ожогов Пьер Бартелеми.
    63. Верденский договор 843 года

    Верде́нский догово́р (фр. Traité de Verdun, нем. Vertrag von Verdun, итал. Trattato di Verdun) — соглашение о разделе империи Карла Великого, заключённое 11 августа 843 года в Вердене между тремя сыновьями императора Запада Людовика I Благочестивого — Лотарем I, Карлом II Лысым и Людовиком II Немецким.

    Земли Франкского государства были разделены между братьями следующим образом:

    • Лотарю отошли центральные области: северная Италия, земли вдоль Роны и левого берега Рейна, Эльзас, Бургундия, Прованс и некоторые другие, а также императорский титул отца.

    • Карлу Лысому отошли земли к западу от Рейна: Нейстрия, Аквитания, Васкония, Испанская марка и ряд других.

    • Людовику Немецкому отошли земли к востоку от РейнаАлеманния, Саксония, Бавария и ряд других.

    Таким образом, в результате раздела образовалось три государства: так называемое Срединное королевство (самое недолговечное государство, которое уже после смерти Лотаря в 855 году распалось на 3 королевства — Лотарингию, Италию и Прованс), Западно-Франкское королевство (примерно в этих границах позднее образовалась Франция) и Восточно-Франкское королевство (примерно в этих границах позднее образовалась Германия).
    64. Образование сословно-представительской монархии.

    Боротьба за централізацію Франції, що розпочалась у XIII ст. реформами Людовика IX, на початку XIV ст. була майже завершена. Три чверті країни було об'єднано під владою короля. Однак феодальна опозиція залишалася ще достатньо сильною, подолати її опір королів­ська влада могла лише заручившись підтримкою дворянства та міщан, потрапляючи таким чином у певну залежність від цих станів. Союз короля з дворянством і міщанами зумовив виникнення станово-представницької монархії, її матеріальним утіленням були Генеральні штати.

    Приводом для їх заснування стала суперечка між королем Філіппом IV(Красивим) і Римським Папою Боніфацієм VIII. Король, з огляду на нестачу коштів для війни з Англією, наказав французькому духовенству сплачувати до скарбниці держави все те, що раніше відраховувалося папській курії. Розгнівавшись, папа запросив Філіппа ІV для пояснень до Риму, а в 1301 р. видав буллу, в якій погрожував відлучити короля від церкви. У відповідь король у 1302 р. скликав представницький орган — Генеральні штати, що підтримали його. До їх складу належали три палати: перша складалася з найвищого духовенства (єпископи, аббати, архієпискрпи), запрошених королем особисто; фуга-виборнихпредставниківвіддворянства(крім герцогів і графів); третя - з виборних депутатів з-поміж вільного населення міст. Генеральні штати скликалися з ініціативи короля. Він же визначав питання, що виносяться на їхній розгляд: для з'ясування думки станів щодо миру чи війни, підписання міжнародних договорів, вирішення питань про податки тощо. Своєю чергою, Генеральні штати зверта­лися до короля з проханнями, скаргами та протестами. Спроби цього органу закріпити за собою постійні фінансові чи законодавчі повно­важення успіху не мали. Всі питання розглядались окремо по палатах (рішення приймалося простою більшістю голосів), а остаточна

    Кожна палата, незалежно від кількості депутатів, мала один голос. При такому голосуванні перевага завжди була на боці представників дворянства та духовенства, якщо між ними не було розбіжностей. Вершиною могутності Генеральних штатів був період паризького повстання на чолі з Е. Марселем, коли вони досягай прийняття Великого березневого ордонанса(\357 р.), збирали податки, витрача­ли кошти й контролювали весь державний апарат. Однак відсутність єдності між містами та їх непримиренна ворожнеча з дворянством робили спроби Генеральних штатів завоювати собі права, подібно до прав англійського парламенту, безплідними. Після 1359 р. вони скликалися все рідше й часто замінювалися зборами нотаблів (зібраннями вищого духовенства, придворного дворянства та мерів міст, які, на відміну від депутатів, не обиралися, а запрошувалися королем відповідно до їхніх посад). В останній раз з ініціативи короля Генеральні штати були скликані в 1468 р. У XVI-XVII століттях ініціатива їхнього скликання належала феодальній знаті, що пере­бувала в опозиції до абсолютної влади короля.
    66. Принятие Великой хартии вольностей 1215 г

    Подписание Великой хартии вольностей английским королем Иоанном Безземельным в июне 1215 года завершило первый этап борьбы, приведшей уже в конце XIII века к образованию в Англии сословной монархии. На этом этапе в борьбе за ограничение королевской власти наряду с баронством приняло участие также рыцарство, а отчасти горожане и верхушка свободного крестьянства. В ходе вооруженной борьбы с королем бароны, возглавлявшие движение, предъявили королю требования, известные под названием «баронских статей», которые легли в основу официального текста Великой хартии вольностей, изданного от имени короля. Великая Хартия вольностей как политический и правовой источник интересна, прежде всего, тем, что она отразила общее соотношение социально-политических сил в стране в тот период, причины недовольства разных слоев населения королевской политикой, экономические и политические требования различных социальных элементов оппозиции, а также общее состояние судебно-административной системы английского феодального государства в начале XIII века.

    Церковь, бароны и города объединились против короля и предъявили ему в 1215 году список статей. Тот прочитал и воскликнул: «Отчего уже вместе с этими несправедливыми требованиями бароны не просят у меня также и моего королевства?» Однако делать было нечего – Иоанн подписал Великую хартию вольностей.
    67. Правовое положение групп населения Англии по Великой хартии вольностей.

    Полный текст Великой хартии вольностей насчитывает 63 статьи, которые расположены без определенной системы и касаются самых различных вопросов.

    Все эти статьи можно разделить на три основные группы:

    1) Статьи, отражающие материальные интересы разных социальных слоев (ст. ст. 1 -11, 13, 16, 27 и другие).

    2) Статьи, претендующие на установление новых политических порядков, в частности на ограничение королевской власти (ст. ст. 12, 14, 39, 61), – так называемые конституционные статьи.

    3) Статьи, подтверждающие ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов, а также пресекающие злоупотребления королевского аппарата в центре и на местах (ст. ст. 17-22, 24, 25, 34, 36, 38, 40 и др.).

    а) права и привилегии великих баронов;

    В первой группе основное место, безусловно, занимают материальные требования баронов – непосредственных вассалов короля – как по количеству статей, так и по конкретности и детальности их формулировки. Хартия определяет феодальные права короля и обязанности его вассалов, ограничивая фискальный произвол короны по отношению к ним (особенно ст. ст. 2-11).

    Большинство статей Хартии отражало и защищало интересы феодальной аристократии. Они гарантировали прелатам свободу церковных выборов (ст. 1), соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его вассалам-баронам (ст. 2-11), запрещала королю брать с них феодальную помощь и щитовые деньги (скутагий) без согласия «общего совета королевства» (ст. 12), т.е. совета непосредственных вассалов короля (ст. 14), запрещала судить баронов иначе как судом равных им по положению пэров (ст. 21), без их приговора арестовывать и лишать имущества (ст. 39). Великая Хартия вольностей отменила утвердившееся после реформ Генриха II право короля вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий (ст. 34). Статья 61 обеспечивала порядок соблюдения Хартии: бароны избирали из своей среды 25 лиц для надзора за соблюдением вольностей. Если бы король нарушил Хартию и в течение 40 дней по требованию хотя бы четырех баронов не исправил нарушения, все 25 баронов могли прибегнуть к насилию против короля т.е. отнять у него земли и замки, щадя только его личность и семью. Каждый подданный мог поддержать этих баронов в борьбе против короля.

    б) отражение в Великой хартии вольностей 1215 г. интересов рыцарей и горожан.

    Рыцарство и свободное крестьянство также получили значительные права: баронам запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем полагалось по обычаю (ст. 15, 16, 27, 60), всем свободным людям гарантировалась защита от произвола чиновников. Статья 39 положила начало свободе личности: ни один свободный человек не мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или покровительства законов, изгнан или подвергнут иной каре иначе, как по суду равных ему и согласно законам страны. Статья 20 ограничивала размеры административных штрафов: свободному человеку сохранялась собственность в размере, необходимом для сохранения социального статуса, при взыскании этих штрафов товар купца и инвентарь виллана объявлялись неприкосновенными. Города получили подтверждение своих привилегий (ст. 13); было установлено единство мер и весов по всей стране (ст. 35); свобода въезда и выезда из Англии в мирное время. Статьи 18, 19, 20, 32, 40 и др. утверждали новые судебно-административные порядки, установившиеся после реформ Генриха II и в целом выгодные широким слоям населения. Впоследствии, в XIII-XIV вв., они вошли в английское общегосударственное феодальное право.

    Великая хартия оставила в силе широкое применение расследования через присяжных в имущественных исках (ст. ст. 18, 19, 20), приоритет королевских судов в разборе всех подсудных им дел, прокламировала отказ от платы за разбор уголовных дел в королевском суде (ст. 32). Такого рода статьи, несомненно, отражали наряду с интересами самой короны также интересы рыцарства, верхушки свободного крестьянства и отчасти горожан, нуждавшихся в укреплении централизованной судебно-административной системы, и были невыгодны баронам.

    Однако и в этом вопросе бароны сумели выговорить себе отдельные уступки. Среди этих общих статей Великой хартии вольностей есть две статьи, которые явно противоречат сложившейся судебной системе, изымая из-под ее действия представителей баронства. Это – статья 21, которая в противовес 20 статье запрещала королю налагать штраф на графов и баронов без решения их пэров, то есть сословного суда, тогда как все прочие свободные люди штрафовались по решению обычного суда, основанному на показаниях присяжных (ст. 20); и статья 34, которая запрещала королевское вмешательство в дела феодальных курий при помощи приказа Praecipe. Хотя в этой статье, как и в 39-й, речь идет о правах «всякого свободного человека», но так как владельцам судебной курии в действительности мог быть только феодал и притом обычно крупный, то очевидно, что эта статья отражала интересы баронства.
    68. Вассально-сюзеренные отношения во Франции ( Медиатизация).

    Общественный строй. Раздел Франкского государства не внес существенных изменений в
    социально-экономическое развитие вновь образованных государств, включая
    Францию. Процесс складывания основных классов феодального общества - феодалов и зависимых крестьян завершилсяв основном в X-XI вв. К этому времени
    бенифицарии добились превращения пожизненного вла­дения - бенефиция- в наследственную феодальную собственность - феод.

    Отношения между представителями класса феодалов во Франции, как и в ряде других стран Западной Европы, основывались на системе вассалитета.
    Номинально верховным собственни­ком всей земли в королевстве считался король.
    Крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. В свою оче­редь
    они могли жаловать земли более мелким феодалам и т. д. При этом нижестоящие
    феодалы признавали только власть своего непосредственного сеньора, от которого
    они получали земельное владение, и только ему были обязаны служить.

    Данное правило было выражено формулой; «вассал моего вассалане мой вассал». Получалась многоступенчатая иерархиче­ская феодальная лестница. На ее вершине находился король
    - верховный сеньор феодалов, сюзерен,
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21


    написать администратору сайта