Главная страница
Навигация по странице:

  • 45. Закон Петелия в Риме в сравнении с реформой Солона в Афинах

  • 46. Законодательство римских императоров классического периода – важный источник права ( эдикты, рескрипты, дектеы, мандаты).

  • 47. Деятельность юристов Рима в постклассический период – важный источник развития римского права. Законы Феодосия 2 и Валентина 3 426 г. «Про цитирование».

  • 48. Источники римского права постклассического периода (Институции Юстиниана, Дигесты, Кодекс).

  • 49. Общая характеристика и источники права византии. Джерела права

  • Квіритським

  • ІДПЗК - відповіді на екзамен. 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 1.31 Mb.
    Название1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран
    АнкорІДПЗК - відповіді на екзамен .doc
    Дата15.05.2018
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаІДПЗК - відповіді на екзамен .doc
    ТипДокументы
    #19287
    страница5 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    43. Причины юридической формализации законов 12 таблиц, Салической правды и других законов.

    Объединение государства.
    44. Источники римского права в классический период (преторское право и право народов).

    На новом этапе истории римского права его характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают новые, и совершенно самостоятельные правовые системы:"преторское право"и "право народов". Обе эти системы были результатом правотвор-ческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права. Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд.Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательнными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась, преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

    Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами(перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами права. В своем правотворчестве он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" или на "естественный разум". Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, его наиболее развитой и совершенной частью.

    С установлением империи постепенно изменилось и полажение императоров в ипреторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Андриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юли-
    ана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта". Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

    Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в предшествующий период (в эпоху республики) не обладали правовой силой. В первой I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

    Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законадательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдаленной провинции.
    45. Закон Петелия в Риме в сравнении с реформой Солона в Афинах.

    У 326 або 313 році за законом Петелія—Лапірія встановлено, що боржник відповідає перед кредитором тільки майном, а не тілом. Цим актом у Римі ліквідувалися боргова кабала й рабство співгромадян
    46. Законодательство римских императоров классического периода – важный источник права ( эдикты, рескрипты, дектеы, мандаты).

    Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные, виды:

    1) Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

    2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консулътации по правовым вопросам.

    3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденциях.

    4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

    Первоначально конституции императоров вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т, п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.
    47. Деятельность юристов Рима в постклассический период – важный источник развития римского права. Законы Феодосия 2 и Валентина 3 426 г. «Про цитирование».

    В эпоху принципата круг юристов становится шире.Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций.Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I — начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокулъянцы (ос-Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепен-ных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз.

    Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие практического использования.

    Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ {"Ответов", "Вопросов" и т.д.) того же самого или других авторов, причем правовой материал располагался в строго определенном порядке. Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара,Сцевольг и, особенно, Сальвия Юлиана.

    Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

    Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского(цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов, они отличаются большей полнотой и четкостью изложений. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам" (1.8).Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права —от средств их защиты.

    Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги; о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Но даже самые блестящие и эрудированные юристы эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стреми-с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и:-'преторского права понятий, как иск, собственность, договор, сервитуты и т, п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

    С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов –дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые"ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

    Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенном их 'кругу давать ответы, имеющие официальное значение .Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившейся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т. е, обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья "обязан был с ним считаться при вынесения решения.

    Укрепление авторитета римской юриспруденции как источник права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт,что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т. п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиан(был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере — Павел и Ульпиан и т. д.
    48. Источники римского права постклассического периода (Институции Юстиниана, Дигесты, Кодекс).

    В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде, изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации,лишются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами.

    Сокращается число классических юристов, мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источникаправа. В 426 году специальными законами Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними — мнение большинства, В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, мог действовать самостоятельно.

    Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н:э. составлены частные сборники римского права — Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя тексты императорских законов с 196 по 365 г,н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

    Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 гг., т, е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям-включения норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

    Обширные кодификационные работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снискавшего себе славу самого великого законодателя всех народов, начались с составления Кодекса Юстиниана. Подготовка Кодекса была поручена созданной в феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них, противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля 529г.Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене.

    Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков (противоречий, устарелых положений)которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей кодификации Юстиниана, нововведений, содержавшихся в

    особенно в сборнике "50 решений"гражданским правом и «правом народов»между квиритской и бонитарной собственностью и т. д.),делали необходимой разработку новой редакции Кодекса Юстиниана.Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Переработанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона.

    По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был на 12 книгах. В книге I рассматриваются вопросы права и христианской теологии, книги 2—:8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9—12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и.наказания и т.,д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние —на фрагменты.

    В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе — Конституция Адриана 117 года (6.23.1), самая поздняя — Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императоре, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Составителем Кодекса было разрешено вносить существенные изменения в цитируемые законнодательные положения (редактировать,сокращать и т. д.), о чем свидетельствуют сравнения с соответствующими тек-стами конституций по Кодексу Феодосия.

    Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала,' составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".
    49. Общая характеристика и источники права византии.

    Джерела права - це форми, в яких відображаються правові норми. У Стародавньому Римі вони були такі:

    • звичаї, що в процесі становлення держави перетворюються
      на норми звичаєвого права;

    • рішення Народних зборів;

    • рішення царів або рексів;

    • закони;

    • едикти преторів;

    • постанови Сенату;

    • конституції імператорів (едикти, рескрипти, декрети, мандати);



    • інституції відомих римських юристів (Катона старшого, Квінта
    Муцій Сцевола, Сервія Сульпіція, Гая, Папініана, Павла, Ульпіана,
    Модестина та ін.);

    — кодекси (Грегоріана, Гермогеніана, Феодосія, Юстиніана

    Квіритським (від імені стародавнього племені -квіритів) називалося

    найдавніше римське право. Його характерні риси такі:

    • суто національний характер (регулювало відносини тільки
      між римськими громадянами (квіритами), що вважалися єдиними
      суб'єктами правовідносин);

    • тісно пов'язувалося з релігією;

    • було обмеженим (що пояснювалося примітивністю господар­
      ських відносин і проявлялось у відсутності правового врегулювання
      важливих аспектів суспільного життя та розмежування на галузі
      й інститути права);

    • індивідуалізм (пріоритет інтересів особистості над інтересами
      суспільства);

    • формалізм і публічність (будь-якій правовій дії надавалася певна
      форма, порушення якої спричиняло її нікчемність);

    • символізм (певні предмети означали конкретне правове поняття
      чи правову дію, що свідчило про недостатній рівень правового мислення,
      його нездатність виробляти загальні абстрактні правові поняття);

    • консерватизм (живучість старих форм при зміні змісту).
    Така система права пізніше була названа цивільним правом.
    50. Кодификация Юстиниана в Византии.

    Кодификация Юстиниана, систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права — Corpus juris civilis. Впервые Кодификация Юстиниана была напечатана под этим названием в 1583. Цель Кодификация Юстиниана заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529—534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.

    Кодификация Юстиниана состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

    Дополнения и изменения, внесённые в Кодификация Юстиниана в 535—565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции — всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.

    Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в Кодификация Юстиниана, так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к Кодификация Юстиниана отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих Кодификация Юстиниана

    Кодификация Юстиниана послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена рецепция римского права в странах феодальной Европы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта