Главная страница

1. Предмет и методология теории государства и права


Скачать 448.12 Kb.
Название1. Предмет и методология теории государства и права
Дата24.01.2022
Размер448.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTGP_i_KP_otvety_1.docx
ТипЗакон
#340840
страница18 из 38
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38

27. Основные концепции правопонимания.


К настоящему времени представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Можно выделить следующие теории правопонимания:

1.Естественно-правовая теория (17в.-18в.; Гоббс, Локк, Радищев). Помимо позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех естественное право (право на жизнь, свободу, на честь и достоинство). Естественное право выражает мудрость и справедливость природы. Писаные законы не могут противоречить естественному праву.

Также эту теорию называют нравственным (философским) подходом к пониманию права Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

С позиций данной теории право толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей.

Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начала, т. е. представления людей о праве, каким оно должно быть. Правовые нормы государства могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естественным неотъемлемым правам, тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством (т. е. правом, закрепленным в законе) существует высшее подлинное право как идеальное начало, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены в силу своего рождения определенными правами и свободами, необходимыми для жизнедеятельности. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, которое должно лишь их соблюдать и обеспечивать, а также охранять и защищать.

Главное достоинство рассматриваемого подхода к правопониманию состоит в признании в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых законов должен исходить из естественных прав человека. Другое достоинство заключается в том, что различаются право и закон – не каждый закон является правовым.

Среди недостатков нравственного (философского) правопонимания следующие:

1) расплывчатое представление о праве, поскольку даже высокие идеи и представления не могут сами по себе заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми и определять кри­терии правомерного и неправомерного поведения;

2) участники общественных отношений могут неодинаково понимать такие ценности, как справедливость, свобода, равенство;

3) декларируя разрыв между правом и законом, данный подход может способствовать негативному отношению к закону и повлечь правовой нигилизм;

4) существует возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других НПА. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

2. Историческая теория (к.18в. - нач.19в.; Гюго, Пухта). Право складывается самостоятельно, подобно языку, независимо от чьего-либо указания. Под правом понимаются правовые обычаи, которые сложились исторически и были зафиксированы законодателем.

Теория отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса). Закон – не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте – обычай.

Положительная роль – привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

Достоинства:

- впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

- верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

3. Психологическая теория (20в.; Росс, Петражицкий, Рейснер). Право напрямую зависит от психологических особенностей людей. Понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателей, а через психологические закономерности.

Различают позитивное право (официально действующее в государстве, выражаемое в законах, мало доступно гражданам) и интуитивное право (истоки – в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются).

Право – не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Единственный источник права – индивидуальное сознание.

Право – это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой – чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление (воздержание от) этих действий.

4. Нормативистская теория (20в.; Новгородцев, Штаммлер, Кельзен). Право представляет собой совокупность правовых норм, которые обладают разной юридической силой и находятся в соподчинении. В понятие права включены решения судов.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права – берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом).

Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им.Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы, следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинство этого подхода состоит в том, что он, во-первых, фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения, во-вторых, указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность, в-третьих, подчеркивает формальную определенность права, т. е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства.

Но нормативный подход имеет и недостатки, поскольку:

а) правом признается только то, что исходит от, государства, и, следовательно, отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, создается иллюзия, будто принятия закона достаточно для решения любых социальных вопросов;

в) не раскрываются действие права, его движущие силы, регулятивные свойства.

Несмотря на недостатки, данный подход наиболее распространен в юридической практике, так как он более удобен, понятен, имеет четкие критерии.

5. Социологическая теория (20в.; Жене, Эрлих, Муромцев). Право – это юридическая деятельность, юридическая практика и применение законов.Социологическая теория права – предопределила «школа свободного права» – живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Достоинство данного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Но социологический подход имеет и недостатки, которые сводятся к следующему: во-первых, есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным; во-вторых, возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право ость не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

В юридической науке социологический и философский подходы принято именовать широким пониманием права, а нормативный – узким.

6. Марксистская теория права – право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы – принуждение, насилие, подавление.

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38


написать администратору сайта