Главная страница
Навигация по странице:

  • Николо Макиавелли (1469–1527)

  • 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

  • Огюстом Контом (1798–1857).

  • Ш. Монтескье, и Т. Гоббса, и Дж. Локка

  • 11. ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА Огюст Конт (1798–1857)

  • Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка

  • 12. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

  • 13. «ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА М. Вебер (1864–1920)

  • 14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА Эмиль Дюркгейм (1858–1917)

  • 15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

  • К. Марксом и Ф. Энгельсом.

  • Социология методичка. 1. предмет и объект современной социологии


    Скачать 243.93 Kb.
    Название1. предмет и объект современной социологии
    Дата09.05.2018
    Размер243.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология методичка.docx
    ТипДокументы
    #43172
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Фома Аквинский (1225–1274) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии.

    Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из Божественной воли: Бог так устроил мир, и людям нужно просто подчиниться его воле, а значит, любые попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Он четко разделял Божественную и мирскую власть.

    Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она является моделью мира, которым правит Бог.

    Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его главное произведение – трактат «Государь» – продолжил основную линию платоновских рассуждений о государстве, однако основной упор делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера.

    По мнению Макиавелли, политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. Он предложил свои принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности.

    Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти (человек либо стремится сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой).

    Закон второй: умный правитель не должен выполнять всех своих обещаний (ведь и подданные не всегда выполняют свои обязательства перед государством). Более того, стремление к выполнению обещаний приводит государя к зависимости от собственных подчиненных.

    Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших количествах.

    Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ. Он разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию (изучает природные законы) и гражданскую философию (изучает человеческое общество). Гоббс стал первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.

    Кроме того, он разработал концепцию общественного договора, на основе которой позже было развито понятие гражданского общества. По Гоббсу, естественное состояние людей – это абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди заключили некий общественный договор, в результате которого и появилось гражданское общество. Гоббс выделял три типа правления:

    1) демократию;

    2) аристократию;

    3) монархию.

    10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

    Понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как «наука об обществе». Оно было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798–1857). Он же определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии». Однако другие ученые среди основоположников социологии упоминают и Ш. Монтескье, и Т. Гоббса, и Дж. Локка, и многих других. В любом случае социология одна из самых молодых наук.

    Уже в XVII в. в теориях социальной физики впервые рассматривались идеи об обществе как системе.

    Социальные философы того времени рассматривали общество как часть природы («естественное право» Т. Гоббса) и исходили из естественно-научных представлений.
     

    Известные в то время законы естественных наук (геометрии, механики, астрономии и др.) сталкивались с противоречивыми социальными законами.

    Поэтому стали предприниматься попытки формализации общественных закономерностей. В век Просвещения общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый элемент выполняет свою работу. Так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

    Социальные мыслители в XVII в. старались рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо выявил значение экономических отношений собственности и вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

    В XIX в. настало время выхода из рамок философии социологии (изучающей самую сложную форму движения материи – общественную). Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

    Другими предпосылками становления социологии стали переход к рынку и связанные с этим усложнения социальных процессов, необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Экономический уклад капитализма требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы (рабочих) от традиционных для феодального общества ущемлений и преследований. Очевидно, что эти изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом, порождая разного рода социальные конфликты.

    Немаловажным является и тот факт, что именно в середине XIX в. формировался статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

    В XIX в. социология развивалась в тесной взаимосвязи с социальной философией.

    11. ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА

    Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

    Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).

    В общественной жизни указанным стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная.

    Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.

    Социология мыслилась Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент.

    Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук.

    Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления.

    Полагая, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое.

    О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.

    При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

    Положительный вклад О. Конта в развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

    12. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

    Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

    Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма:

    1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе;

    2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.

    Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

    Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.

    Спенсер выделял два типа общества:

    1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;

    2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

    В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.

    Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.

    Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм.

    13. «ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА

    М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».

    М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.

    В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

    Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д.

    Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

    Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

    По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.

    При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.

    1. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

    2. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.

    3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

    4. Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

    14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА

    Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».

    Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том случае, если у нее будут собственные предмет и метод.

    Предмет социологии – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта могут служить закон, норма, язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком.

    Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:

    1) социальные факты являются внешними для индивидов;

    2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;

    3) устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что:

    1) социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;

    2) она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что:

    1) источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов;

    2) общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию индивида.

    Таким образом, в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления:

    1) принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);

    2) давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.

    Утрату ценностей он называл анемией. Анемия – состояние, когда общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в общественные ценности.

    Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства:

    1) эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;

    2) анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;

    3) альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;

    4) фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.

    15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

    Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта