Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

  • Практические задания по социологии 111. Автономная некоммерческая организация высшего образования московский международный университет


    Скачать 31.1 Kb.
    НазваниеАвтономная некоммерческая организация высшего образования московский международный университет
    Дата12.02.2020
    Размер31.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактические задания по социологии 111.docx
    ТипДокументы
    #108190

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра юриспруденции
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ


    Группа
    Студент


    МОСКВА 2019



    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.


    Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику

     Социальная динамика – это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и изменения социальных систем. Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

    Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их роли в деле социальной интеграции. Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать природный эгоизм. Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа. В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится жить для других.

    Позитивную теорию общественного прогресса» Конт назвал социальной динамикой. Это была «абстрактная история», история «без имен, лиц и даже без названий народов». Сознательно абстрагируясь от многообразия конкретных форм исторического развития, Конт создал схему, опираясь на примеры, взятые из истории «наиболее цивилизованных» европейских народов. Прогресс, по Конту, означает развитие по восходящей линии, хотя, стремясь освободить понятие прогресса от связи с «метафизическими» ценностями, Конт подчеркивал, что включает в это понятие простое развитие, без оттенка совершенствования. Наука, писал Конт, не может разрешить вопроса о том, является ли прогресс общественный также прогрессом моральным, хотя сам был убежден, что это так.

    С точки зрения Конта социология— абстрактная теоретическая дисциплина, которая должна была раскрывать законы общественной жизни. В структуре социологии он выделял социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была рассматривать общество в относительно устойчивом неизменном состоянии. Социальная динамика должна была выявлять закономерности происходящих в обществе изменений. В работах Конта важное место занимает понятие социального прогресса, то есть общество развивалось от более простого состояния в более совершенное состояние.

    1. Понимающая социология М.Вебера


    М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».

    М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.

    В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

    Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д.

    Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

    Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

    По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.

    При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.

    1. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

    2. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.

    3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

    4. Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения


    1. Концепция нелогического действия В.Парето.


    Одним из классиков социологии является Вильфредо Парето - итальянский инженер, экономист и социолог, основоположник теории элит и автор теории нелогического действия.

    По мнению Парето всякое человеческое знание имеет субъективный характер, однако оно может рассматриваться в двух аспектах и быть разделено на две категории, Парето назвал эти категории «объективной» и «субъективной». Объективная категория включает знание, которое, согласно нашим представлениям, соответствует фактам, подтверждается ими; «субъективное» включает знание, выступающее в качестве такового в сознании лишь некоторых людей.

    «Логическими» действиями Парето называет такие действия, при которых средства логически соединены со своей целью не только в представлении субъекта действия, но также и в представлениях тех, кто обладает более обширными познаниями, т.е. имеющие смысл в субъективном и объективном отношении. Все остальные действия Парето называет «нелогическими», но при этом отмечает, что такие действия не являются непременно алогичными.

    Все действия Вильфредо Парето классифицирует по классам, которые, в свою очередь, делятся на роды. Логические и нелогические действия относятся к первому и второму классам соответственно.

    Нелогические действия делятся на роды в зависимости от наличия у них логической цели с объективной и субъективной точек зрения.

    К первому классу Парето относит действия в области ремесел и научного труда, по крайней мере, те, которые совершаются людьми, хорошо знающими эти области.

    По мнению Парето, у людей присутствует четко выраженная тенденция придавать собственным действиям «внешний облик логической продуманности», поэтому такие действия относятся ко второму и четвертому роду.

    Третий род - это чистый тип нелогических действий, к таким действиям относятся инстинктивные поступки животных, хотя некоторые из них могут быть отнесены и к первому роду.

    Для изучения нелогических действий Парето рассматривает поведение животных и людей, приводя примеры инстинктивных действий насекомых, примеры возникновения логических обоснований у нелогических действий, рассуждает о формировании языка, анализирует многие поступки и пр. В результате исследований Парето приходит к выводам о проявлении следующих особенностей.

    Нелогические действия в жизни людей играют немалую роль, т.к. занимают значительную часть социальной сферы. На протяжении всей истории люди совершали огромное количество таких действий, пытаясь обнаружить и доказать в них рациональное объяснение происходящего в мире: природные явления, болезни, удачу и многое-многое другое.

    По мере развития наук и других сфер знаний количество нелогических действий уменьшалось, однако они и по сей день занимают огромную часть всей человеческой деятельности.


    написать администратору сайта