Парето. парето. В. Парето теория круговорота элит Слайд 2Диана
Скачать 19.18 Kb.
|
В.Парето:теория «круговорота элит» Слайд 2-Диана Вильфредо Парето – это итальянский экономист, социолог и инженер. Также Парето называют автором так называемой «теории элит», которая сделала его очень известным. Помимо того Парето были разработаны теории, которые в последствии получили его имя. Среди них – статистическое распределение Парето и оптимум Парето, в последствии они приобрели широкую популярность, и активно используются в экономической теории и других отраслях научного знания, в частности в социологии. Парето родился в Париже в 1848 году. Поскольку его семья была из Италии, то вскоре Парето вернулся на родину, где получил классическое гуманитарное, а в дальнейшем и техническое образование. Очень большое внимание исследователь изучает освоению математики. В начале 90-х годов, после многолетних исследовательских поисков Парето публикует несколько исследований в области математики и экономики, и в дальнейшем эти исследования станут основополагающими для его последователей, которые продолжали развивать идеи Парето в экономической теории. Слайд 3-Лиза По мнению Парето, обществу соответствует пирамидальная структура. На вершине располагается элита, которая направляет всю жизнь общества. Ей соответствует высокий уровень жизни, а также элита обладает достаточной властью, чтобы распоряжаться многочисленными ресурсами. Как предполагал исследователь, залогом успешного развития общества является своевременное обновление элиты, то есть должна быть организована циркуляция элит. В трудах Парето скептически относился к демократическому режиму. Он называет его демагогической плутократией, которая не заслуживает никакого доверия. Общества, где есть демократический режим, обречены на крах, просто это становится вопросом времени. Также Парето выдвинул предположение о том, что в политической жизни присутствует так называемый «универсальный закон». Согласно ему элита всегда обманывает широкие социальные массы, потому что она имеет все рычаги давления и средства манипуляции общественным сознанием. Основные научные труды Парето – это: Курс политической экономии; Учебник политической экономии; Социалистические системы; Трактат по общей социологии; Краткое руководство по общей социологии. Слайд 4-Тамбовцев Большой вклад Парето сделал и в отрасль социологии. Следует сказать, что его теория элит стала одной из первых, которая затронула эту актуальную тему и сделала элиты непосредственным объектом социологических исследований. До этого были исследования политических элит, но они по большей части соотносили элиту с политическим режимом. Парето влияние режима не исключает, но все же стремится продемонстрировать значимость социальных изменений и общественных трансформаций, которые так или иначе оказывают влияние на социальные процессы. Прагматическая ориентация свойственна и работам итальянского социолога В. Парето. "История человечества, – писал он, – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок". Теория элит изложена В. Парето в "Трактате всеобщей социологии" (1916). В контексте теории элиты он пытался выявить факторы и предпосылки динамического равновесия общества и значение в этом процессе политической власти, мотивов политического поведения. Как уже отмечалось, именно Парето ввел в научный обиход термин "элита". Слайд 5-Юля Обоснование роли элиты Парето выводил из концепции социального равновесия, к которому стремится общество как система. Состояние равновесия обеспечивается взаимодействием множеств сил, которые он назвал элементами. Они образуют четыре группы – экономические, социальные, политические и интеллектуальные. Особое внимание, как уже отмечалось, ученый уделял мотивации человеческой деятельности. По его мнению, мотивами человеческой деятельности и двигателями истории являются психологические стимулы, которые он назвал "остатками". С точки зрения Парето, они сводятся к биологическим инстинктам, к нелогичным, иррациональным чувствам, эмоциям. "Остатки" представляют собой вечные и неизменные основы деятельности человека и отражают его индивидуальность. Социальное равновесие и форма общества представляют собой совокупное взаимодействие человеческих чувств, выражаемых в "остатки". Поэтому политика, по Парето, в значительной мере есть функция психологии. Используя психологический подход в анализе общества и политики, ученый объяснял многообразие социальных интересов и статусов психологическим неравенством индивидов: "Человеческое общество неоднородно, и индивиды различаются физически, морально и интеллектуально". Совокупность групп "индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, носит наименование элиты"[1]. Парето определял элиту по ее врожденным психологическим свойствам и считал, что она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности. Таким образом, главная идея термина "элита" – превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени[2]. Он даже разработал критерии принадлежности к элите, предложив для каждой сферы человеческой деятельности систему индексов (баллов), характеризующих способности отдельных индивидов. Согласно этой системе тому, кто сумел приобрести миллион (не важно, честно или нечестно), выставляются 10 баллов; добившемуся состояния в тысячи лир – 6; тому, кто едва не умер от голода, – 1, а попавшему в дом призрения нищих – 0. Слайд 6-Диана Элита, по Парето, делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает харизматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения. Парето был автором теории круговорота элит, объясняющей механизм социальных трансформаций. Он различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип – "львы", для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. "Львы" хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип – "лисы", властвующие с помощью различных средств манипуляции, обмана, демагогии. Они чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, нежели к угрозе применения насилия. "Лисы" преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуются энергичные, прагматически мыслящие и способные к преобразованиям правители. По мнению Парето, социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и "циркуляции" элит. Общество, в котором преобладают элиты – "львы", обречено на застой; общество же, где доминируют элиты – "лисы", отличается динамичностью развития. Поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечены при пропорциональном притоке в элиту лидеров первой и второй ориентации[3]. Слайд 7-Лиза Управляющий, относительно малочисленный класс может удерживаться у власти частично силой, а частично – согласием большого подчиненного класса. Наилучший вариант – пропорциональное соотношение силы и согласия. Ресурс согласия основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты искусно манипулировать чувствами и эмоциями большинства. Парето считал, что "политика правительства тем эффективнее, чем успешнее оно использует эмоции". Однако умение убеждать подчас оказывается недостаточным для сохранения власти. В определенных обстоятельствах элита должна уметь вовремя применить силу. В противном случае на ее место может прийти новая элита, которая сделает это. Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов. Это обусловлено тем, что принадлежность к элите не наследуется, ибо далеко не все дети обладают выдающимися качествами своих родителей. Поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, которые чаще всего составляют выходцы из низших слоев общества. Необходимость подобных изменений определяется тем, что прежние элиты "теряют свою энергию, происходит уменьшение пропорций резидуа, дававших им возможность завоевать власть и удержать ее". Слайд 8-Гоша Таким образом, все социальные преобразования Парето объяснял "циркуляцией элит", т.е. системой "обмена" людьми между двумя группами – элитой и остальным населением. В частности, он подчеркивал: этот феномен новых элит, которые в силу непрестанной циркуляции поднимаются из низших слоев общества в высшие слои, всесторонне раскрываются, затем приходят в упадок, исчезают и рассеиваются, есть один из главных феноменов истории, и его необходимо учитывать, чтобы понять основные социальные движения[3]. Непрерывная циркуляция элит способствует равновесию социальной системы в той мере, в какой она обеспечивает приток "лучших", "достойных". Кроме того, циркуляция элит влечет за собой циркуляцию идей. Однако это происходит тогда, когда правящий класс открыт и понимает необходимость постоянной циркуляции. Если же элита становится замкнутой и превращается в касту, она утрачивает способность к управлению и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть. Прекращение циркуляции элит приводит к революции. Революция является, по мнению Парето, наиболее радикальным способом обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают "лисы", которые со временем вырождаются в "львов" – сторонников насилия и деспотического правления. |