Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

  • Б. Малиновским и А. Радклифф-Брауном

  • 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

  • 25. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

  • 26. СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

  • 27. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА: ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

  • Социология методичка. 1. предмет и объект современной социологии


    Скачать 243.93 Kb.
    Название1. предмет и объект современной социологии
    Дата09.05.2018
    Размер243.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология методичка.docx
    ТипДокументы
    #43172
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    П. Линтон говорил о ролевых предписаниях, о назначении определенных санкций в случае несоответствия своей социальной роли.

    В своей концепции Дарендорф Р. рассматривал человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний.

    Человек, живя и достигая в своей жизни большего, поднимается по карьерной лестнице вверх, тем самым повышая свой социальный статус. Но это в свою очередь накладывает на него еще большую ответственность и необходимость выполнения других, более сложных социальных ролей.

    Социальная роль каждого человека в обществе должна соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих в зависимости от индивидуальных способностей каждого человека.

    Развитие социальных отношений и институтов ведет к ломке социальных ролей. Особенно радикальная ломка ролей происходит в революционные периоды (например, рабочий класс превращается в господствующий), процесс социального развития (например, развитие современного общества меняет роль в семье, устанавливает равенство между полами).

    Решающее значение для принятия человеком той или иной роли для себя имеют собственное развитие личности, его потребности и интересы.

    Основные положения о принятии человеком социальных ролей в процессе межличностного взаимодействия в обществе сформировал американский психолог Дж. Мид, а также антрополог Р. Линтон говорил о социокультурных ролевых предписаниях, социальных позициях личности и санкциях.

    Можно сделать выводы:

    1) социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

    2) социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

    3) социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.

    22. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов. Из всего вышесказанного следует, что эти два определения не противоречат друг другу; скорее они просто дополняют друг друга и акцентируют различные стороны одного и того же явления.

    Социальный институт действует от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются и нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов.

    У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.

    Социальный институт характеризуется следующими чертами:

    1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения;

    2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

    3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

    4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

    Каждый социальный институт имеет:

    1) более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

    2) набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам;

    3) систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

    4) конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

    Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов:

    1) связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования);

    2) обеспечением материальной жизнедеятельности (институты экономики);

    3) интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты);

    4) поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

    23. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    Важной формой социального взаимодействия являются социальные институты. Категория социальных институтов была подробно разработана Б. Малиновским и А. Радклифф-Брауном: деятельность людей осуществляется определенными группами и выполняется по определенным моральным и правовым правилам. Эти «приспособления» и носят название института.

    Место и роль институционализации в социальной жизни определяются местом и ролью социальных институтов. Институционализация в обществе – это та же социализация в жизни личности. Объединяет их то, что должны быть отрегулированы, упорядочены пути жизни общества.

    Социолог С. С. Фролов считает, что институцио-нализация – это то, что должно прийти вместо спонтанного поведения, то предсказуемое поведение, которое можно регулировать и направлять в нужное русло путем установления определенных социальных норм в обществе, определения статусов и ролей членов этого общества. Он определил этапы институцио-нализации:

    1) для удовлетворения возникшей потребности необходимы организованные действия;

    2) формируются цели, которые являются общими для всех;

    3) возникновение определенных норм и правил в ходе социального взаимодействия;

    4) возникновение процедур, которые связаны с этими правилами и нормами;

    5) утверждение найденных норм и правил, их применение в реальной жизни, т. е. собственно ин-ституционализация;

    6) определение санкций в случае невыполнения установленных норм;

    7) возникновение в обществе статусов и ролей, которые касаются всех членов института. С. С. Фролов говорил, что окончанием процесса институционализации будет установление статусно-ролевой структуры со своими правилами и нормами, которая будет удовлетворять большинство людей.

    Существует ряд условий, при выполнении которых можно увидеть правильное и успешное функционирование социальных институтов:

    1) для каждого института должны быть четко определены функции и цели;

    2) деятельность института не должна зависеть от собственных интересов людей, выполняющих институционализированные функции (должна быть объективна);

    3) любой институт должен стремиться к укреплению и повышению своих позиций в глазах группы;

    4) очень важна координация действий всех социальных институтов.

    Очень важно выполнение всех этих условий, так как то, как функционируют социальные институты, отражается на всей общественной жизни.

    Если рассмотреть пример института – семью, то мы знаем, что это один из древнейших институтов, но и сейчас он тоже актуален, хотя нередко этот институт переживал кризисы. Институционализация семьи определяется тем, что сейчас ее основу составляет брачный союз, санкционированный государством.

    Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

    Эффективность институционализации определена тем, слаженно ли работает ценностно-нормативная система, которая была принята и является социокультурным контекстом деятельности институтов, индивидов.

    24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

    Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:

    1) группы и общности – это органически целостный механизм;

    2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;

    3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».

    Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования – от нескольких минут и до столетий; по сплоченности – от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения.

    Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения – кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) – называют квазигруппами.

    Разные социологи рассматривали социальные группы, Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:

    1) взаимодействие людей в этом объединении;

    2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;

    3) признание принадлежности других людей к этой группе.

    Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.

    Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные – безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей.

    И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль.

    По социальному положению различают следующие социальные группы:

    1) социально-классовые;

    2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);

    3) этносоциальные (нации, племена);

    4) социально-территориальные (город, деревня);

    5) социально-профессиональные и др.

    В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.

    Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры – социальными институтами и организациями.

    25. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

    Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов. Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.

    Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.

    Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.

    Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах – отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.

    Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.

    В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.

    Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека – существует свой стиль жизни.

    На это все влияет и движение мигрантов.

    Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень – национальные территориальные общности. Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима.

    Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.

    Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

    26. СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

    Одним из важных элементов социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос – это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т. е. все то, что называют культурой этноса.

    Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы).

    Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т. е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура).

    Историки и социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения.

    Свою точку зрения по вопросу об этнических общностях имел Л. Н. Гумилев: этнос – основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев рассматривал как взаимоотношения этносов, которые имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является не-отделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России).

    С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия – люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция – люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.

    Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий.

    Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки).

    Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС).

    Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа, знание языка коренной национальности.

    Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.

    27. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА: ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

    Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Рассмотрим такую группу в социологии, как малая группа, которой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

    В рамках микросоциологического направления малые группы характеризуются как «первичные группы». Отличительными признаками этих групп Кули считал постоянные непосредственные межличностные контакты, высокую степень эмоциональности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта