Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметом науки истории государства и права

  • Краткая, Пространная и Сокращенная . Древнейшей редакцией является Краткая Правда

  • Пространная редакция возникла

  • 3. Процессуальное право по Русской правде. Система доказательств. Судебные органы: • Княжеский суд и его администрация

  • Суд посадника, волостеля

  • Вотчинный суд

  • «ордалии»

  • В Русской правде предусматривалась определенная система доказательств, которая состояла

  • 4. Уголовное право Древней Руси.

  • В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления

  • 5. “Гражданское” и брачно-семейное право Древней Руси.

  • . Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом - закупничество.

  • 1. Предмет и периодизация истории государства и права России. Историография игп россии


    Скачать 0.95 Mb.
    Название1. Предмет и периодизация истории государства и права России. Историография игп россии
    Дата28.11.2018
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIOGP2.doc
    ТипДокументы
    #58102
    страница1 из 22
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    1.Предмет и периодизация истории государства и права России. Историография ИГП России.

    История государства и права России - наука и историческая и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития культуры и искусства. В то же время она является юридической наукой, ибо объектом изучения является государства и право.

    Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

    История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств, а история государства и права России изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

    В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

    Истории государства и права России принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права. Изучение истории государства и права России дает возможность всесторонне оценить современное наше государство и право, прогнозировать их развитие.

    Периодизация:

    1. Древняя Русь (IX—XII вв.).

    2. Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII—XIV вв.).

    3. Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.).

    4. Российская Империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX вв.).

    5. Российская Империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX вв.).

    6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.).

    7. Период социалистической революции и создания Советского государства (1918—1920 гг.).

    8. Переходный период, или период НЭПа (1921—1930 гг.).

    9. Период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.).

    10. Период кризиса социализма (1960—1990 гг.).

    11. Период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время).
    Историография:

    Собственно научная историография предмета начинается только в XVIII в. В первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст. Тем не менее, элементы предмета истории государства и права России можно найти в курсах: А.Н. Манкиева "Ядро Российской истории" (1784), Ф. Прокоповича "Правда воли монаршей", П.П. Шафирова “Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1770 г. имел.” (1717). Наиболее существенный вклад в историографию курса в XVIII в. внес В.Н. Татищев (История Российская с самых древнейших времен в 5 томах, 1768).

    В Российской Академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М.В. Ломоносов. Норманнская теория исходила из положения о том, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из скандинавских стран. Первым русским профессором юридического факультета Московского университета был С.Е. Десницкий, исследовавший проблемы развития собственности, семьи, судоустройства, разделения властей и др. историко-правовые темы.

    В первой половине Х1Х в. историко-правовая наука становится самостоятельной дисциплиной. Выходит курс Н.М. Карамзина "История государства Российского..." (1842). Был обнаружен и исследован П.М. Строевым и К.Ф. Каляйдовичем текст Судебника 1497 г. Большой материал по истории русского права был использован в ходе подготовки Полного собрания законов и Свода законов комиссией М.М. Сперанского.

    2. Источники права Древней Руси: обычное право, договоры Руси с Византией, церковные уставы, Русская правда ( ее происхождение и редакции ).

    Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права.Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

    Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией(911, 944 и 471 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на “закон русский”, являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.

    К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X― XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

    До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции:Краткая, Пространная и Сокращенная.

    Древнейшей редакцией является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного – определение порядка кормления вирников, Урока мостникам – регулирование оплаты труда строителей мостовых.

    Пространная редакция возникла не ранее 1113 г. и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

    Сокращенная редакция появляется в середине ХУ в. из переработанной Пространной редакции.

    Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного праваотносятся прежде всего положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление.

    Нормы, выработанные княжеской судебной практикой,многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших нормы.

    Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право

    3. Процессуальное право по Русской правде. Система доказательств.

    Судебные органы:

    Княжеский суд и его администрация

    Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации.

    Суд посадника, волостеля

    Действовали на местах и им помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин). Русская Правда определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

    Вотчинный суд - суд землевладельца над зависимым населением

    Суд общины

    Решал мелкие внутриобщинные дела

    Церковный суд

    Судебный процесс по Русской правде носил состязательный характер. Причем, Закон не знал четкого разграничения между гражданским и уголовным процессам. Гражданские и уголовные дела разбирались в порядке состязательного процесса, при котором стороны равноправны и сами являются исполнителями всех процессуальных действий. Обе стороны в процессе даже назывались истцами.

    Судебный процесс начинался только по инициативе потерпевшей стороны, судопроизводство было гласным и устным, стороны обладали равными правами, значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»), присяга и жребий.

    Потерпевший имел право сам искать преступника. Например, он мог объявить «заклич», что означало объявление о совершившемся преступлении(например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, «на торгу», где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать.

    Специфической процессуальной формой являлось по Русской правде «гонение следа», что буквально означало отыскивание преступника по его следам. Закон предусматривал специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

    Потерпевший мог вести так называемый «свод», т.е. поиск преступника. Лицо, у которого была обнаружена пропавшая вещь, должен был доказать добросовестность ее приобретения.

    В Русской правде предусматривалась определенная система доказательств, которая состояла

    - из свидетельских показаний («видоков» – очевидцев преступления и «послухов» – свидетелей доброй славы, поручителей);

    - вещественных доказательств («поличное»);

    - «ордалий» - божий суд (испытание огнем, водой – ст. 22 ПП, железом –ст. 21 ПП); присяги.

    - на практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде.

    Судебный процесс выглядел как состязание, поединок двух сторон при довольно пассивном положении судебных органов. Суд, рассмотрев представленные доказательства, выносил решение по делу. За производство тех или иных судебных действий устанавливались специальные пошлины. Их сбор поручался особым должностным лицам (метельщикам и др.). Одним из важнейших компонентов процессуального права по Русской правде являлась регламентация разнообразных судебных сборов и пошлин княжеским чиновникам.

    В церковных судах уже в этот период развития Древнерусского государства (фаза подъема средневековой цивилизации) применялся инквизиционный, розыскной процесс с активной ролью суда, с применением пыток, с тайным и письменным (очень формализованным) судопроизводством
    4. Уголовное право Древней Руси.

    В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение.

    Холопы субъектами права вовсе не признавались. Ст. 46 Русской Правды говорит о том, что если холопы окажутся ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны (и в силу этого, как, вероятно, полагает законодатель, могут совершить кражу по наущению своего хозяина). Хозяин такого холопа обязан был платить двойное вознаграждение потерпевшему. В некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

    Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.

    Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в "сваде" (драке) - только вирой. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).

    Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упоминания о половых преступлениях.

    Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением. В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.

    В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомнить хотя бы, как поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.

    Наказания:

    • казнь

    • месть (на совершение мести нужна санкция суда)

    • штраф: уголовные (в пользу общественной власти; делятся на виру (в пользу князя) и продажу) и частные (в пользу потерпевшего; половничество, урок)

    • поток и разграбление – лишение всех прав (назначался в 3 случаях: за кражу коня, поджег дома или гумна, профессиональный разбой)

    • изгнание

    • ссылка

    • заключение (в железо – цепи, и более тяжёлое – в погребе)

    • заточение (заключение, соединённое со ссылкой)

    • обращение в рабство

    • членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей)


    5. “Гражданское” и брачно-семейное право Древней Руси.

    Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право.

    Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр.

    Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

    Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей.

    Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

    Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа:

    обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом - закупничество.

    Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.

    Брачно-семейное право

    Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно "Повести временных лет", тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

    По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

    Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

    Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта