Главная страница
Навигация по странице:

  • Норманнская теория и создание государства

  • 7. Древнерусская раннефеодальная монархия. Государственный строй (князь, княжеский совет, вече, феодальные съезды, местное управление ).

  • Древнерусская раннефеодальная монархия

  • 8. Юридическое положение основных групп населения Древней Руси (привилегированные мужи, смерды, закупы, холопы ).

  • Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп

  • 9. Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик. Юридический статус половников /изорников, кочетников, огородников/ по Псковской судной грамоте.

  • Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик

  • 1. Предмет и периодизация истории государства и права России. Историография игп россии


    Скачать 0.95 Mb.
    Название1. Предмет и периодизация истории государства и права России. Историография игп россии
    Дата28.11.2018
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIOGP2.doc
    ТипДокументы
    #58101
    страница2 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    6. Возникновение Древнерусского государства. Норманская теория происхождения Древнерусского государства и ее критика.

    Возникновение Древнерусского государства обусловлено (связано с):

    • Становлением древнерусской народности (то есть определенная этническая общность, сходство языческих верований) ипроцессом объединения восточнославянских племен.

    • В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения богатой верхушки

    • Князья, и их дружина, захватывая общинные земли крестьян и земли покоренных народов, не сгоняла крестьян с земли, а заставляли их платить подати, превращая в зависимое население.

    • Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля.

    • Сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев-кочевников, хазар и других племен,

    Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX веку. Этот период характеризуется:

    • разложением первобытнообщинного строя и формированием феодальных общественных отношений;

    • становлением общественного и государственного строя раннефеодального государства;

    • возникновением и развитием государственно-правовых институтов;

    • введением на Руси христианской религии;

    • принятием нормативных актов, регламентирующих основные стороны жизни государства и общества;

    • укреплением внешнеполитических связей русского государства и т. д.

    Древнерусское государствообразовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств — Киевского и Новгородского.

    Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией
    Норманнская теория и создание государства

    В IX—XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент». В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним викингов или норманнов) было более ранним и значительным.

    Агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными русами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа). Это послужило поводом для «призыва варягов из-за моря», акции, о которой упоминает древнейшая летопись и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности (862).

    Пришедший из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде. Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов, дошедших до Киева, вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на Константинополь.

    Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве собственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление. Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру («из варяг в греки»). Киев и Новгород представляли два независимых политических образования, в каждом из которых формировалась собственная особая государственность.

    В 882 году два крупнейших центра: Новгород и Киев объединились под властью последнего. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племён: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей.

    В 8 веке было три протогосударства - Куяба (славяне в Киеве), Славия (славяне в Новгороде) и Артания ( славяне в Рязани), а потом князь Олег объединил Киев и Новгород с центром в Киеве! =) вот.. ))) так образовалась Киевская Русь...)

    Сама государственность возникла задолго до вторжения варягов-норманнов. Для этого были все необходимые предпосылки: у славян образовалась своя, очерченная более или менее устойчивыми границами, территория; сложилось определенное этническое, племенное, национальное единство; сформировались структуры и институты публичной государственной власти.

    7. Древнерусская раннефеодальная монархия. Государственный строй (князь, княжеский совет, вече, феодальные съезды, местное управление ). 

    Раннефеодальная монархия: черты и особенности

    Раннефеодальная монархия – одна из многих форм правления. За хронологическими данными, раннефеодальная монархия – первая из форм классической феодальной монархии. 
    Развитие подобного типа правления развивается во время перехода к феодализму, взамен рабовладельческому строю, что и происходило, например, после распада Западной Римской империи в Европе. Также такая форма государства характерна для варварских государств, которые из первобытнообщинного строя переходят к феодальному. 
    Древнерусская раннефеодальная монархия
    Как доказано большинством историком занимающимися историей Киевской Руси, Русь – это государство раннефеодального типа, то есть – раннефеодальная монархия. Доказательств этому более чем достаточно. 
    Одним из самых главных факторов и доказательств этому это то, что на Руси не завершился процесс формирования классов общества. К тому же на Киевской Руси только зарождалось феодальное землевладение, так как основная масса смердов (крестьяне) – были свободным от феодалов (князей).
    При этом, на основе всех данных, ми видим, что начало феодальному строю уже положено.
    • Формируется боярское землевладение;
    • Все общинные земли понемногу начинают захватываться боярами и князьями;
    • Великий князь начинает дарить и раздавать во владение большие земельные надели своим поданным. При этом вместе с землей под власть князя, боярина и т. д. попадают и все крестьяне, живущие на этой земле;

    Великий князь был сюзереном для других, более мелких князей. 
    Великий князьнаходился в договорных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI―XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти Феодального съезда.На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

    Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руково димые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления,которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений(сборы с местного населения).

    В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и “княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты.Со временем эти дворцовые управители превраща ются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной,при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса фео дальной раздробленности.

    В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече). Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из "лучших людей" (городского патрициата, старейшин). Органом местного крестьянского самоуправления оставалась терри ториальная община (вервь). В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расс ледование преступлений и исполнение наказаний.
    8. Юридическое положение основных групп населения Древней Руси (привилегированные мужи, смерды, закупы, холопы ).

    В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, — нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).
    Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.)
    Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
    Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за ≪купу≫, т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и проч. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господинубеспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся

    Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.

    Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

    9. Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик. Юридический статус половников /изорников, кочетников, огородников/ по Псковской судной грамоте.

    Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик

    Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению. Неравенство фактическое при полном равенстве юридическом стало причиной многочисленных новгородских бунтов.

    Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди.

    В Новгороде и Пскове, как и в других районах Руси, существовали светские и духовные феодалы. К духовным прежде всего принадлежали монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. Монастырское землевладение росло достаточно быстро, многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и случаи захвата ими земель как общинных, так и незанятых. Исключалось и дробление церковных земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в торговый оборот. Церковь в Новгороде и в Пскове объявила себя покровительницей торговли. Она являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.

    К светским феодалам принадлежали бояре, житьи люди (т. е. зажиточные), к ним можно отнести также своеземцев (земцев в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского домена и наличие землевладения городской общины. Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре — потомки родоплеменной знати. В основе их политического могущества лежало богатство. Кроме того, новгородские бояре широко занимались торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свои исключительные права занимать высшие выборные должности в республике (посадника, кончанского старосты). Имевшим порой и большие состояния житьим людям путь к этим должностям был закрыт. Даже должность тысяцкого, представлявшего интересы прежде всего житьих и «черных”» людей, в XIV в. стали занимать бояре. Поскольку в Пскове крупное землевладение распространено не было, экономическое господство бояр не стало таким сильным, как в Новгороде. В силу этого роль князя и веча в Пскове была выше, чем в Новгороде.

    Новгородское боярство, в отличие от боярства других княжеств, являлось не дружиной князя, а крупными землевладельцами и капиталистами. Боярство стояло во главе всего новгородского общества. Оно сложилось из военной старшины, управлявшей Новгородом до появления Рюрика. По разным обстоятельствам эта знать не утратила своего привилегированного положения и при князьях.Боярство являлось основной политической силой Новгорода. Получая со своих земель колоссальные доходы, бояре имели возможность подкупать на вече «крикунов» и проводить решения, нужные им.

    Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы. Исследования показали, что основная масса новгородских своеземцев (673 из 780) владела мелкими и мельчайшими вотчинами, соразмерными с крестьянскими наделами.Характерной особенностью землевладения в феодальных республиках являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Члены городской общины имели исключительное право на приобретение вотчин из земель, тяготеющих к городу. Вече определяло режим этих земель. Запрещалась передача их иногородним, в том числе даже князю. В случае особых заслуг перед городом вече могло пожаловать землю.Таким образом, в Новгороде трудно отделить феодалов и городское население, вотчинников и купцов. Но, так или иначе, купцы в Новгороде и Пскове играли громадную роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля, однако, как и каждый горожанин, они могли быть землевладельцами.

    Зависимое население республик включало в себя прежде всего крестьян, половников, холопов. Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. В документах они именуются смердами. Смерд должен был выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. Из договора, заключенного Псковом с Литвой, видно, что беглого смерда необходимо возвращать «в свой погост». Таким образом, ясно, что смерды, по сути, прикреплялись к земле. Крестьяне, зависимые от отдельных феодалов, как правило, смердами не именовались. В некоторых документах монастырские крестьяне назывались сиротами. Постепенно увеличивается количество крестьян, зависимых от феодалов. Рост вотчинного землевладения происходил разными путями. Наиболее распространенными были самовольный захват крестьянских земель, а также покупка феодалом земельного участка общинника, вышедшего из крестьянской общины, находившейся в процессе разложения.

    Известно, что в Новгороде и Пскове были и холопы. Исторические документы предписывают возвращать беглых холопов их хозяевам. Господина нес ответственность за своего холопа в случае совершения последним преступления, преследуемого в порядке частного обвинения. В этом случае хозяин холопа уплачивал штраф даже тогда, когда преступление было совершено до поступления в холопство. Холопы в Новгородской республике использовались для обработки земель в феодальных вотчинах.

    Половник (исполовники) - люди, отдающие своему господину половину урожая (ст. 43). По профессиональному признаку делились на изорников (пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников (ст. 42). Все они занимали одинаковое положение относительно феодала. Государь имел право отпускать их только в Филипов день (14 ноября). В случае отказа государь лишался части продукта (ст. 42).

    Изорник- скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской Правде работает только на феодала, изорник - и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом. Изорник зависел от господина, поскольку получал от него подмогу (покруту), которую феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст.44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта