Главная страница
Навигация по странице:

  • 8) Средневековый город

  • 9) Крестовые походы

  • вопромы. ИСТОРИЯ 1 СЕМЕСТР ЗАЧЕТ. 1. Предмет исторической науки. Виды исторических источников


    Скачать 186.25 Kb.
    Название1. Предмет исторической науки. Виды исторических источников
    Анкорвопромы
    Дата04.03.2023
    Размер186.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ 1 СЕМЕСТР ЗАЧЕТ.docx
    ТипДокументы
    #968014
    страница11 из 20
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20

    Искусство древнего Рима


    До нас дошли многие замечательные произведения искусства, оставленные талантливыми римскими художниками, скульпторами, зодчими.

    Величайшего мастерства римляне достигли в искусстве скульптуры, чему не мало способствовал так званый римский «культ императоров», согласно которому римские императоры были наместниками богов, и просто необходимо было на каждого императора сделать первоклассную скульптуру.

    На века вошли в историю искусства и римские фрески, многие из которых имеют явно эротический характер, как например это изображение влюбленных.

    Многие произведения искусства Римской империи дошли до нас в виде грандиозных архитектурных сооружений, таких как Колизей, вила императора Адриана и т. д.

    Вила римского императора Адриана.

    Религия древнего Рима


    Государственную религию Римской империи можно поделить на два периода, языческий и христианский. То есть первоначально римляне позаимствовали языческую религию древней Греции, взяв себе и их мифологию и богов, которых только назвали по-своему. Наряду с этим в Римской империи существовал «культ императоров» согласно которому римским императорам должны были воздаваться «божественные почести».

    А так как территория Римской империи имела поистине гигантские размеры, то в ней сосредоточились самые разные культы и религии: от верований кельтов до исповедующих иудаизм евреев. Но все изменилось с появлением новой религии – христианства, у которого с Римской империей сложились весьма непростые отношения.

    Христианство в Римской империи


    На первых порах римляне считали христиан одной из многочисленных еврейских сект, но когда новая религия стала набирать все большую популярность, а сами христиане появились и в самом Риме, это несколько озаботило римских императоров. Особенно возмущал римлян (в особенности римскую знать) категорический отказ христиан воздавать божественные почести императору, что согласно христианскому учению являлось идолопоклонством.

    В результате уже упомянутый нами римский император Нерон помимо своей страсти к актерскому искусству приобрел еще одну страсть – к преследованию христиан и кормлению ими голодных львов на арене Колизея. Формальным поводом к преследованию носителей новой веры стал грандиозный пожар в Риме, который будто бы устроили христиане (на самом же деле пожар, скорее всего, был устроен по приказу самого Нерона).

    Впоследствии периоды гонений на христиан сменялись периодами относительного спокойствия, некоторые римские императоры относились к христианам вполне благосклонно. Например, император Александр Север симпатизировал христианам, и некоторые историки даже подозревают, что он был тайным христианином, правда во времена его правления Римская империя еще не была готова стать христианской.

    Последнее великое гонение на христиан в римском государстве произошли в эпоху правления императора Диоклетиана, причем что интересно – впервые годы своего правления он относился к христианам вполне терпимо, более того, даже некоторые близкие родственники самого императора приняли христианство и священники уже подумывали об обращение в христианство и самого императора. Но вдруг императора будто подменили, и в христианах он увидел своих злейших врагов. По всей империи христиан предписывалось преследовать, через пытки принуждать к отречению, в случае отказа убивать. Что послужило причиной такой резкой перемены и столь внезапной ненависти императора к христианам, к сожалению, не известно.

    Самая темная ночь перед расцветом, так стало и с христианами, самое жесткое гонение императора Диоклетиана стало также и последним, впоследствии на троне воцарился император Константин, не только отменил все гонения на христиан, но и сделал христианство новой государственной религией Римской империи.

    8) Средневековый город

    Есть все основания рассматривать всеобщую историю как длинный извилистый путь человечества от деревни к городу. С известного момента (и с различиями в месте, времени и формах воздействия) город и урбанистические процессы стали не только выражать, но и определять характер общественного развития. До какого-то времени история демонстрировала неуклонное вытеснение деревни городом, землепашца и скотовода горожанином, который утоляет свою тоску по земле, гуляя в парке или любуясь цветами на балконе собственной квартиры. Но путь от деревни к городу — не просто смена места жительства, не просто разные способы расселения и даже не только разные виды занятий и разные образы жизни. Это различные культуры. И процесс урбанизации — это постепенное формирование, распространение и укрепление культуры, которая вытесняет, сменяет первичную, сросшуюся с природой культуру человека.

    Современный мир уже по преимуществу городской. В западных странах основная масса людей живет в городах и пригородах, абсолютное большинство вовлечено в городские занятия и практически человек подчинен велениям и условиям городской культуры. Да и в развивающихся странах, где деревенский быт и работа на земле составляют жизненную основу для значительной и даже большей части граждан, и там город не только господствует политически и социально, но широко, повсеместно рассеивает образцы своего быта, манеру поведения и шкалу ценностей.

    В рассуждениях великих эллинов, эрудитов средневековой Византии, итальянских писателей-гуманистов, французских энциклопедистов, русских «западников» и «славянофилов» или поэтов серебряного века, да и в произведениях многих современных писателей, художников и психологов, город предстает как особый культурный пейзаж со всеми конструкциями публичной и частной жизни, своей ментальностью и способами самовыражения личности. Каждый из нас прекрасно знает, что именно городская культура отражает все стороны жизнедеятельности. Расселение жителей, их состав, занятия и передвижения, отношения, общественная жизнь и формы объединений, имущественные и социальные различия, способы управления, характер и интенсивность духовной жизни, самосознание, нормы и мотивы поведения, даже меню и способы приготовления пищи, даже болезни, пороки и преступления — все, все здесь другое, характерное именно для городской среды.

    Современники не могли оставаться равнодушными, наблюдая, как городская жизнь все более дистанцируется от традиционной сельской, изживая ее и изменяя общество. Реакция на это всегда была страстной и полярной. Одни радовались отступлению деревенского однообразия, ограниченности и косности, другие скорбели об отмирающей патриархальности, видели в городе (вместе с Катоном) «новые пороки»: страсть к роскоши и леность, одиночество, клоаку разврата, жгучие контрасты богатства и нищеты.

    Можно оспорить или поддержать каждую из этих позиций. Но нравственный подход к любому историческому явлению, как и к истории в целом, столь же избирателен, как, скажем, технологический, демографический или политический. А любой исторический феномен, и город в том числе, при изучении требует комплексного подхода, то есть учета по возможности всех своих проявлений и особенностей. И при этом хорошо бы не забыть про принцип историзма, то есть рассматривать город в контексте своего времени и места.

    Поэтому определимся во времени и пространстве. Сначала о европейских городах средневековья. Европейских потому, что именно в Европе в ту эпоху города отделились от деревни, став самостоятельными со своим общественным статусом. И впервые в средневековье сложился городской строй как особая система, общая для Европейского континента. И главное — именно в средние века урбанистические процессы, жизнь и деятельность городов стали определяющим фактором в социальном развитии общества.

    Кстати, напомним, что средними веками традиционно называют период, который начинается с падения Западной Римской империи, то есть 476 год. А о конце мнения историков расходятся. В прошлом и еще в начале нынешнего столетия средневековье «тянули» до XVIII века включительно и даже до времени кодекса Наполеона 1801 года, знаменующего конец «старых обычаев». В русской историографии утвердилась более ранняя дата — середина XVIІ столетия, время английской буржуазной революции и основательного передела Европы в результате Тридцатилетней войны. Большинство западных историков придерживается сегодня еще более ранней даты — рубеж XV — XVI веков. Почему? Потому что было много событий, с этим временем связанных, революционизировавших жизнь европейцев: открытие путей в Америку и Индию, изобретение книгопечатания, реформа католической церкви, первые раннекапиталистические предприятия и первые раннебуржуазные революции.

    В свете этого XVI — XVIII века называют то поздним средневековьем, то ранним новым временем. Получается, что на долю «чистого» средневековья приходится примерно тысячелетие. Это совсем немного по сравнению с античной эпохой, не говоря уж о бесконечной древности. Но именно за эту тысячу лет образовались почти все наречия и языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. И в эту же эпоху выросли и развились все наиболее значительные города континента.

    Но что представлял собой средневековый город? Когда, как и почему он возник? В чем была специфика городского образа жизни? Наконец, какую роль сыграл город в истории европейских народов, в формировании современных обществ и различий между ними? Средневековье рождалось из обломков разных культур. Южные регионы, входившие в средиземноморскую историко-культурную общность, уже прошли первый этап цивилизации в период античности и достигли, как известно, блистающих вершин.

    Остальная Европа — то есть большинство германских народов: славяне, балты, угрофинны и другие — не имела цивилизованного прошлого, хотя и ушла далеко от первобытности. Народы находились на той стадии родоплеменного строя, когда основная цель и занятие — непрерывные войны ради земли и грабежей. Столетиями нападая на Римскую империю, они, в конце концов, разрушили ее. Варвары (так называли их римляне) не знали развитых городов и вели исключительно сельский образ жизни. Но их общество отнюдь не было однородным. Племенами и племенными союзами управляли цари со своими дружинами, в составе общин выделились ремесленники и торговцы; значительный слой составляли рабы. Захватив Римскую империю, варвары не только разоряли ее, но и «окультуривались» сами. И важнейшее место в великом наследии занимали города.

    Собственно, римский цивитас, греческий полис означали не просто города, а общину сограждан. Античное общество сложилось вокруг городов, господствовавших над деревней как своим придатком. Более того, изначально каждое государство в Греции и Риме представляло собой именно город с его сельской округой, иногда городками-сателлитами, но основу гражданства в этом комплексе составляло совладение землей. Система полиса, или, как обычно называют ее историки, города-государства, по существу сохранялась до конца античности, начав изменяться только за пару столетий до падения Рима.

    Варварские завоевания со страшной силой ударили по городам. Полностью в раннее средневековье сохранялись лишь позднерабовладельческие полисы в Византии, не подвергшиеся завоеванию. Сотни городов Западной Римской империи, в том числе значительные — Милан, Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кельн, Верден, Трир, Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер и многие другие опустели. Площадь и население почти всех городов резко уменьшились, гильдии исчезли или влачили жалкое существование. Торговля и ремесла сократились, на площадях сеяли хлеб и выпасали скот. Даже на относительно благополучных территориях бассейнов Рейна и Дуная, не испытавших особенно разрушительных варварских набегов, города пустеют, превращаются в небольшие административные и военные поселения.

    Конечно, начало средневековья нельзя назвать совсем «безгородским», но в масштабах континента городской строй и городской образ жизни к этому времени, безусловно, еще не сложились. Дальнейшие урбанистические процессы средневековья были связаны, с одной стороны, с развитием феодальных монархий, завершением христианизации и сложением основных классов феодального общества: крупных землевладельцев-сеньоров и зависимого крестьянства; а с другой с процессом отделения и специализации ремесленной и торговой деятельности. Она-то и стала основой процветания средневековых городов. Ремесло всегда развивалось быстрее сельского хозяйства с его неподвижным средством производства.

    Теперь ремесленная деятельность требовала все большей специализации, становилась несовместимой с крестьянским трудом и все более отделялась от него. Но крестьяне, стремясь уйти от зависимости феодалов, уходят в города. И в результате города, городки, ремесленные слободы, рыночные местечки возникают по всему континенту около замков и крепостей, крупных феодальных поместий и монастырей, у речных переправ, мостов и перекрестков больших дорог, мест корабельных стоянок и промысловых стойбищ, на приречных холмах, посреди плодородных полей, словом, всюду, где были наиболее благоприятные условия для торговли, ремесла и по возможности безопасного проживания.

    9) Крестовые походы

    Религиозные войны, увы часто имели место в истории, когда сторонники одной религии с воодушевлением и рвением убивали тех, кто не разделяет их веру, при этом делая это и пребывая в убеждении что творят «благое дело». Крестовые походы являются самым ярким примером религиозных войн в прошлом. Подобно тому, как мусульманские террористы-фанатики верят, что убивая неверных они прямиком попадут в Рай, где их ожидают прекрасные девственницы, так и рыцари-крестоносцы пребывали в твердой убеждении, что их участие в крестовом походе является гарантией попадания в Рай и заодно станет индульгенцией от всех грехов, прошлых и будущих. Ведь так пообещал сама папа Римский! В чем была суть крестовых походов, какие их причины, какие были основные крестовые походы, и какое значение они имели для истории? Обо всем этом наша статья.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


    написать администратору сайта