Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Вехи истории.

  • Бабур в саду. Индийская миниатюра XVI в.

  • 2. Социополитическое устройство.

  • Индия и Дальний Восток в Средние века 3. Касты и община.

  • Мать и дитя. Индийская скульптура. X в. 4. Религия и культура.

  • Мнение учёного

  • вопромы. ИСТОРИЯ 1 СЕМЕСТР ЗАЧЕТ. 1. Предмет исторической науки. Виды исторических источников


    Скачать 186.25 Kb.
    Название1. Предмет исторической науки. Виды исторических источников
    Анкорвопромы
    Дата04.03.2023
    Размер186.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ 1 СЕМЕСТР ЗАЧЕТ.docx
    ТипДокументы
    #968014
    страница19 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    Религия Византии


    В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

    Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

    Искусство Византии


    Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

    Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

    Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

    Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

    12) Индия в средние века

    1. Вехи истории. Индийское Средневековье начинается с империи Гуптов, пришедшей на смену Кушанской. Империя Гуптов существовала на Севере Индии с IV по VI в. В Европе это время распада Западной Римской империи и возникновения первых варварских королевств. Таким образом, условная нижняя граница индийского Средневековья совпадает с началом западноевропейского Средневековья.

    Гупты объединили многочисленные княжества, создав своеобразную систему, при которой воины и чиновники получали право на долю налогового сбора с пожалованного участка земли, на выплаты из казны. При Гуптах наметилось возрождение брахманизма, расцвела литература, вершиной которой было творчество поэта и драматурга Калидасы. В VI в. Гуптская империя пала под натиском кочевников-гуннов и гурджаров, вовлечённых в процесс Великого переселения народов.

    VII—XII вв. — время существования многочисленных государств в Северной Индии. В результате слияния пришлых воинственных племён с местным населением образовалась новая этнополитическая общность — раджпуты. Они создали около 20 государств, соперничавших друг с другом. Эти государства были объединены в VIII в. Государство раджпутов вело борьбу с другими индийскими княжествами за земли в центральной части Северной Индии и междуречье Ганга и Джамны, которые были колыбелью индийской цивилизации.

    На рубеже X—XI вв. в Северную Индию из Центральной Азии и Афганистана вторглись мусульманские войска под командованием Махмуда Газневи. Он разграбил Северную Индию и присоединил эти земли к государству Газневидов.

    Центральные районы полуострова Индостан и юг Индии, населённый дравидскими племенами, отставали в своём развитии от Севера. Однако и тут сложились княжества, правители которых вели непрерывную междоусобную борьбу. Попытки создать объединённые крупные государства были кратковременными и не имели устойчивого успеха.

    В начале XIII в. мусульманские нашествия завершились созданием в Северной Индии самостоятельного государства — Делийского султаната. За триста лет его существования сменилось пять династий. Государственной религией в султанате был ислам, в его суннитском истолковании. Центральная администрация опиралась на государственную собственность на землю. Высшая власть принадлежала султану. Покорённые индийские князья вынуждены были выплачивать дань султану, а их владения и владения раджпутских воинов меняли свой характер в соответствии с исламскими принципами землепользования.

    Бабур в саду. Индийская миниатюра XVI в.

    В 1398 г. в Северную Индию вторглись войска завоевателя Тимура (Тамерлана), правителя могучего государства со столицей в Самарканде. Представители двух последних династий Делийского султаната являлись, по существу, ставленниками тимуридов. Конец их господству и существованию Делийского султаната был положен в XVI в. Бабуром, тюрко-монгольским правителем Ферганы и Кабула. Он разгромил армию последнего делийского султана и основал государство, получившее название империи Великих Моголов.

    В последние десятилетия существования Делийского султаната началось проникновение европейцев в Индию, сопровождавшееся захватом земель. Португальцы овладели Гоа и сделали его форпостом распространения своего влияния на полуострове Индостан.

    В Южной Индии в XIV—XVI вв. наиболее крупными были исламское государство Бахмани и индусское государство Виджаянагар. В 1469—1472 гг. государство Бахмани посетил тверской купец Афанасий Никитин, оставивший его описание в сочинении «Хождение за три моря».

    2. Социополитическое устройство. В истории средневековой Индии чередовались длительные периоды государственной раздробленности и более короткие периоды централизации. Это обусловило наличие в индийских государствах двух форм управления и двух типов политической администрации.

    С одной стороны, постоянно существовали неустойчивые государственные образования типа княжеств, обладавшие разной степенью автономии. Правитель княжества — раджа — обладал наследственной властью и был главным распорядителем общественного богатства. Верхи жили за счёт ренты-налога, взимаемого с населения, основная часть которой шла в казну правителя. Князь давал своим воинам за службу наделы земли, не имевшие наследственного статуса, но предоставлявшие его владельцу право взимать определённые налоги для себя. Владелец надела мог передать своему наследнику не землю, а свою службу, свою должность, земля же к такой передаче прилагалась.

    С другой стороны, в крупных централизованных государствах собственность на всю землю номинально принадлежала верховному правителю. Однако в его непосредственном распоряжении были только собственно государственные земли. Они делились на наместничества, глав которых назначал верховный правитель. Как правило, это были его родственники, прежде всего наследник и сыновья. Положение наместников было подобным положению раджи, однако главное отличие заключалось в том, что наместник являлся назначаемым и сменяемым чиновником, отвечавшим перед правителем. Он был частью бюрократического аппарата и не имел прав власти-собственности, которые принадлежали правителю.

    Тем не менее оба типа политической организации нередко оказывались взаимозаменяемыми, что приводило к слабости административной системы. Недавнее маленькое княжество за счёт захватов могло трансформироваться в крупное государство, в котором завоёванные земли сохраняли властную автономию. Земли, где не было устойчивой традиции наследственной власти, в крупном государстве становились наместничествами, попадали под управление центра. Имел место и обратный процесс — крупные, но обладавшие малой степенью централизации государства по тем или иным причинам распадались на отдельные части, при этом самостоятельными становились не только княжества, но и наместничества, обретавшие статус княжества. Всё это привело к тому, что средневековая Индия домусульманского периода не знала чётко сформированной и действенной административно-бюрократической традиции.

    Мусульманское завоевание изменило ситуацию. Ислам, для которого характерно единство религии и политики, декларировал абсолютную власть правителя. От имени Аллаха правитель распоряжался землёй и богатством государства. Султан раздавал своим воинам, чиновникам, духовным лицам наделы из земель, принадлежавших казне. Такие наделы назывались икта. В основном их держателями были мусульмане, но среди них встречались и раджпуты. Икта не была наследственным наделом, государство могло заменить его жалованьем, но это встречало сопротивление и порождало выступления против центральной власти.

    Власть имела разветвлённый административно-управленческий аппарат, во главе которого, как и в других исламских государствах, стоял великий вазир (визирь). Ему подчинялись управляющие ведомства, военное, финансовое и др. Суд вершили представители исламского духовенства, но в ходу было и обычное индуистское право. Наместники являлись проводниками центральной власти на местах. Таким образом, вся система управления приобрела более оформленный и жёсткий характер.

    Индия и Дальний Восток в Средние века

    3. Касты и община. Важнейшей особенностью жизни Индии в Средние века было сохранение варново-кастовой системы, возникновение которой восходило к эпохе Вед. Варны составляли костяк этой

    системы, однако дифференциация внутри варн привела к появлению многочисленных каст — замкнутых групп людей, принадлежность к которым определялась наследственными занятиями, профессией, выполнением специфических социальных функций. Касты образовывали сложную иерархическую систему. Существование её было освящено индуизмом — самой распространённой религией в Индии. Общение между кастами было обусловлено множеством ограничений, которые предписывалось неукоснительно соблюдать. Самое низкое положение занимали касты неприкасаемых. К ним принадлежали люди, занимавшиеся «нечистыми» работами — уборкой мусора, обработкой кож и т. п. Представителям других каст было строго запрещено общаться с ними.

    Жизнь индийцев регулировалась кастовыми принципами: они сохраняли стабильность в жизни низших общественных слоёв, относительную независимость от центральной власти. Эти принципы, строго определявшие, что должен делать каждый человек, зная своё место, права и обязанности, делали индийскую общину саморегулирующейся.

    Наиболее высокое положение в общине занимали земледельцы, владевшие земельными наделами и имевшие наследственное право на них. Зажиточные землевладельцы-общинники нанимали для обработки своих участков представителей каст неприкасаемых за мизерную оплату. Распределение в общине было тоже строго регламентированным: каждый получал ту долю общественного продукта, которая причиталась ему в соответствии с кастовой принадлежностью.

    Существование варново-кастового строя в значительной мере изолировало общину от политических изменений, в которых были задействованы верхи общества, в частности от вооружённой борьбы за власть. Этим объясняется то, что в средневековой Индии не было крупных волнений, подобных, например, крестьянским восстаниям в Китае. Варново-кастовая система обеспечивала устойчивость и традиционность индийского общества.

    В городах общинно-кастовая система была ещё более жёсткой. Общины здесь, как правило, формировались одной кастой, определявшейся профессиональной принадлежностью её членов. Существовали касты ремесленников — оружейников, гончаров, ткачей, красильщиков и др.

    В средневековой Индии было много процветающих городов с большим населением. Творения ремесленников высоко ценились в других странах. Индийские города и государства имели разветвлённые торговые связи со странами Востока. Индийские товары достигали и Европы, где в основном считались предметами роскоши, — изысканные ткани, ювелирные изделия, пряности.

    Мать и дитя. Индийская скульптура. X в.

    4. Религия и культура. В средневековой Индии исключительно важной была роль религии, которая во многом определяла социальную структуру общества, формировала мироощущение людей. Однако в религиозной сфере не было единообразия. С первых веков н. э. начался процесс ослабления влияния буддизма, уступившего позиции традиционной религии — индуизму, который тоже не был единообразным: в нём существовало много направлений и сект. Огромное количество богов в индуистском пантеоне предоставляло широкий выбор для предпочтения того или иного культа. Однако едиными для всех индуистов были установления дхармы и ахимсы, которые вошли и в буддизм. Дхарма, закон, обязанность, истина, добродетель, предписывала неуклонное соблюдение установленных богами принципов отношений между людьми, безусловного подчинения низших каст высшим; сохранение образа жизни, культов и обычаев, изначально определённых для каждой касты. Соблюдение дхармы считалось добродетелью, нарушение — грехом. Ахимса, запрет на причинение боли живым существам, также возводилась в ранг долга, который обязан был исполнять каждый индус. Ахимса была связана с представлениями о переселении душ. Индуистская религия делала индийское общество особенно устойчивым к социальным переменам, питала его традиционализм.

    С XII в. начинает распространяться движение Бхакти, зародившееся в Южной Индии. Его сторонники отрицали божественное происхождение варново-кастовой системы. В индийских городах часть ремесленников и торговцев исповедовала джайнизм.

    Когда Северная Индия была завоёвана мусульманами, возникли попытки соединить традиционные индуистские верования с исламом.

    Мнение учёного

    Конечный результат этого исламского вторжения, охватившего полностью весь средневековый период, довольно поучителен. Приверженцы индуизма, не обратившиеся в новую веру, были обязаны пла-

    тить более или менее обременительный налог, известный под названием джизьи, но постепенно восторжествовали старые порядки. Индуизм, по-видимому, не подвергся влиянию догматов ислама или пяти способов его исповедания, т. е. тех принципиальных конфессиональных положений, благодаря которым ислам стал наиболее чётко выраженной и декларативной из всех мировых религий. С другой стороны, ислам оказался втянут в неизбежный процесс ассимиляции культуры Южной Азии, который выразился в серии небольших видоизменений, ставших очевидными уже к концу средневекового периода... Они включают в себя принятие кастовой иерархии и ограничений, создающих целую гамму различий между теми людьми, которые считаются «чистыми», и теми, кто попал в разряд «нечистых»; признание института наставников, подобных гуру и обладающих большой духовной силой, и института нищенствующих подвижников, напоминающих йогов или святых (садху)... особые техники медитации...

    Д. Найп

    Каков был результат взаимодействия ислама и индуизма? Подумайте, почему он был именно таким.

    Своеобразный синтез мусульманских и индуистских элементов был осуществлён в XVI в. в религии сикхизма. Сикхи признавали существование единого неперсонифицированного бога, отрицали касты и племенные культы. Сикхи активно боролись против существующих порядков и империи Великих Моголов. Эта борьба завершилась созданием собственного сикхского государства.

    Со времени утверждения мусульманского владычества в Северной Индии появился особый стиль исламской архитектуры. Замечательным её памятником является Кутб-Минар (Башня Победы), высота которого составляет 87 м.

    История средневековой Индии — это история взаимопроникновения и переплетения различных этносов, культур и религий, образовавших живое единство индийской цивилизации.

    Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: раджпуты, раджа, каста, варно-кастовый строй, индуизм, дхарма, ахимса, сикхизм.

    1. Проанализируйте политическую историю средневековой Индии. Какая особенность прослеживается? Наблюдалась ли она в древности?

    2. По карте (с. 156) проследите изменения территории Делийского султаната.

    3. Выделите факторы, которые обеспечивали стабильность и традиционность индийского общества. Объясните роль каждого фактора.

    4. Что такое индийская община? Приведите примеры уже изученных вами древних и средневековых государств, где община играла большую роль. Как вы думаете, почему?

    5. Какую роль играл индуизм в индийском обществе? Согласны ли вы с мнением историка Ф. Броделя: «Индуизм — это нечто большее, чем религия или социальный порядок, это квинтэссенция индийской цивилизации». Аргументируйте своё мнение.

    1. Какова была религиозная ситуация в Древней Индии? Изменилась ли она к Средневековью? Почему в Индии не утвердилась единая религия?

    2. Сравните типы политической организации индийских государств Средневековья. Выявите их сходство и различия.

    3. Какие достижения индийской средневековой цивилизации привлекали европейцев настолько, что в конце XIV в. они стали искать туда морской путь?

    4. Подберите в Интернете иллюстрации произведений искусства средневековой Индии, доказывающие мысль о том, что «это искусство находилось под мусульманским и индийским влиянием». Обоснуйте свой выбор.

    Эхо эпохи

    Сюан Цзан (китайский путешественник VII в.)

    «Описание Индии». Фрагмент

    Обычаи и одежда индийцев

    Когда индийцы сидят или отдыхают, они используют циновки. Члены царской семьи, знатные лица и чиновники пользуются циновками, украшенными разнообразными рисунками, но по величине одинаковыми. Трон государя широкий, высокий, богато украшен драгоценными камнями и называется львиным троном. Трон покрыт тончайшей тканью. Скамеечка для ног государя украшена самоцветами...

    Одежду индийцы не кроят и не шьют. Они очень любят белые ткани и мало ценят цветные или украшенные рисунком... Своё платье индийцы делают из шёлка и из хлопка. Шёлк производится диким шелковичным червём. У них имеются платья из особого вида конопли. Одежда делается также из ткани, вытканной из тонкой козьей шерсти...

    Рассказ о письменности

    Буквы у индийцев расположены в порядке, установленном Брахмой, и дошли до нашего времени в своей первоначальной форме. Это письмо, распространившись по Индии, дало разнообразные варианты в соответствии с местными особенностями...

    В каждой области имеются свои чиновники, которые записывают происходящие события. Подробные записи такого рода называются нилапита. В них регистрируются хорошие и дурные события, счастливые и несчастные происшествия.

    Рассказ о суде

    Простой народ в Индии, хотя и неглубокомыслен, тем не менее честен и заслуживает уважения. В денежных делах индийцы бесхитростны и в отправлении правосудия внимательны к людям. Они боятся возмездия в будущих воплощениях души и равнодушны к земным делам. Индийцы не допускают обмана или предательства и верны данной клятве или обещанию. В управлении у них царит удивительная честность, а во всём поведении мягкость и любезность.

    Уголовных преступников или бунтовщиков в Индии мало, и они лишь иногда доставляют беспокойство. Когда имеет место нарушение закона или покушение на власть государя, то дело тщательно расследуется и виновного в преступлении заключают в тюрьму. Телесных наказаний при этом не применяют, а человека перестают считать существующим и не заботятся, умрёт он или будет жить. Когда же совершается преступление против собственности или справедливости или когда человек виновен в неверности или в непочтении к родителям, то за это обрезают нос или уши, или отрубают руки или ноги, или изгоняют из страны, или прогоняют в безлюдную пустыню.

    За другие проступки, кроме указанных выше, взимают небольшой денежный штраф, и это освобождает от иного наказания... Если обвиняемый упорно отрицает свою вину или, несмотря на наличие вины, старается оправдать себя, то для установления истины и принятия приговора применяют четыре рода ордалий (особых испытаний): водою, огнём, взвешиванием, ядом.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта