ИГПЗС. 1. Предмет истории государства и права зарубежных стран
Скачать 113.85 Kb.
|
11. Реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Тезей Знаменитые реформы Тезея были проведены в 13 веке до н.э. Одной из основных нововведений было объединение всех частей Аттики в единое целое – с центром в Афинах. Этот процесс получил название «синойкизм». В основе объединения лежали две основные причины: экономическая и внешнеполитическая; во-первых, с развитием частной собственности началось развитие ремёсел и отделение ремесла от земледелия, что в свою очередь вызвало рост торговли. В этих условиях члены родов, фратрий и племён должны были перемешиваться друг с другом, а во-вторых необходимо было противостоять внешней агрессии против дорийцев во второй половине II тыс. до н.э. Была создана единая система управления – Совет. Также всё население страны было разделено на три категории: эвпатриды – родовая знать, геоморы – земледельцы, демиурги – ремесленники. Реформы Тезея способствовали: 1) Созданию центрального управления, в рассмотрении которого оказались дела, до того находившиеся в ведении племён; 2) Была предпринята первая попытка разорвать родовые связи путём деления населения на привилегированное и непривилегированное; 3) Возникает «общеафинское народное право», возвышающееся над обычаями отдельных племён. Несмотря на это дальнейшее развитие было обусловлено усилением родоплеменной знати, власть сосредоточилась в руках 9 архонтов (после 683 года), что привело к сильному социальному «перекосу» в пользу эвпатридов, также серьёзные изменения происходили в городе. Благодаря развитию ремёсел, стала складываться городская рабовладельческая знать, что привело к новому роду противоречий. Между родовой и городской знатью. Огромное количество противоречий социально-экономического характера привело к реформам Солона. Солон В 6 веке до н.э.- 594 год Солон стал архонтом. Солон осуществил ряд образований, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения. Появление различных групп разных по экономическому и социальному положению. Государство проводит реформы по консолидации жизни страны. (внешняя защита)
Эти реформы способствовали развитию частной собственности на землю.
Клисфен В 508 году до н.э. Клисфен вводит новую систему правления, которая называется ДЕМОКРАТИЯ. Эти реформы по созданию новой системы правления начинаются с административной реформы. Всё государство Афины делит на 3 округа, потом делит еще на участки- тритии (10). Из каждого округа- одну тритию- называется фила- 3 тритии. Организация новых фил. устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределило замену совета четырехсот новым органом советом пятисот (по 50 человек от каждой филы- их было 10). Был введен остракизм (суд черепков). Остракизм представлял собой форму тайного голосования. Признанный опасным человек изгонялся из Афин на 10 лет (без конфискации имущества) (черноморское побережье) Реформы Клисфена способствовали складыванию рабовладельческого государства в форме демократической республики. Временем расцвета Афинского государства стал 5 век до н.э. Этот период получил название классический. По форме правления Афины представляли демократическую республику, в которой все Афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Полноправными Афинскими гражданами являлись те лица, у которых родители были полноправными гражданами Афин. Полноправный гражданин с 18 лет (совокупность прав и обязанностей). Наиболее важные права- 1. Право на свободу и личную независимость от другого человека. 2. Право на земельный участок на полесной территории. 3. Право на экономическую помощь от государства в случае материального затруднения. 4. Право на ношение оружия и службу в ополчении. 5. Право на участие в делах государства. 6. Право на почитание и защиту отеческих богов. 7. Право на защиту и покровительство Афинских законов. Обязанности: 1.Беречь свое имущество и трудиться на своем участке 2.Приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах 3.Защищать полис от врагов с оружием в руках. Все граждане (мужчины) военнообязанные от 18 до 60) 4.Повиноваться законам и избранным властям 5.Принимать активное участие в общественной жизни 6.Почитать отеческих богов Эфиальт Ему удалось провести ряд законов, направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э. ). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц. Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Перикл. В государственном строе происходят изменения. Годы его правления 443-429 год до н.э. Укрепил государственность благодаря своим реформам. Афины были лидерами среди Греческих полисов. Военные реформы, укрепление военного положения Перикл превратил Афины в центр просвещения всей Греции. Законодательная власть сосредоточена в руках народного собрания. Исполнительная власть принадлежала совету пятисот. Судебная принадлежала органу гелиэя. Главными должностными лицами были стратеги и архонты. В системе гос органов сохранился ареопаг, но роль его была не значительной. За исполнение гос обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственных кознов. Важнейшее мероприятие, проведенное Периклом. Народное собрание являлось главным органом. Право на участие в нем было у всех граждан. Полномочия были очень широкими и охватывали все сферы жизни Древних Афин. На собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждался, утверждался, принимался бюджет. Совет пятисот- исполнительный орган. Избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших 30- летнего возраста. Компетенция совета была обширна. Совет готовил и обсуждал все дела, которые выносились затем на собрания. Коллегия стратегов занималась командованием вооруженных сил. Коллегия архонтов семейные дела. Судебный орган- гелиэя- под властью Архонта. Афинская демократия представляла собой продуманную систему замещения гос должностей, строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности. Древние Афины имели самое передовое государственное устройство. 12. Социальный порядок в Афинах (V – IV вв. до н. э.).Все свободное население было поделено на 3 группы:
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.
Базилевс- выборная должность- архонт (сначала назначали пожизненно, затем ограничен- 10 лет, с 7 века до н.э. по 9 архонтов на 1 год) •Военные функции •Жреческие функции •Судебные функции •Управление всей страной Ареопаг- высший государственный совет- заменил собой совет старейшин. •Хранитель традиций •Высший судебный орган •Высший контролирующий орган Основной производительной силой были рабы. 13. Основные черты права в Древней Греции. Право, как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античной Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое отражение и в праве.Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. 14. Возникновение римского государства.Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят, лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также, как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден — она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство. 15. Реформы Сервия Туллия и их последствия. Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 Городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями. |