1. Предмет истории как науки. Методология истории
Скачать 0.82 Mb.
|
Глава Русской православной церкви патриарх Гермоген обратился к народу с призывом «дерзать на кровь» и освободить Москву. В начале 1611 г. в Рязани сформировалось первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым, но оно скоро распалось из-за внутренних противоречий. Руководитель ополчения Прокопий Ляпунов был убит. Положение государства осложнилось в связи с захватом в июле 1611 г. шведами Великого Новгорода. После двухлетней осады пал Смоленск. Ситуация казалась критической. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде формируется второе ополчение во главе с земским старостой К.М. Мининым и князем Д.М. Пожарским. Из Нижнего Новгорода ополченцы двинулись в Ярославль, где провели апрель—август 1612 г. Длительная остановка позволила ополчению собрать необходимые для продвижения к Москве силы и средства. В августе 1612 г. войска этого ополчения подошли к Москве и осадили ее. Польский гарнизон, занимавший Кремль, оказался в осаде без продовольствия. В октябре 1612 г. ополчение штурмовало Китай-город, и поляки капитулировали окончательно. Москва была освобождена. 12. XVIII век в развитии европейской цивилизации. Самобытная московская культура зарождается еще в период возвышения Московского княжества в XIV–XV вв. В то время наиболее ярким ее представителем был знаменитый иконописец Андрей Рублев. Крупнейшими достижениями зодчества московского периода русской истории стали Московский Кремль, в окончательном виде построенный при Иване III, созданный при нем же приглашенными итальянскими архитекторами ансамбль кремлевских церквей во главе с Успенским собором (арх. А. Фиораванти), созданный при Иване Грозном собор Василия Блаженного на Красной площади, в котором сказались и восточные влияния (зодчий Барма), уникальный 22-главый храм в Кижах (Карелия) XVII в. В целом культура и быт этого периода были типичными для традиционного общества, строго патриархальными, подчиненными влиянию церкви. Своеобразным морально-бытовым «кодексом» того времени стал «Домострой» XVI века, полный суровых назиданий и духа авторитарного подчинения народа духовной власти церкви и светской власти царя, а в семье – власти мужа и отца. Важным событием столетия стало открытие Академии художеств. Идея ее создания возникла еще при Петре, но осуществить проект удалось только в 1757 г. благодаря активным действиям И. И. Шувалова, куратора Московского университета, и М. В. Ломоносова. Единственное в России высшее художественное заведение, Академия на долгие годы стала «кузницей» высокопрофессиональных архитекторов, скульпторов, живописцев и графиков. 13. Эпоха петровских преобразований и начало модернизации российского общества. Модернизация традиционного общества сводится к его эволюции в направлении к обществу индустриальному. Первым этапом такой модернизации в России стали реформы Петра I Великого (1689–1725), под знаком которых прошла вся первая четверть XVIII века. Они затронули практически все стороны жизни общества, но наибольшее их значение – в исчезновении 3-го признака прежнего общества в его верхнем слое, а именно – в падении главенства религии, церкви и этнических традиций в культуре и сознании людей. Годы правления Петра Великого, младшего сына царя Алексея Михайловича (после свержения его старшей сводной сестры, правительницы царевны Софьи), указаны в скобках, но реальное начало реформ можно отнести к 1698 г. (после его поездки по Европе в составе т. н. «Великого посольства» и подавления стрелецкого бунта). На размах и проведение реформ оказала огромное влияние личность Петра Великого, но объективно они были подготовлены всем ходом истории. Основными предпосылками реформ были: 1) тупик изолированного пути развития, выраженного в девизе «Москва – Третий Рим», имевшего следствием усиление отставания от Европы, необходимость заимствования передового опыта; 2) необходимость выхода к морям для развития экономики. Хотя изначально реформы велись без определенного плана, а определяющую роль в их проведении играли потребности войны, в итоге они сложились в систему, содержание которой можно свести к следующему: 1. Экономика: – усиленное строительство мануфактурных предприятий на крепостном труде (из-за нехватки свободных рабочих рук) и первых в России каналов; – как следствие – ускоренное развитие промышленности (самый яркий пример – уральские заводчики Демидовы, родоначальник которых, простой тульский кузнец, создал настоящую империю в черной металлургии) и ее новых отраслей (судостроение и др.) с усилением роли государства в экономике. 2. Социальные отношения: – консолидация сословий и упрощение их иерархии (слияние боярства с дворянством путем закрепления за дворянами наследственной собственности на землю в 1714 г. и упразднения Боярской думы с ее привилегиями в 1711 г., упразднение сословия холопов и т.п.); – усиление зависимости всех сословий от государства, с одной стороны (обязательная государственная служба для дворян, повышение налогов на др. сословия) и, с другой стороны, крестьянства – от дворян (замена подворной подати подушной в 1718 г., и как следствие – личная крепостная зависимость вместо поземельной, вплоть до торговли людьми), отсюда – народные восстания (Стрелецкий бунт, Астраханское восстание, восстание Булавина на Дону). 3. Государственное управление: – модернизация всех звеньев и уровней государственного аппарата на профессиональной основе – центрального (вместо наследственной Боярской думы с 1711 г. – Сенат, комплектовавшийся по назначению из любых дворян, независимо от знатности), отраслевого (вместо громоздкой запутанной системы приказов с 1718 г. – упорядоченная система коллегий) и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708 г. – объединявшие их губернии во главе с губернаторами); – учреждение прокуратуры как органа надзора за исполнением законов (с 1722 г.); – закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой системой гражданских, военных, морских и придворных чинов – Табелью о рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917 г.) с доступом к получению дворянства по выслуге чинов; – окончательное утверждение самодержавия (без Земских соборов, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитарным оттенком, проявлявшимся во всеобщей зависимости от государства (как низших сословий, так и высших); – разграничение понятий государя и государства как Отечества, наиболее наглядным примером которому послужило дело царевича Алексея 1718 г. (сына и наследника Петра, казненного за измену), после которого порядок престолонаследия по старшинству был заменен назначением наследника по личному выбору царя. 4. Церковь: – подчинение церкви государству с упразднением патриаршества (1700 г.) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гражданским чиновником – обер-прокурором (с 1721 г.), и как результат – окончательная утрата церковью духовной независимости (по секретному указу царя священники даже обязывались нарушать тайну исповеди в интересах государства) и падение ее авторитета и влияния (пренебрежение Петра к церкви выражалось и в снятии и переплавке сотен церковных колоколов на пушки в годы войны, и в кощунственном, по понятиям того времени, пародировании церковных обрядов в застольных шутовских заседаниях «всепьянейшего собора», и в ограничении числа монастырей и монахов). 5. Культура и просвещение: – поворот от тупикового лозунга «Москва – Третий Рим» к курсу «учиться у Европы» с прагматическим содержанием (в противоположность современным западникам, Петр учился у Запада не ради подражания и слепого подчинения ему, а для победы над ним его же оружием); символом столь радикальной смены курса стал перенос столицы России из патриархальной Москвы в новую блестящую европейскую столицу на побережье Балтики, построенную на народных костях, – Санкт-Петербург (основан в 1703 г., столица с 1712 г.); – светский характер образования и мировоззрения, упразднение культурной монополии церкви (отчего еще более упала ее роль); – интенсивное развитие просвещения (учреждение Академии наук с 1725 г., первых в России СМИ с 1703 г. /газет/, первые библиотеки, театры и музеи, сеть средних и средних специальных школ); – обязательное образование для дворян (запрет жениться без экзамена); – внедрение европейских обычаев и моды, обучения иностранным языкам; – бытовое раскрепощение женщин по европейскому образцу. 6. Военное дело: – создание регулярной, первоклассно вооруженной и обученной профессиональной армии на базе рекрутской воинской повинности (с 1705 г.); – создание флота (впервые в истории России) и превращение его в один из сильнейших в мире. Центральным событием внешней политики Петра Великого стала Северная война со Швецией (1700–1721), а ее кульминацией – Полтавская битва (1709), в которой первоклассная шведская армия короля Карла XII была наголову разгромлена русской армией под личным командованием Петра Великого. Именно с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы, с которой стал реально считаться Запад. Война окончилась в 1721 г. присоединением к России устья Невы и Северной Прибалтики (современные Латвия и Эстония). Превращение России в великую и морскую державу символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула, страна стала официально именоваться Российской империей (помимо этого, Сенат присвоил ему персональный титул «отец Отечества»). Общие итоги реформ и деятельности Петра Великого: с одной стороны: 1) модернизация практически всех сфер жизни страны, и как результат – ускорение ее развития; 2) духовное, научно-техническое и культурное сближение с Западом («прорубил в окно в Европу», по образному выражению А.С. Пушкина); 3) превращение России в великую державу; 4) превращение России в морскую державу; 5) мощный стимул для дальнейшего территориального роста и внешнеполитического усиления; 6) переход от церковного средневековья к новому времени в области культуры и общественного сознания (правда, пока лишь в верхнем слое общества); с другой стороны: 7) дальнейшее усиление роли государства и авторитарного деспотизма власти; 8) усиление крепостного права, и в частности, тупиковый путь развития промышленности на крепостной основе под опекой государства (как следствие зависимости реформ от военных потребностей); 9) общее усиление эксплуатации всех сословий; 10) чрезмерный упадок религии, ее нравственного влияния на народ; 11) полный отрыв дворянства (основного объекта просветительных реформ Петра) от народа, далеко идущим последствием которого стало взаимное непонимание между народом и интеллигенцией, выросшей на базе дворянской культуры в XIX веке, что в дальнейшем сыграло трагическую роль в революции 1917 года. Противоречия эпохальных реформ отражали противоречия и масштабы самой личности Петра Великого, поражавшей иностранцев. В нем сочетались широта и глубина ума, разносторонние таланты (владел множеством профессий), исключительная энергия и несокрушимая воля – и бешеная жестокость, особенно проявившаяся при усмирении Стрелецкого бунта (когда было казнено более тысячи человек, причем царь лично принимал участие в пытках и казнях) и в казни родного сына (царевича Алексея); простота в быту (не гнушался никакой черной работой, знал несколько рабочих профессий), храбрость, чувство долга перед Отечеством – и крайний деспотизм, пренебрежение к человеческой жизни и человеческой личности; тяга к просвещению – и варварское глумление над национальными обычаями, пьянство. Эти противоречия обусловили развернувшиеся еще в XIX веке между славянофилами и западниками и не утихающие до сих пор ожесточенные споры об исторической роли петровских реформ и их полярные оценки – от безоговорочной апологетики (сторонники западного пути развития России) до яростного отрицания (крайние приверженцы самобытного пути развития). Несомненно одно: колоссальное значение этих реформ, задавших мощную инерцию развития по крайней мере на все XVIII столетие. 14. Политика «просвещенного абсолютизма» в Европе и в России. Екатерина II. Следующее после Петра эпохальное значение имело для России царствование Екатерины II Великой (1762–1796). Эта немка, не имевшая никаких моральных прав на российский престол, сумела поднять его на недосягаемую прежде высоту при помощи плеяды талантливых деятелей, которых она умело подбирала (наиболее блестящим ее соратником, фаворитом и фактическим соправителем на протяжении ряда лет был светлейший князь Г.А. Потемкин). Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер целостной государственно - политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. Задачи "просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так: "1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям". Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Основные черты внутренней политики Екатерины Великой: 1. «Просвещенный абсолютизм» – политика смягчения законов и гуманизации общества при сохранении самодержавной власти. Сама Екатерина переписывалась с лучшими европейскими философами того времени – Вольтером, Дидро и др. и финансировала их, чем обеспечила себе блестящую рекламу в глазах европейского общественного мнения. При этом попытка серьезных либеральных реформ, с целью которых Екатерина в 1767 г. созвала выборную Уложенную комиссию от представителей всех свободных сословий, вызвала сопротивление дворянства и не осуществилась. 2. Окончательное превращение дворянства в исключительно привилегированное сословие, основными вехами которого стали манифест «о вольности дворянства» 1762 г., отменивший обязательную службу дворян, и предоставление дворянству с 1785 г. выборного корпоративного самоуправления в губерниях и уездах во главе с выборными предводителями дворянства. Не случайно дворяне прозвали царствование Екатерины «золотым веком». Ряд крупных историков (С.М. Соловьев и др.) рассматривали эти шаги как прогрессивное явление и начало либерализации общественной жизни; однако одним из результатов этого стало постепенное превращение дворянства в паразитическое сословие, жившее за счет труда крепостных крестьян. 3. Реформы местного управления (1775–1785), упорядочившие административно-территориальное деление страны и положившие начало выборному городскому самоуправлению по сословному признаку. 4. Секуляризация (конфискация в пользу государства) земель церкви (1764). 5. Пик крепостного права (юридическая власть помещиков над крестьянами, запрет крестьянам жаловаться на помещиков, массовое раздаривание государственных земель фаворитам любвеобильной императрицы), и как следствие – крупнейший казацко-крестьянский бунт самозванца Е. Пугачева (выдававшего себя за убитого Петра III) на Волге и Урале 1773–1774 гг. 6. В промышленности – наоборот, рост числа мануфактур, основанных на наемном труде, что означало вызревание капиталистических отношений в недрах феодализма. 7. При внешнем блеске двора и столицы, затмившем всю Европу, – падение придворных нравов, практически открытый разврат и фаворитизм, чему задавала тон сама императрица. 8. Зарождение дворянского либерализма – общественно-политического направления, ставившего целью развитие свободных начал в экономике, политике и культуре (среди первых представителей – граф Н.И. Панин, драматург Д.И. Фонвизин и др.). Царствование Екатерины Великой отмечено также исключительно плодотворной внешней политикой. Ее главными событиями были: 1768–1774 и 1787–1791 – две войны с Турцией, ознаменованные серией блестящих побед русской армии и флота под командованием П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и др. (Чесма, Кагул, Рымник, Измаил и др.), в результате которых Россия завоевала выход в Черное море и началось освоение юга России под руководством Потемкина (по иронии судьбы, после распада СССР большая часть этих территорий отошла к Украине, к которой никогда не имела отношения). 1783 – покорение Крымского ханства (ныне территория Крыма также отошла к Украине). 1772, 1793 и 1795 – три раздела Польского королевства (Речи Посполитой) совместно с Пруссией и Австрией, в результате которых Польша потеряла независимость, а к России отошли Белоруссия, Правобережная Украина (кроме самых западных областей) и Литва. Общими итогами внешней политики Екатерины стали: 1) превращение России в одну из главнейших держав Европы (из воспоминаний канцлера А. Безбородко: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выпалить не смела»); 2) достижение этих результатов не только войнами, но и блестящей дипломатией Екатерины, подлинным корифеем которой она была. |