Главная страница
Навигация по странице:

  • 48.Методика обучения дошк. творче­скому рассказыванию.

  • Выделяется три этапа: 1 этап

  • Приемы обучения творческому рассказыванию

  • 49.Методика чтения и рассказыва­ния лит. произведений в разных возраст­ных группах.

  • 56. Методика развития речевого дыхания у дош-ов.

  • 60. Методика ознакомления дош-ов с малыми формами фольклора

  • 55.использование моделей в развитии речи детей дошкольного возраста.

  • 57. Методика развития речевого голоса у дош-ов.

  • 58. Методика ознакомления детей с поэзией.

  • 54.планирование работы по развитию речи в ду.

  • 59. Методика ознакомления дош-ов с предложением и составной структу­рой слова.

  • Развитие речи шпора. 1. Предмет методики р речи детей дошкол возраста. Предметом


    Скачать 119.25 Kb.
    Название1. Предмет методики р речи детей дошкол возраста. Предметом
    Дата21.11.2020
    Размер119.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазвитие речи шпора.docx
    ТипЗакон
    #152508
    страница3 из 3

    53. Методика обучения детей звуко­вому анализу слова. Ознакомление детей со звуковой стороной слова начи­нается еще в мл. и ср. гр., когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают зна­чение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как подготовительный в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове явл. особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить опре­делять, на каком месте находится нуж­ный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Следующий этап работы – форми­рование умения называть изолирован­ный звук и выделять в слове первый звук. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. После переходят к анализу слов из четырех звуков. Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука.
    1   2   3

    48.Методика обучения дошк. творче­скому рассказыванию. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой явля­ется придумывание детьми сказок, реали­стических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логи­чески построенных, облеченных в опреде­ленную словесную форму. Развитие у детей творческого рассказывания способ­ствуют стимули­рующие и побуждающие условия. Выделяется три этапа: 1 этап – происходит накопление опыта. Роль педа­гога заключается в организации жизнен­ных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. 2 этап – соб­ственно процесс детского творчества, когда возникает замысел.  3 этап – появля­ется новая продукция. Ребенок интересу­ется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересован­ность. В творческом рассказывании важен не только резуль­тат, но и процесс его создания. При обучении используются разные виды творческого рассказыва­ния: - придумыва­ние продолже­ния и за­вершения рас­сказа, начатого воспитателем. - Приду­мывание рассказа по плану воспи­тателя. - Придумывание рассказа по теме, пред­ложенной воспи­тателем без плана. Ребенок сам выби­рает содержание рассказа и его форму. - Придумывание рассказа на самостоя­тельно выбранную тему. - Приду­мыва­ние рассказа по литературному об­разцу. Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рас­сказа: 1. Рассказывания детей вместе с воспитателем по вопро­сам. 2. Вспомогательные вопросы, явля­ются одним из приемов активного руко­водства творческим рассказыва­нием. 3. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последо­вательности и полноте развития сюжета. 
    52.Методика ознакомления дош-ов с словом, его звуковой формой. Ознаком­ление детей со звуковой стороной слова начинается еще в мл. и ср. гр., когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Овладению способом инто­национного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песен­ками» ветра – шшш, насоса – ссс, их про­изношения, обнаружения звука в произно­симых взрослым словах. Для этого под­бирают слова, кото­рые можно произносить протяжно. Далее детям предлагают назвать картинки, иг­рушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка,;«песенка» жука – жжжук, ножжжницы.  Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интони­рованием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.. Следующий этап работы – формиро­вание умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками. После ознакомления с соглас­ными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Следую­щий этап работы – обучение вычленению ударного звука.


    49.Методика чтения и рассказыва­ния лит. произведений в разных возраст­ных группах. В мл. дошколь­ном воз­расте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстра­ции, умение сосредоточивать внима­ние на тексте, слушать его до конца, понимать содер­жание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слу­шания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Начиная с мл. гр. детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литера­туры: «расскажу сказку, прочи­таю сти­хотво­рение». Рассказав сказку, вос­питатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характери­стики персонажей («Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повто­ряющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот мате­риал и научиться повторять его с раз­ными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно вырази­тельна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произно­сить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный сло­варь. В ср. гр. углубляется работа по воспита­нию у детей способности к восприятию лите­ратур­ного произведе­ния, стремле­ния эмоционально откли­каться на опи­санные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотвор­ная, прозаическая) форме произведения, а также к неко­торым особенностям лите­ратурного языка (сравнения, эпи­теты). Это содействует развитию поэти­ческого слуха, чуткости к образной речи. Стано­вится возмо­жен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочи­танном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рас­сказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и ка­кими закан­чивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отноше­ние к персона­жам, правильно оценивать их поступки, характеризо­вать нрав­ственные качества, дает возмож­ность поддерживать интерес к художе­ствен­ному слову, образным выраже­ниям, грамматическим кон­струк­циям. В ст. гр. возникает устой­чивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накоплен­ный жизненный и литературный опыт дает ребенку воз­можность понимать идею произведения, поступки героев, мо­тивы поведения. Дети начинают осо­знанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Необходима систематическая целена­правленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержа­нием сказок и рассказов, с их компози­цион­ными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методиче­ские приемы в сочетании с нагляд­ными.


    56. Методика развития речевого дыхания у дош-ов. Речевое дыхание—короткий вдох и продолжительный выдох. Работа по развитию речевого дыхания начинается с младшего дош-го в-та. Последовательность работы по развитию РД была определена А.И. Максаковым: 1.Обучение РД на нерече­вом материале (проводится во всех возрастных группах). Упражнения: «Дуть на султанчики», «Сдувать ле­пестки», «Буря в стакане». 2. Развитие РД в процессе произнесения звуков. Упражнения: различное звукоподража­ние и произношение звуков. 3. Развитие РД в процессе речи. Осуществляется в процессе произнесения на одном дыха­нии скороговорок, фраз, чистоговорок.

    60. Методика ознакомления дош-ов с малыми формами фольклора. Работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством народа позво­ляет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радо­ваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрос­лыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфорт­ное проживание детства. В игре он прояв­ляет свои мысли, чувства, жела­ния, свою самостоятельность, творче­ские способности, фантазию. Вот тут- то нам на помощь и приходит детский фольк­лор, где каждую потешку, при­баутку, приговорку мы с ребенком обыгрывание. На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, стихотворения, малых фольклорных форм), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

    55.использование моделей в развитии речи детей дошкольного возраста. Наглядное моделирование– это вос­про­изведение существенных свойств изуча­емого объекта, создание его заме­стителя и работа с ним.
    Метод наглядного моделирова­ния помогает ребенку зрительно пред­ставить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мысли­тельные задачи у них решаются с пре­обладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен воз­можности, запи­сать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в ду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
    Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
    Модели служат своеобразным зритель­ным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказы­вания и помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последователь­ность рассказа, - лексико-грамматиче­скую наполняе­мость рассказа.

    57. Методика развития речевого голоса у дош-ов. Голос—это звук, издаваемый при разго­воре, пении, крике, смехе, плаче.Охрана и развитие детского голоса является составной частью в воспитании слуховой культуры речи. Голос чело­века сложный инстру­мент. На качество голоса влияют общее физическое само­чувствие, осанка, настроение, эмоцио­нальное состояние человека. К основ­ным свойствам отно­сится высота, сила, тембр. Высота го­лоса характеризуется повышением и понижением тона, смена высоты тона делает речь певучей, мяг­кой, мелодич­ной. Сила голоса обеспе­чивает произне­сение звуков, фраз с различной громко­стью. Тембр голоса—это его качествен­ная окраска. Он может быть звонкий, глухой, тусклый, гнуса­вый. Развитие силы голоса осуществляется в 2-х направлениях:

     Формирование умения пользоваться голосом зависимости от ситуации общения;  Формирование умения менять силу голоса с учётом содержания высказыва­ния. Здесь смена силы голоса выступает как элемент интонации. Работа по этим направлениям ведётся параллельно. Детям предлагают произ­носить изолированные звуки громко, умеренно, тихо. Воспроизводить скоро­говорки и чистоговорки с разной гром­костью и силой голоса. Детям предла­гают такие д/игры как «Паровоз и паро­возик», «Песенка ветра и ветерка», «Комары и комарики», «Метель», «Уга­дай, чей голос» и т.д. В ст. даются упражнения, цель которых научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуа­ции общения: отвечать только на заня­тиях; разговари­вать, тихо общаясь с товарищем и т. Развитию способности силы голоса—чтение стихов по ролям, игры инсцени­ровки, подвижные игры, игры с диало­гом, народные игры-шутки.

    58. Методика ознакомления детей с поэзией. Занятие по ознакомлению детей со стихами строится по след. плану:  Подготовить детей к восприя­тию поэтического произведения;

     Чтение педагогом всего текста; Беседа с детьми о стихотворении: во­просы формулируются так, чтобы дети отвечали на них словами текста;  Повторное чтение стихов с установкой на запоминание;  Воспроизведение стихов детьми: сначала рассказывают дети с хорошей памятью, а в конце те, кто читает выразительно. Хоровое заучивание стихов не разрешается. Заучивание стихов в разных возрастных группах имеет свои особенности: В мл. гр. чтение стихов сопровождается пока­зом игрушек, предметов. После чтения стихов беседа не проводится. Для луч­шего запоминания используется повто­рение стихов в игровой форме.

    В ср. гр. при заучивании сложного по содержанию и большого по объёму стих-я использовать след. приёмы: п-г читает строку вопросом, а дети отве­чают словами стихотворения.

    В ст.гр. заучивание стихов проходит в соответствии с ранее указанной струк­турой.

    54.планирование работы по развитию речи в ду. В планах непременно должны предусматриваться разнообраз­ные виды деятельности детей, опреде­ляться методы и приемы организации и руководства дошкольниками. Коллек­тивные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с инди­видуальной работой с отдельными детьми. Планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспи­тания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основ­ная цель планирования — обеспечить выполнение «Программы воспитания в детском саду» для каждой возрастной группы детского сада.
    По мере роста навыков и знаний до­школьников необходимо предусмотреть постепенное усложнение, как содержа­ния, так и методов воспитания, обуче­ния, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития. Непрерывный процесс усложнения создает условия для полноценного воспитания и обучения детей.

    59. Методика ознакомления дош-ов с предложением и составной структу­рой слова. Последовательность в работе по озна­комлению с предложением:  Сначала необходимо выделить пред­ложение из потока речи . С этой целью предлагаются готовые или составляется с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится чётко, с интона­ционным выделением каждого предло­жения. К каждому предложению ставится вопрос (что я сказала про сад, о чём говорится в начале и т.д.) Педа­гог предлагает ещё раз рассказ. Говорит, что в нём 3 предложения. В каждом предложении о чём-то гово­рится. Затем дети сами сост. Предложе­ние по игруш­кам или картинкам. При этом п-г гово­рит детям, что по 1 кар­тинке можно сост. Разные предложения. При этом можно показать графическое изображе­ние предложения

    В дальнейшем детей упражняют в опре­делении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложе­ния по схемах. С самого начала озна­комления детей с предложением целе­сообразно использо­вать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать сколько в нём слов (1 черта обозначает 1 слово). Первое слово обознач. не простой чер­той, а чертой с уголком. В конце пред­ложения ставят точку. В качестве мо­дели можно ис­пользовать полоски бумаги, счётные палочки и т.д. Модели­рование словес­ного состава предложе­ния также можно осуществить с помо­щью игры «Живые слова» (в разных вариантах использ. упраж. на анализ и синтез предложе­ния), игра «Путаница» (наруш. послед. слов в предлож., а дети восстанавли­вают).












    1   2   3


    написать администратору сайта