Теория государства и права. тгп. 1. Предмет теории государства и права
Скачать 73.38 Kb.
|
1. Предмет теории государства и права Теория государства и права – общетеоретическая фундаментальная юридическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Объект науки - те явления, которые она изучает. Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. 2. Место ТГП в системе общественных наук Теснее всего теория государства и права связана с такими общественными науками, как философия, политология, социология, экономическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения, т.е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета. Так, философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Философия представляет собой науку о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. В теории государства и права активно используются такие философские категории, как сущность, форма, содержание, целое и единичное, система и структура и др. Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения. Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. Теория же государства и права изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений. Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, поскольку развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика). 3. Место ТГП в системе юр.наук Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права. Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук. Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются. Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение. 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как наука выполняет следующие функции: 1. Онтологическая. Теория государства и права исследует бытие государства и права, их возникновение, развитие и исторические судьбы. 2. Методологическая. Теория государства и права является теоретической и методологической основой для других юридических наук, вооружает их методами исследования государства и права. 3. Эвристическая. Теория государства и права не только исследует уже открытые закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, но и открывает новые. 4. Систематизирующая. Теория государства и права приводит многообразие юридических наук в единую систему. 5. Идеологическая. Теория государства и права вскрывает и изучает те ценности, которым должны служить государство и право. 6. Воспитательная. Теория государства и права участвует в формировании личности юриста, знакомит его с основными правовыми понятиями, закладывает основы правовой культуры. 7. Практически-прикладная (организаторская). Теория государства и права, как и юридические науки в целом, оказывает влияние на правовую политику государства, вырабатывает рекомендации, касающиеся функционирования органов государства, совершенствования законодательства и правоприменительной практики. 8. Прогностическая. Теория государства и права предсказывает будущее развитие государственности и права, прогнозирует дальнейшую эволюцию государственных и правовых явлений. 5. Методология теории государства и права Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. Виды методов теории государства и права: 1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика); 2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки: а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика); б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием; в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций; г) логический – метод, основанный на использовании: – анализа – разделения объекта на части; – синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей; – индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»; – дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»; – системности – исследования государственно—правовых явлений как систем; 3) частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий; б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.; в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах; г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы: – статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений; – моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов; – синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д. 6. Закономерности и формы возникновения государства В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие. 1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный исторический процесс. Государство как система специальных органов и отношений между ними не может быть создано за короткий срок. 2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность определенного народа. 3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества. 4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне. 5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние. При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской. Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы. В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями. У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть. Определенными особенностями обладало возникновение государства на Востоке. На образование государства здесь ни оказали существенного влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например, строительство плотин, каналов и т.п. 7. Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Власть и социальные нормы в первобытном обществе Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирование поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм). Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - «первобытно-общинный строй», а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе. Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, выражали и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п. Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе: 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной первобытного общества. 2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 8. Закономерности возникновения государства и права В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие. 1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный исторический процесс. Государство как система специальных органов и отношений между ними не может быть создано за короткий срок. 2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность определенного народа. 3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества. 4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне. 5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние. При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской. Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы. В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями. У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть. Определенными особенностями обладало возникновение государства на Востоке. На образование государства здесь ни оказали существенного влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например, строительство плотин, каналов и т.п. 9. Многообразие теорий о происхождении государства и права 7.1 Марксистская. Данная теория также называется материалистической. Основы указанной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В.И. Ленина. 7.2 Патриархальная. Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами 7.3 Теологические. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. 7.4 Психологическая. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л.И. Петражицкий, Э. Фромм, 3. Фрейд и др. По мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать. 7.5 Договорная. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь. 7.6 Насилия. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX в. в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне. 7.7 Органическая. Отдельные элементы данной теории зарождаются еще в античности. Так, Платон сравнивал государство с организмом, где трем началам человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — соответствуют три начала в государстве — совещательное, защитное и деловое. Широкое распространение данная теория получила в XIX в. в связи с изданием работ Спенсера, Вормса и ряда других авторов. Определенное влияние на эту теорию оказали идеи естественного отбора Ч. Дарвина. Идеи отказа от помощи незащищенным слоям населения в целях соблюдения принципа естественного отбора (социальный дарвинизм), которые отстаивались некоторыми сторонниками данной теории, вряд ли можно назвать гуманными и прогрессивными даже для того времени. Как отмечает А.В. Малько, отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. К достоинствам органической теории относят то, что: 1. Вводится системный признак в исследование государства. 2. Обосновывается дифференциация и интеграция общественной и государственной жизни. 3. Вскрывается взаимосвязь естественных (биологических) и общественных законов. В то же время государство выполняет ряд функций, которые не имеют аналогии с функциями живого организма (например, налогообложение, издание общеобязательных правил поведения и т.п.). 10. Отличительные признаки государственной власти от догосударственной и политической. Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания гос аппарата); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела; 11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. 11. Проблема легитимности государственной власти. |