Главная страница
Навигация по странице:

  • 34Понятие и принципы формирования гражданского общества.

  • 35 Возникновение и развитие учения о правовом государстве.

  • 1 Предмет теории государства и права


    Скачать 356.68 Kb.
    Название1 Предмет теории государства и права
    Анкорotvety_TGP.docx
    Дата24.04.2017
    Размер356.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_TGP.docx
    ТипДокументы
    #4459
    страница7 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22

    33Государство в политической системе общества.

    Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

    Таким образом, политическая система имеет трехзвенную структуру:

    • Государственный аппарат.

    • Социальные объединения.

    • Граждане.

    государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

    а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

    б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

    в) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций).

    г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

    д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

    На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

    Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. Государство обладает публичными органами.

    Особое место государства в политической системе общества предопределяется также тем фактором, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

    Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

    Кроме того, особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.

    Сравнивая, например, масштабы огосударствления в разных промышленно развитых странах, можно заметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53 % валового национального продукта, на долю государства в национальном доходе Франции - около 48 % , в национальном доходе Японии 23,5 % и т.д.

    Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

    Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже сеть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

    Кроме того, партийные и общественные органы, в отличие от государственных органов, не обладают государственно- властными полномочиями.

    Государство выделяется среди элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, разные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

    Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества.

    34Понятие и принципы формирования гражданского общества.

    Гражданское общество это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.

    2. Основными признаками гражданского общества являются:

    • свобода;

    • открытость;

    • плюрализм;

    • правовой характер;

    • самоуправляемость и саморазвитие.

    Свобода обеспечивается в полной мере, когда:

    • индивид независим от государства (не находится под его тотальным

    контролем);

    • индивид является собственником (то есть обладает средствами, необ ходимыми для достойного существования);

    • человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

    • человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореа-

    лизации;

    • человек имеет возможность свободно формировать свои политические

    убеждения и выражать их;

    • права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются

    государствам;

    • существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их

    (например суды и др.).

    Открытость общества подразумевает наличие:

    • информационной свободы (отсутствие государственной монополии на

    информацию, свободный обмен информацией как внутри общества, так и между обществами различных стран);

    • свободы мысли и слова;

    свободы образования и воспитания;

    • свободы перемещения внутри страны;

    • свободы въезда в страну и выезда за ее пределы. Плюрализм гражданского общества характеризуется:

    • наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп, имеющих собственные (порой различающиеся) интересы;

    • наличием политических сил, выражающих данные интересы;

    • свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью;

    • развитостью, структурированностью политической системы;

    • стабильностью политической системы;

    • достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей;

    • отсутствием обязательной государственной идеологии;

    • наличием в обществе различных точек зрения, свободой их выражения, идеологическим многообразием.

    Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, основанное на праве, соблюдении конституции, законов, подзаконных актов.

    Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе , экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

    3. Структуру гражданского общества составляют следующие системы:

    • экономическая;

    • политическая;

    • социальная;

    • информационная;

    • духовно-культурная.

    Экономическая система совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества:

    • отношения собственности;

    • отношения производства материальных и нематериальных благ;

    • отношения распределения, обмена и потребления;

    • частные, государственные, муниципальные предприятия, иные юридические лица, физические лица и другие экономические институты.

    Политическая система совокупность институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть:

    • государство;

    • политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т. д.;

    • политические отношения между элементами данной системы;

    • политическое сознание;

    • политические нормы, традиции;

    • право.

    (Более подробно см. вопрос 32 "Политическая система общества.)

    Социальная система совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношений между ними:

    • семья - базовая "ячейка" общества;

    • межличностные отношения;

    • большие социальные общности людей, связанные общими интересами, нации, национальности, классы, страты, социальные группы;

    • отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т. д.).

    Информационная система совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.

    Духовно-культурная система совокупность нематериальных (духовно-культурных) благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения:

    • образование;

    • отношения, связанные с образованием;

    • образовательные институты;

    • наука;

    • культура;

    • искусство;

    • религия;

    • соответствующие (научные, культурные, религиозные и др.) отношения и институты.

    Приведенные системы составляют лишь основу гражданского общества многогранного явления, в структуру которого входит ряд иных элементов (например: нормы, обычаи и др.). Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, общественные объединения и «публичность», «всеобщую осведомленность». Характерной его чертой является саморегулированность.

    35 Возникновение и развитие учения о правовом государстве.

    Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шли¬фовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

    Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколь¬ко столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира.

    Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

    Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тотали¬таризма к гражданскому обществу.

    Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време¬ни возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

    Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

    Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

    Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

    Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

    Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

    Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества лю¬дей, подчиненных правовым законам.

    И.Кант разработал философскую основу теории правово¬го государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.

    И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих пред¬шественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос¬тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече¬ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине¬ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за¬конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан¬та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

    Гегель рассматривал государство и право как одно¬значные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совер¬шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

    Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при¬рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра¬ва, «отвечающего законам разума».

    Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес¬кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе¬чивает действительные права и свободы человека.

    Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го¬сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

    На протяжении последующих веков идеи правового госу¬дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека¬ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра-ничения государства создаваемыми им законами. Однако вре¬мя показало, что это еще не гарантирует гражданскому обще-ству защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объяв-лявшая себя правовым государством, неукоснительно выпол¬няла принятые законы и, тем не менее, представляла собой ти-пичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про¬изволе.

    Проблема правового государства в России имеет глубо¬кие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

    С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен за¬нимались вопросом о реорганизации Российского общества.

    Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова¬нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

    Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от фе¬одального, полицейского государства к буржуазному, основан¬ному на лозунгах братства, равенства и свободы.

    Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе¬тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме¬ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер¬живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

    а) разделением отдельных функций между различными органами;

    б) совместным осуществлением одной и той же функции не¬ сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

    в) выполнением различных функций одним и тем же орга¬ном, но в различном порядке.

    Но этого для обеспечения режима законности мало, пола¬гал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея¬тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

    Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегод¬ня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

    Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол-жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ¬ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, лич¬ную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, орга-низация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас-ти перед представителями народа за правонарушения.

    Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже¬ние в современной концепции правового государства и форму-лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

    Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс¬лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

    Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву.

    Процесс становления правового государства происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор¬мой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко¬торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22


    написать администратору сайта