Главная страница
Навигация по странице:

  • 43Право и корпоративные нормы. Право и обычаи.

  • 1 Предмет теории государства и права


    Скачать 356.68 Kb.
    Название1 Предмет теории государства и права
    Анкорotvety_TGP.docx
    Дата24.04.2017
    Размер356.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_TGP.docx
    ТипДокументы
    #4459
    страница10 из 22
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22

    42 Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие.

    Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

    Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

    Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

    1) единства;

    2) взаимодействия;

    3) различия;

    4) противоречия.

    Единство права и морали заключается в следующем:

    1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

    2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

    3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

    4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

    5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

    взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

    1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

    2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

    3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

    4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

    5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

    6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

    7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

    Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

    1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

    По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

    2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.

    По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

    3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.

    5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.

    Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

    7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.

    43Право и корпоративные нормы. Право и обычаи.

    Право и корпоративные нормы

    Корпоративные нормы занимают важное место в системе социальных норм. Они разрабатываются и принимаются корпорациями: негосударственными объединениями граждан - политическими партиями, формулирующими как партийно-политические нормы, гак и нормы, регулирующие внутриорганизационные отношения; общественными организациями: религиозными, профессиональными, творческими, экономическими, социально-культурными, органами местного самоуправления, самодеятельными организациями. Корпоративные нормы содержатся в уставах, программах, резолюциях, учредительных договорах и др.

    При очевидности сходных черт права и корпоративных норм (нормативность, внешнее выражение в документах, обеспеченность), следует обращать внимание на особенности первых и вторых.

    Различными являются субъекты нормотворчества. В праве это субъекты правотворчества, наделенные властными полномочиями принимать общеобязательные правила поведения. Корпоративные нормы принимаются членами ассоциации, либо по их поручению.

    Различаются адресаты норм права и корпоративных норм. Нормы права адресуются всем и каждому, находящимся в пределах пространства их действия (территория в пределах границ, воздушный столб, территориальные воды и др.). Корпоративные нормы действуют в территориальных пределах и по отношению ко всем и каждому (акты органов местного самоуправления), но, прежде всего, по отношению к членам корпораций, независимо от места нахождения.

    Неодинаковы формы внешнего выражения правил поведения. В праве — формальная определенность, детализированность, в сочетании с нормативной обобщенностью, логической увязанностью. В корпоративных нормах не обнаруживается высокого уровня общеобязательной нормативности, системности, нет государственной обеспеченности.

    Специфическими средствами обеспечения норм права и корпоративных норм. В праве — это угроза применения мер государственного принуждения в случае правонарушения. В корпоративных нормах присутствуют только организационные средства обеспечения их соблюдения и исполнения»

    Право и корпоративные нормы активно взаимодействуют.

    Во-первых, выражая волю участников общественных объединений экономических, территориальных, религиозных и других корпораций в соответствии с их автономностью, корпоративные нормы должны соответствовать основам конституционного строя и законодательству. Регистрационные органы осуществляют нормоконтроль в соответствии с законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и др.

    Во-вторых, государство не вмешивается во внутриорганизационные дела общественных объединений, в отправление культа и др.

    В-третьих, корпоративные нормы в ряде случаев становятся правовыми, приобретают общеобязательность, гарантируются государством. Это имеет место при делегировании правотворческих полномочий (профсоюзы, органы местного самоуправления), либо при санкционировании корпоративных норм (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ).

    Право и обычаи

    Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

    В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути дела, достаточно подробное описание самого поведения.

    Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он становится поведенческим стереотипом (привычкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

    В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

    Следовательно, содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

    Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

    Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства, например законы Ману, законы Хаммурапи, и становятся первыми источниками права

    Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям.

    Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам:

    1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации;

    2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев;

    3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям;

    Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

    При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

    44 Понятие формы (источника) права.

    В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце — источник тепла и света.

    С экономической точки зрения, источником права являются определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие им правовые системы.

    Нередко понятие "источник права" отождествляют с понятием "источник знаний о праве", иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник Хаммурапи, "Русская Правда"), произведения юристов и т.д. Все это источники познания права.

    Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это "внешнее выражение права" в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в-третьих — их именуют одновременно и формами, и источниками права.

    Об источниках права говорят, прежде всего, в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и материальные условия жизни общества.

    Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие право¬вые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др.

    Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.

    Важными источниками римского права были деловые обыкновения - правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII-XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и кияс, или суждение по аналогии. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.

    Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда были практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость.

    По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

    В юридической науке источник права — это специальный правовой термин, который обо¬значает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. Он представляет собой единственное место нахождения юридических норм, некое вместилище, откуда люди черпают (используют, применяют) эти общеобязательные правила поведения.

    Чаще всего выделяется два понятия - «форма» и «источник» права. Одни прово¬дят аналогию между этими двумя понятиями, другие их различают:

    a) формы права - способ выражения вне юридичес¬ких правил поведения

    b) источник права - материальные условия жизни, определяющие появление и действие права.

    В настоящее время форма права чаще всего рассматривается как источник права.

    Какой смысл вкладывается в понятие формы (источника) права?

    Во-первых, источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходи¬мость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого ро¬да источники называют материальными источниками права.

    Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права. О таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой, ссылаются на Зако¬ны XII таблиц, на кодекс Наполеона, и др.

    В-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли", способа установления право¬вых велений или "способа, которым правилу поведения придается государ¬ственной властью общеобязательная сила". Это - юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубеж¬ными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.

    В отечественных научных и учебных изданиях под формой (источником) права иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю форму, которая рассматривается как система, внутреннее строение права, распределение правовых норм по от¬раслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отно¬шений и методу правового регулирования.

    В юридической литературе выражение "источник пра¬ва" используется в двух различных значениях: в значении "материального источника права" (источника права в материальном смысле) и в значении "формального источни¬ка права" (источника права в формальном смысле).

    "Материальный источник права" - причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, - те или иные матери¬альные или духовные факторы, общественные отноше¬ния, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.

    "Формальный источник права" - форма внешнего выражения положений дей¬ствующего права.

    Источником права являются официальные государственные документы (законы, указы), в которых закрепляются правовые нормы. Выраженные в таких ак¬тах, юридические нормы приобретают формальную определенность и общеобязательный ха-рактер, обеспечиваются мерами государственного принуждения.

    Каждая система права имеет свои конкретно опреде¬ленные источники права.

    Применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называ¬емое "право юристов"), религиозный памятник ("священ¬ные книги" различных религий), нормативно-правовой до¬говор, нормативно-правовой акт, естественное право.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22


    написать администратору сайта