Главная страница
Навигация по странице:

  • 9 Неолетическая революция

  • 10. Причины и условия возникновения государства. Причины возникновения государства

  • Формы возникновения государства: 1) афинская

  • Отличия государства от общественной власти родового строя

  • 11 Нормативная система первобытного общества

  • Нормы первобытной морали

  • Религиозные нормы

  • 2) патриархальная теория


  • Отметим, что теория насилия

  • 16 Психологическая теория

  • 17 Понятия и свойства государственой власти

  • 1 Предмет тгп


    Скачать 117.59 Kb.
    Название1 Предмет тгп
    Дата12.01.2020
    Размер117.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаtgp_ekz.docx
    ТипДокументы
    #103624
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Социальные нормы первобытного общества – мононормы. Они соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право появляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.

    9 Неолетическая революция
    Главная сущность неолитической революции состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда. Этот переход сопровождался селекционной деятельностью как в области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии.Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, в том числе появление ранних государственных образований - раннеклассовых городов-государств.

    Возникновение, а затем и расцвет ранних земледельческих обществ привели к появлению на их основе первых цивилизаций. Они возникли первоначально в долинах крупных рек - Нила, Евфрата, Инда, Тигра, Янцзы и др., что можно объяснить наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями этих территорий. Переход к производящей экономике обусловил и рост человечества, что необходимо для расцвета цивилизации. Производящая экономика привела к усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости регулировать сельскохозяйственное производство, нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общины, результаты его труда, участие в создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта.

    Производящая экономика объективно привела к разделению труда, что, в свою очередь, способствовало выделению следующих групп населения:
    а) организаторов производства;
    б) непосредственных работников, выполняющих трудовые функции;
    в) работников информационных систем, осуществляющих учет труда и распределение его результатов;
    г) работников, контролирующих соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше процессы.

    Производящая экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта. Возникновение прибавочного продукта, в свою очередь, привело к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как следствие - к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. Происходит, в частности, отделение верхушки от основной массы производителей, поскольку верхушка не участвует в материальном производстве. Постепенно формируются классы, слои в обществе, различающиеся по своим интересам и потребностям, которые нередко перерастают в антагонистические.

    Таким образом, неолитическая революция, обусловившая переход человечества к производящей экономике, объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и затем - к возникновению государства.

    10. Причины и условия возникновения государства.

    Причины возникновения государства:

    1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

    2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

    3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

    4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

    Формы возникновения государства:

    1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

    а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

    б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

    в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

    2) римскаяформа возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

    3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

    4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

    Отличия государства от общественной власти родового строя:

    1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

    2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

    3) для управления обществом и государством использовались права.

    11 Нормативная система первобытного общества
    Любая социальная общность требует урегулированности и порядка, без которых она не сможет не только развиваться, но и существовать. Упорядоченность общественных отношений достигается с помощью власти и социальных норм – единых для всех членов общества правил поведения.Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания огня. В первобытном обществе нормы носили нерасчлененный характер мифологического и традиционно-бытового регулятора, прав и обязанностей, морали. Такие нормы называют мононормами. Впервые это понятие ввел советский этнограф А.И. Першиц: «Мононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.». Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм. Вместе с тем, с позиции современных представлений можно выделить среди социальных норм первобытного общества такие их разновидности как обычаи, табу, нормы морали, религиозные нормы, мифы.

    Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Их особенность – никто не придумывает специально; возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой.

    Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Возникли позже обычаев, когда у людей появилась способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

    Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных воззрений (неспособность объяснить явления природы).

    Табу– религиозный запрет, налагаемый на предмет, слово, действия, нарушение которого влекло жестокую кару со стороны богов.

    Мифы – рассказы о богах, героях, природных явлениях и т.п., отражавшие представления людей о мире, природе, человеческом бытие. В них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах брачно-семейных отношений и т.д.

    Таким образом, нормативная система первобытного общества выступала в виде непререкаемых, абсолютно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности, опирались на авторитет и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения, носили характер мононорм, преобладающее значение имели запреты.

    В период перехода от присваивающей к производящей экономике произошли изменения и в нормативной системе первобытного общества. Так, мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права, религиозные нормы. Появляются первые письменные источники – агрокалендари, которые регулировали производственную деятельность общины.




    12. 1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

    2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н. К. Михайловский;

    13 договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; Договорная теория — предполагает социальное предназначение государства — в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то этодоговор подчинения; если между населением, то — договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 -18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство — результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие — Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

    14 Марксистская теория (классовая, экономическая)возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» — Ленин полностью разделял. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов.Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

    15 Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство — аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Отметим, что теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

    Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Стоит сказать, для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, кᴏᴛᴏᴩым и стало государство.По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных будет основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
    С одной точки зрения, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древненегерманского, древневенгерского).

    С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в ϶ᴛᴏм процессе была разная. По϶ᴛᴏму насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

    16 Психологическая теория

    Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Стоит заметить, что они связывают появление государственности с особыми ϲʙᴏйствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, кᴏᴛᴏᴩые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой ϶ᴛᴏй элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, кᴏᴛᴏᴩые не согласны с властью, проявляют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Стоит сказать, для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.Следовательно, государство крайне важно как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некᴏᴛᴏᴩых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной исключительно к подражательным действиям, исполняющим данные решения.Бесспорно, психологические закономерности, с помощью кᴏᴛᴏᴩых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, кᴏᴛᴏᴩый ни в коем случае игнорировать нельзя.

    17 Понятия и свойства государственой власти

    Государство – это особая организация политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата.

    Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества:

    1) наличие публичной власти;

    2) осуществление представительства и управления всем обществом;

    3) наличие сложного и организованного механизма управления в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости;

    4) объединение на своей территории людей независимо от их расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности;

    5) ограничение своей территории государственными границами, которые обозначают пределы осуществления государственной власти;

    6) наличие суверенитета, который выражается в верховенстве власти на всей его территории и независимости в международных отношениях;

    7) наличие государственных символов – флага, гимна, герба;

    8) осуществление правотворческой деятельности;

    9) соблюдение закона и порядка с помощью специально созданных карательных и правоохранительных аппаратов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

    10) распоряжение национальными ресурсами;

    11) наличие особой финансовой и налоговой системы;

    12) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

    13) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону, суверенитет и территориальную целостность. Понятие государства включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.

    Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности – это организация политической власти общества в лице экономически господствующего класса. Положения марксизма обедняли и искажали представление о государстве, так как были односторонними и содержали понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций.

    Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, большинство из которых говорили о понятии государства как института социального компромисса и достижения общественного блага. Эти теории также являлись односторонними, так как признавали в государстве только общесоциальную, общечеловеческую сторону.

    Общечеловеческое предназначение государства – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций. Поэтому в сущности государства должны одновременно учитываться общечеловеческое и классовое начала.

    18. Сущность, понятие и признаки государства
    Типология государства
    – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта