Ответы на политологию. ОТВЕТЫ НА ПОЛИТОЛОГИЮ-1. 1. Предмет, задачи и функции политической науки. Политология
Скачать 1.08 Mb.
|
7. Политика и религия. Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. Религия — специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни. Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранногонарода. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. Не меньшее влияние оказывает и религия на политику. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа. Религия в своих отношениях с политикой реализует несколько важных функций. Легитимная функция — поддержка или, наоборот, осуждение власти, её поведения и идеологии. Используя эту функцию религии, политики часто обращаются за одобрением к клерикальным авторитетам. Патриотизм, национальная гордость, понятие о предназначении нации в большой степени складываются на основе религиозных представлений. Так, христианские ценности положены в основу многих политических концепций стран Запада, исламские принципы определяют взгляды мусульманских государственных деятелей и т. д. Представительная функция — защита интересов определённой группы людей религиозными организациями и пропаганда религиозных идей. Такие действия могут способствовать как повышению, так и снижению авторитета власти. В любом случае государству приходится учитывать религиозный фактор во внутренней политике. Религиозные структуры порой принимают прямое участие в политической жизни, в том числе и международной. Примером может служить Ватикан — мировой центр католицизма и одновременно государство, оказывающее влияние на мировую политику, опираясь на католические ценности. Дифференцирующая и интегрирующая функция — установление границ сфер влияния разных религий и объединение единоверцев, принадлежащих к разным нациям, социальным прослойкам, политическим течениям и т. п. Проблемная интеграция происходит вокруг той или иной глобальной проблемы: борьбы с голодом, экологии, демографии. Политическая интеграция объединяет организации и целые государства по религиозному признаку для решения политических задач. На такой основе созданы: Всемирный совет церквей, Всемирный буддистский альянс, Организация исламской конфедерации. 8. Типология власти у Платона и Аристотеля. Тирания, демократия, олигархия — это извращенные формы власти. 2. Аристотель о типах политической власти. Аристотель является создателем патриархальной теории образования государства. Аристотель полагал, что люди, являясь коллективными существами, стремятся к общению и образованию семей, тогда как развитие людей является причиной образования государства. Далее мы обратимся к трактату Аристотеля «Афинскаяполития», посвященному государственному устройству Афин и общественному устройству. Этот трактат представляет собой часть труда Аристотеля под названием «Полития», где содержится история и описание строя около 158 государств, являющихся как греческими, так и варварскими. В целом, в содержании трактата возможно выделить две части, одна из них — историческая, а другая — систематическая. В исторической части мы находим историю государственного строя Афин до конца века и кончая годом восстановления демократии (403 год). Во второй части описывается сам строй, он описан таким, каким он был в эпоху самого Аристотеля, в IV веке. На основании этого можно сделать вывод о том, что «Полития» — это древнее произведение, в котором впервые представлена единая история и связное описание государственного строя Афин. Многие специалисты отмечают, что в «Афинской политии» эта история раскрывается постепенно, подробно, с опорой на процесс органичного развития афинского государственного строя. В «Политии» Аристотеля процесс падения монархической власти и последующего перехода к аристократии представлен как медленный и последовательный. Затем на место аристократии приходит демократическая форма власти. Из «Афинскойполитии» Аристотеля ясно следует, что афинская демократия — это не что иное, как чисто народное создание. В «Политике», в книгах VII-VIII, изложено исследование Аристотеля о наилучшем (по его словам) государственном строе. Аристотель разделяет формы государственного устройства на три типа правильных форм, в которых государством управляют ради ОБЩЕГО БЛАГА, и соответствующие им три типа извращенных форм, где правящие руководствуются своими ЭГОИСТИЧЕСКИМИ интересами. Правильная форма правления — власть одного человека — МОНАРХИЯ, опирающаяся на традицию. Извращенная форма — ТИРАНИЯ, возникающая в результате насильственного захвата власти. Правильная форма правления немногих — АРИСТОКРАТИЯ, власть людей родовитых, состоятельных, хорошо образованных и управляющих полисом ради общего блага. Извращенная форма правления немногих — ОЛИГАРХИЯ, власть богатых, чаще всего лишь недавно разбогатевших, использующих власть лишь для приумножения своих богатств. Правильную форму правления большинства Аристотель называет ПОЛИТИЕЙ, и говорит, что «при ней народная масса, будучи одновременно в состоянии и подчиняться, и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами». Извращенной формой правления большинства Аристотель считает ДЕМОКРАТИЮ, при которой бедные, составляющие большинство, правят в своих эгоистических интересах, ущемляя права зажиточных граждан. Полития является для Аристотеля наилучшей формой правления и формой власти, но он нигде не говорит о реально существующем государственном строе этого типа, хотя, возможно, предполагал ее существование в Греции в более раннюю эпоху. По прочтении «Афинской политии» становится очевидно, что философ тяготеет к умеренной республике. Аристотель в процессе своего исторического исследования даже не старается избавиться от субъективности. Например, он очень явно демонстрирует свою симпатию к Солону, тогда как личности Фемистокла уделяет слишком мало внимания (потому, что Фемистокл тяготел к «крайней демократии», вызывавшей резкое осуждение Аристотеля). В целом, вождей демоса Афин Аристотель характеризует в негативном аспекте. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать об антидемократической позиции самого философа, отразившейся в трактате «Афинскаяполития». Заключение. В знаменитом трактате «Государство» Платон представил развернутую критику извращенных форм государства. На основании анализа данного трактата был сделан вывод о том, что шкала типов государства или типов политической власти (от наилучшего к худшему) выглядит в концепции Платона следующим образом: монархия (наличие справедливой власти одного человека). аристократия (наличие справедливой власти меньшинства, лучших граждан). тимократия (наличие несправедливой власти меньшинства — военные вожди, уважаемые граждане). олигархия (доминирование несправедливой власти меньшинства, богатых людей). демократия (наличие справедливой и, одновременно, несправедливой власти большинства). тирания (господство несправедливой власти одного человека).Как извращенные формы государственности у Платона выступают тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тирания является самой худшей формой власти и правления. Относительно таких форм правления Платон говорит, что извращенные формы государственности не предполагают наличия сильного лидера — мудреца и философа, который правит государством. Подобное положение Платон считал недопустимым. В частности, он считал, что демократия вырождается в тиранию, как раз, в том числе и по причине отсутствия такого мудреца. Что касается Аристотеля, то им также демократия рассматривалась как извращенная форма правления, которая ущемляет интересы достойных граждан общества, может привести к беспорядку в государстве и отсутствию политической стабильности и справедливости. Олигархию и тиранию Аристотель также осуждает. 9. Политические ученья древнего мира. В связи с образованием древнейших государств возникла потребность в их управлении и потребность в политологии. Политические учения древности носили религиозно-мифологический характер. Первое систематическое учение о власти было создано Конфуцием. Государство, по Конфуцию, - большая дружная семья, где император – это отец, а подчинённые – это дети. Управлять должен человек (благородный муж), который руководствуется долгом. Политическая философия Конфуцианства – умеренно мягкая версия опекающего деспотизма, исправленная на достижение внутреннего единства между верхами и низами. Политическая система Платона изложены в диалогах государства и законных. Наилучшими формами правления по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются: - тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. - олигархия, под которой Платон понимал власть богатых. В таком обществе идет вражда между богатыми и бедными, бедные побеждают просто потому, что их больше, и устанавливают демократию; - демократия (власть большинства) несет беспорядок, анархию, распутство и бесстыдство толпы; в условиях беспорядка власть захватывает ловкий и коварный тиран; - тирания - худший образ правления. Но и тирания не вечна, она разлагается и все повторяется заново. Таким образом, неправильные формы правления сменяют друг друга в строгой последовательности. Политическая система Аристотеля. Основное произведение – «Полития». Определение Аристотеля: «Человек – это политическое животное». Аристотель считал, что государство произошло от семьи. Его система патриотическая. Основа отношений – любовь, дружба. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию), где власть осуществляется во имя общего блага, и неправильные (тиранию, олигархию, демократию), где механизм власти подчинен лишь интересам тех, кто правит. М.Т. Цицерон «О государстве», «Законы о государстве». Согласно Цицерону, государство и право возникают в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство основано на всеобщем разуме и справедливости, оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Цицерон выделяет три формы государственного правления: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. 10. Власть политическая и государственная. Политическая проявляется способностью некоторой социальной группы навязывать свою волю, воздействовать на другие группы или классы и руководить их деятельностью. Она воздействует на большие группы людей, применяет намеренно созданный аппарат и специальные средства. Устанавливается государством, государственными органами, которые ее и реализуют. С ее помощью осуществляется контроль над поведением и действиями граждан в обществе, основанный на общегосударственных и общенациональных задачах. Политическая власть выражается в решениях какой-либо партии либо организации, которая борется за лидерство, за право управлять страной и обществом. Чтобы достичь цели, применяются разные методы, в зависимости от страны. Что значит государственная власть? Термином называют действия общественных институтов по контролю поведения членов общества, которое ограничено территорией государства и обосновывается законом и традициями. Включает законодательную, исполнительную и судебную, исходящую от органов власти, то есть правительства. В чем отличие Независима и является высшим управлением, реализуется посредством разработки и издания законов и нормативных правовых актов, координируемой работы государственного аппарата и органов управления. Различия с политической состоит еще и в том, что последняя для достижения целей может использовать нелегальные методы, например, террор или репрессии. Но обычно влияние на настроения народа осуществляется с помощью средств массовой информации и общественных движений. Госвласть влияет не только на общество, но и на каждого индивида. Неподчинение правовым институтам означает обязательную ответственность. Политическая же такого влияния не имеет, она ограничивается членами своей партии. Политическая власть переходит в государственную, когда организация либо партия после выборов становится главенствующей. Может произойти и наоборот, когда действующая партия утрачивает свое влияние и теряет доверие населения. Госвласть распространяется на все государство, всю территорию. Политическая может распространяться, только если партия является правящей. Слабеет, если идеология не поддерживается большей частью общества, в результате партия может потерять свое влияние. Госвласть может быть упразднена, как легитимным путем после выборов, так в результате отставки. Может быть насильственно смещена, например, в результате войны или революции. Выводы: Государственная власть управляет страной и обществом, обеспечивая порядок в соответствии с законом. В современных странах, где признаны идеи демократии, она осуществляется через законодательную, исполнительную и судебную ветви. Политическая власть становится госвластью только тогда, когда она наделяется полномочиями в результате выборов, то есть по воле народа. Изначально она принадлежит не органам государства, а отдельному классу или элите. 11-12. Понятие и структура политической системы. Основные элементы политической системы, функции. Понятие политической системы Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей; - части составляют единое целое; - система имеет границы. Сущность политической системы Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений. Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения. По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное). Функции политической системы 1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.); 2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов; 3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее; 4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость. Структура политической системы 1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти. 2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие). 3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности. 4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности. 5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации). К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности. |