Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Субъект и объект в современной эпистемологии.

  • 13. Научное знание как система, его особенности и структура. Форма знания.

  • 14. Понятие и структура научной теории.

  • 15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии их различия.

  • 16. Структура эмпирического знания.

  • 18. Основания науки. Их структура. Система идеалов и норм.

  • 19. Научная картина мира, её структура, основные виды и формы, функции.

  • 20. Понятия методологии и методологического принципа. Методы научного познания и их классификация. Фейерабенд П. «Против методологического принуждения».

  • 60 ответов на вопросы кандидатского экзамена по философии науки. 1. Предмет, задачи и особенности философии науки


    Скачать 0.92 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и особенности философии науки
    Дата06.12.2022
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла60 ответов на вопросы кандидатского экзамена по философии науки .doc
    ТипЗакон
    #830416
    страница3 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    11. Современная эпистемология, её отличительные черты и принципы.
    Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания. Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение. Считается, что впервые этот термин был использован Дж.Ф. Ферье. Эпистемология существовала уже в древней и средневековой философии, но в современный период, когда возникла острая потребность в восстановлении человеческой природы, а владычество человечества над природой усилилось, эпистемология стала центральной темой философии.

    Эпистемология занята обнаружением условий истинности нашего познания.

    Основные проблемы эпистемологии: Проблема истины и Проблема метода. Понятия и вопросы эпистемологии: Понятия: познание, сознание, чувство, разум, рассудок, истина.

    Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?

    В течение веков в европейской культуре явно или неявно господствует субъектно-объектная гносеология, создателями которой считают Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта.

    Теория познания возникла не как общее учение о познании в целом, но скорее как учение о специализированном – научном познании. Прежде начало формироваться знание о принципах, методах, способах научного познания, которое затем было распространено на познание в целом. Сегодня есть сомнения в объясняющих возможностях традиционной теории познания, в ее соответствии реальному познавательному процессу. Чувство неудовлетворенности у многих возникает уже от употребления самого термина «теория познания». Все чаще его заменяют термином «эпистемология». Сегодня достаточно широкое признание получила эволюционная теория познания, или эволюционная эпистемология. Обширные исследования эволюционных эпистемологов показывают, что человек принадлежит природному миру и должен рассматриваться наряду с другими его составляющими. Само приспособление к этому миру и вся жизнь человека предстают как процесс познания одновременно и природный, и культурный. В одном из направлений эволюционной эпистемологии, представленном прежде всего именами Карл Поппера, Стивена Тулмина, эволюционные модели используются для исследования роста научного знания с учетом влияния социума и фактора культуры. Это по существу теория познания, где сама эволюция представлена как познавательный процесс, под познанием понимается любой процесс решения проблем методом проб и ошибок, а адаптация человека к природе интерпретируется как приращение знания. Тем самым познавательный процесс перестает быть чем-то только специально организуемым и рассматривается как реализующийся во всех видах человеческой деятельности.

    Традиционная теория познания с ее идеями и метафорой отражения, а также субъектно-объектными отношениями была общепринята в европейской философии и культуре. В подавляющем большинстве случаев европейский человек на теоретическом, а особенно на обыденном уровне мышления представлял познание в виде отражения и субъектно-объектной оппозиции, со значительными элементами наивного реализма. Субъектно-объектное и «картинное» видение мира широко распространено не только потому, что укоренено в представлениях естествознания, но и в силу того, что стало в культуре социальным стереотипом. (Здесь рассказать теорию отражения)

    Пора осознать, что введение традиционной теорией познания субъектно-объектного мира в философию и научное познание явилось в свое время высоко продуктивным приемом абстрагирования, рационалистического идеального представления познавательной деятельности и самого знания. Вместе с тем очевидна неполнота субъектно-объектных отношений и также ясно, что создание этих предельных абстракций несет на себе отпечаток идеалов, критериев, представлений классического естествознания. Необходимо принимать во внимание и не менее фундаментальную чем субъектно-объектное отношение в познании, деятельности вообще, - идею целостности человека. Посредством этой идеи происходит преодоление того частичного гносеологического субъекта, который представлен в субъектно-объектном отношении.
    12. Субъект и объект в современной эпистемологии.
    Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания. Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение. Считается, что впервые этот термин был использован Дж.Ф. Ферье. Эпистемология существовала уже в древней и средневековой философии, но в современный период, когда возникла острая потребность в восстановлении человеческой природы, а владычество человечества над природой усилилось, эпистемология стала центральной темой философии.

    Следует заметить, что в современной эпистемологии категория "субъект" не отождествляется с ментальным планом бытия. Субъекты - это не умы и не сознания. Эпистемология может быть "бессубъектной" потому, что субъекты в ней, скорее всего, лишь системы референции. Их функция- зафиксировать и представить нечто. В этом смысле системы референции могут быть либо инвариантны, либо отличны и релятивны.

    Традиционная теория познания с ее идеями и метафорой отражения, а также субъектно-объектными отношениями была общепринята в европейской философии и культуре. В подавляющем большинстве случаев европейский человек на теоретическом, а особенно на обыденном уровне мышления представлял познание в виде отражения и субъектно-объектной оппозиции, со значительными элементами наивного реализма. Субъектно-объектное и «картинное» видение мира широко распространено не только потому, что укоренено в представлениях естествознания, но и в силу того, что стало в культуре социальным стереотипом. (Здесь рассказать теорию отражения)

    Пора осознать, что введение традиционной теорией познания субъектно-объектного мира в философию и научное познание явилось в свое время высоко продуктивным приемом абстрагирования, рационалистического идеального представления познавательной деятельности и самого знания. Вместе с тем очевидна неполнота субъектно-объектных отношений и также ясно, что создание этих предельных абстракций несет на себе отпечаток идеалов, критериев, представлений классического естествознания. Необходимо принимать во внимание и не менее фундаментальную чем субъектно-объектное отношение в познании, деятельности вообще, - идею целостности человека. Посредством этой идеи происходит преодоление того частичного гносеологического субъекта, который представлен в субъектно-объектном отношении.

    13. Научное знание как система, его особенности и структура. Форма знания.
    Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

    Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:
    1. Его основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность.
    2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.
    3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.
    4. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель (критерий) научности.
    5. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
    Наука выполняет следующие функции:
    1. Познавательная 2. Объяснительная
    3. Практически-действенная 4. Прогностическая
    5. Мировоззренческая 6. Социальная память.
    По предметному разнообразию все научные дисциплины делятся на группы
    1. Естественные 2. Общественные и технические.
    По отношению к практике: 1. Фундаментальные 2. Прикладные.
    Основными структурными компонентами теории познания являются:
    Проблема - это форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, что следует понять: «Знание о незнании» Проблема включает в себя два момента - постановка задачи и ее решение.
    Гипотеза - форма знания, содержащее предположение, сформулированное на основе ряда фактов., истинное значение которых нуждается в доказательстве.
    Теория - наиболее развитая форма, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области знаний.
    Ключевой элемент теории - закон. Поэтому теорию можно рассматривать как систему законов, отражающую сущность окружающего мира и изучаемых объектов

    В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания - эмпирический и теоретический Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных, полученных посредством научного наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах. Эмпирические объекты - это не просто любые чувственно воспринимаемые предметы реальности, а некие модели чувственных объектов, которые выступают заменителями первых (например, модель самолета не есть сам самолет), но также воспринимаются органами чувств, что обеспечивает наглядность, являющуюся важным моментом научного познания. После обработки полученной эмпирическим путем информации она приобретает статус научного факта. Поэтому нужно различать понимание факта в контексте обыденного познания как некое событие окружающего мира (факт - от лат. factum - сделанное, свершившееся) от научного факта. Простейшие эмпирические законы устанавливаются с помощью индуктивного обобщения полученных фактов, которые описывают наблюдаемые свойства объектов. Примером может служить закон Бойля-Мариотта, устанавливающий обратно пропорциональную зависимость между объемом и давлением газа. Поэтому такие законы называют законами о наблюдаемых объектах.

    Теоретический уровень исследования концентрирует в себе прежде всего процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез). Он связан с широким использованием абстракций и идеализаций, формулированием законов более высокой степени общности, чем эмпирические закономерности. В отличии от последних теоретические законы - это законы ненаблюдаемых объектов.

    Между теоретическим и эмпирическим знанием существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, которые состоят в следующем: теоретическопе знание в значительной степени опирается на эмпирические материал, поэтому уровень развития теории во многом зависит от уровня развития эмпирического базиса науки; с другой стороны, само развитие эмпирических исследований во многом определяется теми целями и задачами, которые были поставлены теоретическим познанием.

    14. Понятие и структура научной теории.
    Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.
    Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.
    Обозначим основные черты научной теории:
    1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.
    2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.
    3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.
    4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.
    5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.
    Что же касается структуры научной теории, то она включает, во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.
    Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности. Наметим хотя бы пунктирно некоторые из этих этических требований.
    Прежде всего ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем в среднем, и в силу важности его функций, и в силу высокой ответственности за социальные результаты его деятельности.
    Второе требование - требование бескорыстного поиска истины без каких бы то ни было уступок коньюнктуре, внешнему давлению и т.д.
    Третье - нацеленность на поиск нового знания и его до конца честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони за дешевой сенсацией, а тем более плагиата.
    Четвертый устой этики науки - обеспечение свободы научного поиска.
    Наконец, последний, пятый по счету, но первостепенный по значимости устой этики науки и этики ученого - высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в еще большей степени за их практическое использование. О необходимости повышения ответственности ученых и работников инженерной мысли за свои решения свидетельствует тяжелый груз Чернобыля.
    Глобальные проблемы современности, - экологическая в особенности, да и не только она, - говорят о том, что от людей науки, да и от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей практической деятельности.


    15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии их различия.
    Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.

    Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.

    Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

    Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — своеобразной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания

    На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

    Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего.

    При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

    Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Всякая теория, даже самая абстрактная и всеобщая (в том числе и философское знание), в конечном счете ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она - сложным, порой весьма запутанным и опосредованным путем - в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний (разного уровня всеобщности) направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.

    Классическая методология: началом исследования служит опыт.

    Современность: исследования начинаются с проблемной ситуации.

    Аристотель: любое познание начинается с удивления..., а удивление порождает вопросы, а некоторые вопросы – есть проблема.

    Вопрос – задается в определенной системе знаний и, по сути дела, подразумевает способ нахождения ответа. Проблема – фиксирует не только отсутствие знаний о реальности, но и отсутствие, методов для нахождения ответов (знание об ограниченности знаний)

    В методике принято отличать вопрос и проблему: ответом на вопрос является часть теории, а ответом на проблему является вся теория. Порой за проблему принимается такая ситуация, когда мы не знаем теорию. В обыденной речи понятие «проблема» употребляется свободно для обозначения необходимости применить усилия.

    Характеристики проблемы: отражает неполноту, рассогласованность и противоречивость теории. Неполнота – есть факты, которые нельзя объяснить на основе данной теории Рассогласование – противоречат теории

    Противоречивость – из теории логическими средствами можно вывести противоречивые следствия

    Между вопросом и проблемой нет жесткой грани. Один и тот же вопрос может быть вопросом в одной теории и проблемой в другой.

    Реакции научного сообщества на проблемные ситуации

    1. Модифицировать теорию

    2. Отбросить теорию и пытаться создать новую

    3. Ученые игнорируют проблему в надежде, что в будущем эта проблема будет решена
    Между Э и Т есть взаимосвязи. Соотношение между ними исторически и дисциплинарно изменчиво. Некоторые науки зарождались изначально как фактуальные (география, ботаника...). Потом они доросли до теоретического уровня. И сегодня существуют науки преимущественно эмпирические (история, археология...). Есть науки, которые являются преимущественно Т. Есть такие науки, которые используются для Т. базы знания других наук.

    16. Структура эмпирического знания.
    Структуру эмпирического уровня образуют два подуровня: непосредственные наблюдения и эксперименты и познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных к эмпирическим фактам. (фиксируются в высказываниях типа: "более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды")

    Конечная цель естественно-научного исследования состоит в том, чтобы найти законы, которые управляют природными процессами, и предсказать будущие возможные состояния этих процессов.

    На теоретическом уровне законы отображаются "в чистом виде" через систему соответствующих абстракций. На эмпирическом они изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах. В экспериментальном исследовании она выступает в форме специфических задач, которые сводятся к тому, чтобы установить, как некоторое начальное состояние испытуемого фрагмента природы при фиксированных условиях порождает его конечное состояние. По отношению к такой локальной познавательной задаче вводится особый предмет изучения. Им является объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте.

    Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям предполагает элиминацию из наблюдений, содержащихся в них субъективных моментов. Чтобы получить эмпирический факт, необходимо осуществить два типа операций. Во-первых, рациональную обработку данных и поиск в них инвариантного содержания.

    Но тогда возникает проблема: для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Безусловно, при установлении эмпирического факта использовались полученные ранее теоретические законы и положения. В формировании факта участвуют теоретические знания, которые были ранее проверены независимо. Что же касается новых фактов, то они могут служить основой для развития новых теоретических идей и представлений. В свою очередь новые теории, превратившиеся в достоверное знание, могут использоваться в процедурах интерпретации при эмпирическом исследовании других областей действительности и формировании новых фактов.

    Таким образом, при исследовании структуры эмпирического познания выясняется, что не существует чистой научной эмпирии, не содержащей в себе примесей теоретического. Но это является не препятствием для формирования объективно истинного эмпирического знания, а условием такого формирования.

    17. Структура теоретического знания.
    Структура научной теории будет близка к простой систематизации опытных данных (индукций в виде понятий и эмпирических законов), где преобладает взаимодополнение, а не субординация или выводимость. Примерами структур научной теории, предопределенных рационализмом и эмпиризмом, в термодинамике служат соответственно молекулярно-кинетическая теория теплоты и термодинамика трех начал. Здесь можно выделить два подуровня: частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к ограниченной области явлений и развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. Примерами знаний первого подуровня могут служить законы, характеризующие отдельные виды движения: движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), свободного падения тел (законы Галилея). Они были получены до того, как была построена ньютоновская механика. Сама же эта теория, обобщившая все предшествующие ей теоретические знания об отдельных аспектах механического движения, выступает типичным примером развитых теорий. В основании развитой теории можно выделить фундаментальную теоретическую схему, которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы.

    Эти частные схемы подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между ее фундаментальными законами и их следствиями. Долгое время доминировало представление о теории как гипотетико-дедуктивной системе. Структура теории рассматривалась по аналогии со структурой формализованной математической теории и изображалась как иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов строго логически выводятся высказывания нижних ярусов вплоть до высказываний, непосредственно сравнимых с опытными фактами.

    Иерархической структуре высказываний соответствует иерархия взаимосвязанных абстрактных объектов. Связи же этих объектов образуют теоретические схемы различного уровня. И тогда развертывание теории предстает не только как оперирование высказываниями, но и как мысленные эксперименты с абстрактными объектами теоретических схем. Теоретические схемы играют важную роль в развертывании теории. Вывод следствий из фундаментальных уравнений теории осуществляется не только за счет формальных операций над высказываниями, но и за счет мысленных экспериментов с абстрактными объектами, позволяющих редуцировать фундаментальную теоретическую схему к частным. При выводе следствий из базисных уравнений теории исследователь осуществляет мысленные эксперименты с теоретическими схемами, используя конкретизирующие допущения и редуцируя фундаментальную схему соответствующей теории к той или иной частной теоретической схеме. Специфика сложных форм теоретического знания состоит в том, что операции построения частных теоретических схем на базе конструктов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются на конкретных образцах, которые включаются в состав теории в качестве эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод следствий из основных уравнений теории. Неформальный характер всех этих процедур, необходимость каждый раз обращаться к исследуемому объекту и учитывать его особенности при конструировании частных теоретических схем превращают вывод каждого очередного следствия из основных уравнений теории в особую задачу.

    Развертывание теории осуществляется в форме решения таких задач.

    ПРОБЛЕМА — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема - процесс, включающий два основных момента — постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

    ГИПОТЕЗА — предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер.

    ТЕОРИЯ — форма научного знания, дающая целостное отображение связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина.

    18. Основания науки. Их структура. Система идеалов и норм.
    Можно выделить три компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

    Научное познание регулируется определенными нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

    • познавательные установки;

    • социальные нормативы, которые фиксируют ценность Н для общественной жизни.

    Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

    Познавательные идеалы науки

    • идеалы и нормы объяснения и описания,

    • доказательности и обоснованности знания,

    • построения и организации знаний.

    В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. На разных этапах своего исторического развития науки создает разные типы таких схем. В содержании видов идеалов и норм науки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня.

    Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. Например, в разные эпохи по-разному понимались природа научного знания. Но то, что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должна раскрыть их сущность, - все эти нормативные требования выполнялись и в античной, и в средневековой науке, и в науке нашего времени.

    Второй уровень представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке. Идеал изложения знаний как набора рецептов решения задач, принятый в математике Древнего Востока, в греческой математике заменяется идеалом организации знания как дедуктивно развертываемой системы.

    Ученый средневековья различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей. Поэтому при обосновании знания в средневековой науке ссылки на опыт как на доказательство означали выявление только одного из смыслов вещи, причем далеко не главного.

    Третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки. Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.

    Идеалы и нормы регулируют построение различных теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. В системе таких знаний возникают эталонные формы, на которые ориентируется исследователь. Так, например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец.
    19. Научная картина мира, её структура, основные виды и формы, функции.
    НКМ - системное видение мироздания, его основ возникновения, организации и ее структуры, динамики во времени и пространстве. Различают общую (системное знание не только о природе, но и обществе) и естественнонаучную картины мира.
    Научная картина мира - широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факт. Претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Мировоззрение - система взглядов на мир в целом, сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок.
    Ф-ции НКМ:
    1) интегративная: НКМ опирается на достоверные зн. и это не просто сумма или набор фрагментов отдельных дисциплин. Назначение НКМ в обеспечении синтеза новых зн.;
    2) системная: построение представления о любой части мира на основе данных, известных на текущий момент, какими бы скромными они ни были;
    3) нормативная: НКИ не просто описывает мироздание, но задает системы установок и принципов освоения действительности, влияет на формирование социокультурных и методологических норм н.исследования.
    4) парадигмальная. Парадигма — модель (образ) постановки и решения н.проблем. Допарадигм. период — хаотичное накопление фактов. В парадигмальном периоде установлены стандарты н.практики, теоретические постулаты, точная НКМ, соединение теории и метода.
    Составляющие: интеллектуальную (охватывается понятием миропонимания) и эмоциональную (через мироощущение и мировосприятие).
    Поскольку философия претендует на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, то научное философское мировоззрение правомерно определять как высший, теоретический уровень мировоззрений вообще. Оно представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, дающих представление о закономерностях развивающегося универсума и определяющих жизненные позиции, программы поведения людей. Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью.
    Структура картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания.
    Неклассическая картина мира - отсутствие жесткой детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Неклассическое сознание постоянно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно питало надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.
    Постнеклассической картины мира — древовидная ветвящаяся графика. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.
    Исторические формы научной картины мира.

    1. Классическая научная картина мира (XVI-XVIIвв – к.ХIХв), основана на открытиях

    Кеплера, Коперника, Галилея, но главным образом, на принципах механики Ньютона:

    Основные положения:

    - мир находится в состоянии линейного, прогрессивно направленного развития с жѐстко

    предопределѐнной детерминацией; случай несущественен;

    - все состояния мира, в том числе и будущее, могут быть просчитаны и предсказаны;

    - естественно-научная база – ньютонова Вселенная с еѐ субстанциальными (независимыми

    субстанциями, имеющими абсолютные, постоянные, неизменные характеристики) про-

    странством и временем в котором помещены материальные объекты (звёзды и т.д.), нахо-

    дящиеся в состоянии равномерного движения.


    2. Неклассическая научная картина мира (ХХв, Эйнштейн):

    Основные положения:

    - началось всѐ с термодинамики, утверждающей, что жидкости и газы не есть чисто меха-

    нические системы – случайные процессы являются частью их сущности;

    - пространство и время на абсолютны, а относительны; их конкретные характеристики

    меняются в зависимости от массы материальных объектов и скорости их движения (чем

    ближе к скорости света, тем сильнее изменение пространственных и временных парамет-

    ров объекта;

    - развитие мира может быть представлено в виде магистральной линии, омываемой сину-

    соидой, олицетворяющей роль случая;

    - детерминация в виде статистической закономерности: система развивается направленно,

    но еѐ состояние в каждый данный момент не детерминировано.

    3. Постнеклассическая картина мира (конец ХХ в., на основе синергетики):

    Основные положения:

    - развитие мира может быть представлено в виде ветвящегося дерева;

    - отсюда вытекает положение о том, что будущее принципиально непредсказуемо: всегда

    есть альтернативы развития, которые часто определяются каким-нибудь случайным, ино-

    гда даже незначительным фактором;

    - утверждается возможность перескока с одной траектории развития на другую и утраты

    системной памяти. В результате прошлое не всегда прямо определяет настоящее, а на-

    стоящее – будущее. Отсюда также следует принципиальная непредсказуемость будущего

    – возможны лишь более или менее точные прогнозы, основанные на анализе тенденций;

    - утверждается, что малым, локальным причинам могут соответствовать глобальные след-

    ствия;

    - из всех вышеизложенных положений следует, что неопределённость выступает как ат-

    рибут (фундаментальная, основополагающая характеристика) бытия;

    - важнейшие понятия современной научной картины мира – порядок и хаос (смотрите об

    этом в вопросе о синергетике);

    - принцип универсального эволюционизма (основательно обоснован российским академи-

    ком Н.Н.Моисеевым. Суть, кратко: любая достаточно сложная система, существующая в

    мире – от атома, молекулы, микроорганизма, человека и до Вселенной, есть результат со-

    ответствующей эволюции);

    - иерархическая структура мира (в неживой природе: поле и вещество – элементарные

    частицы – атом – молекула – макротела – звёзды - галактики – метагалактики – вселенная;

    в живой природе: клетка – ткани – организм – популяция – биоценоз – биосфера; в обще-

    стве – индивид – малые социальные группы – большие социальные группы – человечество в целом).


    20. Понятия методологии и методологического принципа. Методы научного познания и их

    классификация. Фейерабенд П. «Против методологического принуждения».
    Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

    Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

    Методология имеет своей целью обеспечение научного и социального познания путем использования совокупности социально выверенных и апробированных правил, норм и приемов

    исследования и деятельности. Эта совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту сформулирована на основе закономерностей. Методология опирается на

    нормативно-рациональные основания и понимается двояко: во-первых, как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, и, во-вторых, как учение

    об этой системе.

    Современная методология призвана решать проблемы:

    - преодоление натурализма философского и универсальности конкретно-научного мышления;

    - обогащения методологического инструментария изучения реальности;

    - выработки нового понимания и отношения к символическим системам и реалиям;

    - специфики антропологического и психологического подходов;

    - целостности и взаимозависимости мыследеятельности и действительности;

    - связь потенциала мышления и события реальности.

    В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

    1. Философские методы

    2. Общенаучные подходы и методы исследования

    3. Частнонаучные (специальные) методы

    4. Дисциплинарные методы

    5. Методы междисциплинарного исследования


    Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой его форме, а не только в познавательной.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта