Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по Законам Ману

  • 2. Изобразите схематично структуру органов государственной власти и управления по Конституции Германии 1871 г.

  • Император (король Пруссии), Кайзер

  • + Имперский канцлер (рейхсканцлер);

  • Союзный совет. Верхняя палата.

  • Имперское собрание (рейхстаг). Нижняя палата парламента.

  • 3. Охарактеризуйте распад колониальной системы и развитие освободившихся стран после второй мировой войны

  • 4. Решите задачу

  • Список использованной литературы

  • История государства и права зарубежных стран. Зарубежка. 1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по Законам Ману


    Скачать 51.91 Kb.
    Название1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по Законам Ману
    АнкорИстория государства и права зарубежных стран
    Дата29.05.2022
    Размер51.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗарубежка.docx
    ТипЗакон
    #554863


    Содержание
    1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по Законам Ману……………………………………………………3

    2. Изобразите схематично структуру органов государственной власти и управления по Конституции Германии 1871 г……………………………..7

    3. Охарактеризуйте распад колониальной системы и развитие освободившихся стран после второй мировой войны………………………..9

    4. Решите задачу: В августе 1896 г. Леон Нуаре продал картину кисти известного художника по цене, значительно превосходящей ее стоимость, воспользовавшись неопытностью покупателя. Впоследствии покупатель, узнав рыночную стоимость картины, потребовал признать сделку ничтожной по причине ее ущербности. Как решить дело по Гражданскому кодексу французов 1804 г.?...............................................................................16

    Список использованной литературы………………………………….17

    1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по Законам Ману
    Законы Ману как правовой памятник дают четкое понятие сословно-кастового деления древнего общества Индии.

    Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), как можно было бы ожидать, а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы - Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев1.

    Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов.

    Особая воинская верхушка, военная аристократия – кшатрии, начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.

    Название третьей варны «вайшии» произошло от слова «виш» - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных2.

    В основе первой (трехчленной) дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

    С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

    В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (соответственно, и семь источников рабства):

    - раб, захваченный под знаменем (военный плен),

    - раб за содержание,

    - раб, рожденный в доме,

    - раб, купленный,

    - раб подаренный,

    -раб, доставшийся по наследству,

    - раб в силу наказания3.

    Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54-55). Слово «даса» в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении4. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).

    Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах – «самскарах», за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг - привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных).

    Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

    На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда неравенства стало складываться кастовое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.

    Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

    В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды.

    Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам»5.

    Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

    В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).

    Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

    Наиболее важной особенностью древнеиндийского рабства были различия в положении рабов и в условиях их освобождения, зависевшие от их сословно-кастового положения до потери ими свободы. «Жена, сын и даса - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают»; «Брахман пусть уверенно пользуется вещами, [полученными] от шудры (дасы); так как у того нет никакой собственности, то его хозяин может взять его имущество»6. Очень понятно и доступно в статьях говорится о том, что рабы могли иметь имущество, но хозяин мог им распоряжаться, как ему вздумается.

    В Законах Ману отводится место способам решения проблем таких, как долги и штрафы: «Пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты, но если более высокой, пусть отдает постепенно»; «Но имеющий касту кшатрия, вайшьи и шудры, не могущий уплатить штраф, пусть платит, что полагается, работой; брахман пусть платит мало-помалу». Очевидно, что к особым чертам индийского рабства относится то, что рабом мог быть человек из любой касты по выше упомянутым причинам.

    Таким образом, рабы между собой были не равны и отношения складывались так же, как и в не рабской ситуации. Источниками рабства являлись: захват пленных, как самый распространенный, рождение рабом и др. В рабскую долю мог попасть человек из любой касты.

    2. Изобразите схематично структуру органов государственной власти и управления по Конституции Германии 1871 г.

    Император (король Пруссии), Кайзер

    Верховный главнокомандующий, назначал и смещал всех имперских должностных лиц (включая главу правительства - рейхсканцлера), осуществлял представительство во внешних сношениях (объявление войны и заключение мира от имени империи, подписание международных договоров, прием и аккредитация послов и т. д.).

    Обладал правом законодательной инициативы; он обнародовал законы и наблюдал за их исполнением, издавая для этой цели соответствующие указы и распоряжения.

    Созывал, открывал и закрывал заседания обеих палат парламента, мог распустить нижнюю палату (с согласия верхней).

    Мог отсрочить введение в действие гражданских законов, принятых рейхстагом (суспензивное вето), и отклонить полностью законы, касающиеся военных дел (абсолютное вето).

    В случае угрозы государственной безопасности и общественному спокойствию император мог ввести чрезвычайное положение в империи или в отдельной ее части (ст. 68).

    Ряд своих полномочий (объявление войны, заключение мира и международных договоров) осуществлять лишь с согласия верхней палаты парламента.

    + Имперский канцлер (рейхсканцлер); министр-президент Пруссии.





    Союзный совет. Верхняя палата.

    Состоял из представителей государств - членов федерации в лице министров или их уполномоченных, назначаемых местными монархами и правительствами.

    Союзный совет имел законодательную власть (наряду с рейхстагом) и значительную долю исполнительной власти, которую он осуществлял через специальные комиссии (их число доходило до 10), создаваемые по отдельным отраслям управления (комиссии торговли и обмена, армии и флота, таможен и налогов, железных дорог и т. п.).

    Союзный совет обладал и судебными функциями (в частности, правом толкования конституции, высказывания суждений о недостатках вновь принятых законов - ст. 7).

    Являясь арбитром в конфликтах между членами федерации и союзными властями, бундесрат мог выносить решения о так называемой экзекуции, т. е. принуждении отдельных членов федерации к соблюдению ими конституционных обязанностей (ст. 19).

    Непосредственное выполнение решений об экзекуции осуществлялось императором (в случае необходимости - с применением вооруженной силы).




    Имперское собрание (рейхстаг). Нижняя палата парламента.

    Депутаты не были связаны наказами избирателей; первоначально они не получали за свою деятельность никакого жалования или вознаграждения.
    Депутаты рейхстага были наделены депутатской неприкосновенностью и свободой выступлений в палате. Они обладали также правом парламентского запроса в адрес рейхсканцлера и любого из государственных секретарей (под таким запросом должны были стоять подписи не менее 30 депутатов).

    Конституция закрепила за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения имперского бюджета, ратификации международных договоров и др. Однако законодательные полномочия “народного представительства”, каковым формально являлся рейхстаг, были резко ограничены в пользу верхней палаты — Союзного совета. Законопроект, не принятый рейхстагом, мог быть легко проведен через Союзный совет (лишь в слегка измененной редакции), причем юридическая сила акта Союзного совета была не меньшей, чем акта рейхстага.


    Таким образом, германская федерация обладала следующими специфическими особенностями по сравнению с другими федерациями, известными до того времени в мировой практике конституционного строительства:

    1. Широкие полномочия федеральных (общеимперских) органов за счет явного ущемления прав членов федерации.

    2. Неравенство прав членов федерации, проявляющееся, в частности, в неравном представительстве в верхней палате парламента. Следствием этого являлось юридически закрепленное преобладание одного из членов федерации (Пруссии) над всеми остальными.

    3. Особый способ формирования верхней палаты парламента — из представителей правительств, а не парламентов или граждан отдельных членов федерации.

    4. Отсутствие общеимперской администрации (кроме канцлера и ограниченного числа статс-секретарей).

    Поскольку в конституции Германской империи не было проведено четкого разграничения законодательной и исполнительной власти, фактически сложился режим с явным преобладанием исполнительной власти над законодательной.

    По форме правления Германия становилась конституционной монархией. Главой государства, которому присваивался титул императора (кайзера), мог быть только король Пруссии. Полномочиям императора как носителя верховной власти была посвящена глава IV конституции7.

    По форме государственного устройства Германская империя являлась федерацией, построенной на территориальной основе. Члены федерации (общее число которых составляло 27) подразделялись на три группы. В первую группу входили 22 монархии, среди которых было 4 королевства (Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 11 великих герцогств и 7 княжеств. Вторую группу составляли т. н. «вольные города» с республиканским устройством (Бремен, Гамбург, Любек). В третью группу («имперские земли») входили Эльзас и Лотарингия, аннексированные у Франции в период франко-прусской войны; управление ими осуществлялось непосредственно имперским правительством.

    3. Охарактеризуйте распад колониальной системы и развитие освободившихся стран после второй мировой войны

    Одной из отличительных черт двадцатого столетия являются ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств. Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в., перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств явилось результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.

    Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны. Уже в 1918–1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. Так, в Индии еще в 1885 г. была образована партия Национальный конгресс, в Индонезии в 1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была создана левонационалистическая партия Новый Дустур8.

    Национально-освободительное движение заставило правящие круги метрополий внести некоторые изменения в формы и методы колониального управления. Однако это выразилось лишь в расширении представительства местных жителей в органах колониальной администрации. Колониальные конституции Индии 1919 и 1935 гг., Бирмы 1935 г. и Цейлона 1931 г. предусматривали, в частности, создание центральных и провинциальных советов. В 20-х гг. были созданы Народный совет (Фольксраат) в Голландской Индонезии и консультативные ассамблеи в странах Французского Индокитая. Все эти местные представительные органы не обладали реальной властью, а выполняли совещательные функции при губернаторах, возглавлявших колониальную администрацию.

    Наиболее отчетливо кризисные явления были видны внутри самой обширной колониальной империи - Британской. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший права доминионов и явившийся своеобразной конституцией Британского содружества. Статут провозглашал свободный союз членов Британского содружества наций, объединенных «общей верностью короне». Отныне действие законов, принятых британским парламентом, не могло распространяться на доминионы иначе как с их согласия.

    Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад.

    Распад колониальных империй сопровождался ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств9.

    На протяжении двух десятилетий после второй мировой войны распад колониальных империй в целом завершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимости Намибии.

    Следует отметить, что вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. В условиях раскола мира на две социально-политические системы освободившиеся или развивающиеся страны обычно зачислялись в так называемый «третий мир», который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития - капиталистического или некапиталистического. Однако этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития10.

    В странах «третьего мира» наука выделяет три группы государств. В некоторых из них капиталистический уклад стал господствующим (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др.), а государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира. В ряде других, менее развитых стран, традиционные докапиталистические отношения еще преобладают, государство было отнесено к типу «капиталистической ориентации». Наконец, некоторые страны, где капиталистические отношения, как правило, вообще отсутствовали, заявили в разное время о некапиталистическом пути развития, «социалистической ориентации». В 1970-х гг. их насчитывалось более 10.

    В моделях государственной организации страны «капиталистической ориентации» подражали прежним метрополиям, копируя зачастую даже внешнюю атрибутику деятельности государственных органов (символику, связанную с заседаниями парламента, и т. п.). На деле же заказные конституции, привнесенные на чужую почву, не утвердились в политической жизни этих стран, начались систематические военные перевороты. Правовые системы этих стран также имели во многом искусственный характер: продолжали действовать старые акты метрополии, новые законы почти дословно повторяли ее законодательство, но большинство населения продолжало жить по нормам обычного права. Во многих из этих стран частично действовало и мусульманское право11.

    Правящая группировка стран «социалистической ориентации» в создании государственной структуры подражала странам тоталитарного социализма (руководящая роль единственной разрешенной партии, советы, демократический централизм и т. п.), в ряде случаев придав государственным институтам еще более одиозный характер (предусмотренное законом создание слитных партийно-государственных структур и др.). Право этих стран характеризовалось сочетанием институтов различных эпох, зачастую противоречащих друг другу («социалистические» нормы, акты прежней метрополии, нормы обычного, мусульманского права)12.

    Таким образом, в подавляющем большинстве стран сложились, как правило, авторитарные политические режимы с характерной концентрацией власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверхцентрализацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.

    Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественной жизни, усиление его регулирующих функций, которые охватывали все сферы жизни общества.

    В конце XX в. продолжала возрастать их зависимость от мирового капиталистического хозяйства, а внешняя задолженность ведущим западным странам превратилась в одну из глобальных проблем современности.

    Характерной чертой социально-экономического развития колониальных стран Южной и Юго-Восточной Азии был относительно высокий по сравнению с другими колониями уровень зрелости капиталистических отношений. Однако и здесь такие общие проявления колониального наследия, как многоукладность и архаичная структура экономики, неразвитость социальных структур, определили в принципе сходные с другими освободившимися странами тенденции развития политических систем.

    В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мирным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. При этом Индия в 1947 г. была разделена на две части, получившие статус доминионов - Индийский союз и Пакистан. Разделение Индии по общинно-религиозному признаку отражало традиционный принцип британской колониальной политики и не только не помогло решить прежних проблем страны, но и породило новые, ставшие причиной острых столкновений на религиозной и этнической почве. В свою очередь в составе Пакистана искусственно объединились два национально разнородных и географически удаленных друг от друга района (в 1971 г. на территории Западного Пакистана было образовано независимое государство Бангладеш)13.

    Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии и Шри Ланке способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности.

    Авторитарные тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришел блок капиталистических и полуфеодальных слоев. После завоевания независимости в 40-х гг. XX в. в большинстве стран региона были восприняты западные государственно-правовые и политические формы, которые, однако, не соответствовали в то время местным социально-экономическим условиям, и в ряде стран в дальнейшем были изменены.

    Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко - протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран14.

    Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн). В этих странах были приняты конституции, провозглашено создание парламентов. Однако в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.), поскольку конституции были дарованы правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от монарха.

    Таким образом, парламентаризм остался во многих странах лишь внешним прикрытием абсолютизма, не говоря уже о том, что типичной для этих стран ситуацией стал роспуск парламентов и отсутствие их созыва в течение многих лет. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран15.

    «Некапиталистический» путь развития был провозглашен правительством Народной Республики Южного Йемена, образованной в 1967 г. в результате борьбы колоний и протекторатов юга Аравии за независимость. После фракционной борьбы в Национальном фронте этот путь был окончательно закреплен в конституциях 1970 и 1978 гг. Конституция Народной Демократической Республики Йемен 1978 г. провозгласила целью страны построение единого демократического Йемена, закрепила исключительную собственность государства на землю, руководящую роль Йеменской социалистической партии и полновластие народных советов. На протяжении многих лет между Северным (Йеменская Арабская Республика) и Южным (НДРЙ) Йеменом велись переговоры о воссоединении, завершившиеся принятием конституции единого государства. В настоящее время действует Конституция единого Йемена 1992 г.16

    Накануне завоевания независимости в колониях Тропической Африки господствовали докапиталистические, а зачастую и дофеодальные формы общественного развития. Основные формационные процессы не получили здесь своего завершения, характеризовались переходным состоянием. В последние годы перед освобождением этих стран метрополии стимулировали здесь развитие капитализма зависимого, неоколониального типа. Как правило, независимость стран Тропической Африки провозглашалась в результате мирных форм борьбы за национальное освобождение, власть из рук колониальных чиновников переходила непосредственно в руки местной верхушки.

    Отказ от западного конституционализма в африканских странах капиталистической ориентации характеризовался установлением авторитарных методов правления. В 60 - 70-х гг. в целом ряде таких государств были установлены военные режимы, отменившие или приостановившие действие конституций. Однако военное руководство оказалось также не в состоянии решить коренную проблему развития молодых государств. В связи с этим в некоторых странах с конца 70-х гг. обозначился поворот к демократизации, конституционным методам правления. Были ликвидированы террористические режимы в Уганде, Центральной Африканской Республике, Экваториальной Гвинее; в 80-х гг. к гражданскому правлению возвратились Судан, Руанда. Впоследствии в некоторых из них неоднократно чередовались военные и гражданские режимы (Нигерия, Судан и др.).

    В условиях переходных африканских обществ особенно ярко проявилась высокая активность государства не только в политической системе, но и в его влиянии на экономические отношения. Наиболее значительная роль была отведена государству как средству насаждения и утверждения соответствующих общественных отношений в тех странах, которые провозгласили «социалистическую ориентацию» развития. В 1960 г. на этот путь вступили три государства (Гана, Гвинея, Мали), в 1970 г. их число удвоилось, а в середине 80-х гг. утроилось (Ангола, Бенин, Конго, Танзания, Эфиопия и др.)17. Впоследствии многие из них в результате военных переворотов или изменения прежних концепций развития отказались от этого курса; окончательно «социалистическая ориентация» по моделям тоталитарных социалистических государств была отвергнута в 80-90-х гг.

    Таким образом, вторая мировая война явилась очередной попыткой глобального передела мира, и потому, наряду со странами-метрополиями, в нее оказались втянутыми и страны-колонии. Страны-метрополии вышли из войны ослабленными, а колониальные власти, на территориях, подвергшихся японской, германской или итальянской оккупации подчас и вовсе были уничтожены.

    Борьба с агрессорами в период второй мировой войны привела к объединению местного населения и росту их самосознания, что и вылилось в национально-освободительную борьбу против метрополий. Движение охватило огромные территории колониальных империй Старого Света и Америки, в него оказались втянутыми широкие слои населения: от буржуазии и интеллигенции до крестьян и рабочих, что создавало явную угрозу господства развитых держав в Азии, Африке и Океании. Столкнувшись со столь широким размахом антиколониального движения, и не имея сил для его подавления, правящие круги стран-метрополий вынуждены были искать новые подходы в решении этих проблем.

    В правительствах сразу сформировалось две группировки, с кардинально отличными друг от друга позициями:

    1. Колонисты традиционного типа, выступающие за подавление антиколониальных движений военной силой.

    2. Неоколонисты, считавшие, что в новых условиях сохранить политическую зависимость колоний невозможно, и поэтому необходимо делать ставку на экономическую зависимость.

    Они предлагали пойти на компромисс с буржуазными представителями национально-освободительных движений, экономически связанными с метрополиями. Кроме того, политические уступки внесут в антиколониальное движение раскол и снизят угрозу распространения там социалистических идей. Ни одна из этих позиций не стала доминирующей. Отношения с колониями стали строиться исходя из политики сочетания репрессий и уступок, что, в одних случаях, привело к многолетним кровопролитным колониальным войнам, а в других – к предоставлению колониям политической независимости.

    Добившиеся независимости бывшие колонии составили особую группу так называемых развивающихся стран или стран «третьего мира». Их связывало много общего: отсталость в развитии, зависимость от иностранного капитала, отсутствие перерабатывающей промышленности. Но главное, все они были подвержены страху перед возможной потерей независимости.

    В политическом плане у бывших колоний очень велик был авторитет СССР, как главного поборника свободы и независимости колоний, но экономически они были тесно связаны с бывшими метрополиями. Это и побуждало их искать новые подходы во взаимоотношениях с Западом. Бывшие метрополии также понимали, что только экономическими связями можно сохранить свое влияние в молодых государствах, и избежать их чрезмерного сближения с СССР. Стремясь сохранить свои завоевания страны «третьего мира» пошли по пути единства целей и действий в борьбе за свободу18.

    Объединив свои усилия страны «третьего мира» рассчитывали добиться определенного влияния на мировую политику. Но экономическая отсталость и зависимость большинства из них от финансовых вливаний более развитых стран, не позволили им занять равное с другими странами положение. Дальнейшая же история большинства бывших колоний отличается межэтническим, религиозными и территориальными конфликтами, усиленными восточным фанатизмом и непримиримостью.
    4. Решите задачу: В августе 1896 г. Леон Нуаре продал картину кисти известного художника по цене, значительно превосходящей ее стоимость, воспользовавшись неопытностью покупателя. Впоследствии покупатель, узнав рыночную стоимость картины, потребовал признать сделку ничтожной по причине ее ущербности. Как решить дело по Гражданскому кодексу французов 1804 г.?
    Ответ:

    Согласно Гражданского Кодекса Франции 1804 года сделка должна быть признанной недействительной и Леон Нуаре обязан вернуть покупателю денежные средства, затраченные на приобретение картины,

    Этот вывод, можно сделать, если внимательно проанализировать условия заключения договора по ГК 1804 г. и условий задачи.

    1) Недействительность согласия на сделку подтверждается ст. 1109.

    Статья 1109. Нет действительного согласия, если согласие дано было лишь вследствие заблуждения или если оно было исторгнуто насилием, или достигнуто обманом.

    2) Имеет место такое явление как заблуждение покупателя относительно стоимости картины.

    Статья 1110. Заблуждение является причиной ничтожности соглашения лишь тогда, когда заблуждение относится к самому существу вещи, которая является предметом соглашения.

    3) Присутствует обман продавца.

    Статья 1116. Обман является причиной ничтожности соглашения, если образ действий одной из сторон таков, что ясно, что без этих действий другая сторона не вступила бы в договор.

    4) Обязанность возврата денежных средств покупателю.

    Статья 1382. Какое бы то ни было действие человека, которое причиняет другому ущерб, обязывает того, по вине кого ущерб произошел, к возмещению ущерба.


    Список использованной литературы:


    1. Британская империя в XX веке / Под ред. А.М. Пегушев. - М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2010. - 296 с.

    2. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран в Новое время: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Вологдин. - М.: Юрайт, 2016. - 188 с.

    3. Законы Ману // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие / сост. В. Н. Садиков; под ред. З. М. Черниловского. – М., 1996. – С. 25-28.

    4. Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – М., 2003. – Т. 1. – С. 94-128.

    5. Конституция Германской империи 16 апреля 1871 г. // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права в 2 т. / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. – М., 1996. – Т. 2. – С. 159-163.

    6. Попова А. В. История государства и права зарубежных стран Нового и Новейшего времени: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Попова. - М.: Юрайт, 2016. - 220 с

    7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран в 2-х частях. Часть 2. Государство и право в современную эпоху. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 395 с.

    8. Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.

    9. Французский гражданский кодекс 1804 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие / сост. В. Н. Садиков; под ред. З. М. Черниловского. – М., 1996. – С. 279-289.

    10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / Сост. В.А. Томсинов. - М.: Зерцало-М, 2012. - 456 с.




    1 Законы Ману // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие / сост. В. Н. Садиков; под ред. З. М. Черниловского. – М., 1996. – С. 25-28.

    2 Там же.

    3 Законы Ману // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие / сост. В. Н. Садиков; под ред. З. М. Черниловского. – М., 1996. – С. 25-28.

    4 Там же.

    5 Законы Ману // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие / сост. В. Н. Садиков; под ред. З. М. Черниловского. – М., 1996. – С. 25-28.

    6 Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – М., 2003. – Т. 1. – С. 94-128.

    7 Конституция Германской империи 16 апреля 1871 г. // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права в 2 т. / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. – М., 1996. – Т. 2. – С. 159-163.

    8 Британская империя в XX веке / Под ред. А.М. Пегушев. - М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2010. – С. 35.

    9 Британская империя в XX веке / Под ред. А.М. Пегушев. - М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2010. – С. 105.

    10 Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 428

    11 Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 429.

    12 Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран в Новое время: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Вологдин. - М.: Юрайт, 2016. – С. 146.

    13 Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 437..

    14 Попова А. В. История государства и права зарубежных стран Нового и Новейшего времени: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Попова. - М.: Юрайт, 2016. – С. 92.

    15 Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран в Новое время: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Вологдин. - М.: Юрайт, 2016. – С. 50.

    16 Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 440.

    17 Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – С. 441.

    18 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран в 2-х частях. Часть 2. Государство и право в современную эпоху. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – С. 150.


    написать администратору сайта