1. Проблемное поле, предмет и структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества
Скачать 69.33 Kb.
|
Основоположник рационализма Рене Декарт прославился известным афоризмом «Я мыслю, следовательно, существую». Цель философствования Р.Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневатьмся в существовании всего сущего – других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «… к нашей природе…причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь…». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим (Я мыслю – следовательно, существую.) Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки – важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Р.Декарта. Согласно ей, чувственный опят не является источником познания, познавательная деятельность организуется с универсальными предпосылками – «врождёнными идеями», новое знание выводится дедуктивным путём ( Р.Декарт «Рассуждение о методе»). Последователями рационалистической линии в философии были Паскаль, Спиноза, Лейбниц. 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора». В середине 18 в. во Франции в ходе революции возникло идейное течение – Просвещение. Оно возникло для соединения научного и социального прогресса, создания рациональной программы преобразования общества затрагивающей все сферы его жизнедеятельности. Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни. Идейным центром Просвещения стала издаваемая Д’Аламбером и Дидро 17-томная «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел», статус которой определялся тем, что трансформация обстоятельств должна осуществляться на основе их досконального знания, а совершенствование человека возможно через его воспитание и просвещение. В качестве основных категорий в Просвещении выступают теории: Естественного права – все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность; Общественного договора – государство – результат добровольного соглашения между людьми, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав; Гражданского состояния – преодоление естественного, связывалось с образованием государства. Характерные черты Просвещения: вера в человеческий разум; идея общественного прогресса; антифеодальная направленность; утверждение народного суверенитета, разделение властей, прав человека; светский характер мировоззрения. Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ламерти 9. Немецкая классическая философия: критическая философия И.Канта, диалектическая философия Г.Гегеля. Иммануил Кант – первый немецких философов. Кант считал, что в познании действуют ощущения, рассудок, который обрабатывает результаты ощущений и разум, который направляет рассудок и выполняет абстрактную теоретическую работу. Он считал, что мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (мир феноменов). Явления мира разум упорядочивает с помощью априорных (т. е. доопытных) понятий. Пытаясь добраться до сути вещей, разум сталкивается с антиномиями (противоречиями), например: Бог есть – Бога нет. Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объективной действительности, и обосновывает необходимость критического исследования самого разума как источника познания. Критический этап начинается с 1770 года, после опубликования: "Критики чистого разума"-гносеология –главное произведение данного периода , "Критики практического разума" - этика, "Критики способности суждения" - эстетика. Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии - эмпиризма и рационализма. Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Введение понятие «априорные формы чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Мы можем знать лишь мир явлений, внутренние же содержимое вещей непознаваемо,. Диалектическая философия Гегеля стала наиболее грандиозным проектом Н.К.Ф. и ыилософского рационализма в целом, где логика становления и развития разума, природы и стории. Говоря о том, что «философия должна сделать предметом мышления само мышление», он в качестве начальной точки отсчёта берёт Абсолютную идею, которая выступает как чистое ибытие, наиболее абстрактно-всеобщий признак всего сущего. В основе всего сущего считал Георг Гегель лежит абсолютная идея – безличное духовное начало, которое проявляет себя в деятельности и творит все сущее. Абсолютная идея находится в постоянном движении. Первая ступень развития абсолютной идеи – логика. Вторая ступень развития абсолютной идеи – природа. Третья ступень развития абсолютной идеи – дух. Гегель выделяет: субъективный дух – духовное развитие индивида; объективный дух – социально-историческая деятельность человечества ; абсолютный дух, который раскрывается в искусстве, религии, философии. Гегеля – глубоко обосновал и примененял диалектический метод. 11. Критика философской классики и иррационализация философии в XIX веке (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). В сер. 19 в. все явственнее стала ощущаться иррациональность существования человека в мире машин и социальных катаклизмов. Появились философы, которые обратились к проблемам смысла жизни человека, тому, что ему делать. Один из них – А. Шопенгауэр. Артур Шопенгауэр считал, что жизнь лишена всякого смысла, потому что заканчивается смертью. И только воля – это такая энергия, которая заставляет человека цепляться за жизнь, бороться, все время чего-то желать, заманивает индивида призраками счастья. Выход Шопенгауэр видел в том, чтобы подавить воля к жизни, отказаться от непомерных желаний, стать аскетом, которому ничего от жизни не надо. 2 разновидности людей: святые в земной жизни и гении в искусстве. Гениальность-способность пребывать в чистом созерцании. Тогда чел-вневременной субъект познания Каждый человек располагает 3 высшими благами:здоровье, молодость и свобода. Дал философское обоснование пессимизма Фридрих Ницше считал, что высшие ценности (добро, истина, любовь) потеряли на пороге 20 в. свое значение. Бог умер. Нужна переоценка ценностей. Ницше выдвинул идею сверхчеловека. Сверхчеловек – это тот, кто стоит по ту сторону добра и зла, кому все позволено, кто создает свою систему ценностей, кто отвечает за все (типа Бога). Обычные люди – только навоз, нужный для выращивания сверхчеловека, который должен занять место Бога. Жизнь –«воля к власти», борьба всех против всех, побеждает лишь сильнейший. Причина краха его цивилизации-засилие интеллекта, возвышение его над волей. 3 задачи познавательного процесса: 1приспосабливать организм к среде 2овладевать предметами и вещами окружающего мира 3Накапливать в качестве истин полезные для жизни заблуждения С. Кьеркегор разработал свое представление о человеческой жизни как непрерывном движении от 1) эстетического способа бытия 2) к этическому, и далее 3) к религиозному. Начальный, эстетический способ существования предлагает человеку (особенно в период его молодости) эротику, различные наслаждения. Даже при их обилии они не могут принести человеку удовлетворения. Усилия человека в этом направлении столь же тщетны, как тщетно было бы его старание наполнить водой дырявый кувшин. Этот способ самоутверждения не ведет к целостности.Когда человек начинает это понимать, он обращается к нравственному образу жизни (например, выполняя долг). Но этический способ существования скрывает в себе собственные несовершенства, ибо не опирается на высшие ценности. Высшей же ценностью является Бог. Только отдав себя Богу, человек как личность приобщается настоящей экзистенции и обретает подлинное существование (в Боге). 12. Классический позитивизм ( О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Неопозитивизм (М.Шпик, Р.Карнап, Л. Витгенштейн). Постпозитивизм ( К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П. Фейерабенд). 1. Классический позитивизм (О.Конт): подлинно научное знание может быть получено лишь специальными науками; философия должна заниматься систематизацией конкретно – научного знания; Конт рассматривает три формы интеллектуального развития человечества: теологическую, метафизическую (абстрактную), позитивную (научную). 1. Теологическая, на которой все явления в мире объясняются действием сверхъестественных сил. 2. Метафизическая предполагает замену религиозных представлений (мировая душа, Бог) абстрактными понятиями (материя, сущность, бытие и т.д.). 3. Позитивная предполагает отказ от решения тех проблем, которые находятся за пределами познавательных возможностей человека, и обращение к непосредственному наблюдению окружающего мира. 2. Неопозитивизм (Л.Витгенштейн).: Неопозитивизм возник в 20-е гг. XX в. Его основателями считаются М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел и др. Возникновение неопозитивизма связано с деятельностью «Венского кружка» – теоретического семинара математиков, физиков, логиков, социологов, который действовал при Венском университете. Неопозитивизм состоит из многих школ и направлений. Основной формой неопозитивизма является логический позитивизм. Неопозитивисты ввели принцип верификации – только те высказывания имеют смысл, которые допускают опытную проверку прямо или косвенно. Поэтому многие религиозные и философские утверждения должны из науки устраняться. Б. Рассел выдвинул идею о том, что все высказывания можно разделить на три группы: - осмысленные – они могут быть либо истинными, либо ложными, в зависимости от того насколько соответствуют реальности; - неосмысленные – это такие высказывания, которым ничего в действительности не соответствует («материя» первична, «сознание» вторично); - бессмысленные – высказывания, которые не имеют истинности или ложности («жареный лед»). 3. Постпозитивизм (К. Поппер, И. Лакатос): Большое внимание уделяли динамике научного знания. В основе деятельности научного сообщества лежат определенные базисные формы научного знания: у Куна это парадигма, у Лакатоса – научно исследовательская программа. Карл Раймунд Поппер - основной представитель постпозитивизма утверждал: "Я похоронил неопозитивизм". Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: - проблема демаркации, - принцип фальсификации, - принцип фаллибилизма, - теория "трех миров". Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. 13. Философия экзистенциализма ( К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю). Феноменология ( Э. Гуссерль). Философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер). Философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ф.Лиотар, Ж. Деррида). 1. Экзистенциализм – философия существования. Существование (экзистенция) – это неповторимость личностного опыта человека, которая раскрывается в т.н. пограничных ситуациях (страх, тоска, вина…). Экзистенциализм Камю основан на отчаянии, которое вызвано не мыслью о мерзости жизни и человека (как у Сартра), а мыслью о величии личности, неспособной найти связь с равнодушным (но прекрасным!) миром. Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом экзистенции... Только человек экзистирует. Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет. М. Хайдеггер . Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию. 2. Феноменология – исследует духовные сущности, данные сознанию, как независимые от реального существования и чувственного опыта. реальностью является не то, что существует независимо от сознания, а то, что сознание поправимо. Гуссерль: философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет — это исключительно лишь явления (феномены) сознания. 3. Герменевтика – определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования жизненного мира прошлых культур с целью понимания отдельных их памятников. По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание». Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но можно привести его во взвешенное состояние — в этом и состоит задача историка. 4. Постмодернизм особое внимание уделял несистемным характеристикам человека. Общество рассматривается как тотальное проявление отношений «власть – подчинение». Они отдают предпочтение культуре, а не науке. Деррида выступает против структурности. Никаких общих смыслов и ценностейц нет. Интересен сам процесс, а не результат. Бодрийяр рассматривает социальную историю как историю развития способа значения. Бодрийяр доказывает, что развитие мира сопряжено с крайностями, а не с равновесием и гармонией. Лиотар утверждает, что понятие справедливости и несправедливости остаются корректными только в контексте постмодернизма. 14. Особенности русской философии. Импульсом для формирование русской философии стали «Философические письма» Чаадаева, в которых критикуется русская история. Заявив о «темном прошлом, бессмысленном настоящем, неясном будущем» он спровоцировал полемику западников и славянофилов по поводу исторического своеобразия России. Западники (радикальное направление - Беллинский, Герцен, умеренное – Аннеков, либеральное – Корш) - призывали к рефомированию России по западному стилю с целью либерализации социальных отношений (отмена крепостнического права), развития наук и образования как факторов прогресса. Славянофилы («старшие» - Хомяков, К.С. Аксаков, «младшие» - И.С. Аксаков, «поздние» - Данилевский) – идеализируя русскую историю, считали, что Россия как хранительница Православия, Самодержавия и Народности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению. Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в философии всеединства В.С.Соловьева, которая одновременно стала попыткой соединения Запада и Востока, православия и католицизма, разума и интуиции. Силой устремляющей божественное к земному, а земное к божественному выступает София, символизирующая Божественную Премудрость и Любовь. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм (Бердяев, Вернадский), который одновременно представлял почти все направления мировой философии: феноменология, экзистенциолизм, персонализм, структурализм, позитивизм, марксизм. Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г. Диктатура пролетариата, большинство философов были высланы в ссылки. Философия СССР была представлена идеологией марксизма 15. Основные этапы развития философской мысли в Беларуси, её социально-философские и гуманистические идеи. Первый этап – предфилософский. Основные представители: Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая… Призывали к просвящению. Второй этап – гуманистическое и реформационное движение. Представители: Ф. Скорина, Н. Гусовский, С.Будный… Пересмотр основных догматов католицизма, связанный с концепцией антитринитаризма (Критика учения о триединстве Бога, существования загробного мира, божественного происхождения Христа; утверждалось начало познания не из философии, а из Священного писания, а диалектика как метод познания есть дар Божий, а не изобретение философского ума. Третий этап – доминирование схоластической философии. Представители: М. Смотрицкий. Соединение христианских догматов с идеями новоевропейской философии. Четвертый этап – господство идей Просвещения. Представители: К.Нарбут, А.Мицкевич. Белорусское Просвещение связывают с деятельностью тайных студенческих сообществ физиократов (сторонники реформ), филоматов (любителей знаний), «променистых»(патриотов национальной культуры), филоматов (друзей добродетели). Пятый этап – национально – демократические идеи белорусской общественной мысли. Представители: Акцент на проблеме национального возрождения и освобождении белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Шестой этап – доминирование марксистской традиции в белорусской философии. Представители: В. Степин, Ю. Харин. Проводились исследования в: истории философии философии и методологии науки теории диалектики социальной философии философии науки В 90 – е годы ХХ в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследования. 16. Онтология как философское учение о бытии. Категории материи. Движение как атрибут бытия. |