1. Проблемное поле, предмет и структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества
Скачать 69.33 Kb.
|
1. Проблемное поле, предмет и структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества. Проблемное поле - отсутствие единства в представлениях о внеш. мире оборачивается отсутствием единства в мире внутреннем – душевном мире чела. Чел пытается осмыслить весь мир в целом при этом обнаружить и сформировать взаимосвязь и взаимозависимость его частей. Предметом явл. познание предельных оснований бытия природы, чела, об-ва и культуры. Осн. структур. эл-тами Фил являются: -онтология – учение о бытии, о способах его сущ-я и развития; -гносеология – учение о способах познания челом мира и самого себя; -антропология – исследование чела, смысла его жизни; -соц. Фил – фил-фское осмысление общественной жизни. -Эпистемология-Фил науч. познания, о специфике и общих процедурах науч познания -Фил. Антропология- фил о челе, его сущ-ти, многомерности бытия в мире. Выделяют также аксеологию (уч-е о ценностях и их роли в жизни чела и об-ва), праксеологию (уч-е о дея-сти чела, направленной на преобраз-е окружающего мира) и др. Роль фил.: Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества. Значение философии: 1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире. 2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека. 3. Позволяет выработать культуру разумного мышления. 4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. 2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и на своё место в нём. Различают мировоззрение в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этических, эстетических. Второй – задан предметной направленностью формы культуры ( мифологией, религией, наукой). Структура мировоззрения представлена следующими уровнями: 1) обыденно-практический – здесь формируется повседневное мировоззрение в форме мироощущения и мировосприятия. На этом уровне мир предстаёт эмоционально окрашенным; 2) рационально-теоретический – создаётся обобщённая модель мировоззрения в форме миропонимания, раскрывающего сущность отношений человека к миру в виде понятий, теорий. Исторические типы мировоззрения: 1) мифологическое: фантазии, вымысел; 2) религиозное: сверхъестественная сила; 3) философское: мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию; Философия рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий. Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, политической идеологии, т.е. не присущих только ему форм выражения своего содержания, а заимствует их в сфере обыденного сознания и общественной психологии. Мировоззрение может быть наполнено не только научно – философскими представлениями, но и мифами, предрассудками, суевериями. Философское мировоззрение – это система рационально обоснованных представлений о мире, места в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности. Способ формирования такого мировоззрения базируется не на фантазиях и эмоциях, а на методах рационального(разумного) обоснования его содержания. 3. Становление философии в культурах древнего Востока ( Индия, Китай). Древнеиндийская философия Основные философские идеи Древней Индии содержатся в «Упанишадах», которые представляют собой часть знаменитого литературного памятника «Веды». Два наиболее общих понятия древнеиндийской философии – Брахман и Атман. Атман – душа, вечная неизменная духовная сущность индивида. Брахман – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Индийцы считали, что реальный мир – это майя, иллюзия, которая скрывает от нас подлинный мир. В своей жизни на земле человек следует дхарме. Дхарма – это и космический порядок, и совокупность обязанностей человека, его долг. Дхарма находит свое воплощение в сансаре. Сансара – цепь переходов души из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, в котором душа мучается, не в силах достичь блаженства. Сансара осуществляется в соответствии с кармой. Карма – закон этической причинности, которая утверждает наличие связи между нравственным поведением личности и характером перевоплощений его души. Душа, перерождаясь, страдает, ибо стремится к мокше. Мокша – освобождение души, приобщение ее к Абсолюту. Это освобождение находит свое воплощение в Нирване. Нирвана – состояние полного освобождения от всех земных желаний и страстей, абсолютный, ничем не нарушаемый покой. Стремясь к нирване, человек должен быть добродетельным и, в частности исповедовать принцип ахимсы. Ахимса – воздержание от нанесения вреда всему живому. Три Бога: Вишиту (создание), Брахма (баланс), Шива (разрушение) Философия Древнего Китая Первые философские представления китайцев мифологичны. В центре этих представлений – безличное, но всевидящее Небо, которое управляет всем во Вселенной. В основе мира – пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля. Вместе с тем в мире есть две противоположных и в то же время сотрудничающих силы – ян(светлое мужское начало) и инь. (тёмное женское) Одной из ведущих философско-религиозных систем Древнего Китая являлся даосизм. Основатель – Лао-цзы. Центральное понятие даосизма – «дао» многозначно. Дао противоречиво, оно все и ничто. Дао никто не создал, все происходит от него и все в него возвращается. Задача человека – постигнуть дао и следовать ему. Вторая важнейшая философско-религиозная школа Китая – конфуцианство. Основатель – Конфуций. Конфуцианство особое внимание уделяло отношениям между людьми, обществом и государством. Государство – большая семья, где каждый должен знать свое место. Конфуций исповедовал правило «золотой середины», считал, что нужно избегать крайностей в поведении и управлении. Цель - воспитание у людей определенных нравственных качеств. Идеальный субъект у Конфуция – «благородный муж», который должен следовать определенным принципам: человеколюбие; сыновняя почтительность; исполнение церемоний. Кроме того, благородный муж должен обладать чувством долга и знаниями. В Древнем Китае существовали также такие философские школы, как легизм и моизм(всеобщая любовь в отношениях между людьми, а легизм наоборот). Школа имён –проблема соотношения действительности и имени Характеристика:1отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта 2традиционализм как отражение идеала социальной стабильности и как принцип организации принципиальных школ и текстов 3литературно-афористичный стиль изложения, обусловленный символистической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью. 4. Античная философия, её периодизация, эволюция и основные проблемы. Первоначальная философия Древней Греции (6–5 вв. до н. э.) занималась проблемами осмысления природы, окружающего мира, т. е. была натурфилософией. В развитии античной философии можно выделить 4 основных этапа: 1) Досократовский (7 – 6 вв. до н.э.) – становление; 2) Классический (5 – 4 вв. до н.э.) – расцвет; 3) Эллинистический (3 – 2 вв. до н.э.); 4) Римский (1в. до н.э. – 529 г. н.э.) - закат Философы милетской школы искали то, из чего все возникло, то общее, что присуще всему окружающему миру, т. е. субстанцию. По мнению Фалеса все произошло из воды. Анаксимандр полагал первоначалом апейрон (нечто неопределенное, беспредельное). Анаксимен считал основой всего воздух. Пифагорейцы главной субстанцией мира называли число. Кстати, именно Пифагор первым употребил понятие «философия» как «любовь к мудрости». Гераклит видел первооснову в огне. Он обратил внимание на то, что все явления в мире происходят не хаотично, а в соответствии с логосом. Логос – это всеобщий порядок, который лежит в основе мироздания. Гераклит утверждал, что все существующее постоянно меняется, переходит из одного состояния в другое. Мир полон противоположностей, которые находятся в борьбе, приводящей в конце концов к тождеству, гармонии. Кроме того, все в мире относительно. Философы элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) искали то, из чего все возникло, т.е. субстанцию. Ксенофан считал, что в мире существует единое, вечное начало, которое назвал Богом. Парменид полагал, что в основе мира лежит бытие. Бытие – это все то, что может быть охвачено мыслью. Бытие есть, небытия нет. Бытие несотворимо и неуничтожимо. Зенонв своих апориях («тупик») пытался доказать иллюзорность многообразия мира и движения («Ахилл и черепаха», «Стрела», «Множество» и др.). Прославился выявлением противоречий между разумом и чувствами. Эмпедокл в качестве первоначал признавал 4 стихии одновременно: землю, огонь, воздух, воду, которые смешиваются с помощью любви и ненависти. Анаксагор основой мира считал т. н. «гомеомерии» – семена вещей. Левкипп и Демокрит впервые высказали идею о том, что мир состоит из атомов. 5. Классическая античная философия: Сократ, Платон, Аристотель. Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Истинная нравственность - знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Главными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливость. В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью (при этом личность свободна, но не безответственна). Главное - это благо полиса. Личность свободно развивается вместе со свободой и процветанием полиса. Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского –диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи:1-Идея самосознания – «познай самого себя». 2- Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины.3- Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания" В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни - этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. Платон первым в истории философии сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. Платон разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Идеи вечны, они не возникают и не уничтожаются. Учение Платона заложило основы философского идеализма. По Платону, мир чувственных вещей не отсечен от мира "идей"; он все же стоит в каком-то отношении к миру "идей". Но так как Мир чувственных вещей занимает, по Платону, серединное положение между сферой бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он соединяет в себе в какой-то мере противоположности: он – единство противоположностей: бытия и небытие, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного. Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля. Ядром философии Аристотель считал онтологию - науку о сущем. Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, первая материя. Четыре элемента - огонь, воздух, вода, земля - лежат в основе реальных вещей. Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой - знание ради знания), практическую (знание ради деятельности) и пойетическую (знание ради творчества). Основное внимание мыслитель уделял фундаменту теоретического познания - учению о сущем. 6. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Философия эпохи Ренессанса. Первый период в развитии средневековой европейской философии получил название патристики (2–6 вв. н. э.). Патристика (от лат. pater – отец) – философия, связанная с учением т. н. отцов церкви. Основными функциями религиозной философии этого времени были: защита христианства от язычников и гонителей новой веры. Была и схоластика – мистическое познание. Основными проблемами, обсуждавшимися средневековыми философами, были проблемы души и тела, добра и зла, свободы воли и предопределения, веры и разума. Средневековые философы считали, что в человеке присутствует два начала – тело и душа. Тело – темница души, которую нужно освободить для достижения высшего блаженства. Важное место в размышлениях занимали проблемы добра и зла. С точки зрения Св. Августина, Бог – Источник добра, он творит только добро. А зло в мире необходимо, чтобы понять, что такое добр. Проблема свободы воли и предопределения. С одной стороны человек действует свободно, с другой – все заранее предначертано Богом. Св. Августин полагал, что Бог не столько предопределяет, сколько предвидит человеческие действия в качестве свободных, т. е. ему все известно заранее. С течением времени растет понимание роли разума в жизни человека и общества. Философия эпохи Ренессанса. Философия эпохи Возрождения была гуманистична, она утверждала достоинство человека, его свободу, его способности, мощь его разума. Так, Данте полагал, что человек свободен, ответственен за все содеянное, и это определяет его достоинство. Главную роль в жизни человека Данте отводил любви. Важным направлением философской мысли эпохи Возрождения была натурфилософия – учение о природе (Вселенной) в ее взаимоотношении с Богом и человеком. Крупнейшим натурфилософом эпохи Возрождения был Николай Кузанский. Кузанский считал, что Бог – это абсолютный максимум, т. е. самая высшая, самая всеобщая категория и, одновременно, – абсолютный минимум, потому что он проявляется в любой самой малой вещи. Так как Бог во всем, то природа – результат развертывания Бога, т. е. Бог как бы растворяется в природе (пантеизм). Николай Коперник создал гелиоцентрическую модель мира, в соответствии с которой не Земля, а Солнце – центр нашей Вселенной. Теория Коперника произвела революцию в астрономии и мировоззрении, опрокинув взгляды, освященные авторитетом Церкви. Идеи Н. Коперника были развиты Джордано Бруно, который утверждал, что мир един и бесконечен, несотворим и неуничтожим. Он прославлял бесконечность человеческого познания. В 16 в, появляется и такое религиозное течение как Реформация (идеологи Мартин Лютер, Жак Кальвин). Реформация была направлена против католической церкви и привела к возникновению протестантизма. 7. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени ( Ф. Бэкон, Р. Декарт). 17 век – начало Нового времени, становления капитализма, бурного развития экономики, науки (Галилей, Кеплер, Ньютон). Главным направлением философии становится теория познания. Сложилось два основных направления в философии 17 в. – эмпиризм и рационализм. Основоположник эмпиризма – Френсис Бэкон, который считал необходимым освободить человеческий разум от заблуждений которые мешают достижению истины. В познании следует опираться на опыт – в этом суть эмпиризма. Ф.Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить истинный образ мира… А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Органон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишённые субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств ( идолы рода и пещер) и заблуждений разума ( идолы рынка и театра). Эмпиризм развивался в гносеологических концепциях Локка, Беркли, Юма. |