1. Проблемное поле, предмет и структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества
Скачать 69.33 Kb.
|
Понятие онтология впервые было использовано Р.Гоклениусом в 1613 в работе «Философский лексикон» в значении метафизики.-учение о сущем как таковом. «Отцы» онтологии-Гераклит, Парменид, Плотон. Специфика учения состоит в том. Что она исследует проблему существования(бытия) реальности, законов организации. Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. в античности, онтология занималась поиском первоначал. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие. в Новое время предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др; с Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека. Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал. Эволюция материи связана с 3 основными этапами развития: 1) античная философия – первоматерия, поиск первоначала. 2) 17-18 века: Вещественное представление о материи. 3) В.И.Ленин дал классическое определение материи. Материя обладает свойствами. Категории материи: Движение- это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения. 17. Диалектика как философская теория развития. Диалектика и синергетика. Диалектика предстаёт в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру Диалектики образуют принципы, законы, категории. Основные принципы: 1) принцип развития; 2) принцип всеобщей связи. Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода качества в количество, закон отрицания отрицания. Диалектика как категория означает: 1) искусство обнаружения истины (Сократ); 2) способ правильного и рационального мышления; 3) способ рационального и логического мышления. В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 1. диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит). 2. диалектика немецкой классической философии. 3. Диалектика революционных демократов. 4. Материалистическая диалектика . Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. 18. Пространственно-временная организация бытия. Расположение во времени и пространстве. Философами выдвигалось два основных подхода: Субстанциональный- Демокрит, Эпикур–считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространсвом и временем рассматривались как межсубстанциональные. Реляционный–Аристотель, Лейбниц, Гегель–воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время более достоверной(исходя из достижений науки) является реляционная теория, исходя из которой: Время–форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений(смены состояний) данных объектов в процессе их развития. Пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, одновременно соверщается и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. 19. Специфика философского подхода к исследованию природы. Понятие ноосферы. Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Это объективная реальность, которая существует вне и независимо от нашего сознания. Природа ( в узком смысле слова)–совокупность естественных условий существования. Общество–форма совместной жизнедеятельности людей. С развитием общества и философской мысли менялись представления о взаимоотношениях общества и природы. Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны. Идея общества–жить в согласии с природой. Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой. Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться к природе. Природа противопоставляется разрушающей цивилизации. Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу, стать ее господином». ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком. Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила появление специфического вида социальной общности–человеческой семьи (как следствие прироста народонаселения). Ноосфера: --- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно сохранить свою среду обитания. Ноосфера: 1.сфера господства разума (Фихте) 2.сфера разумного воздействия человека на природу 21. Основные идеи философской антропологии. Проблема антропогенеза в философии и науке. Основные направления философской антропологии - принципы анализа человеческой сущности, сущность и существование человека. Сущность - внутреннее содержание объекта, выражающееся в единстве всех форм его бытия. Сущность отличают от явления, как внешнего, наблюдаемого, и от специфики, т. е. особенностей, отличающих объект от других. Такие особенности могут быть заметными, но не очень важными. Специфика человека изучается в антропологии Антропогенез-процесс формирования чел и чел-ва как особого биологического вида. Концепции антропогенеза должны были объяснить, как сформировались особенности человека, отличающее его от других животных. Биологическая природа человека проявляется в том, что ему присущи инстинкты: самосохранения, половой. Группы антропогенеза: -Креационизм(творение) рассм чел как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание бога на земле, его «образ и подобие». В классическом креационизме акцент делается не на естественной эвол чел из природы, а на чудесном вмешательстве высших сил в этот процесс. -Эволюционизм(развертывание)(Дарвин) отстаивает идею естественного происхождения чел-ка, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Ч.Дарвин первым научно обосновал наличие единого животного предка у чел и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции. Фил концепции эволюц модели: 1)Трудовая (Морган, Энгельс, Гелен) утверждает что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникн у чел особой формы адаптации к внешн среде. 2)Игровая(Хейзинг) связывает возникновение чел с развитием игры. Игра у Хейзинга противостоит сфере труда подчиненной требованиям практической целесообразности, при этом игра в не меньшей степени, чем труд способствует тренировке органов и закреплению навыков. 3) Психоаналитическая (Фрейд, Юнг, Адлер) становление культкры чел обусловлено появление культа, краеугольные основания которого составл тотем и табу. Религия и мораль определяют направленность последующего развития чел и культуры. 22. Эволюция форм отражения. Мышление и сознание. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения – способность объекта воспроизводить характеристики взаимодействующего с ним объекта. Сознание выступает как информационное отражение, представлено на уровне неживой, живой и социальной материи. В живой природе развитие форм отражения представлено: - Раздражимостью(реакция организма на биологические воздействия) - Чувствительностью(реакция организма на биотические факторы, возникает, т.к. формируется способность ощущать) - Психикой – высшая форма отражения в природе, обеспечивает поисковое поведение животных при помощи инстинкта и совокупности рефлексов. Сознание – сущностная характеристика человека, связанная с его способностью к осмыслению внешней действительности и своего внутреннего опыта. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый уровень заключается в описании способов, какими вещи даны в сознании (т.е. описание феномена). Второй уровень ставит цель, как сознание объяснить (т.е. сам феномен). Существует три основных подхода в философии к исследованию сознания: 1) Субстанциальная модель (Платон, Аристотель, Декарт). В данной концепции разум является наиболее значимым и универсальным свойством сознания. Разум выступает гарантом единства и упорядоченности мира. 2)Функциональная модель(Гоббс, Дидро, Ленин) – сознание-функция материальной системы, не содержит в себе ничего идеального. Сознание обеспечивается функционированием мозга и нервной системы. 3)Экзистенциально-феноменологическая (Гуссерль,) описывает опыт индивидуального сознания. Сознание – это осмысление, а не отражение. 23. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание – это не одномоментный акт отображения мира человеком. Это сложный, постепенно разворачивающийся процесс, состоящий из нескольких уровней. 1 уровень – чувственное познание, при котором главными средствами познания являются органы чувств. Чувственное познание имеет 3 формы: 1а) ощущение – это чувственный образ отдельных свойств объектов мира. Психологи насчитывают около 20 различных ощущений. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним – чувство голода, жажды, боль от внутренних органов и др. Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. С помощью приборов человек расширяет свои природные возможности, тем не менее даже с их помощью он способен уловить далеко не все свойства мира; 1б) восприятие – это целостный чувственный образ объектов, синтез ощущений, возникающий в процессе непосредственного контакта; 1в) представление – это целостный чувственный образ объектов, воспроизводимый в памяти, без непосредственного контакта. Чувственное познание даёт информацию о внешних свойствах объектов, оно неглубоко отображает мир. Проникновение в сущность объектов, то есть отображение их внутренних глубинных закономерностей происходит на втором уровне познания – рациональном познании. Рациональное познание осуществляется посредством мышления. 3 формы рационального познания: 2а) понятие – это форма мышления, отображающая существенные отличительные свойства объектов. Понятие выражается словом или словосочетанием; 2б) суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах действительности. Суждение выражается предложением. 2в) умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Чувственное и рациональное познание можно рассматривать по отдельности только в абстракции. На деле, в реальном процессе познания эти два уровня неразрывно взаимосвязаны. И противопоставлять их, как это делали эмпирики и рационалисты, нельзя. В познании выделяют также иррациональную составляющую. Иррациональная сторона познания представлена такими способностями как интуиция и воображение. Интуиция – это способность прямого, непосредственного постижения истины без логических рассуждений и доказательств. Интуитивное знание появляется в результате действия бессознательной части психики. Дело в том, что в каждый момент времени в сознании представлено только 2% информации, поступающей в психику. Сигналы, идущие от нашего бессознательного, мы и называем интуицией. Воображение – это способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Интуиция и воображение обусловливают творчество – создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. 24. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств. Формы чувственного познания: 1. Ощущение – отражение в сознании чела отдельных сторон и свойств предмета. 2. Восприятие - это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3. Представление – чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее). 4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное познание. Осуществляется на основе мышления и логики. Уровни рационального познания: рассудок (Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека, выражать свои мысли ) и разум (помогает постигать сущность вещей). Формы рационального познания: Понятие (Выражение в виде определенных слов). Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли. Суждения – отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные. Умозаключения – на основании известных двух суждений выводится новое Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Интуиция представляет собой непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении и предшествующем опыте. 25. Познание как постижение истины. Концепции истины. Истина предстает как одна из возможных характеристик знания. Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности по-разному осмысливалась в истории философии. Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция истины, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание истины (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания. Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности (понятие действительности трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что имеет место, существует). Основные принципы классической концепции истины: • действительность не зависит от мира знания, • между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие, • существуют критерии установления соответствия мыслей действительности, • сама теория соответствия логически непротиворечива. В реальном опыте классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями, в ходе осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты переосмысливались и подвергались критическому анализу. В современности существуют концепции истины: - Когерентная: если решаем правильно, то ответ будет один. - Утилитарная концепция - истинно все то, что полезно - Договорная концепция (Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной». 26. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. |