1. Проблемное поле, предмет и структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества
Скачать 69.33 Kb.
|
Наука – это сложное соц.-культурное явление выступает как: 1)деятельность-система познавательных действий, направленных на производство и теоритическую систематизацию знаний о природной и духовной реальности, организована по дисциплинарному принципу, т.е. выделение отдельных научных дисциплин. Выделяют 3 основных группы науки: 1)естественные – о природе; 2)гуманитарные – о человеке; 3)технические – о искусственных объектах.2) социальный институт – сообщество занятых научной деятельностью людей, предполагает наличие специальных научных учреждений, специалистов. Между специалистами проходят конференции, заседания, собрания. 3)система знания – совокупность различных сведений о мире, объединённых в строгую систему. Система включает в себя различные формы знания – факты, проблемы, гипотезы, теории, идеалы, нормы. Существует 2 противоположные модели развития научного знания: 1)кумулятивная – непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося; 2)антикумулятивная – отрицает непрерывность научного знания. На первый план выходит научная революция – коренные изменения в какой-то области науки, происходящие за короткий промежуток времени. Связана с научно-технической революцией. Функции науки: 1) соц.силы – вносит вклад в решение социальных проблем, влияет почти на все сферы общественной жизни; 2)производительной силы – все достижения технического прогресса и технологий являются результатом научного знания; 3) культурно-мировоззренческая – наука производит истинное знание как основание современного мировоззрения, является важной составляющей духовной культуры. 27. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Эмпирический уровень: Предмет исследования_внешние св-ва объектов. рез-т исследования_1.эмпирический факт-фиксация отдельного свойства; 2.Эмпирическая зависимость-отражение отдельных связей между фактами в группе явлений. Эмпирический факт-основная форма эмпирического знания,выраженного в особого рода предложениях,истинность которых определяется ре-тами наблюдения и эксперимента. Содержание эмпирических фактов должно быть свободным от случайных помех,ошибок.Эмпирические факты имеют хар-рные черты: устойчивость содержания, наличие интерпретации-истолкование на основе имеющихся знаний. Методы эмпирического исследования: Наблюдение-в основе-целенаправленное восприятие явлений, опосредованное рациональным знанием, ориентирующим данный процесс Описание-метод иссл. В основе лежит фиксация средствами естественного или искусственного языка данных наблюдения Измерение-сравнение объектов по сходным свойствам, признакам, отношениям посредством эталона, количественные характеристики Эксперимент- целенаправленное воздействие на предмет в заданных контролируемых условиях. Теоретический уровень: 1) предмет исследования – внутренние связи и законы 2) средства и методы исследования: - мысленный эксперимент – логические операции с идеальными объектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента. - идеализация – операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели. - формализация – способ построения математических моделей в виде формул, графиков. - восхождение от абстрактного к конкретному – синтез отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта - аксиоматический – способ логического вывода теоретических положений из некоторых основных утверждений, принимаемых без доказательств. - дедуктивный – метод логического вывода из некоторой общей гипотезы более конкретных следствий, подвергаемых затем проверке. - историко-логический – способ изучения эволюции объекта, направлен на выявление специфики процесса и его закономерности 3) результат исследования: - проблема – вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании. - гипотеза – вероятностное знание об изучаемым объекте, истинное значение которого не установлено. - теория – достоверное знание о сущности и законах исследуемого объекта, выполняющее объяснительную и предсказательную функции. 28. Научная картина мира. Научные революции и смена типов рациональности. Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная на системе обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Выполняет функцию упорядочивания и систематизации данных. Формы научной картины мира: 1. Общенаучная – систематизация знаний, выработанная в естествознании и социо-гуманитарных науках. 2. Социо-гуманитарная и естественно-научная. 3. Специализированная. Глобальные научные революции не могут не оказывать влияния на изменение типов рациональности. Идея рациональности реализовывалась в истории человеческой культуры различным образом, представления о рациональности изменялись. Исторические типы научной рациональности: 1) Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. 2) Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). 3) Постнеклассический тип расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. 29. Особенности философского познания социальной реальности. Общество как система. Социальная философия изучает всю систему общественных отношений, исследует всеобщие законы функционирования и развития общества как целостной системы, выявляет его природу и взаимосвязь с окружающим миром, особенности познания общественных явлений. Общество: В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей и отношений между ними. В узком смысле – это определенный этап развития человеческой истории (например, капиталистическое общество). В обществе присутствует большое разнообразие различных социальных структур, систем, подсистем. Общество не является механической суммой индивидов, а представляет собой сложную систему, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые (род, племя, классы, нации, семьи). Это указывает на сверхсложный иерархический характер организации социума, причем различные системы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем может обладать известной степенью автономности и самостоятельности. Общество-продукт целенаправленной и разумно-организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора. Чтобы понять феномен общества необходимо уяснить феномен человека, как социального атома, а также разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в единое целое. Социальная философия рассматривает общество в качестве сверхсложной системы, в которой – наряду с объективными – всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором социальной деятельности, организующим социальную реальность, является сам человек. Он вносит в социальную реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию между людьми, создает культуру и осуществляет выбор вариантов развития общества. Такой статус социального субъекта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуру, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования. 30. Диалектика исторического процесса. Источники, движущие силы и основные факторы социальной динамики. При анализе сущности и особенностей исторического процесса всегда учитывается специфика проявлений общих связей и законов диалектики. Сложное явление общественной жизни нельзя понять без раскрытия причин его возникновения, его сущности и особенностей проявления, взаимосвязи необходимости и случайности, содержания и формы и т.д. Точно так же мы не можем не учитывать специфики действия основ них законов диалектики. Так, закон единства и взаимодействия противоположностей проявляется в системе противоречий, решения, воспроизведение которых и рождение новых выступает как источник самодвижения. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений проявляется в единстве прерывности и непрерывности, в котором развитие проявляется как процесс превращения количественных изменений в качественные. В социальной философии важную роль играет проблема источника социальной динамики, которая получила различную интерпретацию в истории философии. В марксизме в качестве источника социальных изменений выступают социальные антагонистические противоречия, ведущие к разрушению исходной социальной системы и формированию новой. В концепции структурного функционализма Т. Парсонса функционирование и развитие общества обеспечивается за счет равновесных отношений между подсистемами общества и социальными силами. В теории социального конфликта Р. Дарендорфа динамизм обществу придают разнообразные социальные конфликты. Сущность проблемы факторов социальной динамики сводится к вопросу о том, от чего зависит динамика общества. Среди факторов, чье воздействие сказывается на особенностях исторического развития общества, укажем следующие: геоклиматический (территория, климат, рельеф местности, удаленность или близость к различного типа коммуникативным путям), демографический, технико-технологический, экономический, политический, национально-психологический и культурно-исторический факторы. Для раскрытия в социальной философии проблемы субъекта и движущих сил истории используют два понятия: субъект истории, чье воздействие на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов; и движущие силы истории, движимые бессознательными импульсами или являющиеся объектами манипуляции средствами достижения определенных целей. Проблема субъекта и движущих сил истории в социальной философии получила три варианта решения: 1) субъект истории – это великая личность, направляющая массы; 2) основным субъектом истории выступает элита (концепции элитаризма); 3) субъектом истории является толпа, масса. . 31. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. В философии существует несколько подходов к анализу истории социума: Формационный подход- основным критерием классификации выступает социально-экономические признаки. Тип производственных отношений формирует тип государства. К Маркс ввел новый термин «формация» - общество на опред ступени развития истории, характеризуется экономическим базисом, политической и духовной надстройкой. Классифицирующей категорией типа государства является исторический тип государства-государство опред общественно-экономич формации. Характеризуется общими признаками: общий принцип организации и деятельности гос-ва, единством экон. Основы. Выделяют след типы общественно -экон формаций и соответствующие им типы гос-в:1. первобытнообщинная- государства Нет2.Рабовладельческая – рабовладельческое гос-во.3.Феодальная-феодальное гос-во.4.Капиталистическая-буржуазное гос-во.5.Коммунистическая-госуд-ва нет Маркс также выделял азиатский способ производства, где классификация государств стоится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический хар-р гос-ва, но недооцениваются духовные факторы. 2.Цивилизационный подход- основной критерий -духовные признаки. Выделяют такие цивилизации:-древние гос-ва, средневековые гос-ва, современные гос-ва. При цивилизационном подходе учитываются духовные факторы,но недооцениваются соц.-экономические. Самый известный исследователь теории цивилизации –Тойнби. Дал такое определение цивилизации- замкнутое состояние общества, отличается общими, психологическими признаками. 3.мир-системный подход- система взаимодействия между различными соц. субъектами. Противостоит классическому историзму. Похож на цивилизационный подход, только охватывает не одну цивилизацию, а весь мир в целом. Разработан в 1970 Валлерстайном. Он говорил, что совр мировая система зародилась в 1450-1650гг.,охватила весь мир. До этого существ-ло много мир систем, кот делились на 3 типа: 1. Минисистемы (характерны для первобытных обществ).2.мир-экономики(системы обществ, кот объединены экономич. связями).3.мир –империи(полит объединение миров-экономик под властью одного гос-ва). 32. Основные проблемы философии техники. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. слово «техне» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника – это совокупность материальных средств практической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства; системы и средства управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии, информации и т.д. Наряду с понятием техники существует понятие технологии. Технологией называют совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Основными философскими проблемами техники являются следующие: 1.Различие естественного и искусственного в технике. 2.Взаимоотношение техники и науки. 3.Оценка техники с точки зрения социально-гуманистических идеалов. История становления современных цивилизаций связана с развитием техники. В доиндустриальном обществе на протяжении тысячелетий техника была примитивной, на уровне ручного труда. В Новое время, начиная с XVIII века, роль техники кардинально изменилась в связи с тем, что общество в значительной степени стало функционировать на машинной основе с применением достижений науки. Третий этап развития техники – это научно-техническая революция, в ходе которой к рабочему, двигательному и передаточному устройствам машины присоединяется управляющее техническое устройство. То есть господствующей формой техники становятся автоматы, а человек получает возможность для творческого использования своих способностей. Ещё одна техническая революция в XX веке (компьютерная) продемонстрировала, что у техники гораздо лучше память, она быстрее соображает и, главное, она способна к саморегуляции. Развитие средств коммуникации превратило технику из множества разрозненных предметов в единую глобальную систему или техносферу, функционирование которой в целом человек уже не в состоянии остановить. Вместе с тем не следует поддаваться технофобии, то есть страху порабощения человека техникой, превращения его в робота или киборга как сплава биологического и технического. Не человечество существует для техники, а техника для человечества. Доиндустриальное общество (preindustrial society) - это ранняя стадия развития общества, существовавшее до середины XVIII века, для которой характерны низкие темпы экономического роста, развития производительных сил, техники и технологии. Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. 33. Основные направления философского анализа культуры. Философия ценностей. Основные подходы к анализу культуры. Аксиологический (60–70 гг XX в). К. — совокупность материальных и духовных ценностей человека (Францев). Ценность — любой фрагмент реальности, представляющий интерес для деятельности человека и влияющий на его присутствие в мире. Социологический. К. — социальный институт, форма организации общественной жизни, структура, транслирующая некие нормы, которые обеспечивают поддержание социального организма. Структурно-семиотический. в русле структуралистской методологии исследования феноменов культуры — языка, литературы, мифов, религии, науки, власти, сексуальности (Ф. де Соссюр, Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, В. Я. Пропп, Р. Барт). К. — универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. как семиосфера (Лотман), символическая реальность, выраженная в знаковой форме (социокод), так как всякие ценности объективируются в форме символов (язык, текст). Системно-деятельностный (70-е, М. С. Каган, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. С. Маркарян) к. — специфический способ деятельности. Д-ть — преобразование окружающей среды. К. — всё, что создается человеком, совокупность надбиологических программ деятельности человека, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях (Степин). Философские постклассические подходы. В психоанализе (Фрейд) К. — символизация либидо, проявление сексуального влечения в трансформированной форме; система запретов; направлении сексуального влечения в нужное для общества русло. К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Райх, Г. Рохейм, К. Хорни, Г. Салливан: к. — внутренне противоречивый феномен, объективация конфликтов инстинктов жизни и смерти. К. репрессивна, так как это отчужденная от человека система принудительной индивидуации, целью которой является защита общества от природно-биологического начала в человеке посредством установления не только нормативных запретов (табу), но и символических проекций (идеалов), ритуально снимающих страх и чувство вины, возникающие в его сознании под влиянием этих запретов. Вместе с тем, культура продуктивна, т. к. является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его инстинктивные влечения и агрессивность в разнообразные формы социокультурного бытия. В экзистенциализме (М. Хай-деггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр; еще и герменевтический подход П. Рикер и Г. Г. Гадамер) К. — это выражение экзистенции, х-ка подлинного существования человека, уникальный способ его существования. Подлинное существование выражается в духовном измерении человеческого бытия. Признаки к. — историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации, неразрывную связь с человеческой свободой и творчеством. В игровой (Й. Хейзинга, Г.-X. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт) концепции К. — это совокупность игровых действий, ориентированных на выполнение социокодов и норм, направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов. Игровая концепция акцентирует внимание на то, как нормы и коды внедряются в жизнь общества, как человек действует в рамках правил, какова свобода выбора. К. как творчество человека. Игра — основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, культ, порядок, общение, предпринимательство, ремесло, искусство, поэзия, философия, наука) обнаруживают в ней свои корни. В современной философии перечисленные подходы все чаще рассматриваются как взаимно дополняющие и обогащающие друг друга, в результате чего возникают синтетические концепции культуры. Переживания личности неизбежно соотносимы с ценностями. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой. Моральные (нравственные) ценности, во главу угла ставят вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.Эстетические ценности также являются определенным переживанием человеком окружающей действительности, выражаемые с помощью представлений о красоте, совершенстве, возвышенном и низменном. Правовые ценности традиционно понимаются как совокупность общественных представлений относительно меры вины, а также способов наказания. Ценности, закрепляясь в обычаях, традициях превращаются в нормы. Однако, возникает вопрос – что делать с теми, кто заведомо полагает данные ценности и нормы неприемлимыми. 34. Философско-мировозренческие аспекты устойчивого развития. Философские аспекты концепции устойчивого развития многообразны. Они связаны с различными направлениями философии- философией истории и культуры, социальной философией, философской антропологией, философией техники и др. Однако собственно методологические вопросы концепции устойчивого развития оправданно рассматривать в структуре философии науки. Как известно, в первой половине XX века философия науки в основном акцентировала свое внимание на традиционных отраслях знания о природе (таких, как физика, химия, биология и т.п.), во второй половине этого века центр внимания стал перемещаться в сторону «синтетического» естествознания, к таким направлениям исследований, как кибернетика, информатика, космонавтика и т.п., в которых преобладали методы «точных» наук. А в последние десятилетия появились комплексные области исследований - социальная экология, социальная информатика, глобалистика, ноосферология и т.п., в которых социально-гуманитарная и философская составляющие являются органической частью этих направлений научного поиска. Этот поиск привел к открытию новых - социоестественных законов (и даже интегративно-общенаучных), отражающих устойчивые тенденции соразвития системы «общество-природа» и перспективы гармонизации взаимодействия ее компонентов. |