Профессиональная этика массажиста. 1. Профессиональная этика медицинского работника 2 Биомедицинская этика проблема, статус, круг проблем 15
Скачать 127.18 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МАССАЖИСТА Оглавление1. Профессиональная этика медицинского работника 2 2. Биомедицинская этика: проблема, статус, круг проблем 15 3. Особенности взаимоотношений между врачом и пациентом 25 4. Проблема ответственности врача 41 6. Профессиональная этика массажиста 55 Список использованной литературы 61 1. Профессиональная этика медицинского работникаМедицинская и врачебная этика Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Все профессии в зависимости от общего содержания и характера нравственных проблем, порождаемых ими, можно разделить на две большие группы: во-первых, профессии, где объектом профессиональной деятельности является человек, и, во-вторых, профессии, где человек непосредственным объектом такой деятельности не является. Круг вопросов, которые призвана разрешить этика, связанная с первой группой профессий, более обширен. Как первая, так и вторая группа профессий содержанием своей специальной этики отражает отношения людей данной профессии к обществу в целом. Эти отношения выражаются в понятиях «профессиональный долг», «профессиональная честь» и т. п. Актуальными вопросами для всех профессиональных групп, а значит, и для профессиональной этики вообще остаются также определение нравственных качеств личности специалиста и влияния особенностей профессиональной деятельности на его нравственнее развитие. Вместе с тем этика, связанная с профессиями, для которых непосредственным объектом деятельности служит человек, не ограничивается этим. Она включает в себя также вопрос о нравственных нормах, охватывающих поведение людей в их отношении к тем, кто является объектом этой деятельности. Врачебная этика, в центре которой находятся отношения врача и больного, относится именно к этой разновидности профессионально-этических комплексов. Очевидно, не случайно она привлекает к себе особое внимание не только специалистов, но и всего общества. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. К принципиальным особенностям профессиональной врачебной этики относится ее универсальный или всеобщий характер. Врачебную этику можно определить как систему обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Но каково отличие системы обязательств в профессиональной врачебной морали от любой другой системы моральных обязательств, в том числе и профессиональной? Врачебная этика исходит из презумпции, согласно которой поведение в рамках врачебной деятельности не может не быть нравственным. Отсюда – претензия на особый статус, что выражается в профессионально-сословном корпоративизме по отношению ко всему обществу и в патернализме по отношению к больным. Важнейшей специфичной чертой работы врача является то, что врач имеет дело со страдающим человеком, которого постигло несчастье, у которого в той или иной степени нарушено самое главное для любого вида деятельности – здоровье. Врач имеет дело с человеком, ждущим от него облегчения, спасения, охраны его жизни. Эта особенность врачебной деятельности налагает исключительную ответственность на медицинских работников, делает особенно значительными последствия ошибок в их работе. Если во многих других видах деятельности ошибку можно исправить, то во врачебной она часто непоправима. Эта же особенность порождает неповторимые в других профессиях отношения между людьми: больной зависит от врача в главном – в здоровье и даже в жизни, поэтому врач должен быть особенно внимательным, особенно чутким, особенно добрым. С другой стороны, особая чуткость, терпение и внимание к больному диктуются и тем, что у последнего в той или иной степени искажено восприятие окружающей среды, отношение к ней. Человек даже при очень хорошем, ровном характере в здоровом состоянии, будучи больным, может быть капризен, груб, несправедлив и привередлив. Следовательно, врачу приходится принимать на себя роль не только врача, но и терпеливого собеседника. С давних времен врачебное сообщество формулирует обязательные моральные требования к врачу, которые называют врачебной этикой. Профессиональные требования оформляются в этические кодексы или в законодательные акты, в которых закрепляются непреходящие этические ценности: милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни. Именно эти ценности можно назвать центральными и определяющими для профессиональной врачебной или медицинской морали. Независимо от того, на каком континенте работает врач или в какой стране живет пациент, несмотря на существующие временные и пространственные границы, вопреки культурно-национальным различиям между людьми, ценности жизни и милосердия принимаются всеми врачами и пациентами. Этические проблемы врачебной деятельности анализировались медиками древних восточных цивилизаций. Свод медицинских знаний «Аюрведа», который складывался в Индии на протяжении IX-III вв. до н.э., включает в себя среди прочего и вопросы биоэтики. Этические нормы «Аюрведы» имеют много общего с греческими образцами, хотя и имеют определенные особенности, обусловленные социокультурными факторами: индийскому врачу запрещалось лечить врагов своего правителя, злодеев, а также женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. Но самый известный кодекс – клятва Гиппократа. На ее основе в России была сформулирована Клятва российского врача и Кодекс врача РФ. Многие принципиально важные моменты медицинской этики получили освещение в России в трудах М.Я. Мудрова (1776-1831), во многом опиравшегося на наследие Гиппократа. Мудров уделял внимание врачебной тайне, умению врача сохранять свое человеческое и профессиональное достоинство при лечении «вип-пациентов» и т.д. Наставление Мудрова относительно правдивого информирования неизлечимых больных заслуживает особого внимания в свете современной биоэтики: «Обещать исцеление при болезни неизлечимой есть знак или незнающего или бесчестного врача». Мудров оставил о себе славу воплощенного идеала профессиональной морали медика. Достаточно отметить, что умер он от холеры после многомесячной работы в разных городах России по организации борьбы с эпидемией. Характерно, что и в дальнейшем отечественная традиция подпитывалась преимущественно не учеными трактатами, а живыми образцами профессиональной этики в духе Гиппократа и Парацельса. В этой связи следует назвать имена таких русских медиков, как Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, В.А. Манассеин. Немецкий врач Ф.П. Гааз (1780-1853) почти полвека проработал в России. Будучи католиком, он говорил: «Я сначала христианин, а потом врач». Последние 25 лет своей жизни Гааз был Главным врачом московских тюрем, и на этом поприще стал врачом-легендой, был прозван в народе «святым доктором». Главный урок доктора Гааза: клинические и этические стандарты оказания медицинской помощи заключенным должны быть такими же высокими, как и в отношении всех других пациентов. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН официально одобрила «Принципы медицинской этики», сделавшие такой подход нормой международного права. Медицинской этике уделяли внимание и Н.И. Пирогов (в частности, проблеме врачебных ошибок), и Г.А. Захарьин, и С.П. Боткин (например, и тот, и другой проблему правдивого информирования больных решали в соответствии с наставлением Гиппократа). В.А. Манассеин (1841-1901) издавал еженедельную газету «Врач», в которой постоянно освещал этические вопросы коммерциализации медицины, медицинской рекламы, медицинских экспериментов на больных и т.д. Газета «Врач» Манассеина стала явлением общекультурного масштаба в российской жизни конца XIX в. Секрет был в личности Манассеина, которого называли «совестью врачебного сословия» и «рыцарем врачебной этики». Например, он считал, что врачебная тайна должна быть абсолютной, не допускающей исключений (как и тайна исповеди). В широком социальном контексте позиция Манассеина здесь является ошибочной, однако его заявление: «Я никогда не предаю своих больных» – учит верности идеалам врачебной этики и сегодняшних медиков. Еще одна важная особенность состоит в том, что этические проблемы в целом в российской традиции ставились в литературе, пожалуй, чаще и острее, чем в сфере собственно философии. Это справедливо и для медицинской этики: ее проблемы нашли глубокое отражение в произведениях А.П. Чехова и особенно В.В. Вересаева. Книга В.В. Вересаева «Записки врача», вышедшая в 1901 г., занимает совершенно особое место в истории медицинской этики. Это опыт души человека, только что входящего в мир медицины и впервые сталкивающегося с тяжелыми болезнями, врачебными ошибками, смертью, вскрытиями, медицинскими экспериментами на человеке и т.п. В книге собран огромный материал из медицинской печати все-го мира (начиная с 1835 г.), отражающий этические нарушения при проведении медицинских экспериментов на людях, что делает эту работу Вересаева незаменимым источником и в современной биоэтике. Античная модель врачебной этики Клятва Гиппократа стала, по сути, первой моделью врачебной этики. Моральные принципы врачевания были изложены Гиппократом (460-377 гг. до н. э.) в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др. Основные положения этики Гиппократа таковы. Безусловное уважение к жизни пациента: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства». Цель медицины – благо больного: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного». Не навреди: «Я направлю режим больных к их выгоде..., воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Медицинская тайна: «Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской, из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Оправдание «святой лжи» в медицине: «Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях... сами больные по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью». Парадоксальное, с современной точки зрения, отношение к неизлечимым и умирающим больным: «...К тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки». (В принципе, такой тактики европейская медицина придерживалась вплоть до XVIII в., а эффективная помощь умирающим стала развиваться только во второй половине XX в.). Основным постулатом врачебной этики является принцип Primum non nocere – прежде всего не навреди! Он стал фундаментальным постулатом всей последующей этики. Вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника, может быть намеренным и ненамеренным. О намеренном вреде говорят в случаях как преступного (со злым умыслом) причинения вреда, так и тогда, когда, по медицинским показаниям, вред объективно необходим (неизбежен). Его можно предвидеть заранее и оценить его возможные масштабы. Наиболее часто встречается ненамеренный вред. Ненамеренный вред может быть причиной нежелания задуматься о возможных негативных для пациента последствиях или быть следствием неконтролируемых внешних обстоятельств. Но как определить, что служит вредом применительно к сфере деятельности медицинского работника? В настоящее время выделяются следующие формы вреда, которые могут быть причинены пациенту: 1. Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается. Этот вид вреда относится к наиболее тяжким проступкам медицинского работника и влечет за собой не только моральное осуждение, но и административные санкции, а в ряде случаев и уголовное наказание. 2. Вред, вызванный небрежностью, либо злым умыслом, например, корыстной целью. В зависимости от последствий для пациента такой вид вреда также может повлечь все виды наказания. 3. Вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями. Это вред, который считается следствием профессиональных ошибок медицинских работников. В зависимости от степени причиненного вреда он влечет за собой различные виды наказания. 4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Единственная форма вреда, которая причиняется практически всегда, но в различной степени. Это вред, за причинение которого медицинский работник не несет никакого наказания. Причинение вреда первых трех видов свидетельствует о профессиональной некомпетентности медицинского работника и различной степени деформации его нравственности. Каждое обращение пациента к врачу несет в себе вероятность причинения того или иного вреда пациенту. Оказание медицинской помощи включает в себя и такие процедуры, которые причиняют физический вред ради достижения конечного блага пациента – спасения его жизни, сохранения здоровья. Визит к врачу требует затрат времени (и материальных затрат), которые человек мог бы использовать на что-то другое. Врач рекомендует определенный режим жизни, а это ограничение возможностей человека, его свободы. Особенно ярко это выражено при госпитализации. Информация о прогнозе заболевания может выступать в качестве источника вреда. В данном случае вред может быть причинен как утаиванием информации, так и правдивым ее сообщением. С одной стороны, обманывая кого-либо, мы тем самым наносим ему вред, поскольку унижаем его достоинство. С другой стороны, человек, обладающий недостаточной или неверной информацией, может невольно причинить ущерб и себе, и окружающим. Кроме этого, правдивая информация без учета эмоционального состояния больного, также может принести ему вред, особенно в случае диагнозов смертельно опасного заболевания. Вред пациенту может быть причинен нарушением врачебной тайны. Разглашение конфиденциальной информации («врачебной тайны»), с одной стороны, наказывается в соответствии с действующим законодательством, а с другой стороны, законодательство требует сообщения сведений о ряде заболеваний в соответствующие органы здравоохранения. Таким образом, соблюдение принципа «не навреди» возможно только при условии сформированности у медицинского работника нравственных убеждений и качеств личности, соответствующих требованиям биомедицинской этики. В соответствии с этим принципом сформировали представления о враче как человеке, который в силу своих профессиональных знаний и опыта, лучше знает, что является для пациента благом, а что вредом. Такое представление впоследствии было перенесено и на других медицинских работников. Модель Гиппократа – это тип взаимоотношений медицинского работника и пациента в соответствии с этическим принципом непричинения вреда пациенту и этическим нормам традиционной медицинской этики Гиппократа. Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа». Совокупность же рекомендаций, которые принимает медицинское сообщество, осознавая свою особую включенность в общественную жизнь, является принципами, заданными этикой Гиппократа. Речь идет об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о заботе, о пользе больного, о врачебной тайне. Принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу, ни много, ни мало – свою жизнь. Моральный долг не вредить ясно налагает обязанность не вредить кому-либо умышленно, или прямо. Но это моральное обязательство запрещает также подвергать других риску причинения вреда. Врачебная этика Средневековья Особое звено в истории медицинской этики составляет наследие средневековых арабских ученых-медиков и философов. Среди них, прежде всего, должен быть назван Абу али Ибн-Сина (Авиценна) (X-XI вв.). В своем знаменитом «Каноне врачебной науки» он представляет врачебное искусство как интегральное теоретико-практическое знание, ориентирующееся на цельное видение человека как духовнотелесного существа. Для трактата Ибн-Сины характерно акцентированное внимание к гуманитарно-психологическим и моральным аспектам врачевания. Заслуживают упоминания здесь также Салернский «Кодекс здоровья», «Молитва врача» Моисея Маймонида (XII-XIII вв.), медицинские трактаты Абу аль Фараджи (XIII в.). Текст клятвы Маймонида вошел в историю как молитва Маймонида. «О Всевышний! Воодушеви меня любовью к искусству и к Твоим созданиям. Не допусти, чтобы жажда к наживе, погоня за славой и почестями примешивалась к моему призванию... Укрепи силу сердца моего, чтобы оно всегда было одинаково готово служить бедному и богатому, другу и врагу, доброму и злому... Внуши моим больным доверие ко мне и моему искусству. Отгони от одра их всех шарлатанов и полчища подающих советы родственников и изобличи небрежных сиделок... Даруй мне, о Боже, кротость и терпение с капризными и своенравными больными; даруй мне умеренность во всем – но только не в знании; в нем же дай мне быть ненасытным, и да пребудет далеко от меня мысль, что я все знаю, все могу!» Но, по сути, второй исторической формой врачебной этики стала модель Парацельса (1493-1541), построенная на принципе «делай благо». Основу этого этического принципа врачевания составили идеи христианства о том, что любовь к ближнему должна проявляться в добрых делах для них. Христианская заповедь «люби ближнего своего как самого себя» (Мф. 5, 44) в учении Парацельса преломляется к деятельности врача и выражается в словах: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». «Модель Парацельса» – это такая форма взаимодействия медицинского работника с пациентом и его родственниками, в которой нравственные отношения между ними становятся одним из главных элементов терапии. Теоретические основы медицины оказались подчинены религиозно-церковной философии и морали и, соответственно, оказались лишенными собственно научного и общегуманного содержания. В модели Парацельса ведущее значение приобретает учет индивидуальных личностных особенностей пациента и установление доверительных отношений между врачом (и другими медицинскими работниками) и пациентом. В эпоху Просвещения вопросы врачебной этики стали предметом достаточно широкого обсуждения – на волне интенсивного развития и одновременно популяризации науки. Последователь Парацельса, великий ученый Р. Декарт считал, что только медицина может разрешить проблемы, которые более всего касаются величия и счастья человечества. Среди наиболее заметных плодов этой деятельности – трактат Т. Персиваля (1740-1804) «Медицинская этика», в котором выдвигаются моральные принципы взаимоотношений между врачами, врачами и пациентами. Он первым сформулировал этический кодекс для врачей и ввел в научный оборот термины «профессиональная этика» и «медицинская этика». «Благодеяние», «благотворительность», «милосердие» являются неотъемлемой составляющей взаимоотношений медицинского работника и пациента в соответствии с принципом «твори добро». Принцип «делай благо» акцентирует внимание медицинского работника на необходимости не просто избегания вреда, но активных действий по его предотвращению и (или) исправлению. Целью медицины и здравоохранения становится не просто отказ от вреда, а обеспечение блага пациентов. Следование принципу «делай благо» может происходить поразному. В самой крайней форме – это обязательное самопожертвование и предельный альтруизм. Но требовать от человека самопожертвования в форме смерти ради чего-то аморально. Принцип понимается также как моральный идеал, а не моральное обязательство. Хотя следование ему и заслуживает одобрения, но нельзя считать аморальным и осуждать того, кто отказывается делать добро другому. Таким образом, обоснование этого принципа сводится к непростому вопросу о том, можно ли и если да, то в каких случаях, говорить об обязанности делать благо? Взаимоотношения медицинского работника и пациента в соответствии с моделью Парацельса также как и в модели Гиппократа, предполагают ведущую роль медика в решении всех вопросов, связанных со здоровьем пациента. Согласно этой модели должны учитываться эмоционально-психологические особенности личности, а душевный контакт пациента с врачом признается необходимым элементом лечебного процесса. Врач оказывает на больного «целебное» воздействие, которое задано его способностью и возможностью делать добро пациенту, действовать во имя его блага. Принципы «не навреди» и «твори добро» тесно взаимосвязаны друг с другом, поэтому в биоэтике в последние годы они часто объединяются в один принцип – «твори добро и не причиняй зла». Непричинение вреда, ущерба здоровью пациента – есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от степени ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности. Этот принцип обязателен, но он допускает определенную степень риска, а это означает, что невозможно делать все добро и невозможно избежать всего зла. Невозможность делать все добро проистекает из самой природы времени и пространства, а также из наших собственных ограниченных возможностей и доступных средств. Невозможность избежать всего зла вытекает из самой медицины. Новые возможности медицины связаны сегодня не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. Врач располагает средствами, с помощью которых осуществляется значительный контроль над деторождаемостью, жизнью и смертью, человеческим поведением. Действия врача способны влиять на демографию и экономику, право и мораль. Утрата или отказ от моральных оснований врачевания, как никогда опасны сегодня в условиях распространения в обществе этического нигилизма, который непосредственно связан с обесцениванием традиционных человеческих христианских ценностей. При этом нельзя не обратить внимание на то, что со второй половины XX века обесценивание человеческой жизни наиболее эффективно осуществляется именно средствами медицины. Так, развитие реаниматологии «реанимирует» проблему эвтаназии. Процедура искусственного оплодотворения предполагает уничтожение жизнеспособных, но «лишних» эмбрионов человека. Развитие трансплантации приводит к созданию «рынка» человеческих органов, формирует интересы, под влиянием которых в обществе усиливается тенденция купли-продажи человеческих органов с неизбежным для нее теневым бизнесом, уносящим тысячи человеческих жизней. Новым технологиям не помогает гуманистический пафос обязательств служения человеку: их последствия – падение ценности человеческой жизни и умаление человеческого достоинства. Что лежит в основании этих парадоксальных явлений? В значительной степени их фундаментальным основанием являются духовно-практические процессы, а именно – распространение влияния в медицине натуралистическо-прагматических моральных представлений. Медицинская деонтология Третья модель медицинской этики – деонтологическая. Деонтология – учение о профессиональном долге – основе нравственных принципов поведения, формирующихся как осознание своих обязанностей перед людьми и обществом. Врачебная деонтология более емкое понятие, чем врачебная этика, так как она включает не только морально-этические аспекты, но и действия, организацию работы, совершенствование знаний, навыков. Деонтология использует моральные принципы не только как элемент нормального общения, но и как средство воздействия на психику больного, и тем самым на течение патологического процесса. Центральный принцип деонтологии – «следование долгу», имеющий определяющее значение для деонтологии. Должное может быть конкретизировано как система безусловных требований, предъявляемых врачу и любому медицинскому работнику (как со стороны профессиональной корпорации, так и со стороны общества в целом), или как совокупность четко сформулированных правил, соответствующих определенным медицинским областям и специальностям. Значительную роль в «деонтологизации» врачебной деятельности в нашей стране сыграла земская медицина. Несмотря на все свои объективные недостатки, эта уникальная в истории медицины система оказания медпомощи неимущим слоям населения выдвинула многие тысячи беспредельно преданных своему делу врачей и фельдшеров. Заслуга введения в практику здравоохранения в 40-х годах ХХ века термина «медицинская деонтология» (от греч. deontos – должное) и раскрытия его содержания принадлежит Н.Н. Петрову. Н.Н. Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики – врачебную этику, – которая в России была «отменена» в 1917 году за логическую и историческую связь с религиозной культурой. Труды В.М. Бехтерева, К.И. Платонова, Р.А. Лурия и др., а также дальнейшая разработка учения И.П. Павлова оказали большое влияние на выработку оптимальных форм взаимоотношений медперсонала с больными, обосновали использование различных видов психотерапии, способствовали развитию учения о ятрогении. Врачебная деонтологии включает круг проблем. Первый круг составляют отношения «врач–больной». Важная особенность врачебной деятельности состоит в том, что для больного далеко не безразлично, кому он доверяет свое здоровье. Он всесторонне оценивает врача, в его лице он стремится найти не только хорошего специалиста, но и высоко морального человека. И далее, поскольку всякий больной переживает по поводу своей болезни, постольку возникает вопрос, в какой степени он и другие люди могут быть осведомлены о тяжести его состояния. В этой сфере рождаются специфические требования к врачебной морали и одно из них – сохранение врачебной тайны. Врач, как никто другой осведомлен о самых скрытых сторонах жизни людей. Для успешного лечения врачу часто необходимо знать историю жизни человека, особенности его характера, взаимоотношений в его семье. В процессе лечения ему дозволено то, что непозволительно ни в какой другой профессиональной деятельности. То, что неэтично в другой профессии, здесь вполне этично: осматривать обнаженного человека, интересоваться подробностями интимной жизни и т.д. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» правовому обеспечению врачебной тайны посвящена отдельная статья. Целью сохранения врачебной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Другое требование врачебной деонтологии – оказание помощи больному без ограничения пола, возраста, расовых признаков и т.д. Врач не имеет права отказать больному в помощи. Это тяжелая моральная, а порой и юридическая ответственность, которая лежит на плечах врача. Если люди многих других профессий выполняют свои обязанности только на работе, то врач всегда врач – и на работе, и дома, и на отдыхе. Хотя юридическая ответственность наступает только в случае неоказания медицинской помощи в рабочее время, врачебная этика распространяет эту ответственность на всю жизнь врача. Но здесь возникает вопрос о соотношении ответственности и риска. Современное право допускает риск при определенных условиях, а именно: во-первых, этот риск не должен превышать опасности самой болезни, а, во-вторых, характер риска и его степень должны быть обсуждены и одобрены пациентом. Ибо врач имеет право на риск, а пациент – на правдивую информацию. При решении вопроса о применении диагностических или лечебных мер, связанных с риском, последнее слово принадлежит пациенту, а при его недееспособности – ближайшим родственникам или (и) консилиуму специалистов. Но в этом пункте вступает в силу и важнейший этический принцип: риск медицинской технологии не должен превышать риска самой болезни. Риск, присутствующий в работе врача, сопряжен с самопожертвованием. Врач не имеет профессионального и морального права уклониться от контактов с больными людьми. А ведь часто они таят в себе смертельную опасность для окружающих. И если их можно изолировать от здоровых людей, то врачу по роду своей деятельности приходится вступать в контакт с любым больным. Серьезные ограничения накладывает специфика врачебной деятельности и на личную жизнь врача. В отношениях с больными все врачебные кодексы осуждают интимные связи между врачом и пациентом. Второй круг проблем, сложившихся во врачебной деонтологии, касается отношений врача и общества. Врачу в значительно большей степени, чем представителям многих других профессий, приходится подчинять свои личные интересы общественным (чтобы понять это, достаточно даже самых прозаических жизненных примеров: врач только что принял ванну, а его в пургу вызывают к роженице, собрался в гости – у соседа сердечный приступ и т.п.). С.П. Боткин так писал об этой особенности врачебной работы: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни...» Не менее необходимо ему и профессиональное хладнокровие, позволяющее ясно мыслить и быть твердым, когда в трудных ситуациях нужно принимать решение. Третий круг проблем врачебной деонтологии – отношения с коллегами. Совершенно очевидно, что одним из требований врачебной этики должно быть установление в медицинских коллективах отношений требовательности и взаимопомощи. В коллективе медицинского учреждения особенно нетерпимы грубое обращение друг к другу, высокомерное отношение к мнению других, в том числе и к мнению среднего медицинского персонала. Врач не должен забывать, что взаимоотношения медицинского персонала складываются на глазах больных, легко ранимых в силу своей беспомощности и поэтому очень чувствительных к грубости и несправедливости. Сложившиеся правила внутренних взаимоотношений требуют, чтобы критика или оценка действиям коллеги совершалась не в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач не должен гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия – обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили ...». При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участия в дальнейшем ходе действий. Четвертый круг проблем врачебной деонтологии – отношения между врачом и микросоциальной средой. Речь идет о взаимоотношениях врача, среднего и младшего медицинского персонала, регламентируемых, с одной стороны, врачебной этикой, а, с другой – мед-сестринской этикой. В конечном итоге и у врача, и у медицинского персонала есть общие этические нормы: сохранение врачебной тайны, ответственность, забота о пациенте и др. Но есть и особые требования для персонала не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то ни было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Пятый круг проблем врачебной деонтологии – отношение врача к самому себе. Речь идет о выполнении нравственного долга и поддержании нравственности в себе. Нравственным долгом врача является пропаганда нравственных идеалов, правильного образа жизни, что имеет прямое отношение к предупреждению и лечению ряда заболеваний. Долг предусматривает квалифицированное и честное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей. Выполнение долга неразрывно связано с моральными качествами личности. Врач обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, свое профессиональное мастерство. «Самый страшный врач – безграмотный врач». Лучше вообще не иметь врача, потому что в таком случае будут лечить природные механизмы защиты человека, чем иметь безграмотного врача, который может не только не использовать эти естественные механизмы защиты, но и действовать вопреки им. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения, в том числе аргументы от «приятного и неприятного», «полезного и бесполезного» и т. п. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество. Наборы «точно сформулированных правил поведения» разработаны практически для каждой медицинской специальности. Профессиональная этика врача претерпела значительные изменения в течении истории: от элитарности и морализаторства до практического долженствования. Соответственно, и принципы врачебной этики меняются, наполняясь уважительностью к пациенту и коллегам по профессии, пониманием значимости коммуникативных способностей, которыми обязан владеть каждый врач. |