Главная страница

ав. 1РП. 1. Рецепция римского права в Западной Европе и России. 3 Значение римского права для современной юриспруденции 5 Система и источники римского права. 5


Скачать 175.16 Kb.
Название1. Рецепция римского права в Западной Европе и России. 3 Значение римского права для современной юриспруденции 5 Система и источники римского права. 5
Дата23.06.2020
Размер175.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1РП.docx
ТипЗакон
#132237
страница8 из 31
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


12. Правовое положение рабов и вольноотпущенников.


Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis

Правовое положение рабов

Рабы (servi) представляли низшую категорию общества не только по своему реальному жизненному положению, но и в отношении признаваемых за ними прав. Раб не признавался самостоятельным субъектом частного права, он не обладал правоспособностью гражданского права. В большинстве правовых ситуаций раб выступал лишь как объект правовых отношений.

Рабство могло быть фактическим (по праву других народов, по чужим обычаям и т.п.) и правоустановленным, т.е. когда законом и правом признавались основания рабского состояния и вытекающие из этого состояния отношения господина и раба.

Источниками правоустановленного рабства могли быть:

  • рождение от матери-рабыни,

  • военный плен или захват не гражданина «врага Рима»;

  • рабство за долги, продажа в рабство — в порядке ответственности по обязательствам или в качестве частной сделки самозаклада (nexum-долговое обязательство под залог личной свободы, т.е. самозаклад должника),

  • осуждение на пребывание в рабстве за преступления

  • присуждение к смертной казни или работе на рудниках


Раб пользовался частичным признанием своей человеческой личности, и связанные с этим проявления гарантировались правом. Пол, возраст, религиозные привязанности раба должны были учитываться господином в осуществлении им власти над рабом. Место погребения раба не могло быть предметом осквернения или посягательств. Признавались родственные и кровные связи рабов; аморальным поступком считалось принуждение рабов к сожительству с нарушением кровных связей.
Власть господина в отношении раба не была абсолютно безграничной: раб пользовался правом убежища (в храме, в церкви, монастыре), в христианскую эпоху запрещалось господину самолично убивать своих рабов даже в случае совершения ими тяжких преступлений. Кроме этого, предполагалось, что есть ситуации, когда поведение господина в отношении своих рабов дает основание для вмешательства государства (напр., излишняя жестокость обращения).
Возможность полноправного обладания рабом имущества не допускалась: он не мог быть ни собственником, ни владельцем, ни пользователем. Раб мог совершать отдельные виды сделок, не связанные с обязательствами личного плана: купить, продать, взять в долг, обменять и т.п. Все заключенные им в этом случае обязательства признавались правовыми и давали основание для искового требования к господину раба, даже если эти сделки были заключены без ведома господина или в период пребывания раба «в бегах». За сделки отвечал господин.
Особые имущественные права и обязанности возникали у рабов при выделении им господином пекулия —обособленного имущества для ведения самостоятельного хозяйства. Формально пекулий оставалсясобственностью господина, который мог в любое время взять eго обратно, в случае освобождения раба — закреплялся за ним как личное владение.
Освобождение рабов носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба, как собственным решением, так и в завещании, а также посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества.

Раба нельзя убивать безосновательно, это приравнивалось к убийству чужого раба.

Способный раб имел возможность ископить состояние и выкупить свободу.

Правовое положение вольноотпущенников

Вольноотпущенники (libertini)-рабы, отпущенные на свободу.

Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий (источника) их прежнего рабского состояния. Те, кто отпускались из рабства, связанного с военным пленом (т.е. кто ранее был «врагом римского народа»), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства; особыми условиями было обставлено и освобождение из рабства приговоренных преступников и осужденных заочно. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами, но не полноправными. Отпущение из рабства прежних римских граждан не создавало специальной ситуации: они вполне восстанавливали прежний статус, если в период рабского состояния не совершали преступлений и иных губительных действий.

Вольноотпущенники несли по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей. Между бывшим господином и вольноотпущенником строились отношения по типу патронажа (от патрон-знатный гражданин, покровитель зависимых от него вольноотпущенников и клиентов и их защитник на суде). Обязанности, вытекавшие из условий требовательного патроната, предполагали, что:

  • вольноотпущенник обязуется оказывать прежнему господину всемерное уважение, не может возбуждать против него позорящий иск и вообще возбуждать иски невещного свойства;

  • вольноотпущенник обязан оказывать услуги имущественного характера;

  • патрон имеет некоторые наследственные права на имущество вольноотпущенника;

  • вольноотпущенник обязуется оказывать патрону житейские, ремесленные и т.п. услуги без вознаграждения и без заключения правовых обязательств.

Нарушение вольноотпущенником обязанностей почтительности могло стать основанием для возвращения отпущенника в рабское состояние прежнему господину — по решению магистрата либо органа, санкционировавшего ранее отпуск на волю.

В сфере публичного права вольноотпущенники подвергались ограничениям в занятии государственных должностей (не могли быть магистратами, избираться в судьи и т.п.) В сфере частного права вольноотпущенники не признавались вполне самостоятельными и должны были до конца своей жизни подвергаться патронату прежнего господина. Вольноотпущенники никогда не могли достичь высшего сословного положения среди римских граждан.

13. Правовое положение латинов и перегринов в Риме.

Правовые категории лиц в зависимости от status civitatis

Правовое положение латинов

Латины (latini) - исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума - провинции Италии). Существовали еще две категории латинов:

  • лица, освобожденные из рабства господином-латином;

  • лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

Различались:

  • Древние латины (жители Лациума, получ лат гражданство до середины 3 в до нэ). Имели те же права в имущ сфере, что и рим граждане и по спец разрешению могли вступать в римский брак. Но лишены прав в области публичного права.

  • Латины колонии (члены колоний, завоеванных Римом и образованных латинским союзом). Лишены публичных прав, не имели права вступать в брак и были ограничены в имущественных правах.

Такое неравноправие привело к союзнической войне, после которой латины получили те же права, что и римляне.

Правовое положение латинов приобреталось:

  • в силу рождения

  • присвоение этого положения актом государственной власти

  • добровольный переход римского гражданина в разряд латина в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний

  • освобождение из рабства господином, латином или римлянином


Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Основания приобретения латинами римского гражданства:

  1. в силу законов, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство;

  2. в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы.

Так, римское гражданство присваивалось латинам, жителям Лациума, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собой сокращение населения городов Лациума, то применение его впоследствии было ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов, латины-вольноотпущенники наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т. д. Категория латинов, живших за пределами Лациума, утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав гражданства на все население империи. Категория латинов-вольноотпущенников была упразднена при Юстиниане.


Правовое положение перегринов

Перегринами (peregrini) – лица иностранного государства, включенные в состав Римского государства вследствие завоеваний + римские поданные, не получавшие ни римского, ни латинского гражданства. Они вступали в имущественные отношения с римскими гражданами, но так как они не пользовались их правами, то были лишены правовой защиты. Поэтому перегрины искали себе покровителя или защитника из числа римских граждан (patronus).

В др период были бесправны.

В классический период – рост числа перегринов и торгового оборота – стали пользоваться правом народа и защитой.
В 212 году – Эдикт императора Каракаллы даровал всем свободным подданым римского государства права римского государства, те правоспособность римлян и перегринов стала одинаковой.
Главным основанием возникновения правового положения перегринов было включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которого не предоставлялось римское гражданство. Это население становилось перегринами.

Источники перегринства:

  • рождение от брака с перегрином

  • присуждение судом к наказанию («лишение воды и огня», присуждение к высылке»)


Основания приобретения римского гражданства перегринами:

  1. в силу закона

  2. в награду за услуги, оказанные государству

  3. в силу специального акта власти


Перегрины были лишены публично-правового статуса, присущего римским гражданам, у них отсутствовали политические права. Также в сфере частных прав они существенно ограничивались. Брак римских граждан с перегринами создавал особый случай правового регулирования и вытекающих их этого союза обязанностей. Перегрины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако признавалось, что они обладают частными правами в рамках jus gentium «право народов». Оно регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, представляло собой разновидность римского гражданского права), т.е. считаются субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам (могли заключать договоры купли-продажи, товарищества и т.д., но не могли оформлять сделки посредством, например, манципации-акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


написать администратору сайта