ав. 1РП. 1. Рецепция римского права в Западной Европе и России. 3 Значение римского права для современной юриспруденции 5 Система и источники римского права. 5
Скачать 175.16 Kb.
|
6. Деятельность магистратов. Преторское право.Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского права, являются эдикты магистратов. Эдикт (dico-«говорю»)-первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу, с течением времени получил другое значение:при вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. В нём магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам. Эдикт был обязательным только для того магистрата, которым он был создан, и только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Поэтому эдикт часто называли законом на год. Следующий магистрат мог либо отменить, либо продлить эдикт предыдущего. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты: 1) преторов (как городского, ведавшего гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами) и (соответственно в провинциях) правителей провинций 2) курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторов). Когда в 3 в. до н.э. усложнились общественные отношения (из-за процесса сосредоточения земельной собственности в руках крупных землевладельцев), и существовавшие нормы устарели, большое значение в удовлетворении новых потребностей получили эдикты преторов, которые послужили источником образования особой системы преторского права. Эдикты преторов помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Сначала претор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Далее претор сделал следующий шаг: с помощью своего эдикта он заполнял пробелы цивильного права.Например, на случай, если у лица не будет ни одного из наследников, признаваемых цивильным правом, претор в своем эдикте обещает иск для защиты права на наследование некоторым другим лицам и, таким образом, создает новую категорию наследников. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного права. Претор не имел права отменять нормы цивильного права и не делал этого. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву, преторский эдикт создавал новые нормы права. В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций наряду с гражданским правом сложилась новая система норм - право магистратское илипреторское право. Нормы преторского права, переходившие из эдикта в эдикт, получали значение обычного права и воспринимались цивильным правом. Правотворчество претора и других судебных магистратов теряло былое значение в связи с усилением власти императоров, которые стремились влиять и на деятельность судебных органов. Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной; однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту. С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась и противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать значение. Формально различие двух систем просуществовало вплоть до Юстиниана. 7. Деятельность юристов.Существовало особое сословие, занимающееся юриспруденцией-коллегия жрецов в лице понтификов, возглавляемая Верховным жрецом (до 3 в. До н.э.; сначала было 3, затем 16). Они являлись посредниками между правом и обществом. Они не занимались правотворчеством в современном смысле слова, их функция заключалась в высказываниях по конкретному случаю по запросу магистратов, судей, частных лиц. Изначально толкования передавались из поколения в поколение в устной форме, затем стали закрепляться в их архивах. Понтификисоставляли особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. Со временем юриспруденция стала доступна и светским лицам. Направления деятельности юристов: 1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи).); 2)руководство процессуальными действиями сторон, консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела; 3) консультационная работа римских юристов-советы гражданам по сомнительным вопросам. Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения- respondere. Виды деятельности юристов: комментарии к законодательству, преторским эдиктам, трудам юристов, институции, монографии, сентенции (сборники мнений) и т.д. Категории научно-литературных произведений римских юристов: произведения, посвященные разработке цивильного права- так как в этих произведениях юристы обычно опираются на сочинение Сабина «О гражданском праве», то эта первая группа произведений юристов носит название «libriadSabinum» (такого рода произведения принадлежали Помпонию, Ульпиану и др.). комментарии к преторскому эдикту(libri ad edictum), написанные Гаем, Павлом, Ульпианом и др. дигесты, объединявшие цивильное и преторское право, этим объясняется название «дигесты», т.е. собранное (не путать с Дигестами Юстиниана) учебники- институции; из них наибольшей популярностью пользовались Институции Гая; сборники правил, мнений (наиболее известны труды Павла) сборники казусов под заглавием «Вопросы» (Помпоний и др.), «Ответы» (Папиниана) и пр. В них высказывались суждения юристов о некоторых юридических событиях. Позже юристы разделились на две школы: сабинианцы (консерваторы, сторонники принципата) прокулианцы (прогрессивная школа, сторонники республики) Имели различное отношение к труду: спорили о том, кто является собственником вещи, изготовленной из материала, принадлежащего другому лицу. Согласно сабинианцам первенство принадлежит материи, следовательно, вещь принадлежит собственнику материала. Прокулианцы считали, что материя приобретает форму в результате человеческого труда, поэтому собственником является тот, кто обрабатывал материал. |