Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая гипотеза раскрывается через ряд частных тезисов

  • Объект исследования

  • Методы исследовательской деятельности

  • Возраст респондентов

  • Данные о конфессиональной самоидентификации молодежи 2018 2019

  • Католицизм 3,6% 2,8% Протестантизм

  • Христианин 0,2% 0,8% Не определился

  • факторы развития религиозности

  • Личностные убеждения

  • Духовно-нравственные аспекты. Конференция 1111. 1. Религиозность молодежи в современной Беларуси


    Скачать 0.73 Mb.
    Название1. Религиозность молодежи в современной Беларуси
    АнкорДуховно-нравственные аспекты
    Дата03.11.2021
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонференция 1111.docx
    ТипДокументы
    #262123
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Введение………………………………………………………………….……2

    1. Религиозность молодежи в современной Беларуси……………................4

    1.1 Мировоззренческие установки и конфессиональные ориентации молодежи города Коссово………………………………………………………...…7

    1.2 Факторы, влияющие на формирование религиозного сознания современной молодежи…………………………………………………….…..…..10
    2. Мировоззренческая и конфессиональная ориентация молодежи……...12

    2.1 Образ Бога в сознании современной учащейся молодежи города Коссово…………………………………………………………………………..….12

    2.2 Основные положения христианского вероучения в сознании молодежи…................................................................................................................14

    2.3 Миссионерская деятельность православных общин в молодежной среде............................................................................................................................19
    3. Особенности внецерковной религиозности молодежи…………………22

    3.1 Суеверия в религиозном сознании молодежи……………………….…22

    3.2 Вера в колдовство и магию, как проявление внецерковной религиозности молодежи………………..................................................................24
    4. Конфессиональная обстановка в Брестской области………………...….26
    Заключение…………………………………………………………….…......28

    Список использованных источников………………….....................……....29

    Приложение……………………………………………………………….....30


    ВВЕДЕНИЕ
    Современная религиозная ситуация в мире характеризуется наличием многих разнонаправленных процессов. Меняется роль религии в обществе. Она приобретает новый облик. В наши дни, у молодых людей наблюдается потеря веры в справедливость, добро, милосердие, в людей и себя, в «нормальные человеческие» отношения, в связи с этим роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает.

    Интересным и перспективным, на мой взгляд, является исследование отношения к религии современной молодежи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально- психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического развития, политического, особенностями социализации и др.

    Гипотеза исследования- доказать, что у современной молодежи наблюдается низкий уровень религиозности, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

    Общая гипотеза раскрывается через ряд частных тезисов:

    1. Религиозность современной молодежи определяется религиозностью семьи;

    2. Отсутствие предмета истории религии в учебных заведениях не позволяет получать дополнительные знания о Вере;

    3. Современная молодежь все чаще занимается личными делами. Посещение церкви не входит в их планы;

    4. Всевозможные научные теории происхождения человека всячески доказывают, что человек произошел не от Бога. Тем самым опровергают достоверность Библии;

    5. Исчезают традиции религиозных праздников в семьях;

    Целью работы является исследование отношения современной молодежи к религии, уровня знания содержания религии и степень ее личностного принятия.

    Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи исследования:

    1. Определить позицию и стратегии социального поведения молодежи в сфере религии;

    2. Рассмотреть аспекты молодежной религиозности в условиях суверенного белорусского государства;

    3. Охарактеризовать мировоззренческую и конфессиональную ориентацию молодежи в контексте основных христианских вероучений;

    4. Выявить факторы, влияющие на формирование религиозного сознания современной молодежи;

    5. Рассмотреть особенности внецерковной религиозности молодежи;

    Объект исследования - духовно-нравственные ориентиры современной учащейся молодежи ГУО «Коссовская средняя школа».

    Предмет исследования - мировоззренческие установки и конфессиональные ориентации учащейся молодежи ГУО «Коссовская СШ»

    Методы исследовательской деятельности:

    - анализ научной литературы в области религии;

    - анкетирование учащихся;

    - устный опрос учителей, родителей учащихся, священнослужителей.

    Возраст респондентов: учащаяся молодежь ГУО «Коссовская СШ» 15-18 лет (10-11 класс)

    Практическая значимость данного исследования состоит в том, что материал работы даст возможность проанализировать отношение молодого поколения к религии и найти совместные пути реализации процесса воспитания духовно – нравственной личности.

    В основе методологии исследования лежит, на данный момент ставшая уже классической, система принципов исторического исследования. Основой написания работы является принцип объективности. Проблема низкого уровня религиозности современной молодежи определена как явление, на которое влияют внутренние факторы развития общества.

    С принципом объективности тесно связан принцип историзма. Поэтому уровень духовности молодежи исследуется в тесной взаимосвязи с историческими условиями, которые сложились в Беларуси.

    Принцип системности проявился в том, что религиозное сознание молодежи раскрывается как система, а именно как обрядность, культовые сооружения, общественная деятельность и т.д.

    Практическим воплощением вышеуказанных методологических принципов в процессе подготовки данной работы стали общенаучные, специально - исторические и логические методы.

    Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованных источников. Общий объём работы – 30 страниц.


    1. РЕЛИГИОЗНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
    Религиозная ситуация в современном белорусском обществе может быть осмыслена в контексте изменений, которые произошли в 1990-х годах. Сложная эволюция экономических, социально-политических и идеологических условий функционирования религии в современном обществе вносит существенные поправки в содержание и формы религиозной деятельности.

    Современная религиозная ситуация в обществе определяется как «религиозное возрождение». Считается, что среди верующих происходят изменения как в качестве религиозных убеждений, так и в интенсивности религиозной жизни, изменяются социально-демографические характеристики верующих. В общественном сознании меняется образ религии, многие члены современного белорусского общества расценивают религию как основу для возрождения нравственности и духовности, как стержень национальной культуры.

    В республике велись и ведутся исследования религиозной и конфессиональной истории, исследования религиозности населения. Подавляющее большинство данных о религиозной ситуации в Беларуси, которыми пользуются современные исследователи религии, получены в ходе изысканий Института социологии НАН Беларуси и Центра социологических и политических исследований БГУ.

    Религиозную ситуацию в Беларуси исследовали Бабосова Е.М., Землякова Л.Е., Котлярова И.В., Новиковой Л.Г., Безнюка Д.К., Пирожник И.И., Озем Г.З., Морозовой С.А. Отношением молодежи к религии посвящены работы С.Д. Лаптенка, Е.С. Прокошиной, М.Я. Ленсу. Религиозность современной белорусской молодежи так же анализируются в работах Л.Е. Землякова, Д.Г. Ротмана, Л.Г. Новиковой, О.А. Шелест. [9, с. 121-134]

    По официальным данным общая численность религиозных общин в республике составляет 3210, они представлены 25 конфессиями, церквями и религиозными направлениями. В числе зарегистрированных религиозных общин православными являются 1567, старообрядческими–33, Римско-католической церкви принадлежит 479 общин, Евангельским христианам-баптистам–286, Адвентистам седьмого дня–73, Христианам веры евангельской–512. В Беларуси насчитывается 15 греко-католических общин, новоапостольских–21, Свидетелей Иеговы–27, иудейских–36, исламских–25, бахаи–5, мормонов–4, кришнаитов–6, первых христиан–1. Число религиозных общин со временем продолжает увеличиваться. На территории Беларуси имеются 1315 православных церквей, 467 костёлов, 7 синагог, 6 мечетей и других культовых сооружений. Всего насчитывается 2268 культовых помещений. [1, с.189]

    Если представить данные в соотношении, то это можно изобразить следующим образом:



    Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден и противоречив. Известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в обществе и набором социальных целей.

    Проблема религиозности молодёжи Беларуси весьма значима. Ведь у неё происходит становление ориентаций. Ослаблена роль институтов социализации молодёжи (семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации). Своё место в этом ряду активно занимает Православная церковь, внося в процесс социального становления молодёжи нечто новое, ранее им неведомое. Православие в Республике Беларусь–доминирующее вероисповедание, к нему причисляют себя до 83% верующих жителей нашей страны. [7, с. 240]

    Социологические исследования, проведённые в последние годы, свидетельствуют о том, что в возрасте до 30 лет число людей, декларирующих свою приверженность религии, составляет (30,4%), колеблющихся между верой и неверием–41%, утверждающих свою нерелигиозность–23%, только 4,6% признают себя убеждёнными атеистами. Причём верят в реальность существования Бога 28,4% молодых респондентов; 18% иногда сомневаются, что Бог существует; не верят в персонифицированного Бога-личность, но верят в существование высшей духовной силы 24,1%.

    Соотношение это выглядит следующим образом:


    Таким образом, четвертая часть белорусской молодёжи придерживается нетрадиционных религиозных представлений, причём доля таких мировоззренческих ориентаций возрастает. Вероятно, это связано с увлечением молодёжи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию).

    Определить критерии верующего человека–проблема непростая. И, как правило, посещение церкви служит таким критерием: на него всегда указывают священнослужители, он является очень важным для членов общины. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что те, кто посещает храм редко, обладает более низкой степенью религиозности или религиозны только на словах.

    К религиозной вере обращается та часть молодёжи, сознание которой достаточно многослойно и рефлексивно, для которой поиски смысла жизни являются органичной составляющей её духовной активности. Это, разумеется, не означает, что любой духовный поиск такого рода заканчивается приходом в храм. Очевидно, здесь играют роль специфика определённого душевного склада, особенности личностного психотипа и др. [2, с. 102-107]

    1.1 Мировоззренческие установки и конфессиональные ориентации молодежи города Коссово
    Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», статья 10, гласит, что «Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

    Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права.

    В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих».

    Именно в связи с этим, возраст опрашиваемой молодежи у меня находился в рамках- 15-18 лет.

    Религиозность человека, религиозность различных социальных групп, в нашем случае учащейся молодежи города Коссово, является основной характеристикой состояния религиозных отношений в обществе. Наличие веры в Бога (религиозная идентификация), конфессиональная самоидентификация и религиозное поведение выделяются в качестве основных признаков религиозности.

    Данные о конфессиональной самоидентификации учащейся молодежи г. Коссово в %:

    Данные о конфессиональной самоидентификации молодежи

    2018

    2019

    Православие

    56,5%

    59,9%

    Католицизм

    3,6%

    2,8%

    Протестантизм

    4,2%

    7,0%

    Христианин

    0,2%

    0,8%

    Не определился

    1,2%

    2,5%

    Ни к какой, я атеист

    31,1%

    21,4%

    Ни к какой не причисляю

    -

    -

    Не знаю

    3,2%

    5,6%

    Результаты ответов молодежи города Коссово на вопрос: «Каково Ваше отношение к религии?»



    По следующей диаграмме мы можем судить о соотношении представителей женского и мужского пола участвующих в опросе:



    ВЫВОД: Большинство молодежи 15-18 лет нашей школы причисляет себя к православному вероисповеданию. По-видимому, это происходит в силу сложившейся в Беларуси традиции и под воздействием общепринятых мнений. Тем более, что опрос 2018 года (216 респондентов) показал, что среди молодежи нашей школы, причислившей себя к православному вероисповеданию, только 4,2% смогли назвать одно из положений «Символа Веры» – Триединство Бога. В 2019 году опрос показал, что только 5,5% смогли назвать одно из положений «Символа веры».

    Основная масса православных респондентов Коссовской СШ как в 2018, так и в 2019 году на открытый вопрос «Какие положения «Символа Веры» Вы знаете?» не смогла ответить.



    ВЫВОД: Да, молодежь нашей школы не знает основ вероучения, но все же наблюдается положительная динамика конфессиональной самоидентификации молодых респондентов.

    1.2 Факторы, влияющие на формирование религиозного сознания современной учащейся молодежи ГУО «Коссовской СШ»
    Религиозность современной учащейся молодежи нашей школы определяют следующие позиции:

    - Моральная удовлетворенность после общения с духовными лицами

    - Воспитание

    - Семейные молитвы

    - Традиции религиозных праздников в семье

    - Доступность религиозной литературы

    - Наличие предметов культа дома

    - Потребность в вере

    Можно четко выделить проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

    1. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции- передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.

    2. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

    3. Идеологическая проблема: духовно-нравственная сфера заполняется суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

    4. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах.

    5. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

    6. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

    В первичной социализации современной молодежи можно так же выделить следующие факторы развития религиозности:


    1. Атеизм среди близких родственников

    2. Наличие или отсутствие религиозного воспитания

    3. Морально-психологическое состояние в семье

    4. Отношение к религии в семье

    5. Религиозные традиции в семье

    6. Традиции чтения молитв в семье

    Личностные убеждения:

    1. Посещение церкви

    2. Наличие религиозной литературы дома

    3. Наличие предметов культа в домашнем обиходе

    4. Заинтересованность в религии

    5. Вера в экстрасенсов и в сверхъестественное
      1   2   3   4


    написать администратору сайта