Духовно-нравственные аспекты. Конференция 1111. 1. Религиозность молодежи в современной Беларуси
Скачать 0.73 Mb.
|
ВЫВОД: Анализ данных приведенных в таблице, позволяет сказать, что религиозное сознание учащейся молодежи города Коссово содержит в себе верования, принадлежащие христианству, оккультизму, мистике, паранаучным представлениям. Подобная картина характерна для современного общества. Плюс влияние средств массовой информации, особенно же телевидения и компьютера, которые в современном обществе играют роль основных воспитателей всевозможных знаний и взглядов. Комментарии Отца Алексея: «Это знаете, как, поставил человек свечку, к примеру, и смотрит за тем, что с ней происходит: потекла – ой, это что-то не так; а не дай Бог она упала – это опять какой-то нехороший знак. Получается, что люди во всем ищут какие-то знаки: черная кошка, птица пролетела не так; верят в какие-то приметы, суеверия. Но это такие вещи, которые унижают человека, вызывают у нормальных людей улыбку, смех. А что касаемо гороскопов, то если и природу взять, не найдешь, к примеру, двух одинаковых зебр, даже два листочка с одного дерева не найдешь одинаковые. Бог настолько Премудрый, настолько все разнообразно сотворил, что нельзя вот так взять и искусственно подогнать людей под двенадцать типов. Да некоторые у нас на работу, наверное, не пойдут, пока не посмотрят: «Так, что там сегодня у меня? Ага, вот это!» Комментарии дьякона Адама: «Если верить в колдовство, в его силу, то значит быть на его стороне. Отбросьте суеверия и обращайтесь к реальной силе, силе Божьей. О душе заботьтесь, живите Церковной жизнью. О сновидениях скажу так: гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению. Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то эти сны от Бога, указывающие нам на Небо, и отклоняющими нас от дороги к аду. Молодежь во многом формируется интернет-пространством, где люди общаются и находят для себя какие-то точки соприкосновения. В этой среде, конечно, встречаются очень разные течения, бывают те, которые могут казаться враждебными Церкви. Молодые люди, не имея ни опыта общения с церковными людьми, ни опыта жизни в Церкви, принимают на веру те вещи, которые преподносятся не так, как это есть на самом деле». В религиозном сознании молодежи уживаются положения различных религиозных систем. Зачастую многие православные верующие не разделяют основ вероучения той церкви, к которой себя причислили. Верующая православная молодежь не знает основных правил и предписаний веры. Приходские общины верующих практически не оказывают влияния на молодежь, пусть даже и считающей себя православной. Все выше сказанное свидетельствует о наличии кризисных явлений в современном христианстве. 2.3 Миссионерская деятельность православных общин в молодежной среде Миссионерство – форма деятельности религиозных организаций по распространению своего вероучения и культа среди иноверцев. Оно характерно для всех мировых религий. Современное миссионерское служение Православной церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции. Основные документы, регулирующие деятельность Православной церкви в Беларуси: 1) Конституция Республики Беларусь (ст. 16); 2) Закон о свободе совести и религиозных организациях. Миссионерская работа предполагает создание в приходах благоприятных условий для реализации православной молодёжью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого используются паломнические поездки, походы, организуются детские лагеря, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. В Беларуси миссионерская деятельность Православной церкви ведётся с использованием таких её форм, как оказание гуманитарной помощи, использование средств массовой информации, аренда залов и стадионов для агитационной работы, организация поездок за границу и др. [3, с. 41– 45] В настоящее время можно выделить пять основных форм миссионерской деятельности: 1) Воспитательная миссия (воцерковление) предусматривает миссионерскую работу с ищущими Бога, с готовящимися к святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещёным, не получил должного научения основам христианской веры. 2) Апологетическая миссия – это свидетельство истины Православия в сравнении с неправославными учениями. 3) Информационная миссия – это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. 4) Внешняя миссия – это православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре. 5) Миссия примирения, которая развивается как «диалог жизни», когда христиане живут и общаются в бытовой и социальной сферах с людьми других вероисповеданий и идеологий. Миссия примирения включает в себя «диалог общественной деятельности», посредством которого люди различных вероисповеданий трудятся вместе ради достижения гражданского мира, предотвращения конфликтов и экстремистских угроз; Организуются клубы молодой семьи, миссионерские молодёжные акции и поездки, молодёжные социальные волонтёрские проекты, летние молодёжные лагеря, спортивные игры с участием молодёжных команд благочиний и приходов, съезды православной молодёжи и форумы с её участием, участие православной молодёжи в церковных, общественных и государственных мероприятиях и праздниках, связанных с памятными датами. Епархиальные фестивали включают различные виды творчества молодёжи. Выделяют три группы форм привлечения и удержания молодёжи в Православии: – традиционные церковные формы, к которым относятся: традиционная проповедь во время служб, работа с детьми воцерковлённых родителей, молодёжные крестные ходы; – традиционные светские формы – это методы и формы работы с молодым поколением: детские и молодёжные православные лагеря, православные Интернет-проекты, создание молодёжных общественных объединений; – инновационные формы работы с молодёжью. Сегодня в Беларуси известны своей деятельностью около 30 церковных молодёжных организаций. Среди них можно выделить: – спортивно-исторические и военно-патриотические (например, клуб «Пересвет» в Могилеве, клуб Св. Довмонта Псковского в Минске); – организации скаутского профиля (например, Дружина православных следопытов в Витебске); – молодёжные организации просветительского и миссионерского характера (в основном, это православные братства). В каждой молодёжной организации можно выделить четыре основные сферы занятости: – участие в литургической жизни Церкви; – социальная работа; – просветительская и миссионерская работа; – организация досуга молодёжи. На вопрос «Что повлияло на вашу веру?» учащиеся Коссовской школы ответили следующим образом: ВЫВОД: Миссионеры помогают людям, которые ещё не осознают потребности в Церкви, приобщиться к ней. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему образованию, возрасту, жизненному укладу, интересам. Православный миссионер должен всегда иметь в своём сердце апостольские слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13:2). Комментарии Отца Алексея: «Христианин не может не быть миссионером. Вне зависимости от того, какие эмоции вызывает у нас это слово сегодня, оно относится к непреходящим ценностям, которые мы должны отстаивать. Молодость - это время кропотливого труда. Время приобретения опыта, становления как личности. Здесь очень кстати народная мудрость: что посеешь, то пожнёшь. Молодость - время сева, урожай с которого собирается на протяжении всей жизни. К тому же Господь создал человека по образу и подобию своему. Значит, человек должен творить, создавать, а не тратить время впустую. Тем более, когда он молод, полон сил и энергии. Церковь в современном мире ориентирована на воспитание в человеке лучших человеческих качеств и призвана формировать нравственную культуру молодёжи на основе ценностей истины, добра и справедливости». 3. ОСОБЕННОСТИ ВНЕЦЕРКОВНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ МОЛОДЁЖИ 3.1 Суеверия в религиозном сознании молодежи Под внецерковной религиозностью понимается такой пласт верований, который было принято называть религиозными предрассудками, пережитками, суевериями. Это приметы, вещие сны, предсказания, которые никуда не уходили из сферы массового общественного сознания, но продолжали существовать и во времена всеобщего атеизма. [4, с. 376] В сознании некоторой части учащихся имеет место мировоззренческая путаница: наряду с правильными научными взглядами на мир у них встречаются обрывки религиозных представлений. Эти дети верят в сны, в гадания, в приметы, в чудеса, подвержены различным суевериям и предрассудкам. Распространенные на сегодняшний день приметы связаны с желанием человека узнать будущее или избежать каких-либо неприятностей, о которых приметы якобы предупреждают. Современная молодежь знает ритуалы для того, чтобы осуществилось либо не осуществилось то, что предсказывает примета. Например, «счастливый билет» городского транспорта рекомендуется сжечь, пепел размешать с водой или красным вином и выпить. Считается, что загаданное желание, если исполнить весь ритуал, обязательно сбудется, почти каждый пятый представитель молодежи верит в действенность «счастливого билета». Известно, что А.С. Пушкина от участия в декабрьском восстании 1825 года спас заяц, перебежавший дорогу направлявшемуся в Петербург поэту. На сегодняшний день примета про зайца практически исчезла, и на ее место пришла другая, касающаяся перебегающей дорогу черной кошки. Молодежь считает, что если черная кошка перебегает дорогу, то это признак будущего несчастья. Если дорогу перешла женщина с пустыми ведрами, жди неудачи. Более половины учащихся считает, что разбитое зеркало – предзнаменование несчастья. Значительное число молодых людей считает, что выбрасывать срезанные волосы означает накликать на себя беду. Практически каждый второй из молодых людей убежден в том, что шить что-либо на себе ни в коем случае нельзя, иначе «лишишься разума». Пройти через «чертовы ворота» -можно накликать на себя беду. Приметы, продолжающие своё существование по сегодняшний день, связаны с желанием узнать будущее или уклониться от каких-либо неприятностей, о которых, как считается, предупреждает примета. Молодежи известны и даже практикуются определенные ритуалы для того, чтобы избежать «вредных воздействий» черных кошек, женщин с пустыми ведрами или канализационных люков. Если же по недосмотру наступил на последний, то «надо три раза поплевать через левое плечо и покрутиться вокруг своей оси». Распределение ответов на вопрос «Верите ли Вы в приметы?» среди учащихся 10-11 классов ГУО «Коссовской СШ» выглядит следующим образом:
ВЫВОД: Во всемирной паутине мы можем узнать, кем мы были в прошлой жизни и кем будем в будущей. Интернет нам поможет разгадать, в какую сторону нас могут завести линии на руке. Всемирная паутина раскроет тайное значение приснившегося накануне ночью сна. Вещие сны, вера в которые продолжает свое существование, по мнению учащейся молодежи нашей школы, указывает на ближайшее будущее. Все еще значительная часть учащихся продолжает верить в приметы и придерживаться запретов на определенные виды деятельности. Комментарии дьякона Адама: «Если колдуны, маги, чародеи всего мира соберутся и будут колдовать против вас, и Бог не попустит им повредить вам, ничего они сделать не смогут! Без воли Божией ни один лист с дерева не упадет, ни один волос с головы человеческой. Колдуны над православными верующими власти не имеют. Запомните это. "Не бойтесь никого, кроме Бога одного!" А люди верят больше в колдунов, нежели в Бога». 3.2 Вера в колдовство и магию, как проявление внецерковной религиозности молодежи Одним из важных элементов внецерковного религиозного сознания является вера в колдовство и магию, вера в сверхъестественные способности людей, умеющих наводить порчу, снимать сглаз и прочее в том же духе. По мнению молодежи, колдуны и ведьмы могут навести порчу. Опрошенные молодые респонденты уверены в том, что колдуны и ведьмы способны не только вредить, но и лечить. Каждый четвертый из числа опрошенных молодых людей не сомневается в способности колдунов и ведьм «заколдовать человека до смерти». И опять же, в наличие у некоторых людей способностей к лечению немедицинскими способами, наведению «порчи» верят больше девушки, чем юноши. По вопросу «Возможности колдунов и ведьм» учащаяся молодежь Коссовской СШ распределилась следующим образом:
Общая сумма количества ответов превышает 100%, так как ребятам предлагалось отметить более одного варианта в анкете. ВЫВОД: Верования в колдовство во многом поддерживаются различными происшествиями, которые случаются в жизни человека. Конкретные случаи, имевшие место в жизни, влияют на веру не только в колдовство, но и на религиозность вообще. В целом более половины учащихся заявили, что им приходилось слышать от знакомых, от родственников о различных случаях порчи, приворота, сглаза. Большинство молодых респондентов отмечают, что каждый человек хотя бы раз в жизни прибегал к помощи магии. Первые опыты «магической деятельности» приходятся на школьные годы: гадания; вызывание духов с помощью зеркала; манипуляции с некоторыми картами пиковой масти. Все эти действия представлялись учениками как невинные забавы, «...хотя занятия вызывали чувство страха малейший посторонний стук, шум вызывал у собравшихся ужас и панику». Молодежь считает колдовство весьма распространенным явлением в нашем обществе, что также подтверждается и анкетными опросами. Такой вид деятельности как магия оценивается по-разному. Присутствует ярко выраженное негативное отношение к магии, и вместе с тем признание действенности и существования ее. Основная масса опрошенной учащейся молодежи признает существование магии. Молодежь, принимавшая участие в интервью, отмечала, что немалую роль в поддержании авторитета магии, колдовства среди людей играют произведения писателей. Молодые люди называли конкретных авторов и их произведения: М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»; Н.В. Гоголь, «Вий». Особенно молодежью отмечаются книги о Гарри Поттере. В качестве произведений, стимулирующих интерес к магии и колдовству, респондентами назывались картины Ф. Гойи, С. Дали, а также произведения киноискусства: фильмы «Чернокнижник», «Вий», «Властелин колец» и фильмы о Гарри Потере. Вера в колдовство и магию является существенной частью обыденного религиозного сознания современной молодежи. Причем эти верования передаются в процессе социализации молодежи от старших поколений. Не малая роль в сохранении верований в колдовство и его носителей принадлежит СМИ и произведениям искусства. Среди девушек находят отклик, причем гораздо чаще, чем среди юношей, различные, скажем так, неординарные случаи, которые могли бы способствовать формированию религиозного опыта. У молодых парней отношение к магии и колдовству слегка ироничное. [10, с. 48-50] |