Духовно-нравственные аспекты. Конференция 1111. 1. Религиозность молодежи в современной Беларуси
Скачать 0.73 Mb.
|
Возможные причины отсутствия предметов культа дома: Атеизм среди родителей Отсутствие сочетания с интерьером дома В качестве факторов, влияющих на формирование религиозного сознания современной молодежи свои доводы приводят и священнослужители, которые согласились дать комментарии по данному аспекту: Комментарии Отца Алексея (священнослужитель Антониевской церкви): Рано или поздно человек начинает формироваться как личность, когда у него впервые появляются вопросы, на которые прежде за него отвечали родители. Понятно, что до определенного возраста человек полностью зависит от близких людей, но в какой-то момент он уже приобретает собственное «я» и вот тут неминуемо сталкивается с теми вопросами, которые перед ним ставит жизнь и окружающий мир. Человек в 9-м или 11-м классе может столкнуться с разочарованием, если ему вдруг не удастся показать на экзаменах те результаты, на которые он надеялся. И может показаться, что жизнь рушится, потому что были построены планы поступления в тот или иной вуз. Господь может попустить человеку некое препятствие, и он начнет искать ответы на вопросы: почему так сложилось, что не так? Комментарии дьякона Адама (священнослужитель Троицкого костела): Порой бывает даже, что человек походя вспомнит о Боге. А я знаю такие случаи, когда абсолютно неверующие ребята, вытягивая билет на экзамене, крестятся: «Господи, помоги!» Как будто для него это ничего не значит, но ведь Бог с нами не играет. Он откликается даже на это, как ни странно. Для человека это некая формальность (так, на удачу), и вдруг у него может произойти что-то такое, что Господь таким образом войдет в его жизнь. И это будет уже приобретенный им опыт. Пути могут быть очень разными, они могут быть обусловлены очень разными причинами – и внешними, и внутренними. Но в какой-то момент эта встреча, возможно, произойдет. Чем раньше это случится, тем, конечно, лучше, потому что у человека будет возможность полнее прожить эту жизнь. Люди приходят в Церковь очень разными путями, и это зависит от той атмосферы, в которой формируется личность молодого человека. (Приложение 1) 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ 2.1 Образ Бога в сознании современной учащейся молодежи города Коссово Представления о Боге как объекте поклонения и веры является основой мировоззренческих ориентаций приверженцев традиционных для Беларуси религий. Исследуя представления о Боге, которых придерживается человек, мы можем найти дополнительные критерии для уточнения структуры мировоззренческих ориентаций современного человека. ВЫВОД: Данные исследования позволяют сказать, что догматические представления о Боге не получили широкого распространения среди молодежи в нашей школе. Увеличилось число молодежи в 2019 году, которая имеет антропоморфные представления о Боге: «Если он создал нас по своему образу, то он выглядит как обычный человек». Данных суждений придерживается примерно 26,7%. Наиболее распространены среди молодежи субъективные суждения о Боге, не связанные с догматикой, но в которые поверить легче, чем в воскресение из мертвых, которое не согласуется с обыденным опытом и разумом. Эти субъективные представления могут быть связаны с весьма популярной «паранаучной» литературой, где Бог рисуется «высшим разумом», «мировым сознанием», «высшей силой» и т. п. Представляют Бога как высшую силу 23,9% опрошенных учащихся, как «всеобщее сознание» – 22,8% на 2019 год. Общим для респондентов является признание существования Бога, хотя представления о нем различаются. Анализ данных, полученных в ходе опроса, позволяет сказать, что представления о Боге, близкие к христианской догматике, более выражены среди группы молодежи верующей в Бога. Субъективные взгляды учащейся молодежи на Бога, рисующие его не в качестве личности, но как обезличенное существо, являются наиболее общими для респондентов. Скорее всего, такая форма веры в обезличенного Бога, представляемого в образе высшей силы, всеобщего сознания, является наиболее приемлемой для молодежи. Возможно, эта форма веры позволяет снять противоречие между разумом и верой. Верить в распятого Бога сложно, верить в мировое сознание, всеобщий разум –логично и в духе времени. Представления о Боге, которые фиксируются у учащихся, имеют мало общего с представлениями, выработанными христианской догматикой. Только единицы среди опрошенных указали на триединство Бога, его изначальность, вездесущность. В представлениях о Боге преобладают мнения, в которых образ Бога обезличен. Бог в образе высшей силы, что-то в этом есть от закона всемирного тяготения, который описывает действие высших сил, заставляющих вертеться весь мир. Также стоит отметить несоответствие между количеством признающих себя верующими в Бога и тем образом Бога, который сформировался в сознании современного ученика. Если уж шестеро из десяти верят в Бога, то признавать в Боге творца должны были бы столько же. Этого и не наблюдается у молодежи нашей школы. Можно сказать, что содержание веры современной молодежи не соответствует религиозной догматике. Таким образом, мы получили дополнительные подтверждения того факта, что христианская составляющая религиозных представлений у учащихся не преобладает. Христианская догматическая традиция так и не вышла за пределы храмов. 2.2 Основные положения христианского вероучения в сознании молодежи Последние двадцать лет мы живем при религиозной свободе. За это время выросло поколение молодежи, не обремененное жестким атеистическим воспитанием. Православие в Беларуси является доминирующим на сегодняшний день вероисповеданием. В нашем случае я исследовала религиозные предпочтения верующей православной молодежи. Одним из показателей религиозной активности верующих является частота посещения религиозных служб в храме. Частота посещения богослужений верующей православной учащейся молодежью, в %
ВЫВОД: Из данных, приведенных в таблице видно, что православная верующая молодежь Коссовской школы не обременяет себя регулярным посещением богослужений. Регулярно, не менее одного раза в месяц, богослужения в церкви посещают от 2 до 3,7 % молодых православных верующих. Только 15,7 -16 % приходят на службу по праздникам, и мы можем сказать, что количество молодежи, идущей на праздничное богослужение в церковь, за год возросло только на 1 %. Мы так же можем отметить, что снизилось количество православной верующей молодежи, посещающей богослужения «по случаю». Если в 2018 году шли на богослужения «по случаю» 25, 5 % молодых православных верующих, то в 2019 году уже 24,3 %. Религиозные догматы являются фундаментом религиозного мировоззрения, и, одновременно с этим, вера в догматы – показатель религиозности. Верят в воскресение Иисуса Христа – 24,4% опрошенной молодежи на 2018 год, и в 2019- 20%. Вера учащихся в другие наиболее известные положения православной христианской догматики, такие как «бессмертие души», «страшный суд», «рай и ад» распределились так:
ВЫВОД: По своей распространенности среди молодежи представленные положения христианской православной догматики превосходит только положение о вере в «рай и ад». Стоит ли говорить о большом влиянии христианства и православия на молодежь после приведенных выше фактов. Кроме положений христианского вероучения обыденное религиозное сознание учащихся содержит в себе верования, не принадлежащие христианству. К данным верованиям относятся вера в колдовство, в гадания. Некоторые из распространенных на сегодняшний день верований претендуют на научность, например, вера в существование параллельных миров. Некоторые пришли к нам из «восточных религий», например, вера в переселение души. Большинство юношей и девушек причисляют себя к той или иной конфессии. Среди молодежи нашей школы фиксируется значительная группа, предпочитающая внеконфессиональную ориентацию. Участие в различных видах религиозной деятельности пока еще не приобрело регулярности, а носит в основном ситуативный характер. Систематичность в культовой религиозной деятельности больше пока проявляют представительницы женского пола. Посмотрим, какими мотивами руководствуется молодежь при посещении богослужений:
ВЫВОД: В первую очередь на религиозные службы верующая молодежь приходит, руководствуясь верой в Бога. Этот мотив посещения богослужений у верующей молодежи преобладает, но стоит отметить, что религиозная жизнь и жизнь повседневная большинства учащихся проходит за пределами церкви. Важно отметить, что часть верующей православной молодежи посещает церковь вместе с родителями. Этим мотивом руководствуется все больше и больше верующей молодежи. За несколько лет сократилось число верующей православной молодежи, которая приходила на богослужения просто из любопытства. В качестве примера приведем некоторые факты:
Священнослужители комментируют действия церковной общины по привлечению прихожан: Комментарии Отца Алексея: «Молодые люди могли проделать большой путь, чтобы, преодолев себя, переступить порог храма, который, может быть, никогда до этого не переступали. И тут очень важно, чтобы они почувствовали домашнюю, сердечную атмосферу. Поэтому, когда молодые люди приходят в храм, очень важно окружить их заботой и теплом, и это задача не только священника, но и тех людей, которые помогают в церкви». Комментарии дьякона Адама: Думаю, это одно из нынешних предубеждений, что, когда попадаешь в церковную среду, на тебя сразу «имеют виды» посты, ограничения и прочие «не», «не» и «нельзя», «нельзя». И, конечно, этот стереотип может очень негативно сказываться на молодом человеке, полном жизненных сил, энергии. Ему хочется творить, действовать, а кажется, что в церкви это невозможно, потому что сейчас его по рукам и ногам свяжут какие-то правила, обычаи, законы. (Приложение 2) ВЫВОД: Человек, который ходит к исповеди и причастию, церковью считается воцерковленным, т. е. признается членом церкви. Исходя из данных представленных в таблице, мы можем сказать, что среди учащейся молодежи нашей школы примерно половина идет к причастию с нарушением установленных правил. Таим образом, мы видим, что среди православной верующей молодежи только каждый десятый полностью соблюдает основные предписания, касающиеся религиозной практики верующих. Анализируя содержание религиозного сознания верующей православной молодежи, мы должны отметить, что далеко не все верующие православные представители молодежи разделяют основные положения вероучения церкви. Значительное число молодых православных верующих признает положения других религиозных систем, верит в параллельные миры и другие положения современной мифологии. Религиозное сознание учащихся не представляет собой целостной системы. Современная православная молодежь Коссовской школы верит в воскресение Христа, и вместе с тем признает возможность переселения души из одного тела в другое. В детской и подростковой среде, двадцать – тридцать лет назад, пышным цветом расцветали различные страшные истории. Истории эти рассказывались темными ночами практически в каждой палате пионерского лагеря и подпитывали веру в сверхъестественное. Современные страшилки не вызывают замирания сердца при малейшем шорохе, как вызывали эти самые замирания россказни о «черной руке», «душащем фосфоре», привидениях. Речь идет о вере в приметы, «вещи сны», колдовство и магию, в которые верили и во времена «господства атеизма». Верили и, вполголоса, передавали друг другу различные странные и, порою, страшные истории. И на сегодняшний день многие прислушиваются к тому, что предсказывают вещие сны. Верующая православная учащаяся молодежь в большинстве своем тоже доверяет вещим снам (63,5%). В колдовство верит 16,9% учащихся. Но далеко не все представители православной верующей молодежи разделяют мнение церкви о магии и колдовстве, которая однозначно относит данные феномены к проявлениям сил зла. Данную установку церкви поддерживает 52,9% учеников. Православная верующая молодежь верит не только в колдовство, но и в различные приметы, такие как «разбить зеркало – к несчастью», «черная кошка перебегает дорогу – к неприятностям» и прочее в таком же духе. В последнюю примету верит 42,4% учащихся. В примету, связанную с разбитым зеркалом верит 45,8% и практически столько же (56,3%) считает, что нельзя что-либо шить на себе, «потому что ум зашиваешь». |