Духовно-нравственные аспекты. Конференция 1111. 1. Религиозность молодежи в современной Беларуси
Скачать 0.73 Mb.
|
Комментарии Отца Алексея: «Нельзя одновременно верить в Бога и в порчу. Колдовство, несомненно, существует, но зачем же так его бояться и все свои проблемы связывать с ним? Вы помните слова Спасителя «по вере вашей будет вам»? Ну так во что Вы верите? Без воли Господней никто не имеет власти над нами: никакая бабка, никакой дед, никакой колдун. Если Бог не попустит, никто не может нам причинить вред. Когда человек постоянно ходит в церковь, он находится под особым попечительством Бога, и Господь защищает его от всякого колдовства. Надо только быть верным Господу до самой смерти. Если же вдруг случится человеку забыть о своем Отце Небесном, изменить Ему, перестать Ему молиться, Отец все же не забудет его. Наоборот, будет стараться вернуть к Себе заблудшего сына». 4. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ Религиозная обстановка на территории Брестской области остаётся стабильной и управляемой, лишенной межконфессиональных противоречий и конфликтов. Брестская область продолжает оставаться одним из наиболее развитых в конфессиональном плане регионом, на территории которого зарегистрировано почти 23 % религиозных общин, действующих в Республике Беларусь. На 1 января 2019 г. Брестским облисполкомом зарегистрировано 764 религиозных общин 17-ти конфессий. По количеству религиозных общин на Брестчине выделяются следующие регионы: Столинский район (77 общин); Пинский район (76 общин); Кобринский район (64 общины). На территории Ивацевичского района (45 религиозных общин) и 30 культовых зданий. В Ивацевичском районе Белорусской Православной Церкви – 23 общины, что составляет 52,2% от общего числа общин. Количество верующих составляет около 37 тыс. человек. Культовых зданий 21, в том числе 20 храмов и 1 часовня. Римско-католической церкви – 4, (9,1%), количество верующих – около 250 человек. Культовых зданий 3, в том числе 2 костела и 1 часовня. Греко-католической – 1, (2,3%), количество верующих – около 25 человек. Христиан веры евангельской – 16, (36,2%), количество верующих –около 1200 человек. Домов молитвы 6. Евангельских христиан баптистов – 1, (2,3%) количество верующих –около 20 человек. [9, с. 1] В городе Коссово находятся: Костел Святой Троицы (приложение 3); Церковь Христиан Веры Евангельской "Благодать"; Антониевская церковь; Интенсивность роста религиозных организаций на территории области уменьшается, ранее ежегодно регистрировалось 9-12 религиозных общин, за прошлый и текущий годы - по 4 общины. [5, с. 276] Учтено 640 культовых зданий, 44 находятся в стадии строительства, в основном, это православные храмы. Наиболее крупные конфессии имеют областные управленческие структуры. В частности, работают Брестская и Пинская православные епархии, Пинская Римско-католическая епархия, областные объединения церквей евангельских христиан баптистов и христиан веры евангельской. Кроме этого, действуют: 2 религиозных католических учебных заведения (в гг. Барановичи и Пинск); 7 монастырей (5 православных: 2 мужских – в г.Бресте и аг.Хмелево Жабинковского района и 3 женских – в г.Брест, Пинск и Кобрин; 1 римско-католический женский в г.Барановичи, и Свято-Успенский монастырь в Жировичах (Ивацевичский р-н); 5 протестантских религиозных миссий; 5 редакций религиозных СМИ. Карта распространения религиозных общин на Беларуси имеет четко определенную внутреннюю границу, которая разделяет Беларусь на две части: восточную и западную. Западная Беларусь выделяется более высоким уровнем религиозности: около 70–80% населения верующие и, соответственно, значительно большее количество общин, чем в восточных областях. Нерелигиозная часть общества в целом по Республике Беларусь составляет около 40–50% населения. Самый высокий уровень религиозности населения (по количеству религиозных общин) наблюдается в Брестской области — 701 община (23%), Минской области — 654 общины (21%), Витебская— 509 (17%), далее идут Гродненская, Гомельская, Могилевская области и г. Минск. Основная причина более высокого уровня религиозности населения Брестской и Гродненской и более половины населения Минской области состоит в том, что оно до сентября 1939 г. находилось в составе Польши, где религиозные конфессии не были подвержены такому гонению, как в восточной Беларуси. При этом в сознании верующих, проживающих в этих областях, не был сломлен динамичный стереотип отношения к религии и обязательности соблюдения религиозных обрядов. [6, с. 204] Брестская область занимает первое место в республике по общему количеству религиозных общин, т.е. 23 процента от общего количества общин по республики. По количеству общин некоторых религиозных общин Брестская область выступает абсолютным лидером среди других областей Республики Беларусь. Это обстоятельство частично объясняет, почему на Брестчине широко распространены неокульты – Брестчина район относительно богатый на религиозные общины, то есть, роль играют традиции религиозной жизни. Таким образом, динамики развития религиозных организаций Брестской области, имеет много общего с динамикой развития религиозных общин по всей Беларуси. Здесь, как и везде отмечен рост религиозности и числа религиозных общин. Однако здесь есть и свои особенности, так по количеству общин протестанты занимают второе место. В целом же религиозная ситуация в Брестской области характеризуется стабильностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, целью данной работы являлось исследование отношения современной молодежи к религии, уровня знания содержания религии и степень ее принятия. В ходе работы были выявлены и проанализированы поставленные задачи, были достигнуты следующие результаты: 1. Определены позиции и стратегии социального поведения молодежи в сфере религии; Молодежь на сегодняшний день не приобрела устойчивых связей с религиозными общинами. Как следствие этого, религиозные организации не имеют сколько-нибудь значительного влияния на молодежь. 2. Рассмотрены аспекты молодежной религиозности в условиях суверенного белорусского государства; Проблема религиозности молодёжи Беларуси весьма значима. Ведь у неё происходит становление ориентаций. Ослаблена роль институтов социализации молодёжи (семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации). 3. Охарактеризована мировоззренческая и конфессиональная ориентация молодежи в контексте основных христианских вероучений; Молодежь на сегодняшний день не приобрела устойчивых связей с религиозными общинами. Как следствие этого, религиозные организации не имеют сколько-нибудь значительного влияния на молодежь. По-видимому, это стало одним из факторов, который способствовал появлению в молодежной среде внеконфессиональной религиозной самоидентификации. Молодежь в большинстве своем не участвует в основных обрядах и таинствах, без совершения которых невозможно считаться членом церкви. 4. Выявлены факторы, влияющие на формирование религиозного сознания современной молодежи; Социальной средой, благодаря которой сохранилась и сохраняется религиозная культура в нашем обществе является семья. Именно родители приводят впервые своих детей в церковь на богослужение. В семье молодежь узнает об основных положениях веры. Посещение богослужений носит несистематический характер. Приходя в церковь, молодежь руководствуется зачастую нерелигиозными мотивами. 5. Рассмотрены особенности внецерковной религиозности молодежи; Молодежь не имеет четких представлений об основных положениях вероучения тех конфессий, к которым себя причисляет. Конфессиональная самоидентификация, не является фактором, который определяет содержание религиозного сознания современной молодежи. Молодежь, причисляя себя к определенным конфессиям, зачастую не знает содержание наиболее важных положений веры. Содержание религиозного сознания молодежи не организовано в единую систему и не имеет четкой структуры. В целом, религиозное сознание молодежи содержит в себе верования, принадлежащие христианству, оккультизму, восточным религиозным системам. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Бабасов Е.М. Типология и уровень религиозности населения Беларуси // Религиоведение: Учеб. пособие / Под. ред .М.Я. Пенсу и др. – Мн.,2003. – 189 с. Баранников, В.П. Динамика религиозности в информационном обществе [Текст] / В.П. Баранников, Л.Ф. Матронина // Социс, 2004, № 9. – С. 102-107 Верещагина А. О некоторых тенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси // Социология.– 1998.– № 2.– С.41– 45. Грановская Р. М. Психология веры/ Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2004. – 376 с. Гурко, А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. / А.В. Гурко. – Мн., 2006 – 276 с. Осипов А.И. Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси / А.И. Осипов., 2000. – 204 с. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. –М: alma mater, 2000г. 240 с. Религиозные общины в Республике Беларусь [Электронный ресурс: https://belarus21.by/Articles/kolichestvo-religioznyh-obshhin-v-respublike-belarus-na-1-yanvarya-2019-g] Дата доступа: 14.09.2019. Тиханский А. Этноконфессиональная география Беларуси // Свободная мысль. – 2008. – № 6. – С.121-134. Юдин, В.В. Особенности религиозности молодежи восточных районов Беларуси [Текст] / В.В. Юдин // Социс, 2006. – С. 48-50 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 |