Главная страница
Навигация по странице:

  • Харьков: Издательство "Константа", 1996 г.

  • Чем же отличается социология от других наук об обществе

  • Якуба Е. А. Социология, учебное пособие. Учебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г
    АнкорЯкуба Е. А. Социология, учебное пособие.doc
    Дата09.01.2018
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЯкуба Е. А. Социология, учебное пособие.doc
    ТипУчебное пособие
    #13794
    КатегорияСоциология. Политология
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



    ЯкубаЕ.А.

    Социология. Учебное пособие для студентов,

    Харьков: Издательство "Константа", 1996 г.,
    Все права на данное издание защищены-авторским правом. Никакая часть данного учебного пособия не может перепечатываться или переноситься на любые носители информации без предварительного согласия владельцев авторского права.
    Вучебном пособии "Социология" излагаются основные проблемы и положения .общей" социологической теории. Дается характеристика исходных понятий социологии: общества, общности, социальной группы, социальных отношений, личности в системе социальных связей, культуры.
    Общество анализируется как целостный организм, раскрываются его основные структурные элементы, сферы, институты, формы, социальные механизмы функционирования и развития.
    Социальная структура рассматривается не только как система социальных общностей, но и как институциональные организационные нормативные формы социальных связей. Подробно" анализируются такие институты, как экономика, политика, семья, наука, образование, рассматривается общественное Мнение как объект социологического анализа. Учебное пособие рассчитано на студентов, изучающих общую социологическую теорию или основы социологии, на аспирантов, преподавателей вузов, работников социологических подразделений, широкую научную общественность.
    Рецензенты: докт. философ, наук, профессор Попова И. М. (Одесский госуниверситет).

    докт. социолог, наук, профессор Бакиров В. С. (Харьковский госуниверситет)
    Рукопись данного издания выполнена при финансовой поддержке Международного фонда "Возродження" и рекомендована к опубликованию конкурсной комиссией программы "Трансформация гуманитарного образования в Украине" Министерства образования Украины и Международного фонда "Возродження".
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Учебное пособие "Социология" представляет собой пере-

    работанный в 90-х годах курс лекций по общей социологической

    теории, который бал прочитан студентам социологического факультета

    Харьковского университета и студентам НародноЙГ академий,
    специализирующимся по социологии.
    Автор исходит из того, что социология является наукой об

    обществе как реальном целостном социальном организме, механизмах

    его развития. В соответствии с этим .в учебном пособии излагаются

    основные положения общей социологической теории об обществе,

    его структурах и подструктурах, социальных механизмах его функционирования и развития.
    В начале книги рассматривается вопрос о специфике со-

    циологического "знания, его структуре, функциях, дается пред-

    ставление о месте и роли общей социологической теории, ес со-

    отнбшении с другими элементами, подчеркивается, что без общей

    социологической теории нет и не может быть целостной системы научного социологического знания.
    В учебном пособии дается характеристика основных ис-

    ходных понятий социологии: общества, общности, социальной группы,

    социального взаимодействия, социальных отношений, личности в

    системе социальных связей, культуры. При анализе общества как

    целостности раскрываются его структурные элементы, сферы,
    институты, формы, социальные механизмы.
    Большое внимание уделяется рассмотрению вопросов со-

    циальной структуры и социальной стратификации; Специально

    анализируются социально-классовая, национально-этническая,
    поселенческая подструктуры.
    Социальная структура рассматривается не только как сис-

    тема социальных общностей; но и как институциональные (орга-

    низационные) и нормативные формы социального взаимодей-

    ствия. В связи с этим специально анализируются особенности та-

    ких основных социальных институтов, как экономика, политика,

    наука, образование. Заключительный раздел посвящен общест-

    венному мнению как объекту социологического анализа.
    На протяжении всего учебного .пособия рассматриваются

    проблемы изменения, развития современного общества. Опираясь на

    материалы конкретно-социологических исследований современных
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    процессов, проведенных в Украине и странах СНГ, автор стремился

    показать значение методологических и общетеоретических положений

    социологии в исследовании реальных процессов, их измерении. В

    связи с этим излагались и некоторые положения о методах., приемах

    социологического анализа, вопросы профессиональной этики'

    социолога. Обращение'к конкретно-социологическому анализу

    позволяет обобщить опыт применения методологических подходов,

    положений общесоциологической теории в анализе социальных

    проблем, позволяет брлее глубоко уяснить и прочувствовать

    особенности социологии как науки о реальных процессах.
    Представляется, что избранная структура курса общей со-

    циологической теории сможет обеспечить, дальнейшее углубление

    социологических знаний, переход студентов к изучению специ-

    альных социологических теорий и методов исследования;
    Автор надеется, что учебное пособие будет содействовать

    получению глубоких профессиональных знаний, формированию

    . социологического видениямира, социологической культуры.
    Книга рассчитана на студентов, изучающих общую соци-

    ологическую теорию, на аспирантов, преподавателей вузов, ра-

    ботников социологических подразделений, широкую научную

    общественность^
    социология
    I. СОЦИОЛОГИЯ: СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА

    ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ
    1. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ

    СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ
    ' . - К вопросу о природе социологии и

    этапах ее становления
    Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано

    развитием общества и обществознания в конце XVIII и Начале XIX

    века. В' это время мир переживал глубокие социальные перемены,

    связанные с переходом от традиционного к современному индустри-

    альному обществу. Новые формы экономической и политической

    жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность

    перехода от общих абстрактных философских размышлений об

    обществе, тенденциях его развития к позитивной'науке об обществе

    как живом функционирующем Образовании. Поскольку строгие

    научные методы познания были выработаны и применялись в этот

    период естествознанием, социология испытывает его влияние. В

    период своего становления социология развивается под общим

    знаменем позитивизма. Несомненно, социология имела богатую

    разнообразную предысторию, но собственная .ее история начинается

    в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки

    об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

    В становлении социологии можно выделить ряд этапов.
    Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К.

    Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества.

    Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием

    общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.
    Основателем социологии являлся французский ученый Огюст

    Крит (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале

    называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных

    наук объективность, проверяемость, доказательность. "Социальная

    физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальных статики

    и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции

    его основных институтов, социальная динамика - процессы социаль-

    ных изменений. Общество, по Конту, - сложная система отношений,
    СОЦИОЛОГИЯ
    целостный организм, об отдельных структурных элементах которого

    можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное

    развитие Приводит к установлению фундаментального порядка. О.

    Конт разрабатывает методы социологических.исследований, подчерки-

    вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного,

    генетического и конкретно-исторического методов.
    В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820-

    1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество

    уподобляется биологическому организму, который развивается на

    основевсеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных

    институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей,

    разрабатывает типологию обществ и т.д.
    Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был

    позитивизм. К- Маркс создает материалистическое учение об обществе,

    согласно которому главной определяющей силой в развитии общества

    является способ производства материальных благ. По Марксу развитие

    общества .носит закономерный и поступательно прогрессивный

    характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс

    создает теорию общественно-экономической формации, которая

    раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества.

    Историческая смена формаций происходит на основе разрешения

    противоречий, конфликтов.
    На рубеже XIX и XX столетий социология переживает

    качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-

    теоретических методов познания, которые преобладали на первом

    этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве

    самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители

    социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их

    объединяет мысль о принципиальном отличии законов Обществен-

    ного развития от законов природы, о своеобразии социологических

    методовПознания.
    . Дальнейшее развитие в этот период получают такие направления

    социологического анализа, как структурно-функциональный анализ,

    конфликтный, системный подходы, формулируются положения

    символического интеракционизма.
    Затем наступает в первой половине XX века этап бурного

    развития эмпирической социологии- На этом этапе получают развитие

    методы сбора и анализа эмпирической информации, теория измерения.
    ,Во П-й половине XX века осознается необходимость синтеза

    теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получают бурное
    социология
    развитие специальные социологические теории. Большой вклаД в

    развитие социологии вносят на этом этапе американские социологи

    Г. Парсонс, Р. Мертон.
    Вместе с тем специализация и методологический плюрализм

    привели в этот период к отрицательным последствиям. Для социологии

    становятся характерными разорванность элементов, фрагментация,

    подвергается сомнению целостность социологического знания, оно

    рассматривается как набор множества специальных теорий и

    конкретных исследований.
    В 70-90-х годах в социологию приходит понимание необходи-

    мости сочетания различных методологических подходов, направлений

    социологического анализа.
    Различные теоретические подходы не рассматриваются как

    противоположные, взаимоисключающие. Польский социолог П.

    Штомпка приводит слова американского социолога Дж. Александера

    о том, что "нормой становится синтезирование, а не полемическое

    теоретизирование". Примером такого синтезирования П. Штомпка

    считает концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию

    структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации

    Ю. Хабермаса, свою теорию социального становления и др.
    Современное обновление социологии заключается и в том, что

    она переходит от описательности фактов к аналитическим обобще-

    ниям. Так постепенно, на протяжении всех этих этапов получают

    развитие все структурные элементы социологической системы знания.
    В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы

    развития.
    После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой,

    она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания

    (философии, истории, экономического, юридического знания и др.).

    Поэтому сейчас важно вычленить социологическое знание из других

    наук, объединить его в рамках социологии.
    В нашей стране еще не преодолены фрагментация социологии,

    разорванность ее элементов, о чем свидетельствуют учебные программы

    и учебные пособия, где чаще всего дается изложение различных

    специальных социологических теорий (социологии), а не общей

    теории.
    Социология как бы возвращается к своим истокам, к обобще-

    ниям общего социологического характера, к целостной системе знания.

    Все чаще звучит призыв обратиться к общей теории. Социологи

    справедливо отмечают, что без общей теории нет и не может быть
    ^йайайж
    СОЦИОЛОГИЯ
    развитой целостной системы научного знания, ибо общая теория вы-

    полняет функции исходного и обобщающего знания, обеспечивающего

    дальнейшее развитие специального и конкретного.
    О тенденциях развития современной социологии очень хорошо

    сказал известный английский социолог Энтони Гидденс в статье

    "Девять тезисов о будущем социологии" [2]. По словам Э. Гидденса,

    социология придет к теоретическому синтезу и откажется от забвения

    общей теории. При этом будет-переосмыслен главный объект

    социологического анализа - целостность общества. Это уже не

    изолированное общество в государственно-национальных рамках, а

    система обществ. Социология вновь заинтересуется крупномасштаб-

    ными долговременными процессами социальной трансформации,

    станет более активным участником в формировании практи-ческой

    социальной политики. Э. Гидденс выразил уверенность, что

    социологическое мышление и социологическое видение проникнет в

    контекст других наук об обществе (истории, философии, политологии,



    социальной антропологии, международных отношений).Подобно

    другим наукам социология по своей природе и истории развития

    интернациональна. Она является продуктом духовного развития

    человечества, результатом творческой деятельности ученых разных

    стран. Ее появление - достижение мировой обществоведческой мысли.
    Несомненно, развитие социологии имеет свои особенности в

    различных странах. Без их изучения наши представления о социологии

    были бы недостаточно полными и глубокими. Сейчас мы сетуем на.

    то, что не знаем, какразвиваласьукраинская социологическая мысль.

    Между тем, она развивалась в свое время довольно интенсивно.

    Интересно, например, что известный укранский историк М.

    Грушевский считал себя социологом. В 1921 г. он создал в Вене 1-ый

    Украинский социологический институт и тогда же опубликовал лекции

    по генетической социологии. На развитие отечественной социологи-

    ческой мысли оказали влияние не только западноевропейская,

    американская социология, идеалистическая русская философия, но

    и идеи народничества, революционного демократизма в Украине,

    традиции собственного освободительного движения.
    Современный историк социологии Раймонд Арон в книге

    "Этапы развития социологической мысли" прослеживает само-

    бытность, национальные истоки, особенности социологии классиков.

    Но это не означает, что социология национальна. Как всякая наука,

    она испытывает влияние различных факторов, но это не изменяет ее

    природы.
    социология

    Чем же отличается социология от других наук об обществе?
    В отличие от большинства наук, изучающих отдельные

    подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология

    изучает общество как целостность, как целостный функционирующий

    и развивающийся социальный организм. Если так называемые частные

    науки, например, экономические, политические, юридические изучают

    внутренние закономерности развития отдельных сторон, сфер,

    подструктур, видов общественных отношений, то социология

    анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества,

    экономических и политических, правовых отношений, экономики,


    науки о религии РЕЛИГИЯ

    науки об искусстве ИСКУССТВО

    науки о нравственности НРАВСТВЕННОСТЬ

    юридические науки ПРАВОВАЯ СФЕРА

    политические науки ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

    экономические науки ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

    Рис. 1. Отличие социологии от других наук.
    10
    социология
    политики и духовных процессов, что и, позволяет раскрыть особен-

    ности общества как целостности (См. рис. ь1).
    Типичные существенные взаимосвязи основных сторон, сфер

    общества образуют законы целостного развития общества.
    Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки

    зрения их места и роли в системе общественных отношений, в

    структуре единого функционирующего организма.
    Подход с позиции анализа общества как целостности характерен

    также для философии и истории. Однако целоетность они трактуют

    иначе. Для философии это целостность мира, для истории -

    целостность единого исторического процесса. В отличие от философии

    в социологии целостность общества не носит умозрительного

    характера, а раскрывается как конкретная реальность с помощью не

    только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не

    ограничивается рассмотрением общества как целостного образования.

    Она раскрывает механизмы его функционирования, развития.

    Целостность раскрывается в социологии как система социальных

    механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому

    точнее определять предмет социологии через понятие социальных

    механизмов. Предметом социологии является общество как целостный

    Организм, социальные механизмы его функционирования и развития.
    Социология отличается от других наук не только тем, что она

    изучает, но и как изучает. В отличие от философии социология изучает

    общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает

    потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей,

    их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым,

    как система социального взаимодействия, как столкновение различных

    интересов, ориентации, видов активности.
    Основным фокусом социологии является социальная группа,

    общность людей. Личность рассматривается не с точки зрения ее

    уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных

    связей как представитель социальной группы, определенного общества.

    Человек всегда включен в сложную систему социально-классовых,

    поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп,

    выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.
    Общности анализируются с позиций их места в системе

    социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология

    рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и

    общности; 2) общнрстей друг с другом; 3) личности, общности и
    социального Целого; 4) общества и природы. При этом анализируются
    .. ' ;
    11
    СОЦИОЛОГИЯ
    разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения.

    Социальное взаимодействие - это процесс взаимного влияния и

    совместной деятельности.
    Механизм социального взаимодействия включает субъекты

    взаимодействия, факторы, воздействующие на их поведение.

    Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и

    самостоятельных связей - социальных отношений. По М. Веберу,

    общество - это и есть социальное взаимодействие.
    Социальные механизмы - это сложное взаимодействие

    социально целого, особенного и единичного. Это взаимодействие

    факторов, приводящих в движение, вызывающих развитие (см. рис.

    ь2).

    Рис. 2. Механизм социального взаимодействия
    12
    СОЦИОЛОГИИ
    Можно дать схематическое изображение.предмета социологии

    через многообразие связей, механизмов, которые она изучает.

    Предложите свой вариант рисунка.
    С развитием общества углубляются представления о целостности

    общества. В современную эпоху это не только общество в

    национальных государственных границах, не только мировая система

    взаимодействующих государств, но и единое человечество, органически

    связанное с природой. В.И. Вернадский говорит в связи с этим о

    ноосфере как органической целостности общества и природы.
    Целостность социального мира П. Сорокин передает через

    понятие социального пространства как системы социального

    взаимодействия. Поскольку социология изучает социальное

    взаимодействие, можно определить социологию как науку о социальной

    активности -и механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.
    Иногда в толковании предмета социологии разграничиваются

    и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая

    и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку,

    которая выражает целостность общества, раскрывает законы

    целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о

    поведении. В действительности между этими толкованиями нет

    противоречия поскольку целостность общества раскрывается через

    анализ поведения. Э. Гидденс в книге "Социология" (учебник 90-х

    грдов) показывает связь этих тенденций. По его мысли, "социология

    - наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через

    сферу повседневной жизни человека".
    Итак, социологический подход к изучению общества, социологи-

    ческое видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе

    социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с

    социально целым.
    Социологический подход позволяет не только описывать

    явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явлений и

    общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет улавливать

    тенденции изменений и формулировать прогнозы относительно

    дальнейшего развития. Райт Миллс говорил, что только социоло-

    гическое воображение может дать понимание сложных отношений

    человека и общества.
    13
    социология
    Методологические подходы к анализу общества
    В самой социологии существуют различные методологические

    направления, подходы к анализу и пониманию общества, механизмов

    его функционирования "и развития. '
    Прежде всего можно выделить макросоциологический и

    микросоциологический подходы. Макросоциологический исходит из

    того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять

    личность. Микросоциологический ратует постигать целостность

    социальной жизни, изучая интеракцию (социальное взаимодействие

    индивидов). ,>,?,,,;
    В рамках макросоциологического подхода можно выделить

    несколько направлений. . - ^
    Одним из них является функционализм. Основные идеи

    функционализма были сформулированы Г. Спенсером и затем развиты

    Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.
    Согласно функциональному подходу общество - это единый

    организм, который состоит из частей, элементов, выполняющих

    определенные функции. Последние направлены на удовлетворение

    общественных потребностей и обеспечивают целостность и устой-

    чивость общества. Общественные процессы и явления можно

    объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество

    сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для

    социального организма функции, в том числе функция социального

    контроля. Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей

    функции, и скрытых (латентных) функций. По Мертону, одни и те

    же элементы могут быть функциональными по отношению к одним

    системам и дисфункциональными по отношению к другим. Дис-

    функции преодолеваются в процессе постепенных изменений.
    Т. Парсонс развивает теорию структурного функционализма.

    По Парсонсу, существует четыре основных функции социальной

    системы: адаптация, целедостижение, интеграция и воспроизводство

    структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами

    общества. Так, внутри социальной системы функцию адаптации

    обеспечивает экономическая подсистема, функцию цедедостиже

    ния - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые

    институты и обычаи, воспроизводства структуры - система верований,

    мораль, институты образования, воспитания и др. Целостность

    общества достигается путем интеграции общепринятых социальных

    ценностей и норм. Парсонс определяет общество как систему отно-
    - 14 ' "
    СОЦИОЛОГИЯ
    шений между людьми, связующим началом которой являются нормы

    и ценности. Э. Дюркгейм рассматривает общество как надындиви-

    дуальную духовную реальность, основанную на коллективных пред-

    ставлениях.
    Широкое распространение получил методологический подход

    к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи

    конфликтного подхода были сформулированы К. Марксом, который

    считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно

    порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане

    общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а

    господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в

    соответствии с их экономическим положением разделены на

    противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба

    пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному

    взрыву.
    Конфликтный подход получил дальнейшее развитие у

    М. Вебера и Р. Дарендорфа. М. Вебер говорит о трех линиях

    социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф

    главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.
    Названные подходы имеют слабые места, недостатки, которые

    заключаются главным образом в абсолютизации исходных положений.

    В действительности они не обязательно противоречат друг другу, а

    могут сочетаться при анализе реальных состояний и процессов.
    Еще одним методологическим подходом, восполняющим

    недостаток перечисленных, который заключается в неспособности

    должным образом отразить в социальном индивидуальное является

    методология индивидуализма. Основная идея методологии индиви-

    дуализма сводится к тому, что общество, его функционирование может

    быть объяснено только через совокупность индивидуальных действий,

    через интеракцию, их взаимодействие. Существует ряд теорий, которые

    дают такое объяснение. Это прежде всего теория социального обмена

    Дж. Хоманса, теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера

    и др., теория символического интеракционизма Дж. Мидаи Г. Блумера.

    Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять на

    основе принципа поощрения, и наказания. Сторонники теории

    справедливого обмена придают особое значение справедливому

    характеру вознаграждения. Согласно теории символического

    интеракционизма люди наделяют воздействующие на них стимулы

    определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а

    не на стимулы. Г. Горфинкель разработал теорию этнометодологии,
    15
    СОЦИОЛОГИЯ
    которая требует изучения принятых на веру правил и понятий,

    определяющих поведение людей и другие. ,
    Более подробно мы остановимся на этих методологических под- А

    ходах при специальном рассмотрении истории развития социо-

    логической мысли.
    2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

    Основные элементы социологической системы знания
    Социология имеет сложную структуру. Ее элементами являются

    общая социологическая теория, специальные социологические теории

    или теории среднего уровня и конкретно-социологические исследова-

    ния (См. рис. ь3).
    Общая социологическая теория дает представление об обществе

    как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает

    место и роль основных социальных связей, формулирует принципы

    социального познания, основные методологические подходы к

    социологическому анализу. В частности, формулируются требования

    системного анализа, стратификационно-классового подхода, генети-

    ческого анализа, комплексного конкретно-исторического подхода,

    анализа явлений во взаимосвязи с другими.
    Специальные социологические теории уточняют положения

    общей социологической теории применительно к отдельным видам,

    механизмам социального взаимодействия. Различают три вида

    специальных теорий: 1) Теории, изучающие законы развития и

    воспроизводства отдельных социальных общностей. К ним относятся

    социология города, села, этносоциология и др. 2) Отраслевые

    социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы

    жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах. Это

    социология труда, экономическая социология, социология быта,

    социология образования, -досуга и др. 3) Теории, анализирующие

    отдельные элементы социального механизма. Например, теория

    социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной

    активности, социология организации и т.д.
    Специальные социологические теории конкретизируют положе-

    ния общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных

    понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить

    процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевидения,
    " 16
    социология
    то следует переходить от общих понятий "общественного сознания",

    "духовной жизни" к таким понятиям специальной социологической

    теории, как телевизионная аудитория, ее интересы, потребности,

    заинтересованность, познавательная активность, удовлетворенность;
    разрабатывать систему показателей, а потом и индикаторов, при

    помощи которых можно измерить процесс телевизионного воз- *

    действия'. Необходимо при этом иметь также представления об

    особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые

    дает специальное знание о социальной структуре. Необходимо знать,

    как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е.

    обратиться к социологии личности, теории общественного мнения

    и т.д.
    3-й структурный элемент социологии - конкретно-социологи-

    ческий анализ ( теория, методика и техника конкретно-социологи-

    ческих исследований). Это измерение конкретных социальных

    процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей,

    которые дают общая социологическая и специальные теории. Иногда

    называют 3-й элемент - эмпирическими исследованиями, но это

    / неточно, ибо здесь тоже присутствует своя теория, в частности, теория

    измерения. Существует много видов конкретно-социологического

    анализа. Исследования различаются по масштабам ( международные,

    общенациональные, региональные, местные), по времени действия

    (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки)

    и т.д.
    По целям все социологические исследования можно под-

    разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные'

    преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели, задачи,

    связанные с использованием знания для совершенствования социаль-

    ных процессов, решения практических задач жизнедеятельности об-

    щества.
    Специальные социологические теории и конкретно-социо-

    логические исследования носят более ярко выраженный прикладной

    характер, нежели общая социологическая теория. Они непосредственно

    ориентированы на решение тех или иных социальных проблем. Однако

    глубокие фундаментальные исследования могут иметь и выход в

    область прикладной социологии. Данные прикладной социологии,

    если исследования носят глубокий характер, используются для

    развития научной теории.
    Разграничение фундаментальных и прикладных исследований

    не совпадает с разграничением на теоретические и эмпирические.
    17 ' ; кв. юри-
    ^сут:- ;
    ^'^!'^ь>'У"ь.-^,г^, - ,
    на а ?й,г,-.._.
    ^.."б^?пт^-
    социология

    18
    социология
    Последние отличаются не по цели, а по уровню абстрактности получа-

    емого знания, по специфике методов, приемов анализа. И теорети-

    ческие, и эмпирические исследования по целям могут носить как

    фундаментальный, так и прикладной характер.
    Все структурные элементы социологии, все виды социо-

    логических исследований тесно связаны между собой, дополняют,

    обеспечивают друг друга, образуя единую систему социологического

    знания.
    Функции социологии
    Социология выполняет многообразные познавательные и

    практические функции.
    Поскольку социология дает исходные представления об обществе ,

    как целостной системе, часть ее познавательных функций носит

    методологический характер. Положения социологии имеют методо-

    логическое значение для других наук об обществе.
    Социологические исследования оказывают идеологическое,

    воспитательное воздействие. Они привлекают внимание к реальным

    социальным противоречиям, активизируют деятельность, мобилизуют

    на качественные преобразования, содействуют формированию

    социального мышления.
    Вместе с тем, следует разграничивать понятие идеологии и

    социологии. Идеология - это система идей, выражающих и защища-

    ющих интересы социальных групп, дающая представление об обществе

    через призму этих интересов. Социология - наука, раскрывающая

    закономерности и механизмы реального развития общества. Если

    идеология ориентирована на социальный интерес, то социология -

    на истинное отражение социальных процессов. Конечно, социолог

    не может быть полностью свободен от идеологического влияния. Он

    принадлежит к определенным группам, изучает социальное. Но как

    представитель науки, он обязан нейтрализовать идеологическое

    воздействие, стремиться к объективному анализу. В этом плане

    необходимо развести социологию и философию, ибо последняя

    представляет собой мировоззрение и не может не быть идеологизи-

    рована.
    В современных условиях, когда различные политические деятели

    все чаще обращаются к социологии, ссылаются на социологическую

    информацию, возникает опасность превращения социологии в

    инструмент политики. Все это осложняет деятельность социолога. Он
    19
    социология
    должен быть борцом, отстаивающим истину, свою независимость. В

    его деятельности все большее значение приобретают вопросы

    профессиональной этики.
    К практическим функциям относятся прежде всего информа-

    ционно-диагностическая и прогностическая функции. Социология

    дает представление о состоянии социальных процессов- Более того,

    накапливаясь, социальная информация позволяет выходить на

    прогнозы относительно тенденций дальнейшего развития.
    К практическим функциям, носящим ярко выраженный

    социально-инженерный характер, относятся функции социального

    проектирования и социальной технологии. Социолог определяет

    оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает

    методы, способы, приемы, процедуры управленческих решений, т.е.

    разрабатывает социальную технологию. К сожалению, как правило,

    социологи еще слабо владеют приемами трансформации социо-

    логической информации, полученной в ходе исследования, в

    практические рекомендации и зачастую ограничиваются советами

    общего характера.
    В силу специфики своих функций социология тесно связана с

    теорией и практикой социального управления обществом. Она

    способна служить орудием научного преобразования. Получит ли

    реализацию эта способность? Это зависит от многих факторов, в

    частности, от состояния самого общества, от методологической,

    теоретической и методической подготовленности социолога, от его

    нравственных позиций.
    Контрольные вопросы
    Основные этапы становления социологии как самостоятельной науки.
    Тенденции развития современной социологии.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта