Якуба Е. А. Социология, учебное пособие. Учебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г
Скачать 1.31 Mb.
|
1. Что такое культура? 2. Каково соотношение культуры и природы? 3. Многообразие культур. 4. Каковы основные элементы культуры? 5. Различные методологические подходы к социологическому анализу культуры. - 6. Понятия социального изменения, развития. 7. Что такое цивилизация? Темы рефератов ,1. Культура и цивилизация. 2. П. Сорокин о суперкультурах. 3. Ценности как элементы культуры. 4. Субкультура профессиональной деятельности. Литература 1. Витаньи И. Общество, культура, социология. - М.: Прогресс, 1984. 2. Выготский Л.С. "Психология искусства. - М.: Наука, 1987. 3. Докторов Б.З. Россия в европейском и социокультурном пространстве. // Соци- ологический журнал, 1994, ь3. , 4. Л?совий В. Культура та цив?л?зац?я.// Ф?лософська ? соц?олог?чна думка. 1993, ь 1. 5. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Наука, 1983, с. 33-36. ' ' 6. Основы социологии. / Под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: МГУ, 1993, с. 149-210. 7. Смелзер Е. Социология. - М.: Наука, 1994, с. 40-68. 8. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. 9. Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. 10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. N 1. 85 личность IV. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ Проблема личности - одна из важнейших в современной со- циологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функ- ционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к иссле- дованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духов- ный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой. Личность изучается различными науками. Философию интере- сует личность как субъект познания и творчества. Психология анали- зирует личность как устойчивую целостность психических .процес- сов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни,' раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных фак- торов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее учас- тие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения. Понятие личности Статус, социальные роли личности -Включение человека в общество осуществляется через разнооб- разные элементы социальной структуры (социальные группы, инсти- туты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает. В социологии принято разфаничивать понятия "человек", "ин- дивид", "личность", "индивидуальность". Понятие "человек" служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек - это ро- довое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития об- щества. Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Понятие "личность" служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, 86 . ЛИЧНОСТЬ как продукт и субъект общественных процессов, как выражение об- щественных отношений. Личность можно определить как устойчи- вый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соот- ветствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена. Формирование этих качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздейст- вию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир. Каждый ли человек личность? Да, поскольку через систему своих социальных качеств он выражает черты данного общества, социаль- ных групп и других социальных форм. Однако уровень развития лич- ности может быть различным. Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого и как биологического, и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Социологию интересу- ет не сама по себе неповторимость, индивидуальность, а ее влияние, место в общественных процессах. Изучение личности требует выявления многообразных соци- альных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями и т.д.). Прежде всего необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Положение раскрывается через понятие ста- туса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с при- надлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет [3,4]. Социблоги отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами, (например, статус го- рожанина) происхождением, местом рождения, то вторые - усилия- ми самого человека (например, статус специалиста). Статусы могут быть формализованными (например, директор предприятия) и не- формализованными (лидер коллектива, группы). Статус и роль тесно связаны. Социальные роли - это те функции личности, которые обу- словлены социальным статусом. Статус и роль отражают динамичес- кие и статистические аспекты социального положения [7]. Если статус - это объективное, то социальная роль - единство объективного и субъективного. Статус обозначает место индивида в социальной системе, роль - это совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий данное место. Каждый ста- 87 личность туе обычно предполагает целый набор ролей. Содержание социаль-' ной роли диктуется обществом, его требованиями, включающими предписания, оценки, ожидания, санкции. Уровень выполнения этих требований зависит от того, как они преломляются в сознании лич- ности и реализуются в ее деятельности. От специалиста, выпускника высшей школы, общество, например, ожидает компетентного реше- ния задач профессиональной деятельности, высокого уровня нравст- венной и политической культуры. От отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания, сопереживания, готовнос- ти оказать помощь, поддержку. Согласно Т. Парсонсу, любая роль описывается пятью основ- ными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) мас- штабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая ->- размыта; 4) формализацией - действие в строго установленных ааравилах либо произвольно; 5) мотивацией. Поскольку каждый человек одновременно выполняет множест- во социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфлик- тов. Например, выполнение роли супругов, матери и отца и молодого специалиста, роли научного исследователя и преподавателя и т.д. Так как вхождение в социальную роль может быть затруднено особенностями личности, уровнем ее способностей, подготовленнос- ти, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружаю- щими и другими моментами, возможно возникновение внутрироле- вых конфликтов. Исследование процесса адаптации молодого специ- алиста в трудовых коллективах показало, что внутриролевые конфлик- ты возникают в связи с неподготовленностью выпускника ^осущест- влению организаторской, воспитательной работы в коллективе, от- сутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую-не соответствует ориентациям предприятия на использова- ние молодого специалиста в первые годы на исполнительской и час- то нетворческой работе и др. Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности целесообразно рассмотреть ее внутреннее строение. Какова же внутренняя духовная структура личности? Социолога интересуют внутренние детерминанты социального поведения человека, которые включают его определенным образом в жизнедеятельность конкретных социальных общностей и общества в 88 ЛИЧНОСТЬ целом. К таким субъективным детерминантам социального поведе- ния личности относятся прежде всего ее потребности и интересы. Потребности человека - те формы его взаимодействия с миром (ма- териальные или духовные), необходимость которых обусловлена осо- бенностями воспроизводства и развития его биологической, психо- логической, социальной определенности и которые в той или иной мере осознаются, ощущаются человеком. Потребности показывают нам противоречия между наличным и необходимым. Это характерис- тика объективного в личности. Это нужда, необходимость в чем-то, что обеспечивает ее существование, сохранение [2,5]. Одна из наиболее интересных и полных классификаций пог требностей была дана американским социологом и социальным пси- хологом А. Маслоу. Он выделил пять видов потребностей и располо- жил их в восходящем порядке от низших к высшим, духовным: 1) физиологические, 2) потребности безопасности и качества жизни (стабильность условий существования, уверенность в завтрашнем дне, 'безопасности существования, в гарантированной занятости и т.д.); 3) социальные потребности (в привязанностях, принадлежности к кол- лективу, общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в современной трудовой деятельности); 4) потребности престижа (в уважении со стороны других, служебном росте, статусе, признании и высокой оценке); 5) потребности в самореализации, в творческом самовыражении и т.д. [б]. По А. Маслоу, потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Вряд ли можно согласиться с таким, выводом, ибо в деятельности могут найти выражение различные потребности. Их иерархия определяется множеством факторов, в.том числе и особенностью конкретной си- туации, культурой общества, культурой личности. В условиях острого кризиса общества, повсеместного наруше- ния правопорядка и законности на первый план выдвигаются по- требности безопасности существования. Как показали опросы обще- ственного мнения, в период избирательной кампаний по выборам в Верховный Совет Украины 1993 г. они даже несколько потеснили первую группу потребностей. Есть профессиональные группы, характер и условия труда которых на одно из первых мест ставят потребности в совместном труде или в творческом самовыражении и т.д. Отноше- ние к тем или иным потребностям опосредовано системой ценнос- тей, системой интересов общества и отдельных социальных групп. 89 личность Интерес имеет объективно-субъективную природу. Это осозна- ние потребностей личности. Потребности и интересы личности ле- жат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в ос- нове системы ее ценностей и ценностных ориентации. Понятие цен- ностей, ценностных ориентации выработаны в социологии для изу- чения регуляторов поведения личности. Объяснение и прогнозирование социального поведения лич- ности, его механизмов, побудительных причин, детерминирующих факторов строится во многом на исследовании ценностного мира личности. Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий социологии и других социальных наук. Им широко пользуются фи- лософы, политологи, культурологи, психологи, этнографы, истори- ки, правоведы, представители других отраслей обществознания, вкла- дывающие в него свой, как правило, особый смысл, отражающий и подчеркивающий те или иные стороны этого сложнейшего социаль- ного явления. Абстрагируясь от многочисленных споров, дискуссий о происхождении и природе ценностей [8,1] отметим, что социологи- ческий подход к этой проблеме направлен на выяснение роли цен- ностей как связующего звена между поведением личности, социаль- ных групп и общества в целом. Ценность не всегда является предме- том; реально нужным, необходимым человеку. Очень многое являет- ся для человека ценностью не столько в силу своих объективных свойств и качеств, сколько в силу признания их ценностью в опреде- ленной социальной среде, в данной культуре, в конкретном общест- ве. Это отнюдь не означает, что предмет воспринимается как цен- ность спонтанно, повинуясь произвольным движениям чувств, жела- ний, влечений человека и т.п. Вещи, предметы, явления предстают перед конкретным лицом в качестве ценностей, выстраиваются в оп- ределенную ценностную иерархию в силу действия сложных соци- альных механизмов, определяющих меру соответствия между реаль- ной значимостью вещи для потребностей и интересов личности и ее восприятием в качестве ценности. Дело в том, что индивид оценива- ет предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими по- требностями и интересами (которые он может и не вполне осозна- вать, знать, понимать), а пропуская оценку через призму распростра- ненных в данном обществе, в его культуре, в сознании различных социальных групп ценностных критериев, готовых оценок, представ- лений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Эти представления, существующие в виде идеалов, мировоззренческих принципов, нравственных и правовых оценок, стереотипов обыден- 90 ЛИЧНОСТЬ ного сознания и т.п., вырабатываются обществом, социальными груп- пами и являются готовыми, предлагаемыми, а то и навязываемыми индивиду формулами социального поведения. Каждый коллективный субъект социального действия (в том числе и общества в целом) вы- рабатывает свою систему ценностного сознания, дает реальности свое ценностное истолкование [1, с. 27-78; 114-129]. Совокупность ценностных представлений, усвоенных и приня- тых личностью, лежит в основе того, что она вокруг себя и в самой себе считает нужным, необходимым, того, к чему она стремится в своем поведении. Иерархически организованные представления о ценностях лежат в основе решений, принимаемых личностью в много- численных ситуациях социального выбора, активно участвуют в фор- мировании внутренней программы ее действий как в повседневных, так и в критических ситуациях жизни, "встраивают" индивида опре- деленным образом в общественную жизнь. Процесс формирования ценностного сознания личности не сле- дует рассматривать только как процесс одностороннего усвоения ин- дивидом готовых, надындивидуальных стандартов, образцов, ценност- ных критериев, присутствующих в общественном, групповом созна- нии. Личность способна более или менее адекватно осознавать собст- венные потребности и интересы, связь между ними и природными, социальными условиями своей жизнедеятельности, критически от- носится к "готовым" ценностным представлениям, проверять их ис- тинность собственным жизненным опытом. Ценностное сознание личности, следовательно, не простая проекция ценностных представ- лений общества, группы на внутренний мир человека. Это сложней- ший, многослойный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, "верифицированные" личным опытом, собственные оценки, собст- венные ценностные суждения. Одним из основных элементов духовной структуры личности является "ценностная ориентация". Она не совпадает со всей сово- купностью присущих конкретному индивиду представлений о цен- ном. Ценностная ориентация личности - это системно связанные ценностные представления о мире, его процессах и отношениях, ие- рархизирующие его определенным образом и реально детерминирую- щие поступки и действия человека, определяющие качественное свое- образие его жизнедеятельности в целом или частных ее аспектов. Ценностные ориентации дают представление об устойчивой направ- ленности интересов. 91 личность Наконец, еще один элемент внутренней структуры личности мотивы. Они характеризуют отношение личности к интересам, ори- ентациям, дают им оценку. В социологическом анализе личности и ее поведения важно учитывать то, что практическое отношение человека к тем или иным явлениям действительности внутренне детерминировано не только представлениями, мыслями о ценностях, но и соответствующим эмо- циональным отношением. Социальная направленность поведения личности представляет собой сложное, нередко противоречивое един- ство рационального и эмоционального. Социальная характеристика личности будет неполной без анализа такого регулятора ее поведе- ния, как социальные нормы. Полноценным субъектом общественной жизни, участником общественных отношений личность становится лишь по мере усвоения и принятия ею соответствующих социальных норм, регулирующих практически все стороны жизнедеятельности общества. Социальные нормы - общие, распространяющиеся на всех членов общества или на определенные их категории, правила поведе- ния в различных социальных .ситуациях. Благодаря социальным нор- мам, разрозненные индивидуальные человеческие действия и поступки интегрируются в систему общественных отношений, формируют оп- ределенный социальный порядок. Понять особенности той или иной личности, того или иного социального ее типа можно, лишь исследо- вав социальные нормы, которых личность придерживается не под давлением извне, принуждением, а на основе убежденности в их не- обходимости, правомерности, справедливости, в силу совпадения этих норм с ее ценностными ориентациями. Потребности, интересы, ценностные ориентации, социальные нормы - не исчерпывают собой перечень элементов определяющих направленность личности на способ социального действия. В систе- му социальной н&правленности личности входят также ее убеждения, идеалы, мировоззренческие принципы, вкусы, привычки и многие другие компоненты, нуждающиеся в четком фиксировании и иссле- довании. Диспозиционная теория саморегуляции, которая была раз- работана В.А. Ядовым [12], выделяет в качестве главных определяю- щих показателей общей позиции личности: 1) концепцию жизни и ценностных ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные обстоятельства; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к воспитанию и поведению в данных конкрет- ных условиях. 92 ЛИЧНОСТЬ Помимо социальной направленности личности важнейшим предметом измерения при социологическом анализе является соци- альный потенциал. Это собирательное понятие включает в себя такие личностные характеристики, как задатки, способности, знания, уме- ния, навыки и т.п., определяющие в своей совокупности не то, что человек делает, а то, как он это делает, т.е. способ, технологию чело- веческой деятельности, ее уровень, ее эффективность. Многие соци- ологические исследования направлены на измерение уровня способ- ностей людей к выполнению определенных социальных функций, их подготовленности к профессиональной, общественно-политической, культурной и иной деятельности. Социальная типология личности. Социализация личности. Одна из важнейших проблем социологического анализа - про- блема социальной типологии личности. Сходные условия формиро- вания личности детерминируют у множества индивидов общие, по- хожие взгляды на мир и его ценности, общие жизненные цели и за- дачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты характера, особенности интеллекта и т.д. Конечно, каждая из личностей по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким сочетанием, ансамблем социальных качеств, ко- торые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному типу - продукту сложного переплетения историко-культурных и со- циально-экономических условий жизнедеятельности людей. Поскольку социология имеет дело не с единичным, а с массо- видным, она всегда стремится найти в многообразии повторяющиеся признаки, раскрыть в личности существенное, типичное, закономер- но возникающее в определенных социальных условиях. Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности фикси- руется в понятии "социальный тип личности". Что же является критерием выделения социальных типов лич- ности? Различные авторы в соответствии со своей методологической позицией предлагают различный набор критериев: особенности мо- тивации, характер, образ жизни личности, ее нормативные качества и т.д. Социологическая типологизация имеет свои особенности. Она всегда связана с характеристикой не только субъективного, но и объ- ективного в личности и предполагает выяснение: . \ 93 личность 1) места личности в системе общественных явлений; 2) характеристику реальных форм жизнедеятельности; -3) направленности личности. Важно при этом учитывать не только нормативные, но и реаль- ные качества, их многообразие. На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фак- тически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в ' направлении идеального коммунистического типа личности. Все многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к раз- личным условиям и проявлениям типичного в этом плане. В.А. Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и модального (ре- ального), преобладающего на том или ином этапе его развития [II]. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается толь- ко с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. сис- тему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объек- тивным условиям современного этапа развития общества [11, с. 100]. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных ус- ловиях не осуществимы. В периоды крутой ломки общественных отношений, радикаль- ных и масштабных преобразований экономических, социально-по- литических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем обществе, ставшие повсеместно распростра- ненными социальные качества людей не совместимы с осуществляе- мыми в стране экономическими и политическими реформами. Со- ветский человек, адаптировавшийся к жизни в рамках так называе- мой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезнен- ный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, уме- ний, черт социального характера. Социология не только фиксирует реальные личностные каче- ства людей, их распределение по социальным типам, тенденции из- 94 . ЛИЧНОСТЬ менения социальных типов. Важной задачей социологии является изучение конкретных каналов, по которым идет формирующее влия- ние общества, социальных общностей и групп на индивида, механиз- мов этого влияния. . ' Становление личности - сложнейший длительный процесс приобщения личности к социальному, т.е. ее социализации. Это наи- более широкое понятие, которое служит для характеристики форми- рования личности. Социализация в словаре "Современная западная социология" определяется как "процесс усвоения индивидом на про- тяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того об- щества, к которому он принадлежит". Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает опре- деленные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функциони- ровать в качестве полноправного члена общества. Ведущим и опреде- ляющим началом социализации является целенаправленное воздей- ствие (обучение, воспитание). Однако социализация включает и сти- хийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности. В содержание социализации входит усвоение индивидом языка социальной общности, соответствующих способов мышления, свой- ственных данной культуре, форм рациональности и чувственности, принятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов и приемов деятельности и т.д. Индивид социализируется, включаясь в различные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. В этом плане социализацию личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация предполагает индивидуализацию поскольку она необходима для восхождения к индивидуальному. Человек ос- ваивает мир культуры избирательно, через свои интересы, свое миро- воззрение. Осваивая культуру, человек формирует свои способности, потребности, ценности. Поэтому нет социализации без индивидуа- лизации. Процесс социализации состоит из ряда этапов. Выделяют первичную и вторичную социализацию (усвоение социальных норм и ценностей ребенком, вхождение его в данную культуру, и последую- щее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека). Выделяют и такие стадии социализации как до- трудовая (охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности); трудовая (охватывающая период активного участия человека в трудовой деятельности); послетрудовая (период, начинаю- щийся с окончанием активной трудовой деятельности человека). 95 личность Социализация происходит под стихийным и целенаправленным воздействием огромного множества соответствующих общественных структур и институтов, роль которых по-разному проявляется на раз- личных этапах и стадиях социализации (семья, родственники, сверс- тники и дети старшего возраста, дошкольные детские учреждения, учебные ведения, трудовые коллективы, общественно-политические организации, искусство, литература, средства массовой информации и т.д.). |