Якуба Е. А. Социология, учебное пособие. Учебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г
Скачать 1.31 Mb.
|
фликтных ситуаций, ? Контрольные вопросы ?. Понятие экономической сферы, ее элементов. 2. Соотношение экономики с другими сферами. 3. Функции экономики как социального института. 4. Социальные механизмы функционирования экономики. Темы рефератов 1. Социологические исследования экономического сознания и поведения в 90-х годах. 2. Социологические исследования адаптации различных социальных групп к рын- ку, ' 3. Развитие предпринимательства и приватизации в Украине. 4- Социологический анализ бедности как социального феномена. Литература 1. Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991. ' 2. Корнай Янош. Путь к свободной экономике. - М.: Экономика, 1990. 1 Кизилов А.И( Массовое социально-экономическое сознание: тенденции измене- ния (1989 - 1993 ?т.).//Современное общество, 1994, ь1. Комозин А.И. Шоковая экономика: тенденции общественною мнения населе- ния России.//Социологические исследования, 1993, ь 11. . Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // К. Маркс и Ф Энгельс. Соч., т. 13, с. 1-167. Маркс К. Письмо к П.В. Аненкому, 28 декабря 1846 г. //К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т. 27, с. 401-412. Пол?тичний портрет Украхни. //Демократичн? ?н?ц?ативи.- Кихв, 1994, ь 9. Смслзер Н. Социология экономической жизни. //Американская социология. Пер- спективы. Проблемы. Методы. / Под. ред. Г.В. Осипова. М-: Прогресс, 1972. Сорокин П-. Человек, цивилизация, общество. - М.: Прогресс, 1992. Социальные аспекты экономической реформы. -К.: Наукова думка, 1991. Экономическая социология и перестройка. / Под ред. Р.В. Рывкиной. М-: Про- гресс, 1989. 9. 10. 11. 12. Энгельс Ф. Письма 90-х годов: И. Блоху, 21 (22)сентября 1890, К. Шмидту 27 октября 1890, В. Боргиусу 25 января 1894 гг. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 37, 39. . 119 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 2. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Социальная структура общества получает наиболее яркое выра- жение и закрепление в таком социальном институте, как политика. Политика как выражение и закрепление социального взаимодействия Связь политики с социальной структурой и особенно с соци- ально-классовой подструктурой можно проследить в генетическом, организационном и функциональном планах. Политические явления, формы появляются на определенном этапе развития в связи с углуб- лением социальной дифференциации общества. Разделение труда, возникновение частной собственности, углубление национально-эт- нических, поселенческих различий приводит к появлению социаль- ных групп с отличными, а то и прямо противоположными интереса- ми, для регуляции которых уже недостаточны нормы морали, обы- чаи. Возникает потребность в новых формах организации и регуля- ции поведения, связанных с особой публичной властью, которая по словам Ф. Энгельса, не совпадая с обществом, как бы возвышается над ним. Публичная власть отличается от власти внутри рода, племе- ни тем, что она особым образом организована уже не по кровному родству, а по территориальному принципу, имеет особую материаль- ную базу в виде займов и налогов, осуществляется профессионалами- чиновниками и опирается на специальные принудительные учрежде- ния (армию, полицию, суд и т.д.). Существуют различные методологические подходы к анализу публичной власти. Сторонники функционального похода рассматри- вают власть как свойство социальной организации, как способ само- организации, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения, как источник гармонии и согласия инте- ресов. Т. Парсонс определяет власть как "способность системы обес- печивать исполнение ее элементами принятых обязательств". При этом власть рассматривается как орудие согласования интересов, а, следовательно, интеграции общества. Представители конфликтного подхода связывают появление политической власти с противостоя- нием интересов, с утверждением отношений господства и подчине- ния. Марксизм выражает этот подход наиболее последовательно и глубоко. Согласно марксизму, политическая власть выражает волю уже не всех членов общества, а экономически господствующих соци- 120 СОЦИАЛЬН ЫЕ ИНСТИТУТЫ альных групп. Под влиянием социальной дифференциации власть институционализируется в систему политического господства, основ- ной силой которой является государство. В организационном плане политика - это система сложных механизмов, выражающих и обес- печивающих социальное взаимодействие, в том числе господствующее положение одних социальных групп, формы сопротивления других. В функциональном отношении любые политические формы всегда служат выражению и защите интересов определенных социальных групп. Несомненно, что политика при этом служит и согласованию интересов, решению общих дел, но главное ее назначение - закреп- ление отношений господства и подчинения. Для характеристики политических явлений, процессов социо- логия использует целый ряд понятий. Наиболее широким из них яв- ляется понятие "политической сферы". Она включает все явления политического характера. Это политическое пространство, в котором протекают все политические процессы. Структура политической сферы раскрывается через понятия политического сознания, норм, органи- заций, учреждений, отношений. Для анализа одних и тех же процес- сов могут'употребляться различные понятия в зависимости от аспек- та рассмотрения. Если нас интересует политическая деятельность, мы оперируем понятием политическая жизнь. Если нас интересуют ме- тоды и способы участия масс в управлении, мы обращаемся к катего- рии демократия. При характеристике политики^ как способа, уровня освоения и преобразования мира мы пользуемся понятием "полити- ческая культура". Когда нас интересует существенное, типическое в политической сфере как целостном образовании, мы обращаемся к понятию "политическая система". Это более глубокое, емкое поня- тие, нежели сфера. Оно дает системное, целостное представление о функциях и развитии политической сферы и др. Центральным понятием, связывающим'все остальные, являет- ся понятие власти, характеризующее политические явления, процес- сы. М. Вебер определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то меж- ду государствами, внутри государства, между группами людей, кото- рые она в себе заключает" [2, с. 646]. По словам Р. Арона, политика - это борьба за власть и связанные с ней преимущества [1, с. 42-43]. Политика - это область целенаправленных отношений между социальными группами по поводу использования власти и ее распреде- ления для реализации их коренных интересов. 121 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Политическое господство, его легитимность Система политического господства организационно оформляет выделение и закрепление управленческого труда с определенными социальными привилегиями. В связи с'этим М. Вебер говорит о не- избежности бюрократии как такой системы управления, которая тре- бует профессиональных экспертов и отличается иерархией, безлич- ностью, непрерывностью, конкурентным отбором. - Чтобы избежать тирании бюрократов, М. Вебер предлагает ре- ализовать идеи плебисцитарной демократии, согласно которой силу парламентской демократии должен дополнять лидер, избранный пря- мым голосованием народа. К. Маркс обращал внимание на связь бюрократии с господ- ствующей классовой группой, на стремление бюрократии выдать свои корпоративные интересы за всеобщие. С точки зрения К. Маркса, общество должно в конечном счете избавиться от государства и его атрибута бюрократии. Как относится к государственной власти население? Государство, по М. Веберу, - отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (которое признано со стороны управляемых) насилие как средство [2, 646, 647]. М. Вебер выделяет три типа легитимного господства, характе- ризующих мотивы подчинения. Первый тип - легальное легитимное господство - предполагает правовое государство, в котором все под- чиняются закону. Любая власть, издающая и обеспечивающая вы- полнение законов легальна. Вместе с тем она может быть нелегитим- ной, т.е. не признаваться населением. С другой стороны, в обществе может существовать нелегальная власть, например, власть мафий. Другой тип - традиционное легитимное господство основан на вере в непоколебимость, священность давно существующих по- рядков, обычаев. Традиционное господство характерно для монархи- ческой формы правления. . Третий тип - харизматическое господство предполагает лич-: ную преданность руководителю, вождю, связанную с верой в особые его качества, в его священный дар (харизму). Существуют и иные типы легитимности, в частности, идеоло- гические (классовая, националистическая) и др., связанные с оправ- данием власти той или иной идеологией. Политическая нестабильность, государственные перевороты в современном мире, как правило, свидетельствуют о кризисе леги- тимности. 122 . СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Взаимоотношение политики с другими сферами общества Политика испытывает влияние различных факторов: социаль- ных, экономических и духовных процессов, нравственных и право- вых систем и т.д. Марксизм считает, что во взаимодействии политики и экономики приоритет принадлежит .экономике, ибо только глубин- ные экономические процессы могут объяснить само изменение по- литики, возрастание роли тех или иных политических форм и др. Политика является вторичной, производной, ибо тип политического господства в конечном счете определяется типом господствующих экономических отношений. Изменения в сфере политической в ко- нечном счете объясняются особенностью глубинных экономических процессов. В то же время марксизм не отрицает обратного влияния политики. В демократических обществах связь политики с другими сферами носит более гибкий характер, усиливается роль моральных, религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни. В переходные периоды, при нарастании авторитарных тенден- ций усиливается роль политических методов регулирования социаль- ных процессов. При тоталитарных режимах политические методы вытесняют моральные, правовые, экономические регуляторы. Существуют и иные трактовки соотношения политики и других факторов. Так, современный французский социолог Р. Арон отстаи- вает мысль о том, что во взаимодействии политики и экономики при- оритет принадлежит политике. Сравнивая различные виды индустри- ального и постиндустриального общества, он приходит к выводу, что их характерные черты зависят прежде всего от политики [1, с. 29-30}. Право как совокупность законов издается или санкционирует- ся государством. Это орудие выражения и реализации государствен- ной воли. Политика тесно связана с правом. Его применение обеспе- чивается силою государственного аппарата. В свою очередь, государ- ство не может существовать без права, ибо только в форме права воле государства придается всеобщая обязательная форма. Можно сказать, что законы это тот язык, при помощи которого государство форму- лирует свои властные веления. ' По мере того как государство вытесняет родовую организацию, право в период разложения первобытно-общинного строя постепен- но вытесняет родовые обычаи, заменяя их законами, выражающими интересы правящих структур. Отношение к праву, законности определяет особенности поли- 123 !. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Этической организации общества в целом, тенденции развития мето- дов, способов политического управления. Структура политики Политика имеет сложную структуру.. Основными ее элемента- ми являются политическое сознание, политическая организация и политические отношения. . Политическое сознание - это чувства, настроения, взгляды, представления, интересы, идеи, идеалы, ценности, убеждения, свя- занные с отношениями социальные групп к политической власти, ее завоеванию и удержанию; В обществе постоянно происходит инсти- туционализация Взглядов, идей в цели, программы деятельности. По уровни сознание может быть научным и обыденным, в нем могут преобладать психологические или идеологические элементы. Оно может быть истинным или ложным, оптимистическим или песси- мистическим, прогрессивным и реакционным, устойчивым и неус- тойчивым и т.д. ' . Социолога интересует не общественное сознание вообще, об- щие тенденции его развития (место сознания, духовных процессов в мире раскрывает философия), а реальное политическое сознание кон- кретных общностей, общества, личности, которое вызывает соответ- ствующее социальное действие и взаимодействие. Социолог изучает реальное сознание масс и его состояния, на- строение, убеждения, мнения. При этом раскрывается роль таких элементов духовной структуры, как потребности участия в управле- нии, активного политического действия, политических интересов, политических ценностей, ценностных ориентации и мотивации. Политическая организация - это совокупность всех государст- венных и негосударственных учреждений и организаций, реализую- щих политическую власть, участвующих в регулировании взаимоот- ношений между социальными группами. Она включает органы госу- дарственной власти и государственного управления, учреждения, ор- ганизации, преследующие политические цели. Это не только, поли- тические'партии, но и общественные организации, а также такие неформализованные институциональные формы как митинги, де- монстрации и т.д. Политическая организация чаще всего отличается внутренней противоречивостью, поскольку включает не только политические уч- реждения и организации, выражающие интересы правящей полити- ческой элиты, но и политические организации, выражающие интере- '"' 124 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ сы социальных групп, устраненных от власти, различные оппозици- онные структуры, не только неинституциональные формы полити- ческой поддержки, но и формы политического протеста. Можно го- ворить в этом плане о социальных механизмах системы политическо- го господства и социальных механизмах социально-политического сопротивления внутри политической организации. По мере исторического развития политическая организация усложняется. Политическая организация рабовладельческого обще- ства включала государство, официальную церковь как элементы сис- темы политического господства рабовладельцев и весьма неустойчи- вые, временные объединения рабов. Заметную роль играла также каста жрецов, различные религиозные секты, объединения юридически неполноправных слоев пришлого населения, объединения купцов и ремесленников. Политических партий и профессиональных союзов в современном их понимании (т.е. как массовых и четко оформленных организаций) еще не было. Политическая организация феодального общества оказалась более сложной. Система политического господ- ства феодалов включала многочисленные рыцарские, монашеские ордена. Определенные политические функции выполняли купечес-- кие гильдии и цехи ремесленников. Здесь мы уже находим многочис- ленные организации восставшего крестьянства. Политическая жизнь развивается в религиозной форме. Отличительной чертой всей поли- тической жизни было ее органическое соединение с хозяйственной жизнью. Политическая власть выступала в качестве атрибута земель- ной собственности. При капитализме политическая жизнь становится центром всей общественной жизни. Растет число звеньев политической организа- ции общества, все более сложными становятся взаимоотношения между ними. При капитализме возникает специфически политичес- кая организация - партия. Политическая организация централизует- ся в национальных масштабах и интернационализируется в междуна- родных масштабах. Впервые угнетенные классы поднимаются до со- здания целой системы своих организаций, развивающейся под руко- , водством политических партий. Внутри политической организации капиталистического общества по существу складываются политичес- кие механизмы социального сопротивления, противостоящие систе- ме политического господства. Изменяется и сама система политичес- кого господства. Однако всегда центральным интегрирующим эле- ментом политической организации является государство. Оно связы- вает определенные политические учреждения и организации в систе- ? 125 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ му политического господства, против него объединяются оппозици- онные силы, т.е. именно государство придает политической органи- зации характер целостного, хотя и противоречивого образования. Политические отношения - это устойчивые политические связи и взаимодействия, которые складываются в связи с функционирова- нием политической власти. Это отношения политических деятелей, руководителей и массы, элиты и электората (избирателей), элиты и контрэлиты, лидеров и групп поддержки и др.. К устойчивым видам деятельности относится участие в выборах органов власти, осуществление законодательных, судебных, управ- ленческих функций, руководства, лоббизма, организации партийной работы. Важнейшим средством совершенствования всех элементов по- литики и политической системы в целом является политическая куль- тура. Она предполагает образованность и информированность обще- ства, знание и уважение законов, терпимость к другим мнениям, спо- собность учитывать чужие интересы, умение разрешать противоре- чия, искусство компромисса, владениеметодами, способами демо- кратического управления. Функции политики Политика каксоциальный институт выполняет многообразные функции. К ним относится прежде всего ценностно-ориентационная функция, политика выражает коренные интересы социальных групп, дает определение коллективных целей, программ общественного раз- вития. Политика осуществляет функции управления и руководства политическими и общественными процессами в интересах отдель- ных социальных групп и общества в целом, разрешает возникающие социальные и политические противоречия. С политикой связана транс- формация общества. Способствуя реализации определенных интере- сов, целей, политика осуществляет инновационную функцию. Имен- но политика создает новые формы организации, обеспечивает изме- нение и развитие общества. Осуществляя управление различными сторонами жизни общества, политика как социальный институт ин- тегрирует развитие разных сфер общества, т.е. осуществляет особую интегрирующую функцию. Наконец, политика как специфическая среда социализации осуществляет функцию воспитания, формирова- ния личности. 126 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |