Якуба Е. А. Социология, учебное пособие. Учебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г
Скачать 1.31 Mb.
|
общества? 2. Чем отличается поселенческая структура индустриального общества от поселенческой структуры традиционного общества? 3. Назовите основные элементы и функции города как социального организма. 4. Чем определяется социально-пространственная дифференциация города? 5. Каковы отличительные особенности городского образа жизни? 6. Дайте характеристику социально-демографической структуры и процессов крупного города. Темы рефератов 1. Социологические исследования социальных перемещений и образа жизни в крупном городе. 2. Сельские мигранты в городе. .- 3. Новые города (социологический анализ). 4. Проблемы прогнозирования дальнейшего развития поселенческих образований. 5. Экологические проблемы современного города. Литература м,: Баранов А. В. Социально-демографическое развитие крупного города. Финансы и статистика, 1981. Денисова Г.С. Социальное расслоение как фактор напряженности в городе // Социологические исследования, 1992, ь9. Куцев Г.Ф. Новые города. - М.: Мысль, 1982. Макеев С.А. Социальные перемещения в крупном городе. Киев: Наукова думка, 1989. Матяш С.А. Человек в городе. - Киев: Наукова думка, 1990. Образ жизни населения крупного города. - Л.: Изд-во Ленинградского универси- тета, 1988. Семья и воспроизводство структуры трудовой занятости. Киев: Наукова думка, 1989. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура.- М., 1980. Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. - М., 1987. 75 КУЛЬТУРА III. КУЛЬТУРА Большую роль в формировании целостности общества, его ка- чественной определенности играет культура, Понятие культуры Слово культура латинского происхождения и первоначально означало возделывание почвы человеком, ее культивирование. В даль- нейшем этим термином стали обозначать все, созданное человеком, а под культурой понимать все, что отличает человека, общество от при- роды. В этом смысле развитие человечества означает развитие его культуры. Она связана с тем, что отличает человека от животного, от естественных природных инстинктов, с тем, что возделано человеком в себе, обществе, а не взято в готовом виде у природы. Это орудия труда, социальные формы жизни, обычаи, образцы, нормы, социаль- ное регулирование поведения, социальный контроль и т.д. Но если это все, что, на первый взгляд, и составляет общество, то зачем еще одно понятие? В действительности, общество и культура - это раз- ные понятия, здесь нет дублирования, ибо они соотносятся как ха- рактеристики целого и его качества. Понятие культуры дает качественную характеристику общест- ва, выражает меру его прогресса, уровень и меру достигнутого в пла- не господства над силами природы и своими собственными социаль- ными связями и отношениями. В самом общем смысле этого слова культура - это системное интегративное качество общества, выражающее уровень достигнуто- го в его развитии. Это относится ко всем типам, видам культуры, ее проявлениям. Под культурой всегда имеются в виду явления, процес- сы, отношения, которые качественно отличают общество, человека от природы, являются результатом социального взаимодействия. Культура - понятие сложное, многогранное. Ее можно рас- сматривать в разных планах. Отсюда многообразие социологических определений культуры. В широком смысле слова культура - это со- циальный механизм взаимодействия (методы, способы, образцы, сред- ства взаимодействия) личности, общности со средой обитания (при- родной и социальной), которые обеспечивают передачу опыта и раз- витие преобразовательной деятельности- В узком смысле слова - это ценности, убеждения, образцы, нормы поведения, присущие определенной социальной группе, оп- ределенному обществу [7. с. 41].Вряд ли можно противопоставлять "76 КУЛЬТУРА понятия культуры в узком и широком смысле слова, ибо культурой являются не сами по себе ценности, нормы, а ценности, нормы как способы, обеспечивающие поддержание деятельности и ее развитие. В зависимости от уровня, масштабов, форм социального взаи- модействия различают типы, виды и формы культуры. Так, каждое конкретное общество создает на протяжении своей истории собст- венную суперкультуру, которая передается из поколения в поколе- ние. Социальные общности вырабатывают свою культуру. Каждый вид деятельности также связан с формированием соответствующего вида культуры и т.д. Поэтому наряду с общечеловеческой культурой и доминирую- щей суперкультурой выделяются субкультуры - модели убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, характерных для той или иной социальной общности. Например, профессиональная, национальная, конфессиональная (христианская, мусульманская и т.п.) субкульту- ры. Модели, которые воспринимаются в обществе как странные, вы- зывающие, находящиеся в конфронтации по отношению к домини- рующей культуре, субкультурам, определяются как контркультуры. К ним относится, например, молодежная контркультура, которая сфор- мировалась на основе движения "хиппи" в 60-х годах, расистские модели ку-клукс-клана, модели нацистского толка в развитом циви- лизованном обществе и т.п. Социолог изучает соотношение различ- ных субкультур, контркультур, противоречия между ними и домини- рующей субкультурой общества, выявляет их оценку различными со- циальными группами. Распространенной при этом является тенден- ция оценки других культур по стандартам своей,собственной культу- ры. Эта тенденция получила назв'ание этноцентризма. На практике она зачастую выражается в навязывании своей системы ценностей, своего образа жизни. Альтернативой этноцентризму является куль- турный релятивизм, который требует оценивать любую культуру только по ее собственным стандартам. В действительности, оценка разно- видностей культуры немыслима без сравнительного анализа, в част- ности, без учета общих тенденций развития суперкультуры и общече- ловеческой культуры. Исторически сложились две формы культуры: высокая (эли- тарная) и народная (фольклорная). Элитарная включала прежде все- го классические музыку, живопись, литературу, которые создавали профессионалы высокого уровня. Народная культура включала фольк- лор, песни, танцы, сказки, мифы, которые создавались людьми в процессе повседневной жизни. Как правило, элитарная культура со- 77 КУЛЬТУРА здавалась и потреблялась немногими, народная же была связана с жизнью широких народных масс. В современном обществе в связи с развитием средств массовой информации возникает еще одна форма - массовая культура, кото- рая апеллирует ко всем и рассчитана на массовое потребление. Для массовой культуры характерно сведение подлинно высо- " кой культуры к усредненному поверхностному выхолощенному со- держанию, потакание неразвитым вкусам. Массовая культура связана . с унификацией, стандартизацией духовного в личности, в обществе. Это не исключает высокого уровня отдельных проявлений массовой культуры. Многообразие культур не исключает общих элементов или куль- турных универсалий. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделяет 60 культурных универсалий. Р. Мертон, изучив сотни культур, называет десятки общих черт, свойств разных культур. Это изготовление орудий труда, совместный труд, обычай дарить подар- ки, похоронные ритуалы, осуждение убийств, хищений, оскорблений и т.д. Культурные универсалии позволяют говорить об общечелове- ческой культуре и основных социокультурных тенденциях, которые приводят к развитию суперсистем типа, например, Запад и Восток и ДР. Каковы же основные элементы культуры? При всем различии конкретных толкований, последовательности изложения в социологической литературе, как правило, рассматрива- ются следующие элементы: 1. Язык как система знаков, наделенных определенным значе- нием, которые используются для хранения, преобразования и пере- дачи информации. , 2. Ценности, включающие смысложизненные ценности (пред- ставления о счастье, о цели, о смысле жизни), витальные, ценности общественного призвания, межличностного общения, демократичес- ких свобод, семьи). Верования, убеждения. 3.. Нормы, выражающие требования общества к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный кон- троль и дает образец поведения. 4. Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычаи представляют привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Традиции - элементы наследия, которые переда- ются из поколения в поколение и образуют преемственную связь в человеческой истории. Обряды - стереотипы символических кол- лективных действий, выражающих чувства. 78 КУЛЬТУРА ? Все эти элементы являются средством не только хранения и передачи опыта, но и средством преобразующей деятельности. ^ Культура это не вообще сознание, не просто ряд духовных эле- ментов (представления, знания, убеждения, ценности, нормы и др.), а способ, метод ценностного освоения действительности. Это умения и навыки применения знаний, норм и т.д. Это то, что воплощается в практической деятельности, в устойчивых повторяющихся образцах и моделях деятельности. Функции культуры Культура выполняет целый ряд функций. Прежде всего она выступает средством хранения и передачи человеческого опыта, т.е. выполняет функцию социальной памяти. Вместе с тем она не сводит- ся к ней. Культура соединяет духовные богатства, накопленные чело- вечеством в прошлом, и духовные ценности современного общества. Именно поэтому культура выполняет образовательную и воспитатель- ную, коммуникативную и регулятивную функции. Индивид стано- вится личностью по мере социализации, освоения культуры: знаний, языка, ценностей, норм, обычаев, традиций своей социальной груп- пы, своего общества. Именно культура делает человека человеком. Она же осуществляет социальный контроль, стимулирует и регулиру- ет его поведение. В. этом смысле культура - это человеческий срез истории. Будучи способом, средством социального воздействия, куль- тура обеспечивает освоение и преобразование мира, т.е. выполняет инновационную функцию. И, наконец, культура выполняет функ- ции интеграции и дифференциации общества. Освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д. Культура в этом плане обеспечивает целостность общностей, общества. Вместе с тем сплачивая одних, она противопоставляет их другим и является источником дезинтеграции. Методологические подходы к анализу культуры Существуют различные методологические подходы к социоло- гическому анализу культуры. Функциональный подход рассматривает в качестве основного элемента культуры ценности. По Т. Парсонсу, культура - организо- ванная определенным образом система ценностей, соответствующая потребностям. Культура отличается стабильностью, устойчивостью. Различные культуры имеют много общего, поэтому естественным развитием является только эволюция. 79 КУЛЬТУРА Конфликтный подход анализирует культуру как динамическую, противоречивую систему, как арену конфликтов, порожденных нера- венством людей. Ценности испытывают влияние других факторов, в частности, К. Маркс рассматривает их как производную экономичес- ких отношений. Существующие культурные системы не способны в равной мере обеспечить всех членов общества. Социальное неравен- ство приводит к постоянному социальному, напряжению, к револю- ционным катаклизмам. Доминирующая культура - это, как правило, результат навязывания господствующей группой своих норм, цен- ностей. Она подчиняет другие группы, закрепляет отношения гос- подства через ориентацию социальных институтов на ценности гос- подствующей группы, стимулирует конфликты. Оба эти подхода имеют и свои преимущества, и недостатки. Функциональный подход вследствие своих исходных положений о стабильности культурных систем меньше уделяет внимания культур- ным изменениям и отклонениям. Конфликтный подход раскрывает противоречия культуры, анализирует источники развития. Вместе с тем, он чрезмерно подчеркивает различия культур, не видит общих черт. Видимо, для обеспечения более полного анализа необходимо сочетать элементы различных подходов. В свое время попытку соединить конфликтную и функциональ- ную теории предпринял Р. Мертон. Он ввел понятие напряженности, взяв его из теории конфликта и применив к общему функционально- му подходу. Продолжая эту тенденцию, Л. Козер подчеркивает функ- циональность самого конфликта. В отечественной философской и социологической литературе иногда противопоставлялись два подхода к характеристике культуры. Она рассматривалась либо как творческая деятельность либо как спо- соб (технология) деятельности [5]. В действительности, эти подходы дополняют друг друга. Культура как способ освоения мира обеспечи- вает творческий, преобразовательный характер деятельности. Изменения культуры Культура не является застывшей, раз навсегда данной. Она из- меняется по мере развития потребностей общества. И эти изменения связаны с взаимодействием внутреннего саморазвития культуры с внешними факторами. ' Изменения в культуре происходят и под влиянием взаимодей- ствия различных культур. Интересны в этом плане материалы Меж- 80 КУЛЬТУРА дународного проекта "Ожидая изменения в Европе", который был разработан Международным исследовательским институтом социаль- ных изменений. Сравнение ценностей соответствующих российских и европейских когорт свидетельствует, что различия между ними со- кращаются, особенно в молодом возрасте. Новые поколения, форми- рующиеся в современных условиях, активно овладевают рядом за- падных социокультурных стандартов, предписаний, норм поведения. Однако это не исключает -своеобразия и даже уникальности россий- ской ментальности [3. с. 18,19]. Социальные изменения проявляются в возникновении или ис- чезновении определенных элементов культуры, трансформации внеш- них и внутренних связей, которые отражаются в образе жизни инди- видов. ' Социальные изменения универсальны и вместе с тем вариа- бельны. Уровни, скорость социальных изменений возрастают с раз- витием общества. Они могут быть стихийными и планируемыми, от- личаться по длительности и социальным последствиям., носить ко- ренной или поверхностный характер, противоречивый и непротиво- речивый. Рассмотренные в динамике социальные изменения представля- ют собой социальный процесс. Различают социальные процессы функ- ционирования, обеспечивающие воспроизведение качественного со- стояния объекта, и социальные процессы развития, обусловливаю- щие переход к качественно новому состоянию. Развитие - это ни что иное, как необратимые закономерные изменения (состава, структуры), т.е. носящие характер коренных, качественных. По направленности развитие может быть прогрессив- ным и регрессивным. В социологической литературе разграничиваются два типа со- циальных механизмов изменения, развития: эволюционный и рево- люционный и соответственно формулируются два методологических подхода к анализу изменений. При этом эволюционные процессы трактуются как постепен- ные, медленные, плавные количественно-качественные преобразова- ния, революционные - как относительно быстрые, коренные каче- ственные изменения..Эти подходы исходят из идеи поступательного развития как перехода от простого к сложному, от низшего к высше- му, от менее совершенного к более совершенному. Наиболее полно эволюционный подход представлен у Г. Спенсера, который рассматривает исторический процесс как часть 81 ' КУЛЬТУРА глобальной эволюции мира. Критерием прогресса Г. Спенсер считал усложнение социальной организации общества. ^ Э. Дюркгейм, развивая эти идеи, обосновывает положение о том, что причиной и результатом растущего усложнения общества является разделение труда. Представители эволюционного подхода рассматривают разви- тие общества как постепенный переход от традиционного к совре- менному обществу. У Ф. Тенниса в книге "Община и общество" кри- терием прогресса является изменение в системе связей и типе регуля- ции поведения. Если для традиционного общества, по Ф. Теннису, характерны неразвитая специализация, особое значение семьи и об- щины, общинных ценностей и религии, то для современного обще- ства характерно появление специализированной профессиональной деятельности, крупных объединений людей, ослабление социальной солидарности, ориентация на личную выгоду. Если регуляция пове- дения в традиционном обществе осуществляется более всего на осно- ве обычая, то в современном обществе преобладает регуляция на ос- нове формализованных правовых норм. На основе сравнения традиционного и современного общества возникла и теория индустриального общества, популярная в 60-х го- дах. Американский экономист и социолог У. Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест." говорит о пяти стадиях эволюции общества: 1) традиционное общество продол- жается от первобытного общества до 1780 года (время создания паро- . вой машины), 2) стадия подготовки перехода к индустриальному об- ществу, 3) индустриальное общество, 4) стадия зрелости индустри- ального общества, 5) стадия массового потребления. Критерий про- гресса по Ростоу - изменения в характере производства и потребле- ния. В 70-х годах получает развитие теория "постиндустриального общества", согласно которой общество в своем развитии проходит ^ три стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную, 3) постиндустриальную. 3. Бжезинский называет третью стадию технот- ронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. Если для первой ста- дии характерно преобладание сельского хозяйства, для второй - про- мышленности, то для третьей - сферы услуг. Каждая стадия имеет свою социальную структуру, цель, специфическую организацию. В постиндустриальном обществе это учреждения науки и образования, ученые. Стадии отличаются по первичным продукту и фактору про- изводства, по основным технологиям, по роли человека. Для третьей^ 82 КУЛЬТУРА стадии исходным продуктом являются услуги, знания и опыт челове- ка, передовые технологии - организационные, информационные технологии. Человек выступает в роли творца. Современные теории преодолевают представления об одноли- нейном прогрессе, подчеркивают его многолинейность, многоплано- вость, особенно когда говорят о нынешнем развитии общества. Со- временный французский социолог Ж. Гурвич говорит, например, о десяти типах глобальных обществ: 1) харйзматические теократии (типа древних Египта, Вавилона), 2) патриархальные общества, 3) феодаль- ные, 4) города-государства, 5) общества становления капитализма (17- 18 вв. в Европе), 6) общества конкурирующего капитализма (19 - нач. 20 вв.), 7) общество развитого капитализма, 8) фашистские общества на технико-бюрократической основе, 9) общества, опирающиеся на принципы коллективного централизованного этатизма, 10) общест- ва, опирающиеся на принципы множественного децентрализованно- го коллективизма. Марксизм предлагает концепцию революционного преобразо- вания общества. Согласно марксизму общество в своем развитии про- ходит 5 основных стадий: первобытно-общинную, феодальную, ка- питалистическую и коммунистическую. Каждая из стадий представ- ляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой особую роль играет материальное производство, экономические отношения. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию. Экономической осно- вой революции является противоречие между постоянно развиваю- щимися производительными силами и устаревшими производствен- ными отношениями, что выражается в обострении классовой борь- бы. Социальные революции разрешают социальные противоречия и ускоряют развитие общества. Кроме эволюционного и революционного подхода, базирую- щихся на идее професса общества, существуют циклические теории развития общества, которые рассматривают отдельные типы культур как исторически замкнутые образования и анализируют циклы их развития. Видные их представители - немецкий ученый О. Шпен- глер, английский историк А. Тойнби. О. Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: еги- петский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, ви- зантийско-аравийский, культура майя и русско-сибирская культура, каждый из которых уникален, своеобразен, подчиняется внутренним законам и вместе с тем проходит одни и те же стадии рождения, 83 КУЛЬТУРА восходящего, а затем нисходящего развития и гибели. Восходящее развитие О. Шпенглер называет живой творческой историей-культу- рой, нисходящее - цивилизацией, которая содержит только мертвые продукты культуры. А. Тойнби дает иное понимание цивилизации. Он называет цивилизациями все типы культур. Рассматривая цивилизацию, А. Тойнби выделяет 6 основных типов: 1) первичные обособленные цивилизации (египетская, андская), 2) первичные необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шапская, майя), 3) вторичные цивилизации (вавилонская от шумерской, древнеиндий- ская от индской, древнекитайская от шапской и т.д.), 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-му- сульманская, японская, 5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая), 6)неразвившиеся цивилизации (дальневосточная христианская, дальнезападная христианская). Кри- терием развития цивилизаций А. Тойнби считает наиболее полное развитие внутреннего самоопределения, заложенного в данной циви- лизации [9, стр. 250]. А. Тойнби дает сравнительный анализ цивили- заций, рассматривая особенности их развития. Из сказанного очевидно, что понятие "цивилизация" употреб- ляется в социологии в различных смыслах. Цивилизация отождест- вляется с культурой (например, у А. Тойнби). Понятие цивилизация употребляется для характеристики более поздних, зрелых этапов в развитии общества (например, цивилизация в отличие от дикости и варварства у Моргана). Цивилизация рассматривается как особая сфе- ра, часть культуры (например, у О. Шпенглера цивилизация - окос- тенелые, мертвые предметы культуры) [4]. Цивилизация рассматри- вается как уровень культуры общества. В теории индустриального и постиндустриального общества выделяются такие виды (уровни куль- туры) как аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивили- зация. В современную эпоху все чаще понятие цивилизации употреб- ляется для характеристики развития общества в целом. Широкое раз- витие средств массовой информации, компьютеризации. Информа- ционных технологий превращает современное общество в информа- ционное, для которого характерны значительно более тесные связи и взаимодействия. Человечество в связи с этим все более превращается в единую социокультурную целостность, единую цивилизацию с ее глобальными проблемами. Это сказывается и на общем процессе мо- дернизации общества - совокупности перемен, которые охватывают все общество, все его стороны и элементы. 84 КУЛЬТУРА Существуют и иные позиции по вопросу развития цивилиза- ций. Известный американский геополитик С. Хантингтон выступил с концепцией неизбежного столкновения цивилизаций [10]. Он оп- ределяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга и прогнозирует значительные конфликты вдоль линии разлома меж- ду цивилизациями: западной (европейской и североамериканской), исламской, конфуцианской, православно-славянской и др. Можно ли согласиться с подобными прогнозами, отрицающими становление единой цивилизации? Можно ли согласиться, что источником кон- фликтов в будущем будут не экономические и политические проти- воречия, не противостояние идей, а различие культур? Представляет- ся, что реальные процессы не дают оснований для таких выводов. За обострением национально-этнических отношений, за противостоя- нием религиозных движений обычно стоят определенные экономи- ческие и политические интересы. Контрольные вопросы |