Главная страница

Якуба Е. А. Социология, учебное пособие. Учебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г


Скачать 1.31 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г
АнкорЯкуба Е. А. Социология, учебное пособие.doc
Дата09.01.2018
Размер1.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЯкуба Е. А. Социология, учебное пособие.doc
ТипУчебное пособие
#13794
КатегорияСоциология. Политология
страница15 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

школа, 1991. ?

Шипаков М. От Лиона до Милана. // Студенческий меридиан, 1990,ь7.

ТЬе ип??еа 5?а1е& Зук?ет оГ Ес?исах?оп.- ип??ес? 5?а1е& ?пГогтах?оп Аеепсу, 1986,

.?ипе.,(в тексте стр. 16-17).
158
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
5. НАУКА КАКСОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
В развитии современного общества наука играет особую роль.

Наука не только важнейший, но и связующий, интегрирующий эле-

мент современной культуры. Все структурные элементы общества

испытывают все большее влияние науки. В свою очередь наука под-

вергается более сильному воздействию социально-политических, эко-

номических и других процессов.
Наука как сложный многогранный феномен
Наука - сложный многогранный феномен, который можно

рассматривать в разных планах. В культурологическом плане,-т.это

компонент культуры, это форма передачи позитивного опыта, обес-

печивающая прогресс общества, преемственное его развитие. '"".
В-логико-гносеологическом плане -- это система знания, осо-

бая форма общественного сознания, отличающаяся от других форм

по цели, глубине, способу отражения мира. ?;,-!.-:.
В деятельностном плане наука - это особая деятельность, на-

правленная на получение и применение знаний.
В практическом плане - это непосредственная производитель-

ная, практическая сила общества, преобразующая не только матери-

альное производство, но и духовную сферу. Наука - это великая

духовная, нравственная и интеллектуальная сила общества. Чем больше
развивается общество, тем больше его прогресс обеспечивается раз-

витием и применением науки.
В институциональном плане - это особый социальный инсти-

тут, придающий устойчивость и определенность общественным от-

ношениям и вместе с тем ускоряющий общественное развитие. Ин-

ституциональный характер деятельности означает, что в современ-

ную эпоху научная деятельность является целевой иерархизирован-

ной деятельностью, имеет сложные организационные формы, опира-

ется на специальную материальную базу, систему специальных мето>
ДОВ. . . :ОЕ
В информационном плане - это система, созданная для сбора>

анализа и переработки информации.
Таким образом, наука - это не просто система знаний, но и

процесс их получения и применения, это и результат специализирован-

ной деятельности, которая целевым образом организована и имеет ма-

териальное и методическое обеспечение.
В каком бы плане ее не рассматривать, наука остается продук-

та
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
том мирового развития и носит общечеловеческий характер. Несомнен-

но, развитие науки в отдельных странах имеет свою специфику и

требует специального анализа, особенно ее институциональные фор-

мы. Однако важно помнить о глобальном, мировом ее характере, о

недопустимости абсолютизации и противопоставления временных и

пространственных границ (советская, украинская наука и т.п.).
В сложной природе науки заключены внутренние противоре-

чия, которые являются источником ее развития. Наука не только сис-

тема знания, но и бесконечный процесс его развития, а, следователь-

но, отрицания старого. Науке внутренне присущ инновационный

характер. Вместе с тем, ее институциональные формы служат закреп-

лению того, что затем преодолевается, разрушается.
Наука прощда сложный и длительный путь развития. Первые

ее проявления можно обнаружить в глубокой древности. Это знания

в области астрономии, математики, механики, медицины, которые

находили практическое применение уже в древнем Египте, Греции, а .

также в странах древневосточной цивилизации. Процесс накопления

и применения знаний продолжается на протяжении всей истории.

Постепенно складываются и организационные, и нормативно-цен-

ностные формы научной деятельности.
Однако долгое время, вплоть до XX столетия наука не пред-

ставляла собой целостное, развитое, самостоятельное социальное об-

разование. Она развивалась в рамках иных социальных институтов;,,

религии, образования. И хотя элементы профессионализма в науч-,'

ной деятельности появились уже давно, общество упорно рассматри-

вало науку, главным образом, как любительское занятие, как форму

проведения досуга. ;:
Наука выполняет двеОсновные социальные функции: познава-

тельную и практическую. Первая направлена на поиск нового, ана-

лиз сущности процессов и явлений, выявление закономерностей их

развития, вторая направлена на применение знания, его использова-

ние в различных сферах общества. В соответствии с этим разграничи-',.

ваются 3 вида научных исследований: фундаментальные, прикладные

и разработочные (инженерные). С развитием общества возрастает

влияние науки на все стороны жизни общества, при этом изменяется!

роль прикладных исследований, растет их удельный вес в систем^

науки. ;
В СШАв80-е годы 10% ученых были заняты фундаментальны-

ми исследованиями, 20% - прикладными, 70% - разработочными.
По мере превращения в целостное образование сама наука все
160
___________________________________СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
чаще становится предметом специального исследования. Получают

развитие философия и история науки, оформляется науковедение ^.ак

общая наука о науке. В 50-е - 60-е годы американским социологом

Р. Мертоном закладываются основы социологии науки. В 70-е годы

получает развитие наряду с нормативной концепцией Мертона ког-

нитивная концепция в виде социологии научного знания. Яркие пред-

ставители этого направления - американский историк науки Т. ?^ун

и английский социолог М. Малкей.
Т. Кун подвергает критике мсртоновскую концепцию общего

понимания науки. В его книге "Структура научных революций" (ш

наука рассматривается как парадигма, принятая научным сообщест-\

вом. По мысли Т. Куна, ответить на вопрос, истинно ли знание, моя^о

только с учетом того, с позиции какой парадигмы его рассматривает.

То, как мы видим мир, зависит от того, как мы на него смотрим.
Т. Кун раскрывает особенности, механизм развития науки; Н^у-

ка, по его мнению, развивается не путем наращивания новых знании

а через периодическую коренную трансформацию и смену основных

представлений, через научные революции, через смену парадигм [ц

с. 20, 123-125]. . "
Парадигма, по Куну, - это не только теория, но и принципи-

ально новый подход к решению научных проблем, способ действо^а-

ния, новый путь, новая модель решения исследовательских зад^ч.

Анализируя теорию развития науки, Т. Кун показывает, что развитие

науки происходило именно таким образом. Он приводит пример с

возникновением астрономии Н. Коперника, теорией относительнос-

ти, которая сформулировала новую парадигму, теорией Ч. Дарвинц и '

ДР.
На примере социологии также можно убедиться в том, что нау-

ка не простое накопление знаний, а сложный противоречивый про-

цесс появления нового. Роль новой парадигмы в свое время сыгрдд

марксизм, который потребовал осмысления всех социальных проц&с- :,

сов с точки зрения их диалектического отношения с экономически-

ми формами при общем формационном подходе к истории развитая

. общества. В 30-е - 40-е годы XX ст. был сформулирован новый под-

ход к социологическому исследованию - структурно-функциональ-

ный анализ. В 80-е - 90-е годы все чаще отстаивается мысль о влия-

нии на развитие науки сочетания различных парадигм.
Широкую известность получили работы науковедов и социоло-

гов стран СНГ: Г-М. Доброва, А.А. Зворыкина, В.Ж. Келле, П.А. Рас-

кова, И. И. Леймана и др.^ которые анализировали науку как соци-

альный институт.
(> 5-275 .161
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Институционализация науки
Институционализация науки связана с переходом к професси-

онаной деятельности, с появлением научного профессионального

сообщества, специальных профессиональных учреждений и развити-

ем нормативно-ценностных систем их функционирования. Развитие

науки всегда было связано с удовлетворением потребностей общест-

ва. Институционализация приводит к более четкому выражению и

определению социально значимых функций науки, что в свою оче-

редь изменяет роль, статус, престиж науки в обществе. Признаком

институционализации является оформление научной деятельности и

деятельности специальных учреждений в качестве относительно само-

стоятельной сферы общественной жизни. Институциоанализация,

возникая на основе взаимодействия науки с обществом, обеспечива-

ет повышение эффективности научной деятельности, приводит в це-

лом к возрастанию роли науки.
В настоящее время наука имеет все признаки развитого соци-

ального института. В сфере науки в мире сейчас занято свыше 5 млн.

научных работников, издается 100 тыс. научных журналов, в которых

публикуются более 2 млн. научных статей в год. В развитых странах

на науку расходуется 3-4% национального дохода. Научная деятель-

ность является сложной дифференцированной и иерархизированной

деятельностью, которая опирается на особый вид производства. Нау-

ка обладает многочисленными специализированными учреждения-

ми, средствами: НИИ, АН, научные и информационные центры, биб-

лиотеки, музеи, органы координации и планирования, имеется своя

символика, своя система контроля и поощрения, система оценок

престижа ученых (звания, ученые степени и т.п.). Возникли научные

центры, объединяющие тысячи ученых, такие, как Украинский ин-

ститут кибернетики, Дубна, академ. городок под Новосибирском и

ДР.
Утвердились многообразные официальные и неофициальные

формы общения, совместной деятельности, в том числе "невидимые

миру колледжи", сложились мировые информационные системы.

Получили развитие нормативные системы и нормативное регулиро-

вание в сфере науки.
Согласно Р. Мертону, в основе функционирования науки как

социального института лежат 4 принципа, составляющие "Мораль-

ный императив науки" [14].
162
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Принцип универсализма (или объективности) характеризует объ-

ективную природу научного знания (это всегда истинное знание, со-

ответствующее реальности). Существуют общие критерии и правила

доказательства. Научная Ценность знания не зависит от того, кем и

когда оно получено. Этот принцип требует, чтобы объективно оце-

нивался результат исследований и репутация была основана на ре-

альных заслугах.
Принцип коммунализма (или всеобщности) требует, чтобы на-

учное знание принадлежало всему научному сообществу и станови-

лось общим достоянием. Оно не должно являться личной собствен-

ностью ученого или корпорации. Этот принцип настаивает на от-

крытости науки.
Принцип бескорыстности требует служения истине. Ученый дей-

ствует во имя достижения истины, а не .в корыстных личных целях.
Принцип организованного скептицизма требует, чтобы научное

знание не принималось на веру. Ученому должны быть присущи кри-

тичность и добросовестность в проверке полученных результатов.
В дальнейшем Мертон предложил дополнить перечень импера-

тивов "эмоциональной нейтральностью", Н. Сторер (проф. Гарвард-

ского университета) настаивал на таком принципе, как "интеллекту-

альная скромность", который требует учета и признания работы пред-

шественников [I]. Ян Митроф (проф. Южнокадифорнийского уни-

верситета) предлагает отнести к императивам принцип "беспристраст-

ности". Активно отстаивались в качестве моральных принципов ори-

гинальность, независимость научной деятельности и научных кон-

цепций. Наука эффективно действует там, где ей предоставляется

автономия. Наука политически нейтральна.
Положения Р. Мертона об этосе науки справедливо критико-

вали за несколько абстрактный, неисторический подход. Они факти-

чески опирались на абстрактную модель чистой науки. Английский

социолог М. Малкей в книге "Наука и социология знания" отмечает,
что Мертон предлагает идеализированные нормы должного [13,

с. 113-118]. .
Социологические исследования показали, что реальная деятель-

ность не всегда соответствует этим нормам. Состязательность в науке

порой "'исключает открытость, ученых интересует не только истина,

но и признание приоритета. Ян Митроф исследовал 42 научных уч-

реждения, которые занимались лунным проектом "Аполлон" (1974г.),

и показал, что главным сти'мулом активности являлась заинтересо-

ванность во всеобщем признании. Митроф доказывает, что сущест-
О* . ^ . . 163
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
вует не один, а по крайней мере два ряда противоположных норм.

Так, норме эмоциональной нейтральности противостоит норма эмо-

ционального предпочтения. Необходима сильная, даже неразумная

преданность идеям для того, чтобы добиться победы. Норма универ-

сализма уравновешивается нормой партикуляризма. Открытость -

секретностью, которая позволяет избежать преждевременной оглас-

ки и удостовериться в надежности данных и т.д.
М. Малкей в связи с этим замечает, что в области науки мы

имеем дело со сложным языком морали [13, с. 124].
Критика Мертона справедлива в том смысле, что нет чистых

абстрактных норм науки, они по-разному действуют в определенных

общественных условиях во взаимосвязи с общесоциальными норма-

ми и испытывают воздействие множества факторов. Но это не озна-

чает, что:следует отвергнуть нравственный императив Р. Мертона.

Он отражает особенности природы и высокое нравственное назначе-

ние науки, ориентирующейся на объективную истину. Мертоновская ,

нормативная концепция сыграла огромную роль в становлении и раз-

витии профессиональных социологических подразделений. Более того,

целесообразно расширить число элементов морального императива,

включив в него принцип, отражающий связь науки с обществом, тре-

бующий, чтобы ученый ориентировался на интересы общества, чело-

вечества. Это вовсе не исключает универсальности науки. В.М. Келле

в связи с этим замечает, что в ракетно-ядерный век развитие науки

без ее ориентации на общечеловеческие ценности становится опас-

ным. В условиях, когда наука проникает в тайны природы и челове- ,

ческого организма, ориентации на: ценности гуманизма столь же не-,,,

обходимы, как и ориентации на объективную истину [9, с. 124-125}.,,

Ученый несет ответственность за выбор направления исследования,

за практическое применение его результатов.
Кстати, сам Р. Мертон вовсе не исключал иных принципов. Он

говорил об амбивалентности ученого (от лат. атЬо - оба и уа?еп??а -

сила), т.е. о противоречивости, двойственности, имея в виду проти-

воречия в системе норм, необходимость учета различных норм. Мер-

тон описывает пары норм: например, исследователь стремится по-

знать новое, но он не должен поддаваться моде. Для него значимы

оценка и признание, но он вынужден отстаивать свои идеи вопреки

общим мнениям. Для него необходима эрудиция, он должен знать

предшественников, но она не должна мешать творческому подходу.

Научное знание универсально, оно не принадлежит ни одной нации,

но всякое научное открытие делает честь нации, которая ему благо-
- 164
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
приятствовала. Первейшая обязанность ученого - воспитывать но-

вое поколение, но он не должен допускать, чтобы обучение отнимало

всю его энергию. Для молодого ученого нет большего счастья, чем

учиться у выдающегося мастера, но он должен стремиться стать са-

мим собой и др.
Огромная заслуга Р. Мертона заключается в том, что он про-

должая лучшие традиции методологии науки, обратил внимание на

нравственный смысл научной деятельности, на органическое единст-

во особенностей творческой деятельности и нравственности. Научно-

исследовательская деятельность по своей природе, вследствие стрем-

ления к истине, требует объективности, честности, самокритичности,

добросовестности, ответственного отношения к делу. Одновременно все

эти характеристики являются нравственными нормами.
Моральная чистота, скромность соответствуют характеру науч-

ной деятельности, если она связана с объективным научным анали-

зом процессов. Ученые, строго придерживающиеся логики в выво-

дах, фактах, являются по преимуществу честными и добросовестны-

ми. И, наоборот, если результаты искажаются, приспосабливаются к

ситуации, это характерно для псевдоученых, для безнравственных

личностей. Нравственная чистота, говорил А. Эйнштейн, является

залогом адекватного отображения бытия.
Внутренняя логика науки, социальные механизмы ее функцио-

нирования таковы, что они требуют объективности, рождают чувство

.ответственности и, следовательно, требуют моральных императивов.
В современную эпоху во взаимодействии общества и науки все

более значимым становится служение науки гуманным целям. В этом

смысле сама наука, как писал В.И. Вернадский, должна трактоваться

. как система общественного интеллекта и нравственного императива,

направленного на сохранение биосферы земли [3, с. 44, 98].
Таким образом, существует сложная и Противоречивая система

норм. Актуализация тех или иных норм, особенностей нормативного

регулирования зависит от конкретных реальных социальных процес-

сов.
Наука, научная деятельность как объект

социологического анализа
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта